Рецензии на произведение «Стих дня. Bor G»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
1) “Холсте то ль Куинджи, то ль Кафки». Кафка все же писатель. Хотя…позволю себе предположить, что холст у вас в переносном смысле – не только полотно художника.
2) Стихотворение – поток сознания, пучок ассоциаций. Хорошо, если они укладываются (т.е. нравятся) в сознание читателя. Лично мне эти образы близки, мне понравилось. А если не понравится?
3) У меня как минимум две полярные точки зрения на этот текст. Первая – интуитивная: хорошо, красиво, сильно, затягивает… Вторая – что за коллекция образов без выводов? Философы выделяют пять уровней познания: фиксация, описание, анализ, обобщение и еще что-то, не помню. Вы где-то между фиксацией и описанием. А стихотворение – все же анализ.
4) Односторонность – это плохо. А у вас полифония – широчайшая, на грани с какофонией. Слишком много толкований – хорошо ли это?
5) Поэтому через каждое слово пишу: почему? Почему так, а не иначе?
6) А вот теперь плюсы. Как говорят на уроках литературы в школе, «все образы объединены одной идеей». Поэтому, наверное, нельзя его рассредоточивать на образы. Вкупе все выглядит как импрессионистское полотно с грамотным применением аллюзий и отсылок. «Мама мыла раму» - старые советские буквари… Да и не советские вроде бы тоже. «На часах не калиф» - сказка про калифа-аиста?
7) Один из тех удивительных случаев, когда форма может позволить себе любое содержание. Слишком крепко одно за другое цепляется, держится. И сознание держится, хоть и мотается вслед за авторской мыслью то по рамам, то по снам.
8) Есть потрясающая авторская интонация – самое ценное.
9) У вас есть чувство вкуса к слову. Вы ставите рядом те слова, которые могут и должны так стоять.
Поэзия Вятского Края 07.12.2009 23:49 Заявить о нарушении
Вообще, там, у философов, с классификацией уровней познания все гораздо сложнее. Там вообще все запущено :). Различают пять методов (философские, общенаучные, частно-научные, дисциплинарные, междисциплинарные), в рамках общенаучных - два мегауровня: эмпирический и теоретический, каждый еще разбивается на целую кучу: формализация, аксиоматика, гипотетико-дедуктивный метод, анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход и т.п. А там, если еще ниже нырнуть, так вообще туши свет :).
Впрочем, не об этом речь. Хорошо или плохо, если неоднозначность толкований, полифония, как Вы сформулировали? Мне кажется, зависит от конкретной вещи: от задумки (в том числе жанровой, которая тоже может быть - и, как правило, бывает - весьма неоднозначной), от формы, от сюжетной канвы, от фонетики и ритма даже - все это должно быть едино в комплексе. Но если этот комплекс подразумевает однозначность (или неоднозначность) конкретных слов, словосочетаний, фраз и их взаимосвязи - так это должно определяться в первую очередь именно этим...
Поймёт ли это читатель? Ну, не следует его недооценивать. Впрочем, и переоценивать тоже. Здесь тоже нужно попытаться достигнуть корреляционной адекватности на уровне взаимного понимания...
А насчет выводов... Ну, это должен сделать читатель.
Хотя последняя строчка (со всей предшествующей подводящей канвой) может выступить в этой ипостаси.
Как Кафка вполне может выступить в ипостаси холста...
Спасибо за Ваш отзыв.
Bor G 08.12.2009 01:06 Заявить о нарушении
Не привык я писать длинные рецензии на стихи с подробным исследованием всех сюжетных линий и художественных приёмов. Как мне кажется, стих о первичности традиционных ценностей, чем он меня и привлекает. Конечно, стих удался. Можно многое написать о поисках, пути, связи с текущим моментом и т.п., но к сказанному это много не добавит.
Ливерий 07.12.2009 20:02 Заявить о нарушении
Стих такой материалистический, что ли :).
Бытие определяет сознание. Точнее, быт, во всех своих проявлениях...
Bor G 07.12.2009 20:03 Заявить о нарушении
Опять скрипит потертое седло...
_________________________
Время луны (БГ)
Я видел вчера новый фильм,
Я вышел из зала таким же, как раньше;
Я знаю уют вагонов метро,
Когда известны законы движенья;
И я читал несколько книг,
Я знаю радость печатного слова,
Но сделай шаг - и ты вступишь в игру,
В которой нет правил.
Нет времени ждать,
Едва ли есть кто-то, кто поможет нам в этом;
Подай мне знак,
Когда ты будешь знать, что выхода нет;
Структура тепла,
Еще один символ - не больше, чем выстрел,
Но, слышишь меня: у нас есть шанс,
В котором нет правил.
Время Луны - это время Луны;
У нас есть шанс, у нас есть шанс,
В котором нет правил.
__________________
Конечно, хороший стих. Но, как всякая попытка обобщения, несколько зануден(?), затянут(!) и примат, да, предсказуем, чего уж там))
Ксения Бардо 07.12.2009 18:27 Заявить о нарушении
PS
При всём уважении к БГ - это совсем не из той оперы :)
Как в старом анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса, они даже не муж и жена, это четыре разных человека :)
Bor G 07.12.2009 19:07 Заявить о нарушении
Ксения Бардо 07.12.2009 20:02 Заявить о нарушении
Ну, если так видится - значит так и есть...
Bor G 07.12.2009 20:05 Заявить о нарушении
Это игра слов такая непонятная. И обыгрывание всех известных выражений. И про дороги с дураками. И жить не по лжи - Солженицын (или, может, кто-то еще?).
Выражение калиф на час не равно на часах не калиф.
А вообще сказал же автор - это наш общий замок.
Стих понимаю, но не совсем принимаю, потому что попытка сказать обо всем сводит поэзию на нет.
С уважением - к технике и к личности Бориса. )))
Галина Ольховик 07.12.2009 14:46 Заявить о нарушении
Мне интересно понять, что вызывает этот стих, какие мысли, какие ассоциации.
Да, это наш общий замок. Почти по Кафке ("мы рождены, чтоб Кафку сделать былью") - но это всего лишь внешний слой, фон. Это же пейзаж. Куиннджи "Ночь над Днепром" (почти). Картина, которая (по легенде) темнела, пока Булгаков не использовал описание этой картины как пейзаж в своем романе во время полета Маргариты.
Но это все тоже фон этого пейзажа.
Крутите дальше... :)
Bor G 07.12.2009 17:44 Заявить о нарушении
Кафку никто никогда былью не сделает. Его и признают-то не все.
Я всё узнала, но меня смущает, что все это у вас в кучу валится. Я вам уже об этом говорила - весь культурный фон. А зачем?
Галина Ольховик 07.12.2009 19:30 Заявить о нарушении
Мне просто было интересно узнать, какие ассоциации возникают при прочтении. Куча? - Ну, пусть будет куча...
Bor G 07.12.2009 20:02 Заявить о нарушении
Я читала ваше объяснение стиха. Но меня учили, если надо объяснять - это плохо. )))
Галина Ольховик 07.12.2009 21:26 Заявить о нарушении
Это девиз, основной закон, если хотите (вместо пролетарии всех стран... и далее по тексту), - для целого ряда поколений. Этой фразе больше лет, чем мне :).
Bor G 07.12.2009 22:31 Заявить о нарушении