2. Кое-что начистоту. Инженер - на пути в поэзию

Сергей Таллако
Предыдущее: http://www.stihi.ru/2019/03/12/7523

Теперь – терпение, мой друг, - немного похвальбы. Из мира, где упущение в инструкции, путаница плюса с минусом в формуле, не учёт легирующего компонента в сплаве, и т.п. вели – в лучшем случае к лишению квартальной премии, а в худшем – к сроку заключения в местах отдалённых, автор попал в мир, где царил девиз: «Твори, выдумывай, пробуй!». «Рубикон был перейдён», инженер стал превращаться в поэта. О том, как и с чего начался этот процесс превращения, он однажды написал в очерке «История псевдонима» http://www.stihi.ru/2012/09/01/931
Знакомясь с комментариями рецензентов, автор придумал «Сонеты гостям на Стихире» - цикл сонетов, отразивший начало знакомства с сайтом и первичную систематизацию автором типажей гостей, посетивших странички его коллег. Почему сонетов? Видимо, в силу профессиональной привычки к точным формулировкам в научной и технической литературе. «Вода» в научной литературе не допустима!
 Из любопытства – что за зверь, вашего рассказчика привлёк именно сонет. Его чёткая структура и ограничения в рифмовании строф в определённом смысле даже облегчали работу над очередным стихотворением. Увлекательным вызовом мастерству поэта оказался запрет дважды применять в сонете одно и то же слово.
Итальянский, французский, английский сонеты, написанные ямбом, русский сонет, в котором допускаются хорей, дактиль, анапест и амфибрахий, онегинская строфа, написанная ямбом, - зачаровали рассказчика. Работая с ними, он впервые грустно заметил, что читатели – коллеги по сайту – пугаются названия «сонет», и стал такие стихи помещать в рубрике «философская лирика». Помогло. Это обстоятельство позволило сделать ещё одно грустное открытие: читатели не видят, КАК написаны стихи, их интересует ПРО ЧТО они написаны.  Такие авторы/читатели напоминают прагматиков в части ношения верхней одежды, для которых безразличен фасон костюма, наличие пятен и оторванные пуговицы: «Закрывает одежонка от непогоды и ладно!». Авторы – любители поэтических «драных телогреек» - зачастую пользуются только ямбом и перекрёстной рифмой только потому, что иначе не умеют:
«Когда встречаю на лугу цветы,
Я знаю точно – это капли пота –
Прапрадеды трудов оставили следы.
Собрать их мёд – пчелиная забота». «Цветы», http://www.stihi.ru/2018/10/21/2225

Ещё несколько фраз о своих стихах. Вот самый первый сонет рассказчика, ещё с пресловутыми «розами» и «морозами»:
Метёт январская пурга.
Наступят, может быть, морозы…
Но впереди – июль и розы,
И вод приволье в берегах!
Любовью жизнь нам дорога,
Любовь – и явь, и наши грёзы.
В душе не смолкнут мая грозы,
Подснежники сожгут снега!
Цветы. Подружки за столом.
Чаруют "АББА", Мендельсон.
Порхают шутки, смех так звонок!
Удача греет их крылом
И «Летней ночи» нежный «сон».
Ах, лучше не найти девчонок! «Зимний сонет», http://www.stihi.ru/2006/07/01-974

С конца 2005 года до начала марта 2019 года автором на сайте Стихи.ру выставлено 986 произведений, причём среди них 120 сонетов, не считая 225 строф романа в стихах «Пеночка и Сергений» (восемь глав, пролог и эпилог), написанных онегинской строфой, но не ямбом, выбранным Александром Сергеевичем Пушкиным, а дактилем.
В завершение этой главки подчеркнём то, о чём не устают говорить теоретики сонета: сонет не просто стихотворение из 14 строк, имеющее определённую структуру. Сонет – это монолитный замысел, состоящий из тезиса, антитезиса, их поэтического синтеза и финального резюме.
Продолжение: http://www.stihi.ru/2019/03/13/5836