Рецензии на произведение «Стих дня. Bor G»

Рецензия на «Стих дня. Bor G» (Ноев Ковчег)

1) “Холсте то ль Куинджи, то ль Кафки». Кафка все же писатель. Хотя…позволю себе предположить, что холст у вас в переносном смысле – не только полотно художника.
2) Стихотворение – поток сознания, пучок ассоциаций. Хорошо, если они укладываются (т.е. нравятся) в сознание читателя. Лично мне эти образы близки, мне понравилось. А если не понравится?
3) У меня как минимум две полярные точки зрения на этот текст. Первая – интуитивная: хорошо, красиво, сильно, затягивает… Вторая – что за коллекция образов без выводов? Философы выделяют пять уровней познания: фиксация, описание, анализ, обобщение и еще что-то, не помню. Вы где-то между фиксацией и описанием. А стихотворение – все же анализ.
4) Односторонность – это плохо. А у вас полифония – широчайшая, на грани с какофонией. Слишком много толкований – хорошо ли это?
5) Поэтому через каждое слово пишу: почему? Почему так, а не иначе?
6) А вот теперь плюсы. Как говорят на уроках литературы в школе, «все образы объединены одной идеей». Поэтому, наверное, нельзя его рассредоточивать на образы. Вкупе все выглядит как импрессионистское полотно с грамотным применением аллюзий и отсылок. «Мама мыла раму» - старые советские буквари… Да и не советские вроде бы тоже. «На часах не калиф» - сказка про калифа-аиста?
7) Один из тех удивительных случаев, когда форма может позволить себе любое содержание. Слишком крепко одно за другое цепляется, держится. И сознание держится, хоть и мотается вслед за авторской мыслью то по рамам, то по снам.
8) Есть потрясающая авторская интонация – самое ценное.
9) У вас есть чувство вкуса к слову. Вы ставите рядом те слова, которые могут и должны так стоять.

Поэзия Вятского Края   07.12.2009 23:49     Заявить о нарушении
Спасибо за анализ. У Вас все же (как мне кажется) скорее между описанием и анализом :).

Вообще, там, у философов, с классификацией уровней познания все гораздо сложнее. Там вообще все запущено :). Различают пять методов (философские, общенаучные, частно-научные, дисциплинарные, междисциплинарные), в рамках общенаучных - два мегауровня: эмпирический и теоретический, каждый еще разбивается на целую кучу: формализация, аксиоматика, гипотетико-дедуктивный метод, анализ, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход и т.п. А там, если еще ниже нырнуть, так вообще туши свет :).

Впрочем, не об этом речь. Хорошо или плохо, если неоднозначность толкований, полифония, как Вы сформулировали? Мне кажется, зависит от конкретной вещи: от задумки (в том числе жанровой, которая тоже может быть - и, как правило, бывает - весьма неоднозначной), от формы, от сюжетной канвы, от фонетики и ритма даже - все это должно быть едино в комплексе. Но если этот комплекс подразумевает однозначность (или неоднозначность) конкретных слов, словосочетаний, фраз и их взаимосвязи - так это должно определяться в первую очередь именно этим...

Поймёт ли это читатель? Ну, не следует его недооценивать. Впрочем, и переоценивать тоже. Здесь тоже нужно попытаться достигнуть корреляционной адекватности на уровне взаимного понимания...

А насчет выводов... Ну, это должен сделать читатель.
Хотя последняя строчка (со всей предшествующей подводящей канвой) может выступить в этой ипостаси.

Как Кафка вполне может выступить в ипостаси холста...

Спасибо за Ваш отзыв.

Bor G   08.12.2009 01:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стих дня. Bor G» (Ноев Ковчег)

Не привык я писать длинные рецензии на стихи с подробным исследованием всех сюжетных линий и художественных приёмов. Как мне кажется, стих о первичности традиционных ценностей, чем он меня и привлекает. Конечно, стих удался. Можно многое написать о поисках, пути, связи с текущим моментом и т.п., но к сказанному это много не добавит.

Ливерий   07.12.2009 20:02     Заявить о нарушении
В принципе, да.
Стих такой материалистический, что ли :).
Бытие определяет сознание. Точнее, быт, во всех своих проявлениях...

Bor G   07.12.2009 20:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стих дня. Bor G» (Ноев Ковчег)

Опять скрипит потертое седло...
_________________________

Время луны (БГ)

Я видел вчера новый фильм,
Я вышел из зала таким же, как раньше;
Я знаю уют вагонов метро,
Когда известны законы движенья;
И я читал несколько книг,
Я знаю радость печатного слова,
Но сделай шаг - и ты вступишь в игру,
В которой нет правил.

Нет времени ждать,
Едва ли есть кто-то, кто поможет нам в этом;
Подай мне знак,
Когда ты будешь знать, что выхода нет;
Структура тепла,
Еще один символ - не больше, чем выстрел,
Но, слышишь меня: у нас есть шанс,
В котором нет правил.
Время Луны - это время Луны;
У нас есть шанс, у нас есть шанс,
В котором нет правил.
__________________

Конечно, хороший стих. Но, как всякая попытка обобщения, несколько зануден(?), затянут(!) и примат, да, предсказуем, чего уж там))

Ксения Бардо   07.12.2009 18:27     Заявить о нарушении
И это всё?

PS
При всём уважении к БГ - это совсем не из той оперы :)
Как в старом анекдоте про Карла Маркса и Фридриха Энгельса, они даже не муж и жена, это четыре разных человека :)

Bor G   07.12.2009 19:07   Заявить о нарушении
Да нет, - оперный театр один, просто певцы сильно разные возрастом, от того и кажется, что о разном. Взрослые вечно все усложняют))

Ксения Бардо   07.12.2009 20:02   Заявить о нарушении
Может быть (насчет оперного театра - причем даже не в смысле старого анекдота про Карузо и Рабиновича) :).

Ну, если так видится - значит так и есть...

Bor G   07.12.2009 20:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стих дня. Bor G» (Ноев Ковчег)

Это игра слов такая непонятная. И обыгрывание всех известных выражений. И про дороги с дураками. И жить не по лжи - Солженицын (или, может, кто-то еще?).
Выражение калиф на час не равно на часах не калиф.
А вообще сказал же автор - это наш общий замок.
Стих понимаю, но не совсем принимаю, потому что попытка сказать обо всем сводит поэзию на нет.
С уважением - к технике и к личности Бориса. )))

Галина Ольховик   07.12.2009 14:46     Заявить о нарушении
Галина, я не буду давать подстрочник.
Мне интересно понять, что вызывает этот стих, какие мысли, какие ассоциации.

Да, это наш общий замок. Почти по Кафке ("мы рождены, чтоб Кафку сделать былью") - но это всего лишь внешний слой, фон. Это же пейзаж. Куиннджи "Ночь над Днепром" (почти). Картина, которая (по легенде) темнела, пока Булгаков не использовал описание этой картины как пейзаж в своем романе во время полета Маргариты.
Но это все тоже фон этого пейзажа.

Крутите дальше... :)

Bor G   07.12.2009 17:44   Заявить о нарушении
Вот эта фраза про Кафку мне не нравится, ка-то издевательски звучит.
Кафку никто никогда былью не сделает. Его и признают-то не все.
Я всё узнала, но меня смущает, что все это у вас в кучу валится. Я вам уже об этом говорила - весь культурный фон. А зачем?

Галина Ольховик   07.12.2009 19:30   Заявить о нарушении
Галина, я не предлагаю еще раз перечитать "Замок" Кафки (хотя эта вещь, при всей своей внешней занудности, по точности и качеству предвосхищения в описании вплоть до деталей, может быть поставлена в один ряд разве что с "1984" Оруэлла).

Мне просто было интересно узнать, какие ассоциации возникают при прочтении. Куча? - Ну, пусть будет куча...

Bor G   07.12.2009 20:02   Заявить о нарушении
У Кафки мне нравится "Превращение". Эта вещь от брезгливости ведет к пониманию красоты. Но зачем известную строчку из советской песни соединять с Кафкой - убей, не пойму. Мне кажется, просто ингра слов сказка- Кафка.
Я читала ваше объяснение стиха. Но меня учили, если надо объяснять - это плохо. )))

Галина Ольховик   07.12.2009 21:26   Заявить о нарушении
Галина, это не строчка из советской песни (переделанная).

Это девиз, основной закон, если хотите (вместо пролетарии всех стран... и далее по тексту), - для целого ряда поколений. Этой фразе больше лет, чем мне :).

Bor G   07.12.2009 22:31   Заявить о нарушении