Владислав Сергеев. Обзор стихов-победителей 316-32

Семь Дней 3
Владислав Сергеев. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/vserg


Всем - доброй погоды и хорошего настроения!
Заданный организаторами формат «экспертизы» не предполагает наличие преамбулы, но несколько вводных слов я таки произнесу.
Во-первых, я ни разу не эксперт в сфере стихотворчества. Мое мнение - сугубо дилетантское и, разумеется, весит ровно столько, насколько собеседник верит в мою непредвзятость, общую начитанность и, как следствие, наработанный вкус к текстуальной художественной продукции. Впрочем, многие так говорят, а не говорящие - обычно имеют в виду по умолчанию.
Во-вторых, столь же банальными (тривиальными, наивными, непрофессиональными - нужное подчеркнуть) выглядят сомнения в существовании объективных критериев качества художественных текстов.
Тем не менее, конкурс предполагает, что такие критерии есть и, более того, имеют количественное выражение, позволяющее ранжировать все представленные произведения.
Сей когнитивный диссонанс преодолеваю единственно возможным для меня способом:  вот прямо сейчас выдумываю («вынимаю из башки») пять показателей, которые кажутся мне наиболее важными:
1. Смысл. 2. Техника. 3. Оригинальность. 4. Музыкальность. 5. Волшебство.
Каждый из показателей буду оценивать по-школьному, по пятибалльной системе. Затем - сумма.

PS. И не пытайте меня требованиями разъяснить, что понимается под этими округлыми наименованиями! Вряд ли я сумею предъявить уважаемой публике более-менее внятную их интерпретацию. Но, возможно, кое-что станет самоочевидным по ходу разбора отдельных стихотворений.


================================================

1. ни словом ни единым...

Проверенное средство –
на веру и на слух:
серпом луны по сердцу
водить, как по стеклу;

процеживать до света
намоленную грусть,
стихотворенье Фета
читая наизусть;

вливаться нотой длинной
в божественный мотив,
ни словом ни единым
себе не изменив.

==================================
Замечания эксперта:

В это стихотворение лучше внимательно не вчитываться, воспринимать в целом, как иероглиф, тогда и впечатление будет самое благостное.
Но если погружаться в детали… На мой взгляд, почти всё в тексте - ради красного словца, яркой метафоры на грани оксюморона.
И - зачем, почему Фет? Похоже, все произведение выстроено вокруг строчки с Фетом, которая незыблема и нелепа, как фикус посреди клумбы с незабудками.
Смысл - 2
Техника - 4
Оригинальность -3
Музыкальность - 4
Волшебство - 4
СУММА = 17

===================================

2. Юки-онна

Снег порхает, будто стая налетевших мотыльков.
Пасти туч, съедая звёзды, подбираются к луне.
Ветер воет у порога, сёдзи трогает рукой.
Твой рукав у изголовья согревает сердце мне.

Как же хочется, родная, давний случай рассказать.
После сладостных объятий не сумею утерпеть.
Был такой же зимний вечер много лет тому назад.
Мы с наставником Мосаку шли горами по тропе.

Мы несли шесты бамбука, что рубили с ним в лесу,
Подошли к реке Нагаре перевозчика искать,
Только он ушёл в деревню пить саке в восьмом часу,
И пришлось остаться на ночь нам в лачуге рыбака.

Я проснулся, потому что снег, ложась, щекочет лоб.
Вижу, женщина склонилась и целует старика.
Наметает на циновки в дверь открытую сугроб.
У Мосаку проступает колкий иней на руках.

Стало страшно – и не крикнуть. Ветер, воя, снег несёт.
Встала женщина и смотрит льдистым взором на меня.
Только так она прекрасна, что забыл я обо всём.
Мы остались на циновках вместе с ней до света дня.

Тело гостьи было белым, нежным, как гусиный пух,
Пальцы тонки и прозрачны, как изысканный фарфор,
Голосок звенел, как льдинки, серебром лаская слух.
Всё развеялось, как только встало солнце из-за гор.

На прощание сказала: «Никому не говори
Ты о том, что нынче видел, или ждёт тебя беда.
Не забуду, Минокити, нашу встречу до зари».
А потом она туманом улетела без следа.

Утром лодочник вернулся, снова начал перевоз.
Стихла вьюга, больше вихри не гуляют по горам.
Оказалось, что Мосаку ночью до смерти замёрз.
Ледяная Юки-онна приходила в гости к нам.

На тебя смотрю, родная, - тело белое твоё
Так прекрасно, что подобно снежной женщине-ёкай,
Десять лет уже от счастья у меня душа поёт,
Десять деток подарила мне белее молока…

«Глупый, глупый Минокити, - говорит ему жена, -
Снег поднялся, будто стая полуночных мотыльков…
Ты своё нарушил слово, не остаться вместе нам».
Стала снегом и туманом… улетела далеко…

==================================
Замечания эксперта:

В отличие от предыдущего стихотворения, здесь - повествование, пересказ (или синтез) некоей легенды. Но, с одной стороны, слишком затянуто, а с другой - все равно остаются невнятности, в т.ч. по факту нарушения слова несчастным Минокити. Десять лет молчал, десять детишек настрогал и вдруг - на те вам, расслабился «после сладостных объятий»? :)
Рифмы простенькие, не везде точные… Звучание довольно корявое, наизусть учить это стихотворение я бы воздержался. И вообще, какое-то оно… безэмоциональное что ли, холодной головой сочиненное. И с оригинальностью проблема: сколько уже было подобных стилизаций!
Смысл - 4
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 2
Волшебство - 2
СУММА = 12

===================================

4. Дерево

как утренники стылы и хрупки…
а где-то в краснодарском дивном крае
взлетают хаотично мотыльки
на дерева и разом замирают

чтоб на безлистных ветках миндаля
жерделы и боярышников гладких
цветы меняли мир или меня
согласную в тепле миропорядка

терпеть и ждать щедрот большой весны
ловить взъерошенное ветром чудо
и трогать не имеющих цены
лиловых, белых отпрысков иуды

Церцис (иудино дерево).

==================================
Замечания эксперта:

Начало дивное, но - бац! - «краснодарский край» жестко приземляет созерцательный, общефилософский ракурс изложения. А в конце - библейский выверт представляется совершенно излишним, особенно одушевление цветочков (ведь сказано «трогать… отпрысков», а не «трогать отпрыски»). Хотя у меня подозрение, что именно ради этого семантического разворота стихотворение и написано.
Смысл - 4
Техника - 3
Оригинальность -3
Музыкальность - 4
Волшебство - 3
СУММА = 17

===================================

5. Александру Новикову

В простых, долгоиграющих словах
настроена души аппаратура.
На трёх аккордах, как на трёх китах,
державится российская культура.

Скрипит, с ума сошедшая, резьба.
Чем дольше длится песня, тем короче
твоя скоропостижная судьба.
Карету мне! Вези меня, извозчик!

Долг чести, что не отдан до сих пор,
как долг любой – трагичен и азартен,
поскольку в этом самом ля минор
жизнь и судьба поставлены на карту!

==================================
Замечания эксперта:

«Души аппаратура» - не понравилось, ибо нарочито.
«Державится» - типа, топорщится? Других ассоциаций не возникло. А почему, кстати? :)
Если судьба «скоропостижная», то куда уж «короче»! Какое-то из двух слов лишнее.
Восьмая строчка - чудо как хороша! Понятно, что здесь реминисценция, но зато от души и безо всякой аппаратуры! :)
Долг, по-имхому, не может быть азартен, неясно, что автор имел в виду (если это не просто подбор рифмы к «карте»).
Почему «в этом самом ля минор»? Нота ля, как и все прочие ноты - женского рода, правильно было бы: «в этой самой…»
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 2
СУММА = 12

===================================

6. Проснуться

Она скользит над сверкающим океаном,
Ей так волшебно, смешно и немножко странно.
Морские звёзды лучами качают плавно,
Киты смеются, пуская свои фонтаны.
Она бежит и хохочет - легка дорога.
Взлетает ввысь над планетами и мирами.
Любима всеми, крылата и легконога.
Но скоро утро,
пора возвращаться  к маме...

Проснувшись рано (ей вовсе не надо в школу,
но как сирена орёт полоумный кочет)
всё терпит стойко - таблетки, массаж, уколы,
сквозь боль и слёзы. До благословенной ночи.
Больное тело навечно срослось с матрацем.
Мух налетело - как будто бы кто науськал.
Она б хотела  уснуть и не просыпаться,
Но маму жалко.
И рыжую кошку Люську.
==================================
Замечания эксперта:

Смысл стихотворения прочитывается однозначно: смертельно больная девочка, обезболиваемая наркотиками. Но для меня всегда загадка, что подвигает авторов сочинять подобное? Не то чтобы существовали запретные темы, но ведь надо же было специально озаботиться тем, чтобы надавить читателю на слезные железы! Про кошку - дополнительное сюсюкание практически у гроба…
Смысл - 4
Техника - 4
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 2
СУММА = 15

===================================

7. Мамба

Душно, и плавятся пальмы, бросая тень
Черной старухе на спицы и шарф недлинный.
Молча в качалке она коротает день.
Призраки пляшут в блестящих глазах-маслинах.

Сын к ней заглянет и ноет, забрав товар:
Климат не тот, на вязанье худы продажи.
Вот непутевый… Но хоть притащил сигар.
Мамба Джезайя не слушает – вяжет, вяжет…

Нитки цветные свивают за рядом ряд,
Спутаны хитрым узлом чудеса и судьбы.
К хижине с пальмовой крышей весь год подряд
С курицей или с монетой плетутся люди.

Средняя дочка кричала: «Желаю жизнь
В доме заводчика!». Дура, да как откажешь?
Бьёт он её да гуляет, хоть плачь, хоть злись.
Мамба Джезайя не плачет и вяжет, вяжет…

Масса-плантатор боится зайти в жильё.
«Мамми!» – окликнет с порога и еле дышит.
Рико-надсмотрщик однажды кнутом её…
Вскоре, синея, орал, так, что мертвый слышал.

Белый помнется на солнце, заглянет внутрь:
Связками жабы коптятся в дыму очажном.
Вот бы удачи купить на игру да дурь.
Мамба Джезайя не любит, но вяжет, вяжет.

Внучка подсядет и пробует шарф связать –
Петли скользят на капризных и вертких спицах,
Странные образы пляшут в больших глазах,
Только она не молчит – свиристит, как птица:

«Вырасту – сделаюсь доктором в Порт-о-Пренс.
Даже словечка никто поперёк не скажет.
Крыльями поезд качнет в синеве небес»…
Мамба Джезайя не верит, но вяжет, вяжет…

-----------
Мамба – жрица вуду.

==================================
Замечания эксперта:

Еще одна стилизация, довольно складно сконструированная. Не удивлюсь, если это тот же автор, что и у «Юки-онны». Но в каких же пыльных библиотечных облаках он витает? Рецепт очевиден: прочитать книжку поэкзотичнее - выполнить стихослагательное упражнение на заданную тему. И всё? И зачем?
Единственное, что можно было зачесть за интересное (и на что нанизывается довольно занудное «перечислительное» повествование) - старуха-жрица в качестве мировой константы. Но и сей образ тысячекратно использован в литературе, начиная с древнегреческих мойр с прялками до дворника у Хармса («Постоянство веселья и грязи»).
Смысл - 5
Техника - 3
Оригинальность -1
Музыкальность - 2
Волшебство - 2
СУММА = 13

===================================

8. На родину

— Ветрюган за шторками так и свищет,
Гонится за поездом, как дурак...
А в деревне нашенской - красотища,
Зацвела черёмуха  во дворах.
Клюква заневестилась у болотца
Луг цветочный стелется за рекой;
Всё-то в вашем городе, как придётся,
А у нас пригожество  и  покой,
Словно спишь  у Господа на ладони!
Церковка намолена - благодать...

Внуки стали взрослыми. Баба Тоня
Ехала "на родину помирать".

==================================
Замечания эксперта:

Особо придраться не к чему, в этом коротеньком тексте - всё «пригожество и покой». Единственное сомнение: «клюква заневестилась» - вряд ли баба Тоня будет так выражаться даже в мыслях!
И конечно, жаль, что всё в кадре и ничего за кадром. Любоваться есть на что, а очаровываться - нечем.
Смысл - 5
Техника - 3
Оригинальность -4
Музыкальность - 4
Волшебство - 2
СУММА = 18

===================================

9. Колдунья

Сегодня Наталья любимому мужу
Готовит сюрприз — романтический ужин.
Пока он домой не вернулся с работы,
Кладёт осторожно в кипящую воду
Всё то, что купила на утреннем рынке —
Фасоли полбанки, лучка четвертинку,
Картошку, морковку, огузок бараний,
И шепчет в кастрюльку слова заклинаний.
А чтобы провал исключить совершенно,
Себя проверяет по книге волшебной,
В которой на тридцать четвёртой странице
Рецепт безграничного счастья хранится.
- Вот травка-присушка, вот листики хмеля...
Она добавляет в кипящее зелье
Щепотку того, две щепотки другого,
Мешает и пробует. Блюдо готово!

Сергею, супругу колдуньи Наташи,
Звонят на мобильник то Маша, то Даша,
То Катя, то Лена, то Рая, то Таня -
Налево Серёгу бессовестно тянут!
Ну, как без чудес удержать обалдуя?!
Такого — никак! И Наталья колдует...

==================================
Замечания эксперта:

Типа, юмористическое?
Если честно, не смешно: русская национальная концепция «жена страдалица, а муж козел» затерта до дыр. На таком пошлом базисе подробности уже не спасают.
Но в качестве стихотворческого упражнения вполне годится. Прочитать - и забыть.
Смысл - 4
Техника - 3
Оригинальность -1
Музыкальность - 2
Волшебство - 0
СУММА = 10

===================================

10. Пароходик

В городе Лего, где стройка
круглый игрушечный год,
словно по морю, тихонько
плыл по ковру пароход
мимо кровати и тумбы,
свой не меняя маршрут.
Рядом с искусственной клумбой
замер пластмассовый люд.
Где-то на полке спросонок
выдохнул поезд: “Чух-чух”.
Громко чихнул медвежонок:
“ВинниапчхиВинниПух !“
А пароходик южнее
города сделал петлю,
к солнцу  взлетая /вернее,
к лампе/ и падая "плюх".   
Только на кухне под мойкой,
в мусорном старом ведре,
ждал своей участи стойко
сломанный робот Андрей.

==================================
Замечания эксперта:

Детское…
К детским стихам предъявляются повышенные требования: они ведь влияют на формирование вкуса к слову и ясность ума. Увы, с ясностью тут как раз проблемы. Ну, нагромождение случайных деталей, еще можно принять: игрушки же, для них типичен некий беспорядок! Но как пароход, который «тихонько плыл по ковру» вдруг «сделал петлю / к солнцу  взлетая»? Икар, типа? А малыши-то и не знали! :):
Смысл - 3
Техника - 3
Оригинальность -3
Музыкальность - 3
Волшебство - 0
СУММА = 12

===================================

11. Посвящение фестивалю АП Возьмёмся за руки, друзья!

В простых, долгоиграющих словах
настроена души аппаратура.
На трёх аккордах, как на трёх китах,
державится российская культура.

Долг чести, что не отдан до сих пор,
как долг любой – трагичен и азартен,
поскольку в этом самом ля минор
жизнь и судьба поставлены на карту!

Мелькают лица, даты, города,
мельчает всё, лишь остаются в силе
Любовь, Надежда, Вера – навсегда:
в Москве, в Париже, в Лондоне, в Тагиле!

Изменчива планида наших муз,
но на заре опять трубач сыграет.
Не потому ль прекрасен наш союз,
что моцарты судьбы не выбирают?

Возьмёмся ж снова за руки, друзья,
чтоб страстно, старомодно, по-старинке
качнулась сумасшедшая Земля
заезженной виниловой пластинкой!

==================================
Замечания эксперта:

Очевидно, у этого стихотворения и у стихотворения 5 «Александру Новикову» - один автор (ну, не плагиат же подозревать!). Что из них является прототипом, а что - развитием, можно только гадать. Вероятнее, из того получилось это, а не наоборот. Повторены первый и последний катрены 5-го, теперь с них начинается текст. Судя по тому, что сохранены «души аппаратура», «державится», азартный долг и дядька Ля Минор (см. мои ремарки там), автор считает их находками. Категорически не разделяю!…
Но продолжение многое выправляет. «Карету мне!» исчезло, однако другие, теперь множественные реминисценции звучат органично и навевают светлую ксп-шную грусть :)
Смысл - 4
Техника - 2
Оригинальность -3
Музыкальность - 4
Волшебство - 3
СУММА = 16

===================================

12. Не следить

Не следить. Не замечать, не видеть,
Как мелькают дней слепые тени.
Отмолить невольные обиды
Перед образами на коленях.

Сторониться суеты и споров,
Не искать в трактатах тайных истин,
Исподлобья не глядеть на город,
Кулаки до боли в пальцах стиснув.

Ружья не развешивать на стенке,
На ворота нацепить подкову,
Различать полутона, оттенки,
Понимать намёки с полуслова,

Погрузиться в терпкое сегодня,
Отжимая прошлое до капли,
И в дорогу, отпустив поводья.
Кони довезут. Не так ли?

==================================
Замечания эксперта:

Инфинитивы дело хорошее, удобное, сам иногда грешу…
Однако на них построена изрядная часть русской поэзии есенинско-пастернаковского толка :) Поэтому, если искать новизну и свежесть текста, то не в форме, а в содержании. Увы, долгие перечисления, перегруженные штампами, обрекают эти поиски на фиаско.
С конями отдельная засада. В современном русском разговорном сленге есть устойчивое выражение «двинуть кони» - то же по смыслу, что и «склеить ласты», «дать дуба» и т.д. Сомневаюсь, что автор именно это имел в виду, но ассоциация - на поверхности!
Смысл - 2
Техника - 3
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 3
СУММА = 13

===================================

13. Я его подожду 

Это было сто лет назад
в мае…
Нет, в сентябре…
В июле!
Он мне тихо «люблю» сказал.
Солнце било сквозь дыры в тюле
и слепило глаза.
Смеясь,
я «не верю» ему сказала…
Или это была не я?
Наливая вино в бокалы,
он молчал.
И пролил на стол
пару ало-кровавых капель…

Это было тому лет сто
в Сочи…
Кажется, нет.
В Анапе!
Время мчалось, и вечер был
очень тихий.
А море пело!
Пёс, томящийся на цепи,
в тон ему подвывал умело.
Волны прыгали на песок,
а тропинка на пляж манила…
Он был строен, красив, высок…

Это было.
Конечно, было
так недавно и так давно,
что детали не помню.
Сладким
было пролитое вино,
что мы выпили без остатка.
Море тихо качало нас,
и краснела луна смущённо…

Это было давно…
Сейчас
тот же берег ласкают волны,
так же светит луна.
За ней
он уплыл.
Далека дорога…

Бармен, красного мне налей.
Я его подожду немного.

==================================
Замечания эксперта:

Картина «Любительница абстинента» неизвестного художника :)
Абсолютно синтетический текст, игрушечный. Фабула, интонации, эпитеты - всё заимствовано из тысячи источников!
Приятно, что автор знает: тюль - мужского рода. Неприятно, что несуразностей много. Вечер был очень тихий? А как же поющее море и «умело подвывающий» ему пес? «Пролитое вино, / что мы выпили без остатка» - я правильно прочитываю, что «ало-кровавые капли» бедолагам пришлось слизывать непосредственно со стола? :)
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность -0
Музыкальность - 3
Волшебство - 0
СУММА = 8

===================================

14. Вару

"...Тяже¬лые и позор¬ные пора¬же¬ния испы¬тал он толь¬ко два¬жды, и оба раза в Герма¬нии: это были пора¬же¬ния Лол¬лия и Вара. Пер¬вое при¬нес¬ло боль¬ше позо¬ра, чем уро¬на, но вто¬рое было почти гибель¬ным: ока¬за¬лись уни¬что¬же¬ны три леги¬о¬на с пол¬ко¬вод¬цем, лега¬та¬ми и все¬ми вспо¬мо¬га¬тель¬ны¬ми вой¬ска¬ми. При вести об этом Август при¬ка¬зал рас¬ста¬вить по горо¬ду кара¬у¬лы во избе¬жа¬ние вол¬не¬ний... И говорят, он до того был сокру¬шен, что несколь¬ко меся¬цев под¬ряд не стриг волос и боро¬ды и не раз бил¬ся голо¬вою о косяк, вос¬кли¬цая: «Квин¬ти¬лий Вар, вер¬ни леги-оны!», а день пора¬же¬ния каж¬дый год отме¬чал тра¬у¬ром и скор¬бью".
Гай Светоний Транквилл "Жизнь двенадцати цезарей"

Варвар, верни мои легионы, что тебе, трудно?
Подними из курганов, или где схоронил их, -
Вьётся над полем брани приторный запах трупный,
траурных воронов крики ещё не стихли.

Варвар, верни мне видимость бренной плоти
вместо бессмертья, которое мне постыло.
Нынче ты сам прикинулся мёртвым, но вот ведь
смог же, подлец, свести и меня в могилу.

Мы с тобой, варвар, вымерли как легионы,
На бранных полях давно города возникли.
А вокруг нас теперь нет ничего, кроме
праха и пепла. Но снова тебя окликну:
"Вар... Вар..."

-------

Всё было не так: пехота утопла в болоте,
бился о стену лбом император Август,
Вар не был варваром, варвар не звался Варом, -
Ergo* герои мои совершенно бесплотны.
Но до сих пор друг друга стоят напротив,
и один другому твердит до спазмов
в горле:
"Вар, верни мои легионы, верни легионы..."

Ergo (лат.) - следовательно.

==================================
Замечания эксперта:

Не знаю, что можно сказать об этом тяжеловесном тексте. Воистину, «всё было не так». А как?..
Текст после «Ergo» внезапно поднял в памяти пронзительные стихи Леночки Касьян (Царствие Небесное светлому человеку!):
«Пятый год их оградки шиповник и плющ увивает.
А они до сих пор всё снятся и снятся друг другу».
Смысл - 4
Техника - 4
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 5
СУММА = 18

===================================

15. Верочка

Верочка только проснется – веселый луч
Прыгает зайкой по спинке ее кровати.
В комнате воздух прохладен, а пол скрипуч.
Рядом на стуле висит голубое платье –
Няня поможет надеть, застегнуть, приладить…

Завтрак на кухне.  «Там пенка! Снимай! Снимай!»
Верочка кашу встречает без одобренья –
Ложкой рисует в тарелке печальный смайл.
Няня воркует: «Давай положу варенье»…
«Много варенья! А после – гулять скорее!»

Шапка, пальтишко – и можно идти во двор.
Верочка смотрит, как дворник метет дорожку,
Как помечает собака косой забор,
Как из подвала сквозь дырку выходит кошка…
Няня на лавку зовет посидеть немножко.

Редко уходят они за квадрат двора.
Разве мороженку взять в магазине «Фермер».
Няня другим говорит, что у них игра,
Только игра по-английски – какой-то геймер.
Верочка ест и бумажку кладет в контейнер.

После обеда по правилам тихий час.
Няня «глядит сериалы» и что-то вяжет.
Верочка смотрит тайком через щелки глаз.
Вот еще спать! Но она никому не скажет.
Шарф прибывает, пока убывает пряжа…

Вечером Верочка ждет, и нет сил терпеть –
Крутит красивый каштан, что сегодня найден…
К ужину няня на стол собирает снедь.
Все потому, что приходит Большая Катя.
С Катей короткого вечера им не хватит.

Катя садится и книжку читает вслух,
А иногда открывает в альбоме фотки:
Там по лиману плывет тополиный пух,
Там Катя-девочка с женщиной вместе в лодке…
Только пора засыпать, и слова нечетки.

Катя вздыхает, в ногах подтыкает плед,
Гладит макушку и светлый рукав пижамы,
Ласково смотрит и в комнате гасит свет.
И говорит: «Доброй ночи», – у двери самой…
И почему-то еще добавляет: «Мама…»

==================================
Замечания эксперта:

Если я правильно понял, текст излагает хронику дня беспомощной старушки, впавшей в детство. Имеет право на существование. Хотя вызывает досаду, что опять (как и в конкурсном стихотворении «6. Проснуться») автор пытается воздействовать на меня через боль, манипулировать на уровне первой сигнальной системы. Вот не надо мне этого!
Смысл - 4
Техника - 4
Оригинальность -4
Музыкальность - 3
Волшебство - 1
СУММА = 16

===================================

16. Птичье

                Синее небо,
                Ветер и шорох листвы –
                Сон возвращает.

...Я цеплялся за ветку, страшась упасть.
Наша стая, качая упругий воздух,
отпускала деревья, теряя  связь –
оставляя гнёзда.
Чтобы снова вернуться, неся нам жизнь.
Мы хватали её и глотали жадно,
а она продолжала жужжать, кружить
и была нарядна.

Мама-птица учила меня летать,
говорила: не бойся расправить крылья.
Я боялся, но синяя высота
всё равно манила.

Мама-птица учила встречать рассвет.
Ветер, в шорох листвы заплетая трели,
разносил их по лесу, бросая вверх.
И они звенели.

...А мои не звенят, высота не та.
Надо мной небеса то белы, то чёрны.
Ветви-прутья вокруг не дают летать.
Мне кидают зёрна
очень странные птицы: их голоса
не встречают рассвет, крылья их без перьев.
Может, ветер и синие небеса,
мама-птица и шорох листвы в лесах –
снились, я поверил...

==================================
Замечания эксперта:

Птичка в клетке? Канарейка или, скорее, попугай, раз вслушивается в голоса странных беспёрых существ, кидающих зерна.
Но зачем такая заумь вначале? Так задумано или автор просто не справился с текстом? Читаем второй катрен: 
«Чтобы снова вернуться, неся нам жизнь.
Мы хватали её и глотали жадно,
а она продолжала жужжать, кружить
и была нарядна»
- Кого жадно хватали и глотали? Ни одна из семантически допустимых версий ответа (ветку, стаю, связь, жизнь) не подходит, ибо ничто из перечисленного не способно одновременно жужжать, кружить и быть нарядной!
Ну и тема («сижу за решеткой…», «чому я не сокил», и т.п.) протерта до дыр…
Смысл - 3
Техника - 3
Оригинальность -1
Музыкальность - 4
Волшебство - 3
СУММА = 14

===================================

17. Экологическое

Однажды на зыбкой почве взаимного интереса
Встретились Человек моря и Человек леса
И пошли прогуливаться по болотам невским,
Разговаривая об экологических процессах.

Человек леса
Шелестел листами,
Травами опутывал,
Обнимал ветвями.
Человек моря
Всплёскивал ластами,
В глубину заманивал,
Волновал волнами.
Человек леса
Знал зверей обычаи,
Свиристел по-птичьи.
Человек моря
Хаотически
громыхал прибоем.
Человек леса
В человека моря
Пророс бы корнями,
Но корням опереться
Было не на что.
Человек моря
Человеку леса
Загадывал загадки
Решения не стоящие,
Пропадающие тщетно.
Человеку леса
Было с морем однообразно,
Неинтересно.
Человеку моря
В лесу не хватало горизонта
Или хотя бы горизонталей.

И ни тот, ни другой до времени не понимали, 
Что на болоте им просто тесно обоим,
Что лесу хочется тихо стоять над волнами,
Что в берег лесистый хочется биться морю.
Что просто им нужно вместе сбежать на волю.

==================================
Замечания эксперта:

Текст, как (почти) любой длинный перечислительный, изобилует необязательностями.
Поведясь на первые две строчки, я начал искать рифмы везде далее - но вотще! :)
В целом, читать нескучно, но после чтения - что остается? Старая песенка «Мы привыкаем к несовпаденью?»
Смысл - 2
Техника - 3
Оригинальность -2
Музыкальность - 2
Волшебство - 3
СУММА = 12

===================================

18. Сломалось время

Часы висели на стенке в зале...
Летело время – часы скучали.
Им так хотелось удрать из дома,
пожить свободно, непригвождённо
своей судьбы проложив маршрут...
А всем казалось – часы идут.

Перегоняя в пылу друг друга,
мечтали стрелки сбежать из круга,
не прерывая попыток трудных,
не тратя попусту ни секунды,
стремились к цели – за шагом шаг...
А все сказали – часы спешат!

Смирились стрелки – побег не вышел,
пространство сжалось и стало лишним.
Достоин каждый своей Голгофы,
где что ни делай – выходит плохо,
как не старайся – не так... не так...
Как тихо в доме... Часы  стоят.
==================================
Замечания эксперта:

Мне показалось, что мысль этого стихотворения, скажем так, не глубока.
И Голгофа-то здесь зачем?
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 2
Волшебство - 1
СУММА = 10

===================================

19. Я ушла

Словно солнца живой рыжий ком
Тает в облаке тихом тайком,
По песку пробежавшись, как ветер,
Я ушла, и никто не заметил,
Что меня больше нет... Чужаком
Я была. Я касалась воды,
Тёплых губ, образов пресвятых,
С горькой нежностью – детских пелёнок...
Внятно слышала мир: был он звонок,
Только так и не стал мне родным.
... Сотни лет убегут вслед за мной,
И поэт, чужеродством больной,
Вдруг расслышит мой голос далёкий:
Снова рифмы улягутся в строки
И задышат моею весной.

==================================
Замечания эксперта:

Вспоминаем А.А.Т:
«…Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.»
-  и понимаем разницу. Она принципиальна.
Впрочем, при всём при том стихотворение довольно приятное. Несмотря на ряд тяжеловесных инверсий и семантических неточностей.
Смысл - 3
Техника - 3
Оригинальность -4
Музыкальность - 3
Волшебство - 3
СУММА = 16

===================================

20. Проблема Сальери

Перед искусством имеешь ты бледный вид:
Как ни старайся, как ни оттачивай слог,
Посредством того, убогого явно говорит Бог,
А посредством тебя почему-то не говорит.

Но слова толпятся, роятся, бьются внутри,
Слагаются в строки, кособокие, хоть умри,
Брякают, лязгают, рвутся попасть наружу,
Выстроиться в катрены и сразу же строй нарушить.
Вывернуть твою душу.

Ну, так пытайся дальше, строчи строки поперёк,
Мастери свой карточный домик - дунут, и его нет,
Пробирайся медленно, ощупью на тот свет,
Или на этот, кто ж его разберёт.

А когда поймёшь, что совсем закончились силы,
Когда исчезнут слова даже те, которые были,
Когда осознаешь, что времени уже мало,
Что жизнь твоя прахом пошла и зазря пропала,
Что не осталось ни одного места, которое не болит,
Тут-то и слепишь Его из подручного матерьяла -
Бога простого, домашнего, без пьедестала,
И тогда Он тобою, может, заговорит.

==================================
Замечания эксперта:

Проблема Сальери как проблема графомана? Не убедительно, не верю!…
Вообще, все эти вторые производные (стихи про стихи), как правило, получаются довольно вымученными и неуклюжими. За редким исключением, см. выше цитату из гениального Арсения.
Смысл - 4
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 1
Волшебство - 2
СУММА = 11

===================================

21. Море волнуется раз

                — Почитай газету и расскажи мне, когда я вернусь.
                Эрнест Хемингуэй "Старик и море"

Море волнуется раз.
… Детство бежит дворами,
солнечных зайцев ловит, сбивши коленки в кровь.
Сколько заплаток на них жгучей зелёнкой мама
сделает, успокоив сказками про добро.

Море волнуется два.
… Лето в сентябрь закралось,
в школьные окна смотрит, хитро зовёт гулять.
Разве дождёшься звонка? Почерком ровным алым
вызовут маму завтра, детство потупит взгляд.

Море волнуется три.
… Твой выпускной и лето.
Город, пропахший солью, нежит в себе покой.
Ленно печёт пахлаву, свежей шурша газетой:
страх не трепещет в строчках пойманным мотыльком.
Море спокойно. Июнь. Жаркий июль и август.
Чайки ещё не зовут криком птенцов своих
(ближе к зиме заштормит, будут кричать, бедняги).
Летом здесь счастлива жизнь. Воздух пьяняще чист.

С пирса монеты бросай. Ты же сюда вернёшься?
Детство уносится вдаль, в салки с волной сыграв.
Горькое море из глаз, ветер, согретый солнцем,
сушит на подбородке.
… Море, ты помнишь "раз"?

Море волнуется. Дождь. Поезд понуро замер.
Осень. Мальчишкам пора Родине долг отдать.
Кольский. Морпехи. Чечня.
… Лишь бы не знала мама.
Северный флот на юге? Глупости, болтовня!


-----------
22 декабря 1994 года командование 61-й бригады получило приказ на комплектование сводного батальона для отправки в Чечню.
7 января 1995 года 61-ю бригаду морской пехоты Северного флота подняли по тревоге и вечером того же дня на самолетах отправили в Моздок без штатной бронетехники.
13 января 1995 года сводный батальон 61-й бригады вступил в боевые действия по штурму Грозного.

*Во время шторма чайки громко и пронзительно кричат. Таким образом они зовут своих птенцов вернуться назад, пытаясь указать безопасное место, берег. Их крик похож на женский. 
-----------
==================================
Замечания эксперта:

Если уж двигаться по такой траектории (мама=>детство=>взросление=>война=>мама), то лучше без прибауток и детских считалочек.
И, конечно, невозможно не отметить глубокую вторичность этого стихотворения.
Прозаическое обрамление (эпиграф и особенно послесловие), видимо, по замыслу автора должно было поддать пафоса, но работает как свинцовый спасательный круг.
Смысл - 4
Техника - 3
Оригинальность -1
Музыкальность - 1
Волшебство - 2
СУММА = 11

===================================

22. Рисунок

                чтоб разглядеть белое,
                нужно очертить его черным;
                Филатова

Они встречались белой ночью,
А расставались в чёрный день.
Он был нелеп и озабочен,
Сказал, что должен улететь
Туда, где небо в ярких звёздах,
А днём от солнца не спастись.
Пах расставаньем чёрный воздух,
В нём эхом падало «прости».
Она молчала, сжав минуты
Платочком белым в кулаке.
И ночь была, и было утро,
И был рисунок на платке.
Штрихами чёрными на белом
Он, уходящий со двора…
Заря в её окно смотрела,
Она – смотрела во вчера…

==================================
Замечания эксперта:

Ну нет, это всё уже писано-переписано и, соответственно, читано-перечитано! Незачет.
Даже не хочется придираться к нарочитому примитивизму текста и деталям, довольно штампованным…
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность -1
Музыкальность - 1
Волшебство - 1
СУММА = 8

===================================

23. божий миг

несмелая листва подобна тонкой дымке –
ещё прозрачен лес, чей шёпот невесом,
а первое тепло чуть ветрено и зыбко,
как полудневный сон.
*
как солнечный пушок, запутавшись в ресницах,
задел слегка зрачок и вылился слезой,
так ярко божий миг крушинница кружилась,
но смылась бирюзой.
*
а лебеди несут дожди к родной кринице,
чтоб полнились цвета внахлёст, наперебой,
и чтоб омылись враз земля, кусты и лица
серебряной водой.

==================================
Замечания эксперта:

Выразительная картинка.
Содержания особого не вижу, но как поэтическая зарисовка - очень даже…
Из придирок: избыточность прилагаков и штампы, которые, впрочем, тут выглядят довольно органично как необходимый строительный материал.
Редкая форма «полудневный», в наших краях так не говорят.
Бабочка экзотично поименована крушинницей (вместо более привычной лимонницы), насколько понимаю, ради красивой аллитерации? Что ж, получилось, признаю.
Смысл - 3
Техника - 4
Оригинальность -3
Музыкальность - 5
Волшебство - 4
СУММА = 19

===================================

24. мотыльки

                На дне колодца -
                Источник света.
                из песни Ковчег
                группы  "Зимовье зверей"

1.
в древоречье май разливает реки
вылупляются из коконов человеки
сами себе и омуты и колодцы
всматривается в них молодое солнце
будто чует свет в тех чужих глубинах
непроглядный трепетный голубиный
2.
между водонебьем
и древоречьем
причитает птица
по-человечьи.
на горбу неся
золотые ливни,
медноокий зверь
точит берег бивнем –
улетают в глубь
краснопёрок стаи.
и не важно, кем
мы друг другу стали –
здесь такой закат –
наливная дичка.
...приходи со мной
говорить на птичьем.
3.
и когда во тьме утонули птицы
мы друг другу там продолжаем сниться
где слились в единое явь и небыль
мотыльки обретшие водонебье

==================================
Замечания эксперта:

Вот чувствую, что стилизация, но не хватает компетенции указать, подо что конкретно :)
Первая часть - самая сильная. Вторая - на мой вкус, слишком искусственна, с явным перебором неологизмов. Третья - вполне могла бы и отсутствовать.
И автору следовало бы аккуратнее обходиться с фауной: непонятно же, где птицы, где мотыльки, где «человеки», как они перетекают друг в друга? А там ведь еще и краснопёрки, и странный зверь с красными глазами и бивнем-рашпилем (кто это, кстати?) :)
Смысл - 2
Техника - 3
Оригинальность -3
Музыкальность - 4
Волшебство - 4
СУММА = 16

===================================

25. лети

сонный день
опускаешь ладони в траву
и умывшись росой
вдруг поймёшь я живу

хмурый лес
вдалеке огоньки фонарей
в антраците небес
бледный клин журавлей

день тягуч
будто небыль
на часах без пяти
боль отпустишь
журавликом в небо

лети

==================================
Замечания эксперта:

Мне этот текст показался бессодержательным, а по форме - составленным из череды банальных образов, сиречь литературных штампов.
На рифму «небыль-небо» я бы наложил эмбарго наряду с «кровь-любовь-морковь», «зуммер-умер» и т.п. Ибо задолбало :)
Впрочем, стихописцев разве остановишь!?
Смысл - 1
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 1
СУММА = 9

===================================

26. Киношное

                Обнимемся спать, позабыв о грядущем вчерашнем,
                прижмёмся ласкать гематомы от жёстких горошин, -
                да вот оно, лето, его колокольни и башни,
                а вот земляника под сердцем, в душе, на ладошах.
                Макошь Елена
               
 Обнимемся на ночь, забыв о грядущем вчерашнем,
кому это нужно - тревожить фантомные боли?
Вернёмся в реальность, проснувшись уже в настоящем,
во сне оставляя недавнего прошлого роли.
Играли на совесть, хоть только статистами были,
мечтали о сказке с горчинкой диковинных ягод,
о будничном чуде. Никто не заказывал триллер, 
но век уходящий не спрашивал - требовал: "Надо!"
И мы, подчиняясь сюжету и правилам жанра,
стараясь себя не разрушить, крушили каноны,
невзгоды тушили с упорством бывалых пожарных
и выжить пытались, и жить научиться по новой. 
Искали ответы, теряли родных и здоровье,
без дублей, вслепую, ловили руками жар-птицу.
Почти ухватили, но мир очень странно устроен -
закончились вёсны - а с этим  непросто смириться,
Аккорды финала звучат всё настойчивей, громче,
бегущие  титры  прочтут, но едва ли запомнят.
... Последнee летo горчит и чуть-чуть кровоточит
как ягоды детства на сердце, в душе, на ладонях.

==================================
Замечания эксперта:

Считаю этот текст псевдосодержательным. Вроде, всё на месте, но, если вдуматься - пустота. Как в «Солярисе» у Лема: Кельвин берет у Хэри кровь для анализа, но под микроскопом видно, что эритроциты состоят не из атомов, а… из ничего. «Прошлого роли», «крушили каноны», «искали ответы», «аккорды финала» и т.д. и т.п. - о чем это, что за этим? Смысловое нейтрино… Стилистически стихотворение опоздало лет на пятьдесят. Из нынешних так любит сочинять, например, Макаревич, но у него - песенки, там простительно.
Смысл - 2
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 2
Волшебство - 2
СУММА = 10

===================================

27. Здесь играет блюз

Здесь небесный блюз... И горчат от тоски слова —
эта горечь вечно пронзает иглой насквозь.
Мне так плохо, Хитклиф, — съедает слепая злость.
И внутри бушует стихия — девятый вал,
“без тебя никак”,
грозовой перевал…
Умоляла ангелов ночью меня вернуть.
Чтоб явиться в сон твой, сводя до конца с ума.
Ты же больше я, чем я для себя сама.
И от счастья выть, обретая иную суть,
превращаясь в явь…
А потом
не уснуть…
==================================
Замечания эксперта:

Возможно, блюз так и должен звучать, раздерганно, с синкопами.
Но то, что это иллюстрация, во-первых, предопределяет ее вторичность, а во-вторых, требует определенного соответствия исходнику. Увы, на мой взгляд, у автора не вполне получилось.
«Горечь вечно пронзает иглой» выглядит дважды оксюморонно. «Ты же больше я, чем я для себя сама», «от счастья выть, обретая иную суть» - заумь, заумь…
Но нагнетаемое не нагнетается! :)
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность -2
Музыкальность - 3
Волшебство - 4
СУММА = 14

===================================

28. Солнце. Полдень. Птицы в небе...

***
Солнце. Полдень. Птицы в небе.
Степь без края и конца.
Я стою с краюхой хлеба,
щуплый маленький пацан.
Знаю точно: мир наш создан
для того, чтоб я в нём жил.
Он устроен очень просто:
птицы, бабочки, ужи –
те ползут, а те летают
с целью – чтоб я видел их
(философия простая,
жаль, о ней не пишут книг).
В предвечерней дымке дали
озираю за двором
без рубашки и сандалий.
Горизонт со всех сторон.
Что там дальше? Горы? Море?
Их не вижу – значит, нет.
Я настырен и упорен,
мне почти что восемь лет.
Хлеб доеден. Солнце ниже.
Тёплый ветер у лица.
Я давно из дома вышел,
щуплый, маленький пацан.

==================================
Замечания эксперта:

«Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца…» (с)
Кагбэ лирический, а на деле - сухо рассчитанный взгляд взрослого дядьки на собственное детство, с легким ностальгированием и подсюсюкиванием.
«Философия», «горизонт», «настырен и упорен» - вряд ли эти слова могут родиться в восьмилетней головке.
Но в целом всё гладко.
Смысл - 4
Техника - 3
Оригинальность -3
Музыкальность - 3
Волшебство - 2
СУММА = 15

===================================

29. Последний солдат империи

Грязно. Кровь на полу. Всё забрызгано. Двое лежат,
Парни лет двадцати с удивлённо-застывшими лицами…
Отморозки, но тяжко на сердце, их всё-таки жаль…
Молодые совсем… отдохнёт – надо вызвать полицию.

Как вошли, не заметил. Вернулся с парада. Подъём
Утомителен, возраст... Чернявый горою надвинулся.
— Дед, не дёргайся, тихо. Мы бабки и цацки возьмём.
Нам нужнее: ты – старый, а кореш недавно откинулся.

— Деньги в ящике сверху, в конверте – награды не трожь.
Не тобою, сопляк, не разбоем, а честно заслужены.
Ордена тот с ухмылкой срывает, но кухонный нож
Для армейской разведки на пенсии тоже оружие.

Протокол, понятые – потом по закону арест…
Хай поднимет печатная мразь по удобному случаю.
Не скрывая, всю правду он выскажет, правду, как есть.
Нужно – плюнет в лицо тем, кто спросит: «А совесть не мучает?»

С фотографий военных друзья, провожая, глядят.
Молодыми ушли, но живые – сражались и верили…
Будь, что будет. Он сделал, что должно. – Последний солдат
На развалинах бывшей, когда-то великой, империи.

==================================
Замечания эксперта:

Ближайший аналог - Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке». Но там дед на преступление за внучку шел, а здесь - за «цацки»? Не верю!
И накручивание надрыва («награды не трожь», «сражались и верили» и т.п.) кажется назойливым и искусственным.
Сойдет для декламации на встрече ветеранов. Но фактом искусства, увы, признать не могу.
Смысл - 4
Техника - 4
Оригинальность -2
Музыкальность - 2
Волшебство - 0
СУММА = 12

===================================

30. где большие воды

где большие воды и солнце квёло,
где берёзы сестрицы плакучих вётел,
мы свивали наш мир – по прутику, по соломке,
было вёдро и счастье простым, не громким.
дети тянулись к свету, росли, крепчали,
учились смирять грозу, унимать печали.
было время свежее ветра, да легче пуха…

сыновей сейчас не гнетёт разлука.
только ты не спишь по ночам всё чаще.
смотришь, как ветла головой качает
за окном в воинственной темноте.
только я всё чаще на воду дую,
чтоб успеть от них отвести беду и
благословляю в свой мир лететь.

==================================
Замечания эксперта:

Если стихотворение сводится к банальному «дети выросли - и разлетелись», то я разочарован :)  Надеюсь, всё это еще что-то значит. Но что именно - я декодировать не сумел.
Микст (если не сказать винегрет) из большого числа разнородных образов, довольно случайно выхваченных из общей картины мира.
Как писал Александр Иванов в эпиграмме Белле Ахмадулиной: «Она читала, я внимал  / То с восхищеньем, то с тоскою... / Нет, смысла я не понимал, / Но впечатленье — колдовское».
Вот-вот, примерно такое впечатление!
Но, в отличие от стихов Беллы, здесь - размер расхлябанный, рифмы слишком слабо мерцающие.
Смысл - 2
Техника - 2
Оригинальность -3
Музыкальность - 3
Волшебство - 5
СУММА = 15

===================================

31. Снова шепчешь в ночи

Снова шепчешь в ночи: Отче, иже на небеси,
не молчи… И так хочется всё у Него спросить.
Но к исходу молитвы сбиваешься в полусне,
начинаешь сначала, запутавшись – засыпаешь.
Утро будит случайными звуками – ты лежишь,
и пока обездвижен, на слух изучаешь жизнь:
дворник ломом стучит, соскребает лопатой снег,
тот хрустит под ногами, когда на него ступают
те, кто из дому первыми вышли в пришедший день.
Ты их слышишь сквозь окна и толщи бетонных стен.
…Открываешь глаза, окунаешься в полумрак
и знакомые очертания ловишь ленно.
Вылезая из ватного, хлопкового тепла,
ищешь тапки. Паркет, расселив ледяную гладь,
ног касаясь, ворует сон.
…Недомоленный храм
остаётся в постели до вечера, словно пленный.

Ты пытался его отпустить, жизнь меняя, ритм,
города и постели, твой храм у тебя внутри.
И теперь не уснуть до утра, если "Отче наш"
не придет успокоить, как прежде, на день грядущий.

Брось, что взрослый мужик, на дворе двадцать первый век…
В детстве мама шептала и бабушка, то не грех
было слушать, слова повторяя.
…Теперь жена
шепчет на ночь детишкам, приглаживая макушки.

==================================
Замечания эксперта:

Перед читателем предстает некий дремотный поток сознания, длинный текст, нашпигованный традиционными словесными выспренностями: тут вам и ледяная гладь, и детство с мамой, и непременные Отче с храмом…
Образ «храма внутри», который, будучи недомоленным (?), остался в постели до вечера (?), выглядит чрезвычайно сомнительным.
Можно списать на мое скептическое отношение к свободным формам, но совсем не впечатлило…
Смысл - 3
Техника - 2
Оригинальность - 4
Музыкальность - 1
Волшебство - 1
СУММА = 11

===================================

32.Меня сопровождают Серафимы

 «... и шестикрылый серафим на перепутье мне явился.»
                А.С. Пушкин

У полей судьбы на полях отметки
Ожидают очереди к строке.
Серафима — бабушкина соседка
С половинкой яблочною в руке.

Кисло-твёрдо-зелёное угощенье.
Половинка даже, а не одно.
Через толщу лет попрошу прощенья —
Принимала подарок, поморщив нос.

Бутерброд у них не с икрою нерки
Да чаёк, налитый не с ендовы.
Коротали время пенсионерки —
Серафима с бабушкой, две вдовы.

Я лица не помню и звука речи.
Помню только яблочко, рук тепло.
Учит память прошлому не перечить,
Не жалеть для близкого добрых слов.

Это ценно, а прочее было мнимо.
Руки, яблочко, сердце — надёжный кров.
Серафима крылышко, Серафимы...
Так случилось. Судьба занесла в Саров.

==================================
Замечания эксперта:

Как же - как же, бывал неоднократно… Саров (Арзамас-16) - довольно специфическая территория, окруженная высокой стеной, внутри - аккуратный город, вокруг жилых кварталов - сосновый бор с разрозненными техническими объектами Института. Речка Сатис там красивая, действительно, есть домик Серафима у лесного ручья…
Однако судьба в Саров просто так не заносит, не надо ля-ля! :)
Может быть, автор имел в виду Дивеево рядом? Вот уж где изрядно и яблок, и старушек, и вообще место намоленное! :)
По тексту: можно придираться буквально к каждой строчке, но не стану этого делать, поскольку, на мой взгляд, стихотворение неулучшаемо.
Смысл - 2
Техника - 2
Оригинальность - 3
Музыкальность - 2
Волшебство - 1
СУММА = 10

===================================

33.Огородно-садовая мантра

Огородно-садовая мантра.
Огурец на обед и на завтрак.
Отпускная сезонная прыть.
Пять минут на авто от райцентра.
Девять соток на двести процентов
Прополоть, подкормить, напоить.
 
Огурец на обед и на завтрак.
Ужин тоже весьма не затратный:
Аппетит пострадал от жары.
Хрен в цвету Инстаграма достоин.
В ноутбуке тринадцатый воин
Отжигает под гул мошкары.
 
Пять минут на авто от райцентра.
Как в сачке, застревают моменты
Удивительной жизни "других".
Божьи твари мечтают напрасно,
Чтобы в данном природном пространстве
Не предвиделось нашей ноги.
 
Божьи твари мечтают напрасно.
Забывают, что сами опасны
Друг для друга на дольнем пути.
Жабой съеден паук в одночасье.
Вот такое случилось несчастье.
Се ля ви. От судьбы не уйти.
 
Жабой съеден паук в одночасье:
Он качался, качался, качался,
Колоритный на вкус и на вид...
А сосед всё колотит, колотит:
У него покосился колодец,
Надо верхний венец обновить.

==================================
Замечания эксперта:

Забавное стихо, не без доброй иронии. Но равным образом и без глубокого содержания. Упражнение, вполне имеющее право на существование.
Кстати, оно, наверное, хорошо поется.
Смысл - 3
Техника - 4
Оригинальность - 3
Музыкальность - 4
Волшебство - 2
СУММА = 16

===================================


Итак, подвожу итоги:

1 место (19 баллов):
             3. божий миг

2-3 места (18 баллов):
             8. На родину
             14. Вару

4-5 места (17 баллов):
             1. ни словом ни единым...
             4. Дерево

6-10 места (16 баллов):
             11. Посвящение фестивалю АП Возьмёмся за руки, друзья!
             15. Верочка
             19. Я ушла
             24. мотыльки
             33. Огородно-садовая мантра


С уважением ко всем участникам
и просьбой простить, если кого невзначай обидел,
Влад Сергеев


***
Номерные 316-325

1 Сергей Симонов (Кумохоб) "Ни словом ни единым" http://www.stihi.ru/2019/03/22/1700 
2 .Змей Горыныч 3 Юки-онна. http://www.stihi.ru/2019/02/25/4667 
4 Лана Лучистая "Дерево" http://www.stihi.ru/2019/04/03/9317 
5 Сергей Симонов (Кумохоб) "Александру Новикову" http://www.stihi.ru/2019/03/13/2504 
6 Елена Лерак Маркелова. Проснуться http://www.stihi.ru/2019/03/28/5636
7. Змей Горыныч 3 Мамбаhttp://www.stihi.ru/2019/04/06/3795
8 .Ольга Хворост На родину  http://www.stihi.ru/2019/04/08/9629
9.Ольга Хворост Колдунья  http://stihi.ru/2019/04/06/1747
10. Новикова Таня Пароходик http://www.stihi.ru/2019/04/06/6942 
11. Сергей Симонов (Кумохоб) «Посвящение фестивалю АП "Возьмёмся за руки, друзья!"» http://www.stihi.ru/2019/04/09/1409,
12.Иван Грозный " Не следить" http://www.stihi.ru/2019/04/08/7092-
13. место Влад Деми Я его подожду http://www.stihi.ru/2019/04/18/9337,
14.Марина Изергиль Вару. Вариант http://stihi.ru/2019/04/19/3090 /
15. Змей Горыныч 3 Верочка. http://www.stihi.ru/2019/05/01/5600 
16. Гера Шторм "Птичье"http://www.stihi.ru/2019/04/06/3661 
17. Марина Изергиль "Экологическое" http://stihi.ru/2019/04/09/3162
18. Вера Да Юра Временной коллапс http://www.stihi.ru/2019/05/07/2921
19. Любовь Голейчук Коэн Белл "Я ушла" http://www.stihi.ru/2019/04/04/4316 
20. Марина Изергиль Проблема Сальери http://stihi.ru/2019/05/06/3577
21. Гера Штром "Море волнуется раз"  http://www.stihi.ru/2019/05/02/4414
22. Влад Деми Рисунок http://www.stihi.ru/2019/05/08/631
23. Ольга Домрачева. божий миг http://www.stihi.ru/2019/05/12/2929
24. Ольга Домрачева. Мотыльки http://stihi.ru/2019/05/27/3031 
25. Марго Сергеева "лети"http://www.stihi.ru/2019/06/01/6568   
26. Вера Да Юра Киношное http://www.stihi.ru/2019/05/22/8269,
27 Здесь небесный блюз...Новикова Таня http://www.stihi.ru/2019/05/13/7872
28. Василий Толстоус "Солнце. Полдень. Птицы в небе..."  http://www.stihi.ru/2019/06/10/7979
29. Александр Носачев Последний солдат империи http://www.stihi.ru/2019/05/15/8611
30. Ольга Домрачева. где большие воды а солнце квёло  http://www.stihi.ru/2019/06/23/7383
31. Гера Шторм "Снова шепчешь в ночи" http://www.stihi.ru/2019/06/28/5043
32.  Ирина Полюшко «Меня сопровождают Серафимы» http://www.stihi.ru/2019/06/07/2297 
33. Огородно-садовая мантра Светлана Салахова http://www.stihi.ru/2019/07/10/4881