Обзор по зимнему туру Вадима Гройсмана

Литературный Фестиваль Рунета
Прочитав полсотни стихотворений, вошедших в лонг-лист зимнего тура, я порадовался поэтической грамотности авторов, их свободной ориентации в разных традициях и владению различными техниками на достойном уровне. К сожалению, на сей раз обошлось без удивительных открытий, без замирания духа. Это хороший средний уровень. Задача эксперта поэтому оказалась непростой, а отбор – в большой степени субъективный. Я не удивлюсь, если другие эксперты отдадут предпочтение иным текстам.

2. Анна Арканина "Переводчик снега" http://www.stihi.ru/2014/10/03/5161

а когда до снега останется пара дней
и такая же пара ночей беспокойных и длинных
воздух станет больнично-чист и прозрачно-нем
только будет гореть и цепляться за жизнь рябина

в бестелесном небе с глубоким белесым дном
будто смотришь на дно трехлитровой немытой банки
будут спорить вороны каркая об одном
и листву выдыхая его дожидаться парки

я закрою двери и выключу в доме смех
заболев тишиной разбегутся на буквы строчки
я так жду потому что когда говорит снег
не молчит его преданный переводчик

Простые, спокойные, грустные и образные стихи. Немного огорчает, что это стихи о поэзии. Хотя, конечно, это не недостаток текста – тема творчества присутствует у всех поэтов.

3. Владимир Сорочкин "Потаённое небо…"  http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530

Потаённое небо вишнёвого цвета
Разольёт осторожно – волна за волной –
Тёплый чай утонувшего в зелени лета –
Терракотовый, терпкий, тугой, травяной.

Что за тени толпятся за нами, пугая?..
Ничего ты не скроешь: таи – не таи...
Как горьки на беспечных губах, обжигая,
Родниковые, глупые слёзы твои.

Улыбнись! – и не будь так строга и предвзята. –
Уходя, я навек забираю с собой
Глаз бесценных твоих акварельную мяту,
Смолянистый чабрец, золотой зверобой.

Довольно узнаваемая интонация, немного напоминающая стихи Арсения Тарковского. Стоит отметить оригинальность метафор и эпитетов, яркую образность. Из недостатков – автор порой испытывает затруднения, когда ему приходится заполнять строку и подбирать рифму. «Ничего ты не скроешь: таи – не таи»: в этой строке короткие слова заняли множество пустующих мест, в то же время и по смыслу она необязательна. «Не будь так строга и предвзята» - предвзятость притянута только ради рифмы. А ведь эти недочеты не так уж сложно исправить. Может быть, самое трудное – это их осознать.

8. Сибирский Волк "Июльский камень, далее круги..." http://www.stihi.ru/2015/12/04/5494

Июльский камень, далее круги
плывут по уткам, месяцам и бёдрам
раздвинутых деревьев – далеки,
как ивы, слепота и бездорожье,
мы входим в [между кадрами] зазор
умножены его безводной дрожью
посередине матовой реки,
где с нами в ряд лежит немая лошадь.

Июль живёт, как видишь, там, где все
животные, что мы ввели, собою
раздвинут нас калиткой на потоп,
который ткёт нас тёплою иглою
пчелиной и сосновой там,  где язь
пернатою в нас тычет головою,
похожей на разрезанный вдоль глаз
который наречёт потом любовью.

Плывём сквозь это яблоко, что вдох
свой оставляет под водой непрочной,
чьи веки прорастают, словно Бог
осокою источенной и точной –
как будто дом оставлен, как подлог
который завершается судьбою
проточной, там где зрение – зазор
меж камнем – уткой – комнатой пустою,

меж листопадом, что внутри детей гудит
как погремушка в языке виновном
в их проявленье, между аонид
дыханием животным и бесплодным,
меж деревянных рыб, тех что на дне
придерживает ангел своей пястью,
которые его изобрели из жабр своих 
чтоб не устал он прясть их  –

они среди невидимых ветвей
его плывут, с той стороны дыханий
прудов, что мы не обозначим здесь –
коль сами свёрнуты, как молоко, словами.
Остались контур, темень, высота
и прочее, где всё опровержимо,
где Бог вернулся в дом, как слепота,
и дрожью лошадиною сочится.

Широкое полотно с обилием деталей, в котором к тому же каждое изображение переменчиво. Дрожь кинокамеры превращается в дрожь реки, игла одновременно сосновая и пчелиная (жало), обычное яблоко превращается в глазное и т.д. Картина разворачивается не только в пространстве, но и во времени: один миг июля, и даже зазор между мгновениями-кадрами, заключает в себе всю глубину времени.

9. Олег Паршев "Ночная ящерица пела" http://www.stihi.ru/2015/07/05/5706

Ночная ящерица пела
О всех пропавших в чужой земле.
Мелело пламя и небо тлело,
И звёзды таяли на столе.
И звуки стыли, и тайна зрела,
И дали ткали рассветный дым.
Парили памяти злые стрелы
Над всем забытым, пережитым.
И мы притихли, и ветры смолкли.
Тонули искры в глазах икон.
Лишь чуть звенели в саду осколки
Разбитых нами цветных времён.

Блоковская девушка превратилась в ящерицу. Как будто Иван-царевич выстрелил в нее стрелой, повернутой оперением вперед. Но получилось интересно и оригинально.

19. Ольга Суханова "А от школьной любви..." http://www.stihi.ru/2015/12/26/11117

А от школьной любви мне осталось смешное послание
Круглым Вовкиным почерком. Май, самолетик в окно…
Мы сопели вдвоем над несносным домашним заданием
И, не выучив стих, убегали с продленки в кино.

Все бывало. Швыряло порой от небес до бессилия.
Я прощала, терпела, но втайне хотела тепла.
А от взрослой любви мне осталась чужая фамилия
И кольцо. Я с фамилией свыклась, кольцо продала.

А от этой любви даже пепла, и то не останется:
Все развеется ветром, пройдет, заживет по весне.
Снимут швы, все забуду, пойду удивленною странницей.
Ничего-то и не было. Не было, не было, не…

Это стихотворение привлекает работой с деталями, превращением символа (кольцо) в бытовую подробность. В этом смысле последней строфе недостает точной и конкретной детали. Хотя интонация в ней выдержана неплохо.

24. Лана Степанова "По бывшему тракту Петербург-Варшава"
http://www.stihi.ru/2016/01/01/648

Здесь когда-то был знаменитый тракт,
а теперь просёлок ползёт меж трав,
временами ныряя в чащу,
истончаясь и пропадая в ней,
появляясь снова среди полей,
в полумгле полусна лежащих.

То не дым пожара спустился вниз,
в полинялых травах туман завис
(облака растеряли перья),
но разгонит ветер его вот-вот,
на клочки растащит и разорвёт,
завывая от нетерпенья.

Заунывный вой ветровых псалмов
для меня и памятен, и не нов,
только в этом году острее
осень в сердце всаживает иглу,
а под вечер резче сгущает мглу –
что поделать, видать, старею.

Но тем больше хочется жить и быть,
если можно, выпросить у судьбы
долгий день, безмятежный вечер,
светлячков удач – подержать в горсти,
а когда придётся менять пути,
то с земного попасть на Млечный...

Ничего не знаю про рай и ад,
те, кто там бывал, не пришли назад,
ни петлички от них, ни лычки.
Но вполне возможно, что будет так:
пропадём из вида, как этот тракт,
а возникнем в другом обличье.

Хорошие стихи, умело сделанные и затрагивающие какие-то сердечные струны. В длинных стихах ценно единство стиля и интонации на протяжении всего текста – не всем удается их выдержать. Лане Степановой удалось.

25. Александр Крупинин "Пунцовый филин" http://www.stihi.ru/2016/01/01/7379

Ночная дача. Тярлево. Мясковский.
Приёмник Селга. Летняя гроза.
Далёких революций отголоски.
Симфонии совиные глаза.
Резвятся Ca ira и Карманьола,
Стекает в Сену кровь мадам Вето.
Секунда тишины, и скрипка соло
Тихонько плачет: "Pour quoi? За что?"
Ван Херк, пунцовый филин, над Брабантом
Кружит, кружит четвертый век подряд.
Звучат виолончель и барабан там -
Они о чём-то страшном говорят.
Кипит Нева, широкая, как Схелде,
И вряд ли повторится всё, как встарь.
Хабалов плачет в трубку - не сумел-де,
"Всё рушится. Измена, Государь".
О, город мой - соцветье амаранта.
Солдаты, бабы, флаги, карнавал.
Великий князь выходит с красным бантом.
"Неужто мы погибли, генерал?"
Сменяет Карманьолу Dies irae.
Пунцовый филин завершает круг.
А трубы громче. Скоро в этом мире
Всё заглушит тяжелый трубный звук.
Под песню Хорста Весселя в Берлине
Проводят физкультурники парад.
Там Гитлер принимает Муссолини.
А впереди Дюнкерк и Сталинград.
Горят покрышки. Города в руинах.
Вздыхает тихо ми-бемоль минор.
Неслышно входят БУКи в Украину.
Всё кончено. Звучит финальный хор: 
"Что мы видели?
Диву дивную,
Диву дивную
Телу мёртвую.
Как душа-то с телом
Расставалася,
Расставалася
Да прощалася.
Как тебе-то, душа,
На суд Божий идить,
А тебе-то, тело,
Во сыру мать землю".

Смешение или соединение в одном стихотворении разных исторических эпох – прием не новый, но здесь он применен успешно. Впечатляют эрудиция автора и свобода в обращении с материалом. Надо заметить, что, начиная с Гитлера и Муссолини, текст становится менее поэтичным, временами превращается в сухой перечень событий. Но, возможно, это входит в замысел и соответствует убыванию музыкальной темы.

26. Елена Албул "Через океан" http://www.stihi.ru/2015/12/25/7048

Качается время, качается мир вокруг,
Качается даже твой спрятанный в сердце страх.
Но ты никогда не выпустишь руль из рук –
И лодка плывёт, качается на волнах.

И лодка плывёт – потому что ты так решил,
И побоку тех, кто лаял на караван,
И тех, у кого когда-то хватило сил
С улыбкой тебя отпустить в солёный туман.

Когда ж, наконец, ты окончишь свой зыбкий путь,
Оркестр по ушам шарахнет – только держись,
А в небе будет от чепчиков не продохнуть,
И лавров постелют скирду – почивать всю жизнь…

И мягок теперь твой хлеб, и душист твой мёд,
Есть сладость и в том, чтобы жить в четырёх стенах.
Но сердце твоё всё плывёт, плывёт, плывёт.
Плывёт и плывёт, качается на волнах.

Честно признаться, в отношении этого стихотворения я испытывал некоторые сомнения. Единство стиля представляется здесь нарушенным. Романтическая интонация диссонирует с такими вкраплениями, как «побоку», «шарахнет», «не продохнуть», «скирда лавров». Понятно, что автор считает сами эти вкрапления элементами стиля, но их употребление кажется мне необязательным. Понравилось выражение «соленый туман», а главное, впечатлила поэтическая смелость в финале, где протяженность действия выражается пятикратным повторением глагола «плывет».

34. Аюна Аюна "Царство" http://www.stihi.ru/2014/10/05/10716

между таволгой и зверобоем
тропинка
тропинка
между полынью ромашкой
потеряешься в полдень
очнешься в полдень
с неизвестной кровью
чужими глазами
другого царства

На фоне большого числа длинных текстов – симпатичный минимализм, напоминающий о том, что задача поэзии состоит в концентрированном выражении чувства. Несмотря на краткость, автор не боится обозначать повторами протяженность тропинки и полдня. В общем, лаконичность делает эти строки более весомыми.

40. Сара Бет Бернар «Блуждания на ощупь» http://www.stihi.ru/2015/01/28/743 (номинация Маргариты Шмерлинг)

Все это слепые блуждания на ощупь в нашем изгнании, закрашивание нашей жажды, когда, немо вспоминая, мы ищем великий забытый язык, утерянную тропу на небеса, камень, лист, дверь. Где? Когда?
                (Томас Вулф "Взгляни на дом свой, ангел")

И ты, и я — сомнительный итог
бесчисленных обманчивых сложений.   
Проверь нас, вычитая, наготой
и ночью, вожделеньем налитой,
и выйдет результат — любовь в Сиене,

случившаяся сотни лет назад,
в преддверии войны при Монтаперти.               
Утерянные тропы в небеса,
язык забытый, вырубленный сад -
мы ищем от рожденья и до смерти.

Коснусь тебя, и в толще зимних дней
появится окно - в любое время.
В блужданиях на ощупь путь длинней,
но корни сад уже пустил во мне
и снова ночь сочится откровеньем.

Не слишком оригинальные образы, но целое понравилось. Стихотворение укладывается в парадигму культурных стихов, написанных на материале интеллигентного начетничества. По личным причинам этот путь кажется мне достаточно перспективным.

46. Ирина Кузнецова 17 «Умывается день, закатав обшлага...»
http://www.stihi.ru/2016/01/18/1740

                Читая А. П. Платонова

Умывается день, закатав обшлага,
Утомлённый отыгранной сценой,
И сверкают во тьме жемчуга, жемчуга
На расшитых кулисах Вселенной.

А внизу ошалелые мчат поезда
Мимо тихих огней полустанка.
Пассажиры считают, что знают, куда
Их доставит судьба спозаранку.

Но пока набухают людьми города,
Высекаются даты в табличках,
Тянет шею сквозь толщу земли лебеда
По своей лебединой привычке.

Укрывается заяц за рослой травой,
Перепуган брехливой сорокой,
И неспешно обходчик идёт путевой
Непутёвой своею дорогой.

И старуха с морщинистым скорбным лицом,
Провожая беду за бедою,
Сторожит несмышлёных своих мудрецов
У колодца с застывшей водою.

Хорошие стихи, продолжающие традицию, условно говоря, Рубцова или Владимира Соколова. То, что такие стихи появляются и не кажутся анахронизмами, свидетельствует о том, что этой традиции суждена долгая жизнь. Некоторая недоработка видится в строках: «Но пока набухают людьми города, Высекаются даты в табличках…» Первая строка говорит о том, что города наполняются живыми людьми, вторая (без какого-либо перехода) – о смерти, то есть об убывании живых людей в городах и селах.

47. Ольга Вирязова "Города далёкий завиток..." http://www.stihi.ru/2016/01/02/6037

Города далёкий завиток,
некое окаменение,
аммонит, укоренённый в зелени
на развилке моря и высот...

Хочется погладить глубину,
среди гор оставившую вмятины,
где словами шевелит невнятными
высота, припавшая ко дну,

шелестит из самого темна,
что ещё внимательнее раковин
воздух фиолетовый и лаковый,
твердь и мякоть перебрав до дна,
ворошит отростками и створками,
смотрит изнутри глазами зоркими,
знает, где была я до сих пор.

Корка соли, известковый наст
до последней поры помнят нас.

Близко вижу я издалека:
кривоватым скарбом человеческим
города несут сумы заплечные,
упираясь прямо в облака,

и ещё доверчивее панцири
той средневековости, инакости –
белой кости крошево в горсти,
подержать его и отпустить.

Где-то между вечностью и точностью
горы как вершины одиночества.

Растянулась водяная гладь,   
Время нескончаемое плавает
над неправдой нашею и правдою.
Мира ни прибавить, ни отнять.

Я себя искала и нашла
где-то между птицами и рыбами,
водами и воздухами зыблема,
и стою меж небом и травой,
памятью мерцая родовой.

Симпатичные стихи, местами напоминающие о Мандельштаме (начиная со слова «завиток»). По моему мнению, этот текст можно было бы сократить.

Об эксперте:

Родился в Киеве в 1963 году. В 1990 г поселился в Израиле. Окончил Московский Горный институт, Иерусалимский университет по специальностям «русская литература» и «библиотечное дело».
Автор шести поэтических сборников. Финалист Гумилевского конкурса «Заблудившийся трамвай» (2014 и 2015), победитель конкурса им. Бродского «Критерии свободы» (2014) и Открытого чемпионата Балтии по русской поэзии (2015).
Стихи публиковались в журналах «День и Ночь», «Белый Ворон», «Новый журнал», «Студия», «Эмигрантская лира».