Тайны метагалактики души. продолжение

Фатхула Джамаль
АВАНГАРДНАЯ СУПЕР-ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА
               «Вселенная моя обитель» (Ф. Джамаль)

                Раиса Шестакова
               ТАЙНЫ МЕТАГАЛАКТИКИ ДУШИ
         (О философской лирике Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)
( Продолжение. Начало здесь: - https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224 )

ПОЭЗИЯ ПРОТИВ ВРЕМЕНИ.
Анализ пятой главы - «Антивремя» поэмы «Метагалактика Души»

Пятая глава поэмы «Метагалактика души» Короля Поэтов Фатхулы Джамаля называется «Антивремя" – небольшая по объёму. Но она насыщена интересными метафорами, требующими понимания терминов из области астрофизики и космологии, философии, индийской и древнегреческой мифологии. Это характерно для многих стихов загадочного и порой непостижимого суперпоэта и мыслителя-энциклопедиста. Он автор грандиозной авангардной теории Космореализма, определяющей методологию коэволюционной стратегии человека и Вселенной на современном антропокосмическом этапе развития. Антимир, антивселенная, антивещество, антивремя – это звучит таинственно и настраивает на философские размышления.

Глава 5. Антивремя
«Живу не в прошлом, не в грядущем.
Живу сейчас и прямо тут.
И знают мыслящие души:
Поэзия есть абсолют».

Очень значимая и правильная мысль! Поэт считает, что нужно жить здесь и сейчас, в настоящем времени, а не в прошлом и в будущем. Однако, не следует забывать, что Джамаль считает истинной Жизнью – жизнь духовную, интеллектуальную, наполненную высокой духовной семантикой и глубоким экзистенциальным смыслом. Но не порочное кружение в пустой суете, алчности,  праздности и аморализме. «Наши мысли, наше сознание – и есть наш смысл жизни!» - утверждает поэт-мыслитель.

Люди часто видят золотой век в ушедших временах – вот раньше всё было лучше. Это особенно заметно в последние двадцать лет: те, кто жили в Союзе, сравнивают бандитский олигархический режим с советскими временами и ставят знак качества на прошлом. Обыватели страдают короткой памятью, не могут отделить зёрна от плевел, дать объективную оценку нашей ушедшей жизни – маятник общественного сознания резко качнулся влево. Уже забыты репрессии, политическая цензура, гнетущая атмосфера постоянной слежки, огромная страна, превращенная в гигантский ГУЛАГ с наглухо закрытыми границами, психиатрическая карательная медицина, пустые полки магазинов и бесконечные очереди. Забывают про добровольно-принудительный - рабский труд за 100 рублей – прожиточный минимум, чтоб рабы не умерли. Быстро забыли обыватели про огромные человеческие жертвы и материальные потери, связанные с военными и политическим авантюрами по экспорту сионо-коммунистической «революции» - Гулага, кровавого террора, геноцида и грабежа по всему миру. Забыто маразматические правление геронтократии – власти полуживых стариков, как символ замшелой идеологии, железный занавес и многотысячные митинги по всей стране против однопартийной системы. Поистине: у тех, кто смотрит в Прошлое, никогда не будет Будущего!

Другая категория людей живёт в будущем, предаваясь маниловским мечтаниям, теряя день за днём. В юности жизнь представляется бесконечной и мы многое откладываем на потом, не понимая, что оно может и не наступить. Молодой, но мудрый А. Пушкин  очень правильно  сформулировал модель поведения разумного человека: «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел».

Джамаль не терял времени даром – поэт постоянно старался «наполнить вечным смыслом жизнь». Он отлично учился в школе, университете, аспирантуре и многое успел сделать в положенный срок, жил набело, ничего не оставляя на потом, поэтому и многого достиг в творческой жизни. А всё потому, что нужные книги он в детстве читал и рационально организовывал свою жизнь. Самое разумное – это жить здесь и сейчас, наслаждаясь каждым днём и часом бесценной жизни. Иногда, оглядываясь назад, мы отчётливо понимаем, что были счастливы в определённые моменты жизни, но тогда не осознавали этого. Наибольший восторг испытываешь, когда понимаешь, что вот сейчас, в эту минуту тебя накрыла волна счастья. Счастливы те люди, которые сумели прожить жизнь, не потеряв понапрасну ни одного дня – «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

«Поэзия есть абсолют». Абсолют - первооснова мира, первоначало всего Сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Поэзия для Джамаля – «это Светило, от которого исходят протуберанцы всех других видов искусства и науки». «Поэзия позволяет человеку вырваться из замкнутого пространства бытовой реальности и общаться с безграничными духовными сферами. Поэзия – это огненный меч, всегда обнаженный; он сжигает ножны, в которые его хотели бы вложить» – так образно, метафорически красиво и пронзительно точно формулирует Джамаль своё понимание первейшего из искусств.

«О чём вещают нам квазары?
Нет, время нас не засосёт.
Стихи есть спицы Калачакры,
Что движется наоборот».

Квазары – это интенсивные источники космического радиоизлучения, расстояния до которых оцениваются в миллиарды световых лет, представляющие собой активные ядра далёких галактик. Возможно, они предупреждают об опасности чёрных дыр во Вселенной? Но Поэзию не в силах засосать ни земное линейное время, ни даже чёрная дыра - область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. Но и такая сверхмощная сила не в состоянии втянуть в себя Поэзию, скорее она поглотит каждого, кто прикоснётся к её магической, неукротимой мощи. Поэзия вне времени и вне пространства, она изначальна и бесконечна.

 Калачакра — это система буддийского мировоззрения, предполагающая, что человек и мир связаны, как микрокосм и макрокосм.  Согласно Калачакре, все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека, поэтому, изменяя себя, человек изменяет мир. «Кала» в переводе означает время и буквально являет собой символ неизменяющегося бытия. «Чакра» обозначает колесо и олицетворяет пустоту окружающего мира. Таким образом,  Калачакра отражает так называемый «круг времени» и вбирает в себя сочетание неизменного бытия и пустоты всего сущего.

Совсем кратко термин калачакра означает колесо времени. Символ колеса со спицами – один из древнейших символов цивилизации. Он присутствует на древних памятниках по всему миру: в Месопотамии, Индии, Центральной и Южной Америке, Древнем Риме, Византии, Руси и так далее. Изначально колесо считалось атрибутом богов. Знаменитой владелицей  колеса являлась римская богиня Фортуна, которая постоянно вертит небесное колесо, меняя времена года и судьбы людей. Считается, что на калачакре как спицы в колесе закреплены всякие проявления живого дыхания мира.
«Развей, как прах, земное бремя.
Живи среди иных планет.
Поэзия есть Антивремя,
Бессмертие и контросмерть».

Развей как прах земное бремя – то есть Поэзия преодолевает гравитацию, подобную кандалам, она не подвластна земным законам и устремляется во Вселенную,  где ощущает себя абсолютно свободной, независимой ни от каких условностей. В Антивремени антивещество течёт в обратную сторону и меняет свои свойства. Например, электрон превращается в позитрон. Американские астрофизики утверждают, что зафиксировали аномалии при изучении гамма-вспышек из космоса, которые могут трактоваться как обратное течение времени. Так и Поэзия летит в любом направлении и вне времени, она принадлежит мирозданию и вечности.


Бессмертие в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевается вечное существование индивидуума. Так и высокая Поэзия вне времени, она бессмертна. Семьсот  лет нет на земле Данте Алигьери, но его вечная любовь к Беатриче бессмертна. Пятьсот лет после ухода Уильяма Шекспира его поэмы, сонеты, пьесы ставят в театрах и кинематографе, издают по всему миру огромными тиражами. Без малого триста лет живут в России и во всём мире герои Александра Пушкина: Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Владимир Ленский. Мировая классическая литература бессмертна, и это лучший памятник великим поэтам и прозаикам.

«Стихи – грехи мои, не каюсь…
Вокруг – хоть пламя, хоть потоп.
Поэзия – контрарный Кайрос
И беспредельный кайротоп».

Кайрос — древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два слова для времени. Первое слово: хронос - касается хронологической последовательности или времени прошедшего и всё пожирающего. Второе слово:  кайрос - неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно и поэтому им очень трудно воспользоваться. Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил. Контрарный – в данном контексте противоположный, подчёркивает двойственность времени – хронос и кайрос.

Похоже, что этот мифический Кайрос часто посещает Джамаля – столь прекрасны и вдохновенны его стихи и поэмы. И колесо Фортуны в его сторону вращается! Разумеется, всё это следует понимать не в буквальном, а в переносном смысле. Кайрос, Фортуна, Пегас, Муза – это символические образы, красивые метафоры, характеризующие творчество пиита. На самом деле дар Поэта-метафориста получен им от небесного Творца, а он его кратно приумножил своей титанической учёбой и творческой работой, познанием наук, самообразованием и самосовершенствованием.

Кайротоп - эпифаническое время-пространство.  Эпифанический (эпифанио – являю) символ – это сакральная вещь, которая соединяет нас с невидимой реальностью, например, икона – с Богом или с Царствием Небесным, со святыми.  В данном контексте Поэзия как беспредельность времени-пространства соединяет людей с Вселенной и Творцом всего сущего. Поэзия является сакральным, то есть священным символом. Такое глубокое философское понимание Поэзии Джамалем есть плод его многолетних научных изысканий и бесконечных философских и когнитивно-креативных раздумий.

Стихи Джамаля  многогранны, как обработанный алмаз, в них столько смыслов, образов, метафор, что при каждом новом чтении появляются необычные ассоциации, более глубокое понимание сути стиха. Разное прочтение будет у историков, философов, филологов, религиоведов – каждый специалист увидит что-то своё и объяснит прочитанное по-своему.  Думается, что и у всех читателей оно своё, индивидуальное, потому что его творчество многомерно как Космос и не может быть истолковано однозначно.

Совершенно неожиданный аспект в грандиозной поэме Джамаля увидели некоторые примитивные невежды и психически больные религиозные фанатики. В реальности: фанатики – это то же самое пост-совковое потомство Швондера и Шарикова, но только они прикрывают свою тупость религиозными догмами. Как мыслящий исследователь Джамаль справедливо утверждает, что примитивные фанатики являются коварными внутренними врагами ислама. Именно тупые фанатики виновны в том, что среди мусульман были уничтожены все учёные, мыслители и творческие люди – великая ценность общины. Яркий пример: уничтожение обсерватории, построенного ещё в 1420 году эмиром Улугбеком - правителем Самарканда, внуком великого Тамерлана и преследование коллектива ученых. К слову, в Европе первая обсерватория была построена лишь спустя 236 лет - в 1656 году в Копенгагене. Так в результате деструктивной деятельности фанатиков, ныне огромная мировая община мусульман находится в удручающем состоянии научной и технологической отсталости и унижении. Мировая община мусульман терпит бедствия от всяких кровавых захватчиков и тиранов. А ведь пророк сказал в хадисе: ищите знания даже в далёком Китае!

И Джамаль, следуя заветам пророка, ищет знания не только в Китае, но и по всему миру! Но тот факт, что Джамаль использует образы и метафоры из индийского эпоса подлые фанатики предвзято используют для того, чтобы обвинить поэта. Эти дегенераты пускают слухи, рассчитанные на таких же глупцов, как и они сами: мол, поэт чуть ли не обратился в буддизм, индуизм, кришнаизм и прочее одновременно. Видно, что эти невежды вообще не имеют представления о природе искусства поэзии. Более того, они не знают ничего о грандиозном - космическом творчестве и героической личности Короля Поэтов! А ведь гениальный поэт-энциклопедист Джамаль мобилизует и использует в своем творчестве всю мировую культуру, философию, мифологию и науку. Например, Джамаль использует образы из мифологии: от древнего Египта и африканских догонов до ацтеков, инков и многих других народов. Исходя из тупой антилогики дегенератов и фанатиков, получается, что Джамаль принял одновременно все религии древних египтян, первобытных догонов, инков, ацтеков и многих других народов. Гениальный поэт Джамаль столь ярко повествует о необычных, парадоксальных и красочных представлениях древних народов, что некоторые читатели иногда не видят границы между реальностью и художественным вымыслом.

Однако, гениальный поэт-провидец предвидел реакцию подобных невежд и кретинов. И в своей поэме «Метагалактика души» Джамаль заранее смело бросил им в лицо свое профетическое обличение: 
«Но вкусам неучей позорных
Поэт не может угодить.
Метафора – язык, которым
Всё мирозданье говорит».

«Предназначение поэта –
Писать космический диктант.
И всё равно – поймет ли это
Лишённый разума мутант».

Действительно, подобное примитивное восприятие искусства, творчества напоминает отождествление артистов с экранными образами - как это делают наивные зрители или влюблённые поклонницы-подростки недалёкого ума. Все понимают, что талантливые актёры так убедительно входят в роль, что некоторые люди верят в документальность происходящего на экране. Под впечатлением фильма они начинают писать не артисту, скажем В. Тихонову, а его экранному образу Штирлицу. Люди не понимают, что персонаж Штирлиц – собирательный образ, художественный вымысел, а не реальное лицо. То же самое происходит, когда не очень грамотные читатели совершенно примитивно и предвзято относятся к  удивительными метафорам и образам гениального поэта и ученого-энциклопедиста Джамаля.

Однако есть подозрения, что такие подлые слухи запускают коварные подонки и тотально лживые фарисеи – отродья дьявола. Они знают, что в современном бездуховном мире, отравленном фарисейским зомбоящиком, идёт пропаганда нацизма и лже-религии. Таким образам, национальность и религия являются самыми  уязвимыми аспектами. Но такие подлые приёмы примитивного уровня абсолютно безразличны для гения высокого - космического уровня, для истинного Небесного воина-победителя. Ибо даже свое имя провиденциальный поэт получил из небесной Книги: Фатхула – Фатху-Аллах – Победитель от Аллаха.

Действительно, еще в разгар диктатуры коммунистических бес-божников и мрако-бесов Фатхула Джамаль возглавил Координационный совет Народного фронта России и разгромил уголовно-террористическую банду КПСС. Так истинный Небесный воин освободил мыслящих и верующих людей от мерзкой идеологии и кровавой власти сионо-коммунистических мрако-бесов. Далее, Джамаль героически стоял буквально под пулями, бомбами и перед танками врагов во имя свободы и веры. За огромные заслуги в этой борьбе Небесный воин Фатхула Джамаль одним из первых получил высший орден Республики Ичкерия – Коман сий (Честь нации) из рук вождя народов Кавказа Джохара Дудаева. А какие же заслуги имеют сами болтливые фанатики? Чем они оправдаются перед Всевышним, перед историей и перед народом? Тем, что клеветали на истинного Поэта? "Но есть и божий суд, наперсники разврата!" - писал М. Лермонтов.  "Да воздастся каждому по делам его!" - сказано в Писании.

Джамаль – человек науки, а научные дискуссии в поисках истины – двигатель прогресса.  Джамаль достаточно опытен в ведении научных дискуссий с мыслящими, благородными людьми. Но не с невменяемыми фанатиками – швондерами и шариковыми под религиозной оболочкой. Поэт готов обсудить с компетентными людьми любые вопросы, проблемы, касающиеся мировых и национальных религий и культур.

Благородный Король Поэтов Фатхула Джамаль - истинный аристократ духа. И он творит свои произведения для таких же благородных читателей. Но не для подлого невежественного сброда, какой бы оболочкой они ни прикрывались. Я, как ученый историк, утверждаю, что в настоящее время в условиях царящей в России тирании мафии сионских фашистов, уголовников и оккупантов Король Поэтов Фатхула Джамаль является подлинным духовным вождём многонационального народа России. Но в то же время Джамаль – настоящий патриот своего народа, Дагестана и всего Кавказа,

Вместе с тем Джамаль, как высокообразованный человек, ученый-энциклопедист и гуманист уважает все другие народы, их культуры и религии. Он, как филолог, прекрасно знает мировую литературу, мифологию народов мира: «Язык и Поэзия изначально связаны с мифом». Мифология – это представления древних людей о мироустройстве, это сказания, дошедшие до нас из глубины веков, литературные памятники народов. К ним надо относиться, как к прекрасным фантастическим литературным произведениям и историческим источникам.
ПРОДОЛЖЕНИЕ             АВАНГАРДНАЯ СУПЕР-ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА.
               «Вселенная моя обитель» (Ф. Джамаль).
   Раиса Шестакова
               ТАЙНЫ МЕТАГАЛАКТИКИ ДУШИ
         (О философской лирике Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)
Продолжение. Начало здесь: - https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224

ИСТИННЫЕ СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕКА!
Анализ шестой главы - «Сокровища поэзии» поэмы «Метагалактика Души»

В шестой главе своей изумительной поэмы Король Поэтов Фатхула Джамаль размышляет о разумном сочетании материального и духовного в жизни современного человека: «В своём индивидуальном развитии Человек сокращённо повторяет духовное развитие человечества. Поэзия изображает не жизнь вообще, а жизнь непрерывно развивающегося духа». Главное в жизни разумного человека – приобщиться к вечным ценностям. Материальная составляющая тоже важная часть нашей жизни, но она не должна затмевать сознание человека в безумной гонке за материальными благами.

Глава 6. Сокровища поэзии
«Ищи сокровища не где-то,
А в основании основ.
Поэзия скрывает в недрах
Всё золото восьми миров!»

Как тут не вспомнить Нагорную проповедь Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».  Всё земное – прах и тлен, ничего с собой на небеса не заберёшь, кроме богатств души. 

В мироздании существуют два противоположных мира: материальный и духовный. Материальным является окружающий мир, который человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В материальном мире ничто не исчезает. Материальным является предмет, который существует в реальности и сделан из определённого вещества, материала. Духовный мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов: ощущения, восприятия, эмоции, чувства, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации.   

Эволюция видимого и невидимого мира происходит непрерывно, ежесекундно меняя Вселенную, Солнечную систему, нашу планету и каждого человека в отдельности. Микромир личности человека столь же безграничен, как и физическая Вселенная. Поэтому формирование человека как личности предполагает единство материального и духовного. Такого человека принято считать гармонически развитым.

 Джамаль родился в благородной семье вольных агульских узданов – кавказских аристократов. Его древний род отличался исключительной тягой к интеллетуально-креативной и духовной деятельности. И эти родовые традиции были переданы Джамалю. Кроме того, с самого рождения будущий поэт был замечен тайными агульскими мудрецами. В этот страшный период сионистско-коммунистического террора, кровавого геноцида и атеистического мракобесия агульские мудрецы и духовные лидеры находились в глубоком подполье. Но они постоянно следили за развитием будущего духовного лидера народа и направляли его на верный путь – на путь поиска истины и борьбы за справедливости.

   
Далее, Джамаль интенсивно учился и приобрёл много знаний в школе, университете, аспирантуре, постоянно занимался самообразованием. Учебные образовательные программы, основанные на фундаментальных, классических принципах, и мудрые учителя, заметившие неординарно мыслящего студента, способствовали развитию его природного таланта. Его наставники не ошиблись – плох тот ученик, который не превзошёл своих учителей. Но это не про Джамаля – основываясь на базисных ценностях, он творчески развил их и разработал принципиально новую теорию Космореализма – коэволюционную стратегию человека и Вселенной.

Что означает потрясающая метафора Джамаля «Золото восьми миров»? В своем произведении «Божественная комедия» Данте Алигьери описал систему небесного рая, представляя его в виде прекрасных сфер, окружающих божественный престол. В этих чудесных духовных сферах среди звёзд обитают ангелы, херувимы, серафимы, святые, прославляющие Творца. Это и есть сокровищница на небесах, о которой говорил Христос. Именно Поэзия вмещает в себя все ценности этих небесных, райских сфер – уверен Джамаль.
«В тревоге, в грусти и в печали
Блуждают люди, как во мгле.
Поэзия – любовь и счастье,
И сверх-богатство на земле!»

Поэзия – это не только стихи и поэмы. Она разлита в природе, так же как и Божественный дух, её присутствие ощутимо  в восходе и закате солнца,  в пении птиц, в шелесте листвы, в ароматах цветов, в многоцветье радуги, в мерцании звёзд и августовских метеоритных потоках. Весной пробуждается вся природа и дышит чистотой и нежностью, любовная истома и нега буквально обволакивают весь живой мир. Только весной поют влюблённые птицы, опыляются цветы, чтобы осенью подарить людям плоды своей любви, появляются на свет птенцы, зверушки – весь мир пронизан любовью. Однажды во время творческой встречи художника Ильи Глазунова со зрителями молодой парень, застенчиво начал свой вопрос со слов: «Я не разбираюсь в живописи…» Художник его прервал: «Вам нравится природа?» – «Да, очень нравится» – «Если вы видите красоту окружающего мира, вы понимаете живопись».

То же самое можно сказать и о поэзии – если великолепие природы волнует сердце, если душа замирает от мысли о предстоящем свидании, если учащается пульс, кровь стучит в висках и окрашивает румянцем лицо при встрече с любимым человеком,  значит у вас поэтическое настроение. Вот что означают слова «Поэзия – любовь и счастье». По этой причине влюблённая юность пытается выразить свои романтические чувства в поэтической форме. На подсознательном уровне молодые люди чувствуют, что обыденных слов недостаточно для выражения нежных эмоций, пленивших разум и душу. Думается, что поэтическую красоту окружающего нас мира чувствуют многие люди, если не большинство, но не все могут выразить эти ощущения словами, тем более поэтическими.

Миллионы уставших горожан в выходные дни покидают каменные джунгли и устремляются на дачи, в парки и леса, чтобы насладиться красотой поднебесной натуры, общением с миром прекрасного, возвышенного, чистого, светлого и запастись на неделю космической энергией природы. Джамаль обожает природу, он черпает творческое вдохновение, восхищаясь переменчивой красотой моря, гуляя в садах Поэзии среди дивных пейзажей. Он весь во власти божественной красоты цветущих садов. Потом рождаются волшебные и нежные, как лепестки сакуры, сонеты. Мощь весенних раскатов грома и грозных молний звучит в его обличительной гражданской лирике. Неприступность, могучесть и извечность гор Кавказа, всесильность и всемогущество моря трансформируются в его  философской лирике в размышления о бесконечности Вселенной и безграничных возможностях Творца. Микрокосм и макрокосм сливаются воедино в его непостижимо загадочной  и прекрасной Поэзии Космореализма, которая и является его сверхбогатством.

«Зачем живём мы в мирозданье?
В чём смысл тревог, нелепых дел?
Поэзия – есть сверхпознанье
И наша Видовая Цель!»

Думается, что каждый разумный человек задавался вопросом, для чего он пришёл в этот удивительный мир, в чём смысл жизни и его место в социуме. Смысл жизни - это философская и духовная проблема, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Сколько людей, столько и представлений о смысле жизни, у каждого человека оно своё. Джамаль уверен, что не стоит разменивать жизнь на нелепые, суетные дела, на мелкие несущественные тревоги. Для него смысл жизни – это Поэзия: как божественный дар, сверхискусство, сверхнаука, вселенское счастье, безграничная любовь, это вся его жизнь без остатка.

Последняя строка отсылает читателей к поэту И. Бродскому: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, - речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п.»

«Каких ещё ты ищешь выгод?
Твори и мысли, и не спи!
Поэзия – великий выход
Из сансарической цепи!»

Автор, разумеется, не предлагает читателям аскезу, но всё должно быть в разумных пределах, как материальное, так и духовное. Наше советское общество так долго существовало в условиях тотального дефицита, что оказавшись вдруг в обществе потребления, мы стали похожи на персонажа Романа Карцева, который попал на базу и едва не лишился рассудка от возможности купить всё желаемое. Термин «общество потребления» ввёл в оборот социолог Эрих Фромм.  По его мнению,  современные люди вовлекаются в постоянную цепочку потребления и заработка на это потребление, оставляя неразвитой свою духовную сферу.

В Соединенных Штатах в 1992 году появилась  акция – Всемирный день отказа от покупок. Она проводится в знак протеста против чрезмерного потребления, в результате которого почти треть производимых в мире продуктов попросту выбрасывается. Но если пищевые продукты  легче утилизируются, то промышленные  отходы представляют серьёзнейшую экологическую проблему для всей планеты.  В то же время в 2019 году количество голодающих в мире составило 690 миллионов.  За последние пять лет их число выросло на 60 миллионов. Всего голодают 8,9% населения планеты.  Насколько же аморально и безнравственно общество потребления – одни люди купаются в непозволительной роскоши, а другие ложатся спать голодными!

Поэтому Джамаль предлагает читателям не уподобляться порочным, греховным страстям, не замыкаться только на материальной составляющей  жизни, но больше заниматься творческой деятельностью, развитием духа. Это не обязательно поэзия, есть много других увлекательных хобби: спорт, путешествия, чтение, кино, театр, музыка, живопись. При желании всегда можно найти занятие для души, чтобы не превратиться в обывателя Ионыча, описанного А. Чеховым, или в накопителя Плюшкина из «Мёртвых душ» Н. Гоголя.

Сансара — одно из основных понятий в индийской философии: душа стремится к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Это можно сравнить с понятием греха в христианской философии. Грех –  это действие или помышление, нарушающее волю Божью. Грехом также считается и нарушение морально-этических правил, норм и традиций, установившихся в обществе. Нравственному человеку трудно жить с ощущением греха, неправильности своих поступков. Его мучает совесть – судья, данный нам Богом. Поэтому люди каются перед Всевышним и молят о прощении. Джамаль считает, что есть также великий выход из этого мучительного состояния – очищающая душу поэзия. Можно почитать стихи любимых поэтов, в которых непременно найдёшь неожиданные и мудрые ответы на волнующие вопросы. Многие люди испытывают умиротворение, читая Библию или Коран – это тоже высокая поэзия, вечные книги, содержащие непреложные истины.
                *******
Четыре строфы, шестнадцать строк, но как много мыслей и раздумий они вызывают. Талантливый Поэт в одной строке выражает то, что в прозе может занять несколько страниц. Это характерная черта Ф. Джамаля – писать ярко, образно и лаконично о глобальных проблемах, когда словам тесно, а мыслям просторно.  Стержень данной главы, как и всей теории Космореализма – вертикальное развитие социума, то есть духовный рост всего общества и каждого индивидуума. В этих стихах ощущается горечь от осознания страшного  регресса, поразившего Россию в 21 веке, как в экономической, так и в культурной сфере.

Очень хочется надеяться, что Россия «вспрянет ото сна»! И проснутся в её недрах могучие силы, подобные тем, что подняли когда-то парализованного тридцать лет Илью Муромца на борьбу с Соловьём-разбойником, идолами и жидовинами – кровавой мафией талмудических фашистов и оккупантов. Свободолюбивая лирика пассионарного Короля Поэта Фатхулы  Джамаля в современной России подобна пылающему факелу легендарного Данко, осветившему народу путь из мрака и невежества к солнцу и независимости.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151965148347368
 
АВАНГАРДНАЯ СУПЕР-ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА
               «Вселенная моя обитель» (Ф. Джамаль)

                Раиса Шестакова
               ТАЙНЫ МЕТАГАЛАКТИКИ ДУШИ
         (О философской лирике Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)
Продолжение. Начало здесь: - https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224

ИСТИННЫЕ СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕКА!
Анализ шестой главы - «Сокровища поэзии» поэмы «Метагалактика Души»

В шестой главе своей изумительной поэмы "Метагалактика души" Король Поэтов Фатхула Джамаль размышляет о разумном сочетании материального и духовного в жизни современного человека. Он считает: «В своём индивидуальном развитии Человек сокращённо повторяет духовное развитие человечества. Поэзия изображает не жизнь вообще, а жизнь непрерывно развивающегося духа». Главное в жизни разумного человека – приобщиться к вечным ценностям. Материальная составляющая тоже важная часть нашей жизни, но она не должна затмевать сознание человека в безумной гонке за материальными благами.

Глава 6. Сокровища поэзии

«Ищи сокровища не где-то,
А в основании основ.
Поэзия скрывает в недрах
Всё золото восьми миров!»

Как тут не вспомнить Нагорную проповедь Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».  Всё земное – прах и тлен, ничего с собой на небеса не заберёшь, кроме богатств души. 

В мироздании существуют два противоположных мира: материальный и духовный. Материальным является окружающий мир, который человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В материальном мире ничто не исчезает. Материальным является предмет, который существует в реальности и сделан из определённого вещества, материала. Духовный мир человека – это совокупность его внутренних, душевных процессов: ощущения, восприятия, эмоции, чувства, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации.   

Эволюция видимого и невидимого мира происходит непрерывно, ежесекундно меняя Вселенную, Солнечную систему, нашу планету и каждого человека в отдельности. Микромир личности человека столь же безграничен, как и физическая Вселенная. Поэтому формирование человека как личности предполагает единство материального и духовного. Такого человека принято считать гармонически развитым.

 Джамаль родился в благородной семье вольных агульских узданов – кавказских аристократов. Его древний род отличался исключительной тягой к интеллектуально-креативной и духовной деятельности. И эти родовые традиции были переданы Джамалю. Кроме того, с самого рождения будущий поэт был замечен тайными агульскими мудрецами. В этот страшный период сионистско-коммунистического террора, кровавого геноцида и атеистического мракобесия агульские мудрецы и духовные лидеры находились в глубоком подполье. Но они постоянно следили за развитием будущего духовного лидера народа и направляли его на верный путь – на путь поиска истины и борьбы за справедливость.

Далее Джамаль интенсивно учился и приобрёл много знаний в школе, университете, аспирантуре, постоянно занимался самообразованием. Учебные образовательные программы, основанные на фундаментальных, классических принципах, и мудрые учителя, заметившие неординарно мыслящего студента, способствовали развитию его природного таланта. Его наставники не ошиблись – плох тот ученик, который не превзошёл своих учителей. Но это не про Джамаля – основываясь на базисных ценностях, он творчески развил их и разработал принципиально новую теорию Космореализма – коэволюционную стратегию человека и Вселенной.

Что означает потрясающая метафора Джамаля «Золото восьми миров»? В своем произведении «Божественная комедия» Данте Алигьери описал систему небесного рая, представляя его в виде прекрасных сфер, окружающих божественный престол. В этих чудесных духовных сферах среди звёзд обитают ангелы, херувимы, серафимы, святые, прославляющие Творца. Это и есть сокровищница на небесах, о которой говорил Христос. Именно Поэзия вмещает в себя все ценности этих небесных, райских сфер – уверен Джамаль.

«В тревоге, в грусти и в печали
Блуждают люди, как во мгле.
Поэзия – любовь и счастье,
И сверх-богатство на земле!»

Поэзия – это не только стихи и поэмы. Она разлита в природе, так же как и Божественный дух, её присутствие ощутимо  в восходе и закате солнца,  в пении птиц, в шелесте листвы, в ароматах цветов, в многоцветье радуги, в мерцании звёзд и августовских метеоритных потоках. Весной пробуждается вся природа и дышит чистотой и нежностью, любовная истома и нега буквально обволакивают весь живой мир. Только весной поют влюблённые птицы, опыляются цветы, чтобы осенью подарить людям плоды своей любви, появляются на свет птенцы, зверушки – весь мир пронизан любовью. Однажды во время творческой встречи художника Ильи Глазунова со зрителями молодой парень застенчиво начал свой вопрос со слов: «Я не разбираюсь в живописи…» Художник его прервал: «Вам нравится природа?» – «Да, очень нравится» – «Если вы видите красоту окружающего мира, вы понимаете живопись».

То же самое можно сказать и о поэзии – если великолепие природы волнует сердце, если душа замирает от мысли о предстоящем свидании, если учащается пульс, кровь стучит в висках и окрашивает румянцем лицо при встрече с любимым человеком,  значит у вас поэтическое настроение. Вот что означают слова «Поэзия – любовь и счастье». По этой причине влюблённая юность пытается выразить свои романтические чувства в поэтической форме. На подсознательном уровне молодые люди чувствуют, что обыденных слов недостаточно для выражения нежных эмоций, пленивших разум и душу. Думается, что поэтическую красоту окружающего нас мира чувствуют многие люди, если не большинство, но не все могут выразить эти ощущения словами, тем более поэтическими.

Миллионы уставших горожан в выходные дни покидают каменные джунгли и устремляются на дачи, в парки и леса, чтобы насладиться красотой поднебесной натуры, общением с миром прекрасного, возвышенного, чистого, светлого и запастись на неделю космической энергией природы. Джамаль обожает природу, он черпает творческое вдохновение, восхищаясь переменчивой красотой моря, гуляя в садах Поэзии среди дивных пейзажей. Он весь во власти божественной красоты цветущих садов. Потом рождаются волшебные и нежные, как лепестки сакуры, сонеты. Мощь весенних раскатов грома и грозных молний звучит в его обличительной гражданской лирике. Неприступность, могучесть и извечность гор Кавказа, всесильность и всемогущество моря трансформируются в его  философской лирике в размышления о бесконечности Вселенной и безграничных возможностях Творца. Микрокосм и макрокосм сливаются воедино в его непостижимо загадочной  и прекрасной Поэзии Космореализма, которая и является его сверхбогатством.

«Зачем живём мы в мирозданье?
В чём смысл тревог, нелепых дел?
Поэзия – есть сверхпознанье
И наша Видовая Цель!»

Думается, что каждый разумный человек задавался вопросом, для чего он пришёл в этот удивительный мир, в чём смысл жизни и его место в социуме. Смысл жизни - это философская и духовная проблема, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Сколько людей, столько и представлений о смысле жизни, у каждого человека оно своё. Джамаль уверен, что не стоит разменивать жизнь на нелепые, суетные дела, на мелкие несущественные тревоги. Для него смысл жизни – это Поэзия: как божественный дар, сверхискусство, сверхнаука, вселенское счастье, безграничная любовь, это вся его жизнь без остатка. Последняя строка отсылает читателей к поэту И. Бродскому: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от животного царства - речь, то поэзия - высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п.»

«Каких ещё ты ищешь выгод?
Твори и мысли, и не спи!
Поэзия – великий выход
Из сансарической цепи!»

Автор, разумеется, не предлагает читателям аскезу, но всё должно быть в разумных пределах, как материальное, так и духовное. Наше советское общество так долго существовало в условиях тотального дефицита, что оказавшись вдруг в обществе потребления, мы стали похожи на персонажа Романа Карцева, который попал на базу и едва не лишился рассудка от возможности купить всё желаемое. Термин «общество потребления» ввёл в оборот социолог Эрих Фромм.  По его мнению,  современные люди вовлекаются в постоянную цепочку потребления и заработка на это потребление, оставляя неразвитой свою духовную сферу.

В Соединенных Штатах в 1992 году появилась  акция – Всемирный день отказа от покупок. Она проводится в знак протеста против чрезмерного потребления, в результате которого почти треть производимых в мире продуктов попросту выбрасывается. Но если пищевые продукты  легче утилизируются, то промышленные  отходы представляют серьёзнейшую экологическую проблему для всей планеты.  В то же время в 2019 году количество голодающих в мире составило 690 миллионов.  За последние пять лет их число выросло на 60 миллионов. Всего голодают 8,9% населения планеты.  Насколько же аморально и безнравственно общество потребления – одни люди купаются в непозволительной роскоши, а другие ложатся спать голодными!

Поэтому Джамаль предлагает читателям не уподобляться порочным, греховным страстям, не замыкаться только на материальной составляющей  жизни, но больше заниматься творческой деятельностью, развитием духа. Это не обязательно поэзия, есть много других увлекательных хобби: спорт, путешествия, чтение, кино, театр, музыка, живопись. При желании всегда можно найти занятие для души, чтобы не превратиться в обывателя Ионыча, описанного А. Чеховым, или в накопителя Плюшкина из «Мёртвых душ» Н. Гоголя.

Сансара — одно из основных понятий в индийской философии: душа стремится к освобождению и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Это можно сравнить с понятием греха в христианской философии. Грех –  это действие или помышление, нарушающее волю Божью. Грехом также считается и нарушение морально-этических правил, норм и традиций, установившихся в обществе. Нравственному человеку трудно жить с ощущением греха, неправильности своих поступков. Его мучает совесть – судья, данный нам Богом. Поэтому люди каются перед Всевышним и молят о прощении. Джамаль считает, что есть также великий выход из этого мучительного состояния – очищающая душу поэзия. Можно почитать стихи любимых поэтов, в которых непременно найдёшь неожиданные и мудрые ответы на волнующие вопросы. Многие люди испытывают умиротворение, читая Библию или Коран – это тоже высокая поэзия, вечные книги, содержащие непреложные истины.
                *******
Четыре строфы, шестнадцать строк, но как много мыслей и раздумий они вызывают. Талантливый Поэт в одной строке выражает то, что в прозе может занять несколько страниц. Это характерная черта Ф. Джамаля – писать ярко, образно и лаконично о глобальных проблемах, когда словам тесно, а мыслям просторно.  Стержень данной главы, как и всей теории Космореализма – вертикальное развитие социума, то есть духовный рост всего общества и каждого индивидуума. В этих стихах ощущается горечь от осознания страшного  регресса, поразившего Россию в 21 веке, как в экономической, так и в культурной сфере.

Очень хочется надеяться, что Россия «вспрянет ото сна»! И проснутся в её недрах могучие силы, подобные тем, что подняли когда-то парализованного тридцать лет Илью Муромца на борьбу с Соловьём-разбойником, идолами и жидовинами – кровавой мафией талмудических фашистов и оккупантов. Свободолюбивая лирика пассионарного Короля Поэтов Фатхулы  Джамаля в современной России подобна пылающему факелу легендарного Данко, осветившему народу путь из мрака и невежества к солнцу и независимости.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151983943154664

Шестакова Раиса.
Член Европейского литературного клуба.
Кандидат исторических наук, доцент.

МАТЕРИАЛЫ:
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ОСНОВНОЙ САЙТ: http://www.stihi.ru/avtor/noosfera
Король Поэтов Фатхула Джамаль. МЕТАГАЛАКТИКА ДУШИ: http://stihi.ru/2007/12/29/1572
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ (Текст): http://stihi.ru/2019/05/18/3906
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 1. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=uMiw_iWezEI
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 2. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=tn0rg8jYxWY
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 3. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=9cvGN8SMtLY
Раиса Шестакова.  АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224
Раиса Шестакова.  АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ ПРОФЕТИЗМА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151709959879656
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПУТИ ИСТИНЫ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151661931035624
Раиса Шестакова.  АСТРАЛЬНЫЙ ВОИН СВЕТА:  https://ok.ru/group53046634283240/topic/151589929974760
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПЛАНЕТЕ ЛЮБВИ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151551894060008
Светлана  Ким. ПОЭТ СТОИТ МЕЖДУ МИРАМИ: http://stihi.ru/2018/11/29/6835
Анатолий Петраков. ЭПОХА ДЖАМАЛЯ: https://ok.ru/group/53046634283240/topic/150930408897512 
Михаил Орлов. ТАЙНЫ ДУШИ ВСЕЛЕННОЙ:  https://ok.ru/group53046634283240/topic/68685346409448
Заира Фейзуллаева. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ : http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
Евгения Летукайте. ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: https://www.proza.ru/2015/05/07/126
Елена Викторова. ПОЭТ ИЗ БУДУЩЕГО: http://www.stihi.ru/2017/05/02/3077 
Рашид Рашидов. НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО: http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
ОТКРЫВАЮЩИЙ СОЗВЕЗДИЯ: http://stihi.ru/2009/10/28/3364
АПОЛОГИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА - http://www.stihi.ru/2014/02/23/8434
ТВОРЧЕСТВО Ф. ДЖАМАЛЯ И А. ТАРКОВСКОГО - http://www.stihi.ru/2014/10/22/1178 
ПОЮЩАЯ ФЛЕЙТА ВСЕЛЕННОЙ - http://www.stihi.ru/2009/10/29/201
ПОЭТ ТВОРЦА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/150954944592872

Шестакова Раиса.
Член Европейского литературного клуба.
Кандидат исторических наук, доцент.

МАТЕРИАЛЫ:
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ОСНОВНОЙ САЙТ: http://www.stihi.ru/avtor/noosfera
Король Поэтов Фатхула Джамаль. МЕТАГАЛАКТИКА ДУШИ: http://stihi.ru/2007/12/29/1572
Король Поэтов Фатхула Джамаль. ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ (Текст): http://stihi.ru/2019/05/18/3906
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 1. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=uMiw_iWezEI
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 2. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=tn0rg8jYxWY
ИДУЩИЙ К ИСТИНЕ. Ч. 3. (Видео): https://www.youtube.com/watch?v=9cvGN8SMtLY
Раиса Шестакова.  АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА https://ok.ru/group53046634283240/topic/151733568437224
Раиса Шестакова.  АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ ПРОФЕТИЗМА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151709959879656
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПУТИ ИСТИНЫ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151661931035624
Раиса Шестакова.  АСТРАЛЬНЫЙ ВОИН СВЕТА:  https://ok.ru/group53046634283240/topic/151589929974760
Раиса Шестакова. ПОЭТ НА ПЛАНЕТЕ ЛЮБВИ: https://ok.ru/group53046634283240/topic/151551894060008
Светлана  Ким. ПОЭТ СТОИТ МЕЖДУ МИРАМИ: http://stihi.ru/2018/11/29/6835
Анатолий Петраков. ЭПОХА ДЖАМАЛЯ: https://ok.ru/group/53046634283240/topic/150930408897512 
Михаил Орлов. ТАЙНЫ ДУШИ ВСЕЛЕННОЙ:  https://ok.ru/group53046634283240/topic/68685346409448
Заира Фейзуллаева. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ФАТХУЛЫ ДЖАМАЛЯ : http://www.stihi.ru/2009/10/25/5985
Евгения Летукайте. ГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: https://www.proza.ru/2015/05/07/126
Елена Викторова. ПОЭТ ИЗ БУДУЩЕГО: http://www.stihi.ru/2017/05/02/3077 
Рашид Рашидов. НОВАЯ ВОЛНА И ЗАСТОЙНОЕ БОЛОТО: http://www.stihi.ru/2008/01/05/1646
ОТКРЫВАЮЩИЙ СОЗВЕЗДИЯ: http://stihi.ru/2009/10/28/3364
АПОЛОГИЯ КОСМОРЕАЛИЗМА - http://www.stihi.ru/2014/02/23/8434
ТВОРЧЕСТВО Ф. ДЖАМАЛЯ И А. ТАРКОВСКОГО - http://www.stihi.ru/2014/10/22/1178 
ПОЮЩАЯ ФЛЕЙТА ВСЕЛЕННОЙ - http://www.stihi.ru/2009/10/29/201
ПОЭТ ТВОРЦА: https://ok.ru/group53046634283240/topic/150954944592872