Взгляд из-за кулис Команда молодости нашей

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ»
АВТОРА НАТИКО

Все знают знаменитейшую спортивно-философскую песню, но какой смысл, интересно мне, можно вложить в раскрытие данной темы? Конечно же, спортивный.
Итак, авторы 22 конкурсных произведений попытались ответить нам на спортивные вопросы.
Напомним анонс к конкурсу:
«Принимаются произведения в целом о спорте, о занятиях спортом и спортивных состязаниях (олимпийских, мировых, европейских, городских, сельских и дворовых). Также принимаются стихотворения со словами, обозначающими виды спорта, например: биатлон, хоккей, теннис или их производными, например: футбольное поле, баскетбольный мяч, волейбольная сетка. Также принимаются стихотворения со словами, обозначающими амплуа спортсменов, например: центральный блокирующий, левый нападающий, опорный полузащитник и т.п.».
Итак, 22 участника – две футбольные команды. В чью пользу был счёт при подведении итогов жюри, я думаю, все уже ознакомились. А наша задача – спортивное комментирование.
Выбор игроков отличался разнообразием – охватили практически все сферы Олимпийских и не олимпийских игр, исключив, пожалуй, только фехтование, прыжки на батуте – да мало ли чего исключив! Вы посмотрите, что включено.
В играх участвовали такие спортсмены и такие виды спорта: один прыгун-лауреат, конькобежец, 5 футболистов (2 футболистки и 3 футболиста), 2 бегуна, пловец, стрелок, мастера восточных единоборств (и рукопашный вроде), слалом и биатлон (не знаю, правомерно ли объединять, но всюду лыжи), бои без правил, силовые виды спорта (штанга), хоккей, бильярд, где-то мелькнула гребля и даже 2 туриста. А стихотворение №22 – чемпион сразу «по всему».
Итак:

ПЕРВЫЙ ТАЙМ
Как всегда, «на ворота» - самое ответственное место, в начале и в финале мы, как правило, ставим те произведения, которые впечатлили нас более всего из списка или иным образом отпечатались в нашем сознании. Точнее, моём.
СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «ДЛИННЫЙ КОРИДОР, НЕЯРКИЙ СВЕТ» не хочется комментировать. Понравилось. Правда, мрачноватое начало:
Длинный коридор, неяркий свет…
Только мне вперёд дороги нету:
На пути успехов и побед –
Пять плечистых тёмных силуэтов.
У Вас тоже сложилось впечатление, что это в тёмном переулке возникла преграда на пути спортсмена, верно? И вот уже закипает в душе негодование против «отморозков», которые осмелились, посмели, нагрянули! Но вдруг лирический герой сам находит выход из ситуации. Это не то, что мы подумали.

Краткий грохот четырёх секунд…
Пять патронов, ствол ещё дымится.
Как мгновенья медленно текут!
Сердце бьется пойманной синицей.
И окончательно завершает интригу третий катрен:

– Положить оружие! Отбой.
Сорок девять – чисто и законно.
Славно поработали с тобой.
Попадаешь в сборную района.
Сорок девять считается в тире «фантастическим результатом», поверьте спортивному комментатору. Выбить его для начинающего стрелка – большая удача (а раз «сборная района» - то, значит, начинающий, опытный бы боролся за сборную страны).
Автору не понадобились специальные средства, супер-невероятные обороты, нет, всё достаточно просто, даже немножко по-деловому. Лирический герой – спортсмен, не привыкший бросать слова на ветер и вообще не привыкший бросаться словами. Он лучше спортивную винтовку зарядит чем-нибудь потяжелее. Но накал, интрига, неожиданная и победная развязка, и всё это – в трёх катренах – есть.
Я разделила катрены комментариями, уж очень меня впечатлил переход от одного к другому, завершённость мысли, «точное попадание» в моё критиканское сердце. Но на самом деле произведение читается одним духом, как единое целое, и воспринимается как чёрно-белое кино: из полутёмного коридора, вместе с пятью плечистыми фигурами, постепенно проявляется картинка человека, умеющего без лишних громких слов делать дело, и делать его блестяще. Молодец!

РЕШАЮЩИЙ ГОЛ
Сюда, в этот список, мы условно отнесём то, что зацепило. Разумеется, «понравилось» - субъективное понятие, выскажемся по-другому: понравилось ЧУТЬ БОЛЕЕ всего остального. Это не значит, что другие хуже или лучше, это значит, что нам надо как-то разделять текст, чтобы Вы не воспринимали его «кирпичом». Нужны подзаголовки. А спорт в виде «броска кирпичами» международными правилами не предусмотрен, поэтому просьба не считать критика или тексты плохими. Тексты, разумеется, каждый со своей изюминкой, а критик – он всегда плохой, у него работа такая.
Ну что ж! Давайте начнём сначала. СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «ЛАУРЕАТ» - классическая ситуация. ОН, ОНА и ОНИ. ОНИ – друзья-товарищи, пошли провожать девчонок из соседнего района. Дело было в 90-х, но, нам кажется, могло случиться в любое время и в любом месте. Просто, очевидно, Автор либо вспоминает реальный случай, либо хочет подчеркнуть общую криминогенную обстановку. ОН – лауреат, чемпион и вообще специалист по прыжкам. Сказано «прыгун-лауреат», с чем и куда – не сказано. Может быть, с шестом, может быть, в длину. Неважно. Важно, что ноги у парня развиты. ОНА – простая девчонка из числа провожаемых.
Жанна шла под ручку с Лёхой, я с Тамарой, Борька с Лидкой
А девчонки, что обидно, на него лишь все глядят –
На спортсмена на Антоху – парень он, конечно, видный –
Многократный победитель городских олимпиад.
Ну разумеется! На кого глядеть в компании? На чемпиона. Но тут ситуация приняла неожиданный оборот.
Шли мы узким коридором между школой и оградой.
Дело к ночи. Вдруг выходят пацаны – семнадцать в ряд.
Тут Антоха, что есть мочи, взмыл как сокол над забором:
 - Я за помощью, ребята! 
Во даёт! Лауреат!
(По крайней мере, стало ясно, что прыгун с шестом, причём явно идёт на рекорд: прыгнуть через забор без шеста в критической ситуации – высший пилотаж!)
Борька, самый мелкий кстати, заорал: «Убью, дебилы!»
Я признаться перетрусил – мордобой не мой конек.
Но как лучший математик я успел пересчитать их:
По четыре лба на рыло и останется чуток.

В общем вечер стал не томным. Их главарь хватает Томку,
Ну а Томка, что есть силы, вдруг как выкрикнет: «Ура-а-а!»
Томка после объяснила – «караул!» она забыла,
Но от этого сюрприза чуть замешкалась братва.
Дальнейшее описывается коротко:
Мы тогда едва отбились, отстирались, подлечились…
Ну то есть сильно не пострадали. А Антоха – там, где ему и положено быть: в телевизоре, живое напоминание о происшедшей трагикомедии.
Претензий к логике изложения, выбору слов, строю фраз никаких нет. Чётко выдержан ритм, несмотря на то, что строки длинные – восьмистопный, как-никак – он не загромождён, читается не тяжело, легко благодаря двухсложному размеру, облегчающему восприятие. Изложено просто, языком парня из городских дворов, и этот стиль нигде не нарушается, наоборот, придаёт комичности ситуации. Внутренняя рифма отсутствует, кроме строки
В общем вечер стал не томным. Их главарь хватает Томку…
Лучше бы он этого не делал…
Пунктуация Автора всюду сохранена, но вопросы к ней есть. 


Давайте теперь перейдём к военной теме. Нет-нет, мы не опечатались. Благодаря Сергею Безрукову, все знают об историческом матче советских военнопленных против немцев. В котором, кстати, наши тоже победили. Тема войны и тема спорта сплелась и в СТИХОТВОРЕНИИ №7 «БАНКА».
Так вышло, что в дом, уцелевший напротив,
Свозили больных, а их было не счесть!               
Вот мы и повадились к тётечке Моте
«зачтонибудьсделать» «хотьчтотопоесть».
Глаголы непревзойдённы! Я буду год думать, а не додумаюсь двумя сложными «авторским» глаголами выразить суть отношений детей с «тётечкой Мотей».
А госпиталь жил непонятной рутиной
(да что я могла в свои семь понимать?)
Но помню, сидела три дня с половиной
У свежей могилы солдатская мать…
И помню, как мы, пацаны и девчонки,
Обувку свою не жалея с утра,
Сбивая с верёвок бинты и пелёнки,
Гоняли жестянку по лужам двора.
Рядом – смерть, и тут же – футбол. Как такое может быть рядом? Да запросто… Во что только ни играли дети, чьё детство прошло во время войны? Сколько было этих самодельных мячей, кукол из деревяшки и куска ткани, залатанных плюшевых мишек? И рядом – потери, горе, смерти, солдатские матери. Это не игра на поле боя, это две человеческие трагедии, живущие параллельно: потерянная жизнь и потерянное детство. И эта банка – попытка всё-таки вспомнить, что они всё-таки дети…
Наверно, мы всё-таки очень шумели,
Коль раненый с кличкой «Совсемнеходяч» - ещё одно словообразование… Автор, где Вы их берёте?               
…Нам сшил из походной горелой шинели
Неровный, колючий, коричневый мяч…
Пусть тело мяча и не очень тугое,
Но сразу наладилась наша игра.
Конечно же, мяч не гремел, а банка, разумеется, гремела и, конечно, нарушала покой. Но заметьте, насколько бережны люди друг к другу в данном конкретном произведении! Им никто не сказал, они сами догадались: «НАВЕРНО, мы всё-таки очень шумели». Не выбежала разъярённая санитарка, не сказал раненый «а ну тихо, мальцы». А догадались они по тому, что один из раненых сделал им менее шумную игрушку из своей походной шинели. То есть и взрослые люди понимали, что война слишком многое отняла у детей, ничего не дав взамен, и никто не накричал, не выгнал, не поставил в вину топот, грохот, шум…
Теперь и мяч, и дом, и банка, и тот случай бережно хранится в памяти лирического героя и в его стихотворении.
О, как этот день в моей памяти прочен:
Кленовые листья ложатся в траву,
И мальчик, который мне нравился очень,
Гоняет заштопанный мяч по двору…

Однако читать о том, как люди бегают, гораздо менее интересно, чем бегать самому. СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «ТВОЙ МАРАФОН» философское. Спринтерский ли, стайерский бег – это символ человеческой жизни. Она – вечное движение без финишной ленты, но при наполненных трибунах.
Мир загоняет в прокрустово ложе целей:
Внешность, работа, медали, дипломы, статус.
Силишься что-то успеть, но опять по кругу
Путь начинаешь с нуля каждым новым утром
Вроде привычка, но чувствуешь – на пределе –
Воздуха в лёгких и силы в плечах покатых.
И отчего же ты ношей своей напуган?
Только тебе одному тяжело как-будто.
«Как будто» как будто бы без дефиса, придерусь немножко. Чтобы восхититься в главном: сложной системой построения катренов. Обратите внимание. Я сначала думала, что это ребус, но потом поняла, что схема. Восьмистрочные строфы, где каждая первая строка рифмуется с каждой пятой, каждая вторая – с каждой шестой, каждая третья – с каждой седьмой… В общем, традиционное авсdabcd. Но иногда возникают интересные фигуры, почему этот простой ребус не сразу стал для меня очевиден. Например, схема первого фрагмента: авссавсс – то есть рядом стоящие строки рифмуются ещё и между собой. Или третий: аавсаавс. То есть созвучие, повторяющиеся гласные, не совсем точная, но созвучная рифма добавляют произведению дополнительной мелодичности, при том, что от первоначальной схемы Автор не отклоняется.
Но вообще при всех прочих равных «восьмистрочные» катрены всегда утяжеляют восприятие, а здесь ещё и строки длинные. Но и смысл, надо сказать, не из лёгких, непросто же проанализировать целую жизнь, пока двигаешься на пробежке.
Снова и снова идешь покоряться плану,
Снова живешь в ожидании сверхсобытий,
Ищешь дорогу, расписанную до точки,
Чтобы семья и машина, во всём порядок.
Только на небе в твой список опять заглянут
И улыбнутся, сюжет прочитав избитый.
Дальнейшее развитие событий предсказуемо – жизни очень легко одним движением обесценить все прошлые завоевания. И что же остаётся, спрашивает Автор? И отвечает сам себе – остаётся беговая дорожка. Смысл – в движении.
Бег от себя ты навеки оставишь в прошлом
И за другими в погоне не сыщешь смысла.
Жизнь ради призрачной цели  - такая пошлость,
Счастье –  тропа под ногами и ясность мысли.
В общем, если вчитаться – вечная и жизнеутверждающая, несмотря ни на что, глубина. Но это если вчитаться, потому что, несмотря на идеально соблюдаемую схему рифмовки, читается тяжеловато. А кто сказал, что марафонский бег – это легко?

Но давайте же, однако, дадим слово звёздам. Начнём с футбола. СТИХОТВОРЕНИЕ №10 так и начинается – «ФУТБОЛ». Эпиграф придаёт произведению колорит…
„Я хочу иметь ребёнка от Володи Казачёнка“
Кричалка болельшиц „Зенита“ конца семидесятых...
Однако мне лично колорита временнОго это не добавляет, только разве что я узнаю имя футбольного героя. У одних это был Диего Марадона, у других – Криштиану Роналду. Здесь – Владимир Казачёнок.
Воскресный день. Финалы повторяют.
Сам Стивенсон проводит апперкот.
На стадионе Кирова играют
cегодня наш „Зенит“ и „Пахтакор“.
«Пахтакор» - «апперкот»… Что-то где-то не сложилось, Автор, с рифмой, созвучие отдалённое, но попытка гола по воротам зачтена.
И в целом честно скажу – тяжело следить за перипетиями матча, который завершился задолго до того, как ты родился. Это говорит о чём-то тем, кто застал и время, и матчи.
Конечная. Народ всё прибывает,
а на пути!... Чего там только нет:
и лимонад, и сахарная вата,
хватило б только у отца монет...
Я понимаю восторг маленькой девочки, прибывшей на крупный матч, читается живо и забавно. При этом изложено не по-детски, хотя и вполне нормальным обычным разговорным языком. Не всё так просто. Если в произведении «Лауреат» простой язык изложения воспринимается как художественный приём, то здесь – просто как обычная речь, рифмованная. Никаких особенных приёмов нет, детских – тоже, ничего особенного ребёнок не углядел, и произведение обрывается, по сути, на недосказанной ноте, забит гол. А кто кого победил – всё равно непонятно, потому что не может же быть маленький ребёнок Озеровым. Вот мы и не узнали очень многого. А матч прошлых лет с высоты роста маленького ребёнка ничего нового мне лично не сообщил, и с точки зрения приёма изложения – тоже.
Игра. Трибуны все битком забиты.
Весь „Пахтакор“ на поле, и живой,
а Казачёнок — капитан „Зенита“—
защиту рвёт, как раной ножевой.
Уважаемый Автор, нельзя рвать что-либо «раной ножевой». Можно «как рану ножевую» или «как рану ножом». Но сама по себе ножевая рана – не оружие, а результат.
К концу подходит время игровое,
„Когда ж забьют?“ звучит давно вопрос;
вдруг... рикошет и прямо с углового! —
Мы: „Го-о-ол!“,— орём, во весь поднявшись рост.

Далее пояснение, кто такой Теофило Стивенсон. Пояснять не буду, думаю, что у всех есть Интернет, и в нём – Яндекс или Гугль. Нет – пройдите по ссылке в конце обзора. А у болельщиков прошлых лет Гугля не было, но зато они гордились отечественными спортсменами. И именно это в произведении меня порадовало более всего.

А теперь давайте посмотрим на зарубежных героев. И сразу же – конечно же, он, «Железный Арни». Да, есть и о нём произведение, как же без него? СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР» очень позитивное, хотя оно тоже – о 90-х, времени бардака, развала, неопределённости для основной массы населения. И Авторы этого не скрывают, что-то часто у них тема 90-х рядом со спортом… Хм…
Ну да ладно. Приступим к чтению.
В начале девяностых, в самый пик
Объявленного нормой дефицита,
Когда страна, сменив гуманный лик,
На горло наступила нам открыто –
Я с крошками-детьми пошла б ко дну,
Хватаясь за последнюю копейку,
Когда бы в параллельную страну
Арнольд не показал свою лазейку.
Профессионально, грамотно изложено, но это, собственно говоря, всё, что можно сказать. Стиль скорее нейтрально-повествовательный, он сообщает нам информацию, хотя и с любопытными эпитетами, но всё же в целом от повествовательного тона, без надрыва и пафоса, от образа простого рассказчика, Автор не отходит. Как пример эпитетов – «отравленные будни», в точку.

Красивый парень, бодрый австрияк
Вошел в мои отравленные будни;
Зажегся, как спасительный маяк,
Во мраке нашей жизни непробудном.
Как же Арнольд мог помочь среднестатистической российской семье начала 90-х?
Мы с мужем подписались на журнал
Где в рубрике Арнольд давал советы;
Купили тренажеры и металл,
И бегали по восемь километров.
Нас больше не душил могучий быт,
Где были соль и сахар по талонам:
Арнольд нас оградил, как верный щит,
И стал недостающим миллионом.
Однако – сила примера!!!
Я тратила на жизнь его азарт.
Взрослея, получала в прибыль смелость.
И к солнцу пробивалась сквозь асфальт.
Жила, не как пришлось – а как хотелось!
Казалось бы – мелочь, взять себя в руки, упорядочить жизнь хотя бы путём введения спортивных расписаний, перестать зацикливаться на неудачах и начать получать удовольствие от жизни – и на тебе! Жизнь удалась. Спасибо Арни)))

В СТИХОТВОРЕНИИ №11 «ПУТЬ СПОРТСМЕНА» - собственно говоря, только один отрезок этого пути. Если уж «путь спортсмена», то душа жаждала продолжения, каких-то этапов, поворотов. Какой путь? В стихотворении – путь на соревнование в автобусе. Затем – путь к пьедесталу, уже более глобальное и философское понятие. Но – к одному пьедесталу, к одной победе на данной конкретной спортивной встрече, на данном турнире. А для меня всё-таки «Путь спортсмена» - более обширное понятие, это либо путь в спорт, либо путь в спорте.
Заполненный автобус, отъезд через минуту,
Родителей толпа и грустно почему-то...
Улыбка у сэнсэя  и жадное молчанье.
Мы едим побеждать! Нас ждут соревнования!
На строке «Улыбка у сэнсея и жадное молчанье» я не на шутку испугалась. Чьё жадное молчанье? Сэнсея? Он что-то предвкушает? В общем, я понимаю попытку передать чувства спортсмена перед поединком, но эта фраза незаинтересованного и неспортивного читателя сразу поставит в тупик.
Вообще я склонна это произведение скорее раскритиковать, а за что – толком и сама не пойму. Вроде бы всё правильно, правильными словами (за исключением фраз, указанных выше, но их крайне мало), и в правильном направлении. Но что-то не позволяет выкрикнуть какую-нибудь спортивную кричалку.

Гостиница, заезд и сутки перед боем. – бытовые подробности, не дающие ничего нового общей картине, просто описывающие «Один день из жизни рукопашника», описательность тут Вам, Автор, не помощник.
Не каждому дано пред клубом стать героем! – необоснованная, только для рифмы, «эпическая» форма глагола «перед». То есть от неспешного описания быта мы перешли к воодушевлялке: ребята заехали в гостиницу и волнуются перед боем. Но предыдущая строка слишком бытописательна, чтобы «заиграла» эта воодушевлялка. Не играет.
Но тренера поддержка и братский коллектив, - в конце лишняя запятая.
Сметают все сомненья! А значит победим! – недостающая запятая после «значит». Казалось бы, мелочь, но небрежности в «воодушевляющих стихах» быть не должно. И потом: все «сомненья сметают» «тренера поддержка» и «братский коллектив». При этом «коллектив» - понятие вещественное, весомое, зримое, а «поддержка» - абстрактное. Если бы вместо «братского коллектива» было «чувство локтя», «ощущение братства», и так далее. «Поддержка – братство», а не «поддержка – коллектив», тогда бы я не остановилась. Но тогда нарушится ритм. В результате, с грамматической точки зрения, получается, что абстрактное понятие и понятие зримое, «поддержка» и «коллектив», приравнены союзом «и». Надеюсь, разницу поняла не только я. Или, вернее, объяснила так, что стало понятно, а не так, чтобы всех запутать. «Братский коллектив» стоит рядом со словами «сметать все сомнения». Я рада, что лирический герой так уверен в своей команде, но тогда и «сметать все сомнения» должно быть вещественным, а оно такое же абстрактное, как и «поддержка тренера». Не «братский коллектив», а то, что ты находишься в братском коллективе, ощущение поддержки, чувство братства. То есть смысл правильный, Автор, Вы закладываете, но грамматика удирает при виде этого несокрушимого братства.
И вот заходим в зал, наполненный татами. – всё. Далее цитировать буду с осторожностью. Теперь понятно, в чём ошибка и что напрягает. «Наполненный татами» - так никто не говорит. Татами – это специальный ковёр, покрытие, на котором обычно происходят поединки по рукопашному бою и восточным единоборствам. Для греко-римской борьбы покрытие уже другое – ковёр. Борцы не говорят «выйти на татами», они говорят «выйти на ковёр». Бойцы рукопашного боя и мастера каратэ выходят на татами. НО ПРИ ВСЕХ ПРОЧИХ РАВНЫХ ЗАЛ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИМИ НАПОЛНЕН! Зал может быть наполнен зрителями, и то – скорее заполнен. Наполнен – значит набит, налит, насыпан, если речь идёт о чём-то неодушевлённом. Но ведь татами – не перина до потолка. Заполнен зрителями, наполнен водой стакан, но «наполненный татами зал» не может быть.
В общем, главная ошибка этого текста – в недружественных отношениях с грамматикой. Явных ошибок, когда можно указать на речевое несоответствие, нет. Но есть обороты, которые делают ПРАВИЛЬНЫЙ – подчёркиваю – ПРАВИЛЬНЫЙ по содержанию текст незрелым. Мастерство рукопашного боя Автор нам продемонстрировал, а вот русское слово его победило.
И с каждою победой к награде приближаясь, - но ведь победа уже награда, Автор! К победе в чём? Речь о том, что спортсмен, чтобы завоевать награду, должен одержать несколько побед. То есть у него может быть до десятка противников за один турнир, несколько поединков, и только потом он может получить медаль, команда – кубок, и с гордостью поднять флаг клуба. Но для читателя, который не знает этих тонкостей, «победа» и «награда» синонимы. И вот вчитайтесь в свете этого, как звучит: «И с каждою ПОБЕДОЙ к НАГРАДЕ приближаясь». В общем, «к берегу мы шли по-над речкой».
И светятся сейчас не кубки, не медали,
А тренера глаза, что душу нам отдали! – опять-таки разница между «абстрактным» и «вещественным». Понимаю душевное устремление спортсмена и тренера. Но «светятся глаза», что «душу нам отдали». Вложили душу, Автор. Вложили душу в учеников. Отдать душу означает летальный исход. И потом – формулировка «глаза, что душу нам отдали» требует корректировки хотя бы с точки зрения того, что глаза ОТРАЖАЮТ душу, но отдать её НЕ МОГУТ, это может только человек. ТРЕНЕР вложить душу может, а ГЛАЗА его – не могут, только отразить переживание, ибо, в отрыве от тренера, они не могут распоряжаться душой.
Напоследок ещё одна маленькая ложка дёгтя: я так и не поняла, какой вид спорта является героем этого произведения. Я называла в тексте рукопашный, но это может быть и АРМ, и кик-боксинг, и каратэ, и тхэквондо. Очень общо. Один день из жизни спортсмена, при этом много досадных мелочей и деталей, вызывающих недоумение, и мало жизненных подробностей. Если сравнивать с той же стрельбой в начале нашего обзора, то там произведение гораздо короче, а вот «закручено» оно гораздо энергичнее, есть накал, есть детали, и нет громких слов. А здесь громкие слова есть, а эффекта нет. А жаль, потому что, повторюсь, текст ПРАВИЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ и при доработке может быть «визитной карточкой» какого-нибудь спортивного клуба.

Давайте ещё немножко экзотики и заграницы. СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «СИНАЙСКИЙ СЛАЛОМ» - о современном спорте-отдыхе. Лирический герой не штурмует никаких вершин, точнее, штурмует, но не ради призрачной награды, а удовольствия для.
Кто в Куршавель, кто в Красную Поляну,-
а я  февраль в Синае жажду  глянуть:
прозрачных сосен голубые кроны,
карпатский воздух, медом напоённый…
Итак, туристические красоты и географические названия я пропускаю, а также, да простит меня Автор, памятник – он тут стоИт, этот памятник, он на месте, и как не упомянуть достопримечательность, всё правильно. Но перейдём к личным впечатлениям лирического героя.
Я покачу, творя  зигзагом  слалом,
и захлебнусь от счастья в снеге талом…
Пусть сохранится долго  след на склоне,
растаяв лишь в капели перезвоне... – «растаяв в капели перезвоне» не совсем удачная инверсия, но в остальном – это самый живой катрен, самый мастерский, создающий у читателя ощущение, что это он летит на лыжах по склону. Отмечу также, что не совсем верно выразилась: не один, а все катрены написаны профессионально, но это четверостишие впечатлило особенно.
И мчась вперёд торпедой , в темпе диком,-
экстрима жажду усмиряю криком:
и страх свой побеждая , и стихию,
я силу чувствую в себе  Мессии... – опять-таки последняя строчка с неудачной инверсией ради ритма и рифмы, но в целом – продолжение предыдущей: зачем, собственно говоря, люди взбираются так высоко и едут так далеко.
В последней строке лирический герой, уединившись в забронированном номере отеля в древнем замке, шлёт послания своей второй половинке, но мы им мешать и подглядывать не будем, а тихонько удалимся.


ПЕНАЛЬТИ ПО ВОРОТАМ
…А теперь судья соревнований назначает штрафной удар. Потому что на ринге – бои без правил. СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «КРАВ МАГА» - лишнее свидетельство того (как, кстати, и предыдущий стих), что очень тяжело говорить о том, что любишь. Я прошу обратить на эти слова внимания не только Автора этого произведения. Я понимаю, что Вы увлечены каким-либо видом спорта и искренне стараетесь передать свои чувства, но ощущать и транслировать – разные вещи. Или у меня с приёмником проблемы… Но не у одной же меня, верно? Надеюсь, читатели тоже согласятся, что профессионально нужно и заниматься спортом, и говорить о нём. Тем более что спортсмены обычно немногословны в принципе, всё, что они хотят сказать, они говорят на соревнованиях.
Итак, Крав Мага, вид борьбы. Уже со второй же строки понятно, даже без Гугля, что это «бои без правил»
Контактный бой, лицо" врага"
Мне в пах летит его нога, - за это на соревнованиях вообще-то дисквалифицируют сразу. Не, ну нормальное начало стихотворения, да?
От дикой боли онемело тело.
Такая жёсткая игра,
Она зовётся Крав Мага
Но слава Б-гу, остальное цело. – вот куда именно летела нога, Вы не постеснялись написать, а здесь я вижу стыдливый прочерк. И потом, если нога попала туда, куда она летела, то фраза «остальное цело» говорит о том, что туда, куда она летела, серьёзные проблемы. Я прямо уже начинаю бояться за лирического героя. И вообще так и представляю себе, как он охнул и присел, а сам радуется, что всего лишь туда, а не куда-нибудь ещё, «остальное цело»... Да уж… 
На спарринг ждёт меня Сергей,
Но знаю точно, я сильней
И левый боковой достигнул цели. – достиг. Автор, достиг. Лучше перефразировать «достал до цели», «попал по цели».
Такая жёсткая игра,
Она зовётся Крав Мага
И отдыхать Сергею на постели. – Стоп. В первой части герой уже получил от кого-то, чьё имя осталось неизвестным. Но тут в начале второй части его ещё только ЖДУТ на спарринг, и он точно знает, что он сильней. А по отношении к противнику из первой части он явно был слабей и радуется, что дёшево отделался. А тут – он сильней, и накостылял. Так вот это Сергей ему в первой части зафигачил, и это реванш, или же он отыгрывается за первую часть на том, кто слабее? Более того! «И отдыхать Сергею на постели» говорит о том, что бить лирический герой будет «аккуратно, но сильно». Или «неаккуратно», но всё равно сильно. В общем, он не пожалеет – и его не жалеют. Морально-нравственные понятия, которые должен воспитывать канонический спорт, обходят Крав Мага стороной. Их попросту нет, ни запрещённых ударов, ни пощады сопернику.
«Потом соперник был Борис», и он его едва-едва победил, но победил. Гладиаторские бои какие-то…
От напряженья весь дрожа,
Я ставлю блоки от ножа
И в синяках по локоть мои руки. – слава Богу, что не в крови, Автор!!!
Такая жёсткая игра,
Она зовётся Крав Мага
Мне умереть здесь не дают от скуки. – от смерти же по другим причинам спортсмен, судя по всему, не застрахован.
Вообще рисуется неприглядная картинка боёв без правил, без жалости к поверженному сопернику, без запрещённых ударов, в общем, уличные бои фактически, на которые человек приходит, чтобы избавиться от скуки. От скуки избавиться можно, но вот то, о чём я сказала выше, делает это стихотворение далёким от тех понятий спорта, к которым мы привыкли.
Да, хомо сапиенс ещё очень неразумен, борьба за выживание, бои без правил, в которых побеждает не тот, кто благороднее, но разве к этому надо стремиться? Если это «антиреклама», или, вернее, «антиутопия», тогда ладно, но если Автор в самом деле восхищается и передаёт своё восхищение читателю, то мне лично он его не передал. Пойду пробегусь лучше.

СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ЕМУ, ПОВЕРЬ, ЖИВЁТСЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО…» вообще не о спорте. И бильярдный кий здесь упоминается как философский символ.
Ему, поверь, живётся замечательно,
Как и другим, сжигающим мосты.
В полёте он прошёлся по касательной.
Он кий. Бильярдным шаром будешь ты.
Вот здесь всё более и менее понятно. Кий коснулся шара, шар не попал в лузу. Читаем далее, чем более, что здесь всего два катрена.

При встрече устоишь под водопадами – искренне не поняла. Кто-то кого-то собрался облить водопадами, испытывать водой, или речь идёт о «водопадах слёз», или это тоже абстракция жизненных испытаний? Или встреча с «ним» сродни нахождению под водопадом?
И память, поднимаясь на дыбы, - между первой и второй строкой не хватает запятой, потому что эта строка читается явно отдельно.
Рванётся через пропасти и надолбы... – образный ряд говорит об исключительности переживаний и эмоционального накала героини. «Водопады», «пропасти», «надолбы» - прямо нагромождение этих образов.
А он тебе: "Солила ли грибы?" – странно «послать шар кием», а затем спрашивать, «Солила ли грибы».
Я воспринимаю эти два катрена совершенно отдельно, не вижу логической связи, увы, не совсем понимаю, что хотели сказать. Такое ощущение, что они о разном – две жизни в четырёх строках. В первой – проблема брошенности, вернее, НЕДОброшенности, ведь «в полёте он прошёлся по касательной», коснулся, но не забил.
Во второй – пропасть между мужским и женским восприятием. У неё в душе бушует тайфун, а он спрашивает, солила ли она грибы. НО ВЕДЬ ЭТО УЖЕ ДРУГАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, АВТОР! Другая линия, другая проблема и другая, если хотите, трагедия. А может быть, одна и та же – исключительного переживания одной стороны и равнодушия другой. Только выхода в двух катренах не предусмотрено, и у меня в сознании они всё равно рассыпаются.

СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «ДЕТСТВО, ИЛИ ДЕВЧОНКА С КОСИЧКАМИ» тоже, собственно говоря, не о футболе, оно о печали расставания с детством. Ну что ж… Это необходимый этап. Зато, не став взрослым, не возьмёшь взрослый кубок по спорту. Однако никто никакие кубки тут не собирает, футбольное поле здесь воспоминание детства, а главный футболист, голкипер и вратарь – «папа, пинающий мяч в облака».
Слайды-образы проходят перед глазами Автора, он их показывает нам. Очень грамотный язык, нет вопросов ни к грамматической части, ни к рифмам, ни к выбранному плавному, повествовательному и задумчивому строю произведения. Ритм выдержан, рифмы приятные: «косичками-больничные», «вязами-красные», «овраг-никак», «листопад-летят», «бусинки-Гусевой». В общем, профессиональная работа, не о спорте, но мысль задана и выдержана до конца. Просто не о спорте. 

Углубляясь в разборы произведений, нужно не забыть остудить голову. Предлагаю погружение в самую настоящую воду. СТИХОТВОРЕНИЕ №19 «ТРЕНЕР» - о пловцах.
На начале у меня ассоциативный ряд поскакал не в том направлении:
Тихо плещется в бассейне вода, - а я сразу «Тихо плещется вода, голубая лента, вспоминайте иногда вашего студента»… Вода коварна для тех, кто не умеет плавать. Итак:
Тихо плещется в бассейне вода,
смех и крики неуёмных ребят…
Прыгнет в воду ребятня, как всегда, –
брызги веером хрустальным летят. – красивое начало!
Дальше пошло чуть хуже, лодка зачерпнула воды:
Помнишь, тренер, как пришёл в первый раз
этот мальчик? Подошёл он к воде,
не сводя с неё испуганных глаз,
головастиком казался тебе. – «воде-тебе» вообще-то рифма неудачная, но дело не в этом. Почему головастиком? Голова большая или просто начинающим пловцом? Ну, дальше период становления пловца я цитировать не буду, но если «Сила воли и толковый совет» ему помогли, то не такой уж он и головастик, с характером мальчишка. Затем – расставание с тренером, это как положено, напутствие, дважды за стихотворение обозначенное как «совет». Перерыв между двумя «советами» относительно небольшой, это не поэтический приём, смотрится как нехватка разнообразия слов, а это стихотворение не украшает. Смущает и ритмика, она, собственно говоря, смущает более всего, каждая строка как будто делает остановку перед окончанием, две сильные доли на секунду становятся рядом, и затем заканчивается обычный несложный двусложный размер. Но вот наплыв этих двух сильных долей – как будто спортсмен доплыл до края дорожки и развернулся. Достигается за счёт пропуска одного-единственного слога ближе к концу строчки, в результате следующий за пропуском, несильный, неударный слог вынужден принимать на себя ударение, либо превратиться к концу той же самой строчки в трёхсложный размер и доплывать строку уже баттерфляем. Точнее, анапестом. И вот эта смена стиля В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ затрудняет восприятие несложного по содержанию произведения. Содержание прозрачно – стиль туманен. А ведь мы-то не в бассейне, мы стихи читаем, поэтому я лично просто банально спотыкаюсь:
А сейчАс прощАнья чАс нАступИл -
Это трУдно вАм двоИм пЕрежИть…
Но покА хватАет жИзнЕнных сИл
прОтив всЕх течЕний бУдЕт он плыть!
Всё правильно и по смыслу, и по направлению, но из-за ритмики плыть трудно. Необходимы ласты.

Давайте заморозим бассейн. Что получится? Правильно, каток! СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «НА ЛЬДУ ХОККЕЙНОМ» - хоккейный сонет. Вообще сонет – это твёрдая форма поэзии, к теме никак не привязанная. Но всё же мне всегда казалось, что иногда форма диктует содержание. Так вот сонет в моём понимании – это философское, любовное, даже пейзажное содержание и неожиданный финал. Финал, независимо от того, двустишие ли это (английский сонет) или триолет (французский сонет), должен удивить либо подытожить. То есть В МОЁМ ПОНИМАНИИ не любое произведение из 14 строк с определённой схемой рифмовки – сонет. Вот по форме данное произведение – сонет, а по содержанию – совсем не сонет. Интриги никакой нет, её нет изначально, всё ясно, понятно и сказано с первых же строк.
На льду хоккейном, как на троне.
Квебек – не сказка, не мираж.
Вернули титул чемпиона,
И Кубок Мира снова  наш!
Костьми под шайбу, как на мины,
Ложились русские не раз.
Канадцы биты, шведы, финны -
И «золото» теперь у нас.

В Канаде только плач и стоны…
Москва встречает чемпионов,
Народ ликует и поёт.

А значит – слава хоккеистам,
Кто победил и был неистов,
Кто за Россию шёл вперёд!
Позволю сделать себе только два смысловых замечания. «На льду хоккейном, как на троне» - простите, Автор, но на троне сидят. А вот на пьедестале не сидят, как и на льду. Поэтому трон-лёд в данном случае – не самый подходящий атрибут королей. Даже тренер на нём не сидит! Он бегает вдоль ограждения и нервничает. Сидят только на скамейке запасных. 
И второе: «Костьми под шайбу, как на мины» - конечно, умом я понимаю, что Автор хотел сказать. Насколько самоотверженно играли хоккеисты, с какой самоотдачей. Сразу вспоминаются слова героя Михаила Ефремова, знаменитого тренера: «Ты должен ворота как родину защищать! Как маму защищать!». Это да. Но всё равно эстетическое «послевкусие» после «лечь костьми» не покидает. Хотя, конечно, ностальгия по тому спорту, когда на лёд выходили, как в атаку, и защищали ворота, как маму, передано. Может быть, именно этого и не хватает сегодня нашему спорту. Но «под шайбу», да ещё и «костьми»… Шайба маленькая, не танк. Под неё лечь проблематично. Если бы были ещё одни только мины, я бы не обратила внимания. Или «преградить дорогу шайбе противника»… Конечно, параллель с военной победой очевидна. И если вспомнить о том, как появились спортивные соревнования, то станет понятно, что он возник как ЗАМЕНА войн, скажем так, «мирный выхлоп» желания победить, которое всегда сподвигало человечество на что-нибудь нехорошее. Древние люди решили, что лучше бороться на беговой дорожке, чем на поле брани, и выяснять, кто быстрее, сильнее и лучше, мирным путём. Поэтому спорт с древних времён – дело политическое. Ну а для болельщиков и зрителей ещё и азартное. В общем, клич «Русские идут!» в этом конкурсе прозвучал.
А вот тоже ледовая тема: СТИХОТВОРЕНИЕ №2 «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВЫХОД». Сразу скажу – как к стихотворению, у меня к нему претензий нет никаких. Можно, изучив через увеличительное стекло, что-то найти. Но видна рука мастера, поэтому мысль, заложенная Автором, напрямую, как на коньках, докатывается до моего сознания без препятствий.
В чём же эта мысль?
На искусственный лед выхожу, не спеша,
И, за бортик цепляясь, скольжу вдоль арены,
Обгоняет усталое тело душа,
Пусть летит. Я ее догоню постепенно.

От забытого холода тают года,
И конек обретает былую опору,
Кто сказал, что на лед не вернусь никогда?
Вы не верьте, не верьте подобному вздору!
То есть налицо – стремление бороться и побеждать, чисто спортивное стремление, отличающее самых великих спортсменов. Победа над собой – победа из побед. Фигурист, завершающий карьеру?
Далее – падение, лёд не удержал, подвёл. И читаем финал:
Уж не послан ли свыше прозрачный сигнал,
Что пора, наконец, отказаться от роли,
И покинуть другим предназначенный бал?
Ухожу. Не прощаясь. По собственной воле.
Здесь не уход по причине болезни или другой причине. Здесь уход потому, что человек так решил. А почему он так решил, если в первых двух катренах он был настроен на бескомпромиссную и решительную борьбу?! Почему в ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ два таких взаимоисключающих посыла? Что его сподвигло? Просто то, что упал? «Я устал, я ухожу?» А как же «Не верьте вздору, что на лёд не вернусь никогда?».
Если бы произведение было только трагически-прощальным, или же только бравурно-победным, сметающим всё на своём пути – это было бы одно. Но так, без внутренней борьбы, принять одно решение, когда настроился на другое… Если бы произведение началось с сомнений – меня бы хотя бы подвели к этому решению. А так я тоже чувствую, что поскальзываюсь на льду и не могу понять, за что держаться, какая идея тут отстаивается, что хочет сказать Автор. Что случайно оскользнулся – и всё, первое решение признать негодным? Вот что-то неправильное мне кажется – для стихотворения – в такой постановке вопроса. А так – прекрасная профессиональная техническая работа.
Завершающее в этой группе – СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «ЧЕЛОВЕК КО ВСЕМУ ПРИВЫКАЕТ». Почему оно напросилось на пенальти? Ну, во-первых, слишком всеохватно, при этом Автор всего не охватил, просто ушёл от темы спорта в совершенно другие сферы. Во-вторых, я не поняла главную мысль, точнее, поняла её, но выразить её можно было несколько точнее. Мяч не попал по воротам, так скажем, а поразил более широкую цель, но гола, разумеется, нет.
Вот начало:
Человек ко всему привыкает,
Негодуя, смиряясь, скорбя.
Так природа его защищает,
Чтобы он не разрушил себя.
Далее описываются те самые «необратимые разрушения… Но вот, казалось бы, блеснул луч солнца:
И поэтому необходимо,
Чтобы было лекарство от бед.
Однако дальше снова продолжаются описания бедствий, и они продолжаются, и продолжаются, лирический герой описывает сопутствующие ощущения, обращаясь к читателю: мол, а вы такое помните, видели, ощущали? И так на протяжении трёх катренов. Если подсчитать чисто математически, то нагнетание идёт в более чем 60% от произведения, шесть из десяти катренов! Тут и война, и гибель людей в реанимации… Под конец Автор всё-таки снова задаёт вопрос, где же взять силы и от этого спастись. И опять на него не отвечает. Если панацея от всего – спорт – то где он?
Теперь финал:
Не хочу привыкать к утратам,
По наклонной катиться вниз,
Не привыкну с врагом заклятым
Соглашаться на компромисс…
Увы, этот оптимизм обманчив. Вернёмся в начало. «Человек ко всему привыкает» - и тут же «Не хочу привыкать к утратам», «Да и надо ли привыкать?».
Против чего или кого протестует Автор? Точнее, его лирический герой? Давайте обратим внимание – способность психики адаптироваться подана НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО! Обращаю на это особое внимание. Автор его оспаривает в конце, но ведь изначально он его не подал как конформизм, как отрицательное явление, как приспособленчество. Нет, он показал один из «основных инстинктов» самосохранения, когда человек «привыкает» к чему-то, что при остром восприятии может раздавить его. Включаются защитные механизмы. То есть это свойство психики, с которым и не поспоришь – можно сказать, природа. А что мы видим в конце? «Да и надо ли привыкать», не хочу, мол, и не буду. То есть к концу стихотворения лирический герой утверждает, что это плохо. При этом ни одного средства борьбы не предложено, ситуация нагнетается и представляется безвыходной, плюс к финалу лирический герой отвергает единственный доступный ему (других он не ищет!) природный защитный механизм. Никто не говорит, конечно, что надо идти на поводу, но никакой разумной альтернативы в тексте нет! И потому слабовато…
Признаться, виды спорта в этом произведении я даже не искала. Спорт – это движение, движение – это жизнь. А жизнь не предполагает, что «Любовь надо убивать вначале». Кто сказал, что её надо «убивать»? Но и акцента на ней Автор не сделал. Как и на спорте.

РЁВ ТРИБУН
Давайте переместимся на болельщицкие трибуны – давно пора. СТИХОТВОРЕНИЮ №18 «НА ФУТБОЛЕ» место не здесь. Его надо было поставить после стихотворения про футбол и перед стихотворением про хоккей. Но, я надеюсь, что наши читатели владеют полосой прокрутки и, если что, «вспомнят» упомянутые в обзоре тексты. Итак:
Мировой чемпионат:
«Го-о-л!» - болельщики кричат
На футболе, на футболе, на футболе.
Вот уже который год
Нашей сборной не везёт
На привычном, для игры, зелёном поле.
Понятно, о чём, да? Если прозвучало «Русские идут!», то нужно и современный футбол заодно поругать, ленивый не поругает. Автор стихотворения – не ленив. Прекрасный, литературный язык, владение словом, без «ругалок» показана вся «пичалька» современного футбола. Смешно, легко и чётко по ритму – можно выходить и петь на стадионе, только потом резко переходить на спринтерский бег, спасаясь от разъярённых болельщиков. Впрочем, наш литературный герой разъярён другим – тем, что он видит на поле.
В первой встрече  (сто чертей!)
Матч закончился ничьей,
Футболисты ноги тянут еле-еле:
Будто нашим игрокам
Врезал кто-то по ногам,
И три дня они не пили и не ели!
Да уж… Как говорится, всё то, что Вы читали в Интернете после выступления наших в Париже – в одном флаконе. Далее, ко второму матчу, ситуация не улучшается.
Наш goal-keeper - молодец
«Отличился»,  наконец…
Разве учат так играть в спортивной школе?!
Он растерян был и зол,
Что бельгиец в сетку гол
Зафутболил,  зафутболил,  зафутболил.
Автор, обратите внимание: лучше сказать «ТАК растерян был и зол», тогда это будет предполагать «ЧТО бельгиец в сетку гол». ТАК ЧТО – союзные слова, они ходят только парой. Но это деталь, конечно, здесь слог всё так же безупречен. Не в смысле, без придирок совсем, а в том смысле, что я лично ни в чём не могу его упрекнуть.
Обратила внимание также, что слова «голкипер», а также «фол», «арбитр», «плей-офф» - на английском. Против «плей-офф» и я бы не спорила, но вот «арбитр» уже прочно вошёл в русский обиход в виде транскрипции иностранного. Хотя, конечно, при желании можно подобрать эквиваленты: «нападающий», «штрафной», «судья» и «вылет из игры». Но всё-таки лучше по-русски, хотя английским народ наверняка владеет тоже.
Третья схватка предстоит…
Чтобы не было обид,
Мы, друзья, поддержим наших футболистов!
Чтоб путёвку взять в play-off,
Каждый тайм – по пять голов!
Пусть берут пример с российских хоккеистов!
Заодно и хоккей прихватили. Из-за последней строки я и сказала, что это одна «группа в полосатых купальниках», только зрители думают, что плывут они не очень красиво. Кстати, обратили внимание на мотив песни? «Учат в школе» не напоминает? Вот и мне напомнило, да и Автор в самом начале сам пояснил: ЭТО поётся, и кровь и боль болельщиков за родной футбол – в каждой ноте.

Настольный теннис, гандбол, волейбол, баскетбол, рукопашный бой… СТИХОТВОРЕНИЕ №22 «ПРИГЛАШЕНИЕ В СПОРТ» я даже не придумала, куда помещать, там упомянуто всё и сразу. Но, поскольку Автор старался, вместив и объединив все виды спорта одним текстом, разместим и мы этот ненавязчивый рекламный проспект в виде ссылки. Лучше, как говорится, больше, чем меньше! Лишним не будет)))
Однообразен повтор «ты приходи» и в соседнем катрене «ты приходи». «ЗащищАть нАшу Отчизну» - учитывая заданный ритм, лучше сказать «ЗащищАть своЮ Отчизну», так ритм не нарушится.
Рукопашный бой научит
Отражать удар любой.
Всё. Это финал. Просто виды спорта окончились, и текст внезапно прерывается. Но, я надеюсь, любовь к спорту Автора не прервётся, отмечаю за «густонаселённость». Болеть за всё сразу не каждому удаётся!

И напоследок – немножко природной красоты. Итак, перед нами – туристы. Конечно, вид спорта, но ещё и хобби, и времяпрепровождение, и путешествие. СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «ИГНАЛИНА ТАМАРЕ ГАБЕ АХТАМАР» звучит как таинственное заклинание. Кажется, что произнесёшь эти слова – и перенесёшься на берега озера. Потому как это озеро такое, говорит нам Автор. Где – не говорит.
Туристы озерные-- смелый народ.
Романтика-- нам по карману.
Росу на рассвете мы пьем, как компот,
А ужин съедаем с туманом.
И юмор, и дорожные происшествия, и физические усилия по преодолению расстояний и покорению сил природы – всё здесь.
Когда же турбаза мелькнет, как мираж,
И мы догребем до плотины,
То каждый готов повторить каботаж
По сини озер Игналины.

Но время пройдет и окончится срок,
И ветер подует нам в спину.
На север,на запад, на юг, на восток
В душе увезем Игналину.
Обратите внимание: здесь тоже повтор в соседних катренах: «Игналина-Игналина», как и в предыдущем тексте («ты приходи» - «ты приходи»). Но здесь Игналина – главное действующее лицо, «Игналины-Игналину» немножко изменяется, и поэтому повтор смотрится как литературный приём и таковым является. Красиво, просто красиво…

ТАЙМ-АУТ
Так какой же вид спорта главнее? И кто самый главный, важный и незаменимый на любом стадионе? Он – «БОЛЕЛЬЩИК» из СТИХОТВОРЕНИЯ №14. Болельщик, который молится перед экраном за спортсмена, переживает вместе с ним, скользит по склонам – надо ли пересказывать то, что Автор и сам отлично скажет через несколько секунд? Вот только некоторые запятые расставила я сама – в виде бонуса, Автор! А работа сделана отлично.
Напомню, что, по традиции, первый и последний стих мы приводим полностью. Сама традицию придумала – сама и соблюдаю, прямо как в спорте. Там ведь тоже очень много традиций, Вы не заметили? И у нас есть своя. Итак, тайм-аут нашего обзора – и до новых встреч на новых конкурсах. А я ещё пропущенные обзоры не завершила, я в работе, надо же отдать свой долг читателям – они же болельщики рубрики «Взгляд из-за кулис»)))
Вот он, день долгожданный, священный Олимп
осветил мне дистанцию ярким лучом,
и, вжимаясь в диван, я к экрану прилип,
разгоняюсь на старте – вперёд, биатлон!

Подгоняют трибуны, и слышится свист,
от морозного воздуха щиплет лицо,
я быстрее, чем ветер, ведь я - финалист...
И врезается в снег лыжной палкой кольцо,

и деревья навстречу, крутой поворот,
перед лёжкой срываюсь в стремительный бег.
В спину дышат соперники, выступил пот,
обернуться бы, глянуть, но времени нет.

Вот и стрельбище, сердце стучится в груди,
отпускаю дыхание, плавный прокат,
предпоследние метры, флажки впереди
и восторженно зрители громко кричат.

А я мысленно сам досылаю патрон,
в перекрестье прицела мишени ловлю,
стиснув зубы, карабкаюсь кверху на склон...
Я - болельщик, но так же, страдая, молю...

Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса "Команда молодости нашей":

№20. http://www.stihi.ru/2010/02/07 /5775
№1 http://www.stihi.ru/2016/05/16/3025
№7 http://www.stihi.ru/2016/07/30/8504
№17 http://www.stihi.ru/2016/08/25/9836
№10 http://www.stihi.ru/2016/05/18/8451
№21 http://www.stihi.ru/2003/10/28-38
№11 http://www.stihi.ru/2016/01/19/5602
№4 http://www.stihi.ru/2008/11/25/3396
№5 http://stihi.ru/2009/09/29/3669
№13 http://www.stihi.ru/2015/07/26/1914
№15 http://new.stihi.ru/2014/12/14/9722
№19 http://www.stihi.ru/2012/05/16/9050
№8 http://www.stihi.ru/2014/04/03/7763
№2 http://stihi.ru/2011/04/24/350 
№12 http://stihi.ru/2015/01/17/9683
№18 http://www.stihi.ru/2014/06/23/8462
№22 http://www.stihi.ru/2016/10/11/2454
№9 http://www.stihi.ru/2009/10/18/6302
№14 http://www.stihi.ru/2016/08/19/4267

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО