О Правосознании...

Александр Жаворонков
Рубрика: РЕФЛЕКСИЯ  СОЗНАНИЯ

Тема: О мерзости в Русской Литературе и не только... (мировоззрение)
--------------------------------------------
Начало:
http://www.stihi.ru/2018/02/03/5360
http://www.stihi.ru/2018/02/03/5807
http://www.stihi.ru/2018/02/09/4930
http://www.stihi.ru/2018/02/09/6080
http://www.stihi.ru/2018/02/17/7886
http://www.stihi.ru/2018/02/17/8059
http://www.stihi.ru/2018/03/17/5178
http://www.stihi.ru/2018/03/17/7103
http://www.stihi.ru/2018/03/23/4649
--------------------------------------------

                О ПРАВОСОЗНАНИИ…

       Современный человек вряд ли и вспоминает что это такое и о его насущной потребности. Он скорее больше помышляет о своих личных правах и привилегиях. И пытается их приумножить и расширить во все стороны деятельности, тем самым не подвергая себя каким-либо неприятностям – судебным или морально-этическим. Закон! Обязанность и запрет – не может жить и применяться вне живого и здорового правосознания. Не может оберегать ни семью, ни родину, ни порядок, ни государство, ни хозяйство, ни имущество.
       Кризис духовности, который в своё время съел такие великие цивилизации как Древний Рим. Люди охладели к духовному опыту, прилепляясь всё больше к чувственному восприятию. Они перестали ощущать Божественное в себе и мире и укрепляются всё больше в доверии к рассудку. Этот кризис захватил и правовое чувство называемое правосознанием. Весь внутренний правовой опыт человека постепенно мельчает и искажается.
       Новое правосознание стало всё менее христианским, всё более безбожным. Религиозный дух и смысл начал всё более и более покидать правовую и политическую жизнь. Отношение к человеку стало утрачивать христианскую санкцию: брат стал терять брата, и вследствие этого волк идёт навстречу волку. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие, всё стало условным и относительным.
       Здоровое правосознание есть не только свободное и лояльное состояние души, но и творческое состояние. Оно принимает действующие законы не для того, чтобы формально проводить их в жизнь, превращая правопорядок в мёртвую бюрократическую работу, в сухое педантство, в явную несправедливость; но для того, чтобы оживлять отвлечённые формулы закона из той духовной глубины, где живёт чувство права, человечность и любовь. Здоровое правосознание творит право не только тогда, когда изобретает новые, лучшие законы, но и тогда, когда применяет действующие законы к живым отношениям людей.
       Христианство учит, что Божественное выше человеческого и духовное выше материального и земного, подчинить личное, как начало своекорыстия, гордости и посягания, – сверхличному, как началу качества, достоинства и совершенства, поэтому жизнь христианина не может быть ни бесцельною, ни страстно-слепою. Христианство даёт людям как бы мерило совершенства, тем самым научает отличать лучших людей от худших (Людей от людей и людей от людишек). Оно указывает, чему должен служить правитель, какова высшая цель государства, тем самым определяя, кто призван стать во главе государства, учит любви – любви к ближнему, любви, доверию и уважению к предлежащим властям, ибо «начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13, 4). Христианство вносит в душу дух миролюбия и братства, не формальной и всеуравнивающей, а настоящей справедливости. Оно приучает не видеть в подчинённости ненавистного бремени, и в то же время воспринимать власть как великую ответственность.
       Человек ищет Божьей совершенной воли, стараясь осуществить её как свою собственную. Вот это религиозное настроение и должно вносить в общение людей и в процесс общественной организации дух христианского правосознания.
       Самые главные хищные враги человечества, которые нужно подавить в первую очередь – это беспредметное честолюбие, жадность, вражду, предательство, склонность к озлоблению. Наше правосознание привыкло рассматривать эти влечения как греховные и, благодаря этому человек понял, что право есть начало всего мира. И чтобы убедится в этом, достаточно себе наглядно представить: вот я, никто иной, а я лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию. Отныне у меня нет никаких ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут со мной делать всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию…
       Кто хотя бы раз представит себя в данном состоянии и вчувствуется в него, увидит себя погибающим, тот мгновенно услышит в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих прав и взывающий к их признанию, уважению и защите. Этот голос будет требовать не только право на жизнь, но и права жить свободно и свободно творить; он будет настаивать не только на священных правах личности и их неприкосновенности, но будет требовать, чтобы они были под защитой и не были попираемы другими. Вот это и есть первоначальное проявление естественного правосознания, которое пробуждается только тогда, когда дело идёт о попрании их личных прав: тогда инстинкт самосохранения переходит на сторону правовой совести и человеку становится ясно то, в чём он склонен был сомневаться всю жизнь.
       Естественное правосознание – это не кабинетное измышление, а реальный и живой духовный орган, присущий человеку на всех путях его жизни. Если бы современный человек захотел и сумел серьёзно признать и осуществить в действительности эти правила здорового творческого правосознания, то началось бы обновление всего социального и политического строя современного государства. Преодоление этого духовного кризиса, который ныне переживает человечество, не может быть достигнуто и не будет осуществлено одними внешними и формальными реформами. Дело не только в новых учреждениях и законах; дело в обновлении правосознания.
       Первое и последнее, решающее слово остаётся за самим духом, то есть в данном случае за правосознанием. И только на этом пути можно верно и творчески обновить политическую и государственную жизнь.

(продолжение следует…)

И помните: берегитесь закваски фарисейской,
и что мудрость мира сего есть безумие пред Богом.
Приветствуйте друг друга лобзанием любви.
Мир вам всем во Христе Иисусе.
Аминь.

**********************

Источник: Литературно-Художественный Журнал «СЛОВО ЛЮДЯМ» (Свободного Единения Русскоязычных Писателей)
СЕРП «Жнецы Слова», 25.10.2016г., №2, стр. 25–26.
https://www.veterrecords.com/zhurnal

-----------------------------------------------------
ЖДЁМ 3-й НОМЕР «СЛОВО ЛЮДЯМ»!
-----------------------------------------------------