Рецензии на произведение «Тысячелетие. Демиург»

Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Немного истории

-

Солнце Русской земли

Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский (книга пр., историка М. И. Х., изд. 1893 г.)

-

Якоже убо царския утвари златом украшени с многоценным камнием веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота.

-

Первая глава

Радуйся, корене благочестиваго отрасле пречестн`ая.
Радуйся, благоверия предков наследниче.
Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю.
Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче.

Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1

В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский. Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками.

Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития. Характер населения значительно видоизменяется: образуется племя великорусское, заметно отличающееся по своему складу, по своим свойствам от других славянских племен, раньше упоминавшихся в истории Русской земли. Вместе с тем и деятельность князей ростовско-суздальской земли носит характер, чуждый идеалу южнорусских князей. Суздальские князья отличаются трезвым, практическим взглядом, строгим расчетом, искусством организации, «наряда», – они полагают начало единовластию на Руси в противоположность той разноголосице и нескончаемым междоусобиям, которые причинили так много горя Русской земле в так называемый киевский период. В связи с этим стремлением в их деятельности замечается пренебрежение старыми родовыми княжескими отношениями и счетами, намечается борьба с боярством, с старинным вечевым строем и мало-помалу подготовляется возможность государственного объединения Руси. Таков был, например, самый выдающийся из суздальских князей – князь Андрей Юрьевич Боголюбский, родной брат и предшественник на суздальском престоле деда Александра Невского вел. кн. Всеволода Юрьевича.

«Если вы будете во Владимире, – говорит историк, – ступайте в кремль поклониться этому древнему зданию зодчества в русском царстве (храму Святой Богородицы Золотоверхой – создание князя Андрея Юрьевича Боголюбского). На правой стороне от северных дверей стоит серебряная гробница, и недалеко от нее висит древний шитый образ во весь рост усопшего. Помолитесь ему и поклонитесь мощам благоверного князя Андрея. Это был самый смышленый князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всею своею братьею, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, князья смоленские, полоцкие, Волынские и прочие. Но не тем он заслужил особливую память в летописях отечества, а вот чем: он обратил средоточие русской государственной тяжести в нашу сторону, он вывел на позорище истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен здешних, из всех племен славянских, и, второй Рюрик, положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих, заложенный отцом его, все прочие, и заключит в себе судьбы отечества».

Не менее был знаменит и вышеупомянутый дед св. Александра вел. кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. В самом начале своего княжения, несмотря на свои молодые годы, он проявил большое мужество и твердость нрава, расчетливость и осторожность – качества, благодаря которым он приобрел огромную силу на Руси. Не торопя событий, без видимых усилий с своей стороны, умело пользуясь обстоятельствами, он собрал под своей властью почти всю северную Русь. Про его силу пел древний певец:

Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами людей
И вычерпать Дон многоводный
Шеломами рати твоей.

Являясь великими правителями, ближайшие предки св. Александра отличались глубоким, искренним благочестием, пламенною ревностью к распространению Слова Божия и укоренению его в сердцах современников. Черта глубокознаменательная! Оценивая эту сторону деятельности суздальских князей, историк говорит: «Христианство, утвердившись в Ростово-Суздальской земле не раньше XI века, только при Андрее получает, так сказать, полную оседлость в этой земле. При нем открываются мощи святых, покровителей земли, Леонтия и Исаии; Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем с юга, и икона Боголюбская становятся предметами особого местного почитания, освящают своими чудесами княжескую власть Боголюбского; православие начинает приобретать «земское» значение, становясь мало-помалу у нарождающегося великорусского племени символом того политического сознания, которое в наше время выражается термином «народность».

Подготовляется то многознаменательное единение церкви и государства, которое вполне выясняется в позднейший, московский период русской истории, и которое составляет характеристическую особенность истории великорусского племени». В теплых искренних словах изображает летописец глубоко религиозное настроение души князя Андрея Юрьевича Боголюбского. «Сей благоверный и христолюбивый князь Андрей с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистив свой ум, как светлую палату, и украсив душу всеми добрыми нравами. Он уподобился Соломону, соорудив две великолепные и богатейшие церкви, – одну в Боголюбове, другую во Владимире... А потом создал и многие другие каменные церкви и многие монастыри: ибо Бог отверз его сердечные очи на весь церковный чин и на церковники. Не омрачил он ума своего пьянством; был кормителем чернецам и черницам, и для всех людей был как бы отцом любвеобильным. Особенно же любил подавать милостыню: каждый день приказывал возить по городу различное брашно и питье и раздавать больным и нищим и, видя всякого нищего, просящего милостыню, подавал ему и говорил в себе: «Не Христос ли это пришел испытать меня?..» По ночам входил он в церковь, сам зажигал свечи и, повергаясь пред иконами Господа и святых Его, с сердцем сокрушенным и смиренным приносил, подобно Давиду, покаяние и плакал о грехах своих.

Православная Церковь причла благоверного князя к лику святых. Живым благочестием отличался также и Всеволод Юрьевич, скончавшийся в 1212 году. По словам летописи, он «имеяше присно страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и нелицемерен, необинуясь лица сильных», которые притесняли слабых и сирот, и, подобно брату своему Андрею, «многи церкви созда во власти своей». «Тем, – замечает летописец, – и дарова ему Бог чада добросмысленна, яже и воспита в наказаньи и в разуме совершение, и даже и домужества». С особенной теплотой отзываются летописи о дяде св. Александра, старшем сыне Всеволода, Константине, хотя он умер очень рано, на 33-м году своей жизни. «Этот блаженный князь возлюбил Бога всею душою и всем желанием; не омрачил он ума своего суетною славою мира сего, но весь свой ум устремлял туда – к жизни вечной, которую и улучил своими милостынями и великим незлобием. Был правдив, щедр, кроток, смирен, всех миловал, всех снабдевал, особенно же любил дивную и славную милостыню и церковное строение, помышляя о том день и ночь. Весьма заботился он о создании прекрасных Божиих церквей и много их создал в своей области, наделяя святыми иконами, книгами и разными украшениями... Не щадил имения своего, раздавая его требующим, и воистину был по Иову оком слепым, ногою хромым, рукою неимущим, всех любя, нагих одевая, усталым доставляя покой, печальных утешая и не огорчая никого ничем. Всех умудрял... беседами: ибо часто читал книги с прилежанием и все творил по Писанию, не воздавая злом за зло... По преставлении его, жители Владимира стеклись на его двор и плакали о нем великим плачем...» Глубокая искренность христианского благочестия слышится нам в его прощальном наставлении своим детям: «Возлюбленные чада мои! Будьте между собою в любви, Бога бойтеся всею душою, заповеди Его соблюдайте во всем и восприимите все мои нравы, которые вы видели во мне. Нищих и вдовиц не презирайте, церкви не отлучайтесь, иерейский и монашеский чин любите, книжного учения слушайте, и Бог мира да будет с вами. Имейте послушание к старейшим вас, которые внушают вам доброе, так как вы еще малолетни. Чувствую, дети мои, что отшествие мое из мира приближается, и вот я поручаю вас Богу и Его Пречистой Матери и брату моему Георгию, который да будет вам вместо меня». Этот князь Георгий Всеволодович, положивший свою жизнь в бою с татарами за родину на берегах Сити, православною церковию причтен к лику святых.

Это Просто Дождь   13.12.2023 16:55     Заявить о нарушении
С особенной силой выступают характерные черты суздальских князей в лице отца св. Александра, князя Ярослава Всеволодовича. Упорно, настойчиво и смело стремится он к намеченным целям, действуя наперекор установившимся, освященным веками, обычаям. Трудно в такие переходные эпохи, как тогдашняя, избежать крутых, подчас жестоких мер... Но отсюда нельзя еще заключить, чтобы печальная необходимость прибегать к крутым мерам указывала на злой характер правителя. Трудно решить, чья жертва выше: того ли, кто, следуя влечениям своего сердца, охотно жертвует своими интересами, или того, кто, подчиняясь голосу разума, прибегает к суровым мерам, хотя бы в душе и возмущался ими.

Князь Ярослав Всеволодович умел жертвовать собою во имя общего блага, умел подавлять свои личные чувства. Первый из русских князей, собрав и утешив, ободрив пораженных ужасом татарского нашествия жителей, покорился он печальной, но неизбежной участи – смиренной покорностью спасать родину от конечного разорения, а под конец жизни совершил трудный подвиг, отправившись в далекую Татарию, где и погиб страдальческой смертью. Лично же, независимо от высших государственных интересов, он был «милостив ко всякому, требующим невозвратно даяние». А его кончину современники и ближайшие потомки высоко чтили и выражали светлое упование, что Господь «причте его ко избранному Своему стаду праведных селения».

С другой стороны, по матери своей, св. Александр является наследником всех блестящих качеств, отличавших южнорусских князей. Его дед по матери был знаменитый князь Мстислав Мстиславич, прозванный «Удатным». Он не преследовал каких-либо новых целей, не давал нового направления ходу событий. В противоположность суздальским князьям, это был героический защитник старины, неустрашимый боец за правду раньше установившихся отношений и взглядов. «Это был, по словам историка, лучший человек своего времени, но не переходивший той черты, которую назначил себе дух предшествовавших веков», это был, одним словом, блестящий представитель отживавшей старины. Позволим привести здесь следующее сравнение, которое делает историк между представителями двух эпох – отживающей и грядущей.

«Рассматривая с вершины настоящего погребальное шествие народов к великому кладбищу истории, нельзя не заметить на вождях этого шествия двух особенно резких типов, которые встречаются преимущественно на распутиях народной жизни в так называемые переходные эпохи. Одни отмечены печатью гордой и самонадеянной силы. Эти люди идут смело вперед, не спотыкаясь о развалины прошедшего. Природа одаряет их особенно чутким слухом и зорким глазом, но нередко отказывает им в любви и поэзии. Сердце их не отзывается на грустные звуки былого. Зато за ними право победы, право исторического успеха. Большее право на личное сочувствие историка имеют другие деятели, в лице которых воплощается вся красота и все достоинство отходящего времени. Они лучшие его представители и доблестные защитники» (Грановский). Беззаветное мужество на поле брани, покровительство всем утесненным, рыцарственная прямота в поступках, сердечное отношение к людям и благородная доверчивость чистой души, самоотверженное служение родной земле, без всяких своекорыстных расчетов – таковы черты, составлявшие древний народный идеал князя. Таков был Мстислав Мстиславич Удатный, скончавшийся схимником, таков же был и его отец, прадед св. Александра по матери, Мстислав Ростиславич Храбрый, причисленный к лику святых. Оба пользовались горячей любовью своих современников. «Он всегда порывался на великие дела, – говорит летописец о Мстиславе Ростиславиче. – И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его. И не может вся Русская земля забыть доблести его».

Дочь Мстислава Мстиславича Феодосия была матерью св. Александра. Мало сохранилось о ней сведений, но недаром летописи единогласно называют ее святою. Она, как и ее доблестный родитель, перед кончиною приняла иноческий чин и имя Евфросинии.

Сделаем вывод из всего сказанного. Если в характере и деятельности предков св. Александра по матери мы видим черты блестящей беззаветной храбрости, видим «золотые сердца», то в соединении с благоразумием, унаследованным от суздальских предков, в Александре Невском мы увидим в одном лице прекрасное гармоническое соединение разнообразных дарований, увидим цельный могучий характер, прекрасное создание Божие, дар всеблагого Провидения в одну из труднейших годин нашей истории.

Это Просто Дождь   13.12.2023 16:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Ивица Шерфези,
Вчера мир был так прекрасен

-

Югославия

-

JUCER SVIJET JE BIO TAKO LIJEP

Prvi snijeg je pao, vec umorno sad snivam

u gradu sto se budi

prohladna, i siva sada si i ti 

moja mladosti, moja ljubavi



Mladost, kao vlak prohujala je vec

prosla pokraj nas, odnijela nam sve 

ostali smo sami u snijegu ledenom 

niceg vise nema mrak je oko nas


Ref.


Jucer svijet je bio tako lijep 

leptira ples nad pupoljcima, tek 

ocvala je mladost, sjecanje je tu

ne osjecam te vise, ponestajes mi ti 



Znam da, s tobom, nestajem i ja 

postao sam sjena, sjena proljeca

sad me samo budi, k´o jucer, sto je proslo 

i ti si opet tu, i ljubim te u snu



Mladost, kao vlak prohujala je vec 

prosla pokraj nas, odnijela nam sve

ostali smo sami u snijegu ledenom 

niceg vise nema mrak je oko nas 



Ref. 



Mladost, kao vlak prohujala je vec

prosla pokraj nas odnijela nam sve 

ostali smo sami u snijegu ledenom 

mrak je oko nas



* prepjev pjesme Yesterday when 

I was young Charlesa Aznavoura
Hvala Staniša Borović

Марина Сергеева-Новоскольцева   04.11.2023 17:16     Заявить о нарушении
М.

Может, душу огня обнажу сокровенным касанием:
По коленям – тепло, по ладоням – пылающий сок!
Целовать эту жизнь, этот солнечный яростный слог,
Разрешительным ливнем танцующий в лоне познания!

Может, соль красоты твоей, соло целующих губ,
Исцеляющих рук, обнажающих снова и снова –
Как печать целины или правда серебряных труб
Над волной, покорившей и сердце, и солнце, и слово.

2012 г.

Марина Сергеева-Новоскольцева   04.11.2023 17:46   Заявить о нарушении
Тонкая горящая полоса говорящего Света –
Взлётная полоса души.

М.

Марина Сергеева-Новоскольцева   04.11.2023 18:38   Заявить о нарушении
Северославия)

Валерий Новоскольцев   05.11.2023 11:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Словно бы письмо оттуда получила, где нет "ни болезней, ни горести, ни воздыхания". А один только Свет-пресветлый. Приветствую обитель твою, друг дорогой, помолись там за нас, грешных. Вечная тебе память!
Спасибо, Марина, за публикацию. С Праздником!

Татьяна Волковская   04.11.2023 11:38     Заявить о нарушении
Мой любимый…
Парадоксален. Несколько авантюрен и бесстрашен; бездна ума…)

-

Спаси Господи, Таня, с праздником!
Мира и радости)

Марина Сергеева-Новоскольцева   04.11.2023 12:30   Заявить о нарушении
Взаимно, Марина!

Татьяна Волковская   04.11.2023 12:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Август

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома посёлка,

Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

И голосами петушиными

Перекликалась даль протяжно.
В лесу казённой землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо моё умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически

Спокойный голос чей-то рядом.

То прежний голос мой провидческий

Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская

И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак

Валерий Новоскольцев   04.11.2023 03:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Родной мой... Едва ли не плачу. Да плачу, что там говорить.

Учитель Николай   03.11.2023 20:59     Заявить о нарушении
С дистанции Ветра

-

Смежая веки, вижу я острей...
(с)

-

Коле Васильеву

-

Просил дождя Учитель Николай.
Я обещал, да заложил за ворот.
А за окном горячий сербский май
Температурил…

– Градусов под сорок (М.))

Пил виски недоделанный без льда,
Закусывал клубникой офигенной,
Под Велесом был Вельск, плыла среда
И в нужный транс впадал я постепенно.

Смежая веки, вижу я острей
Небесных хлябей вспоротое брюхо.
И я призвал тогда сезон дождей,
И чей-то ангел оттопырил ухо.

Когда же, после дождичка в четверг,
Мой город был – утопленник в мертвецкой,
Я сам себя отверг и опроверг.

Сработало, но как-то по-советски)

——

Немного сербского жаркого мая и привет…)

Марина Сергеева-Новоскольцева   03.11.2023 21:30   Заявить о нарушении
Да... и не одно посвящение было.
Обнимаю, Марина.

Учитель Николай   03.11.2023 21:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тысячелетие. Демиург» (Валерий Новоскольцев)

Сегодня всё не так, как это было раньше...
...алкает сад дождя, да только сушь кругом.
...а осень за окном печальнее и страньше,
как будто что-то ждёт, вздыхая о былом.

...и песни все горчат! Калины кисть багряна...
...бежать, бежать, бежать, искать чего-то вновь.
...плескает кровь закат, открыта неба рана.
...а что там, в небесах, извечная любовь?!

...сегодня всё не так. Уходит не прощаясь...
...златой листвы пожар безудержно метёт.
...всё было и прошло, лишь память нам осталась.
...ах, если б только знать, хоть каплю, наперёд! :(

Сетевая Барабашка   03.11.2023 19:54     Заявить о нарушении
Всё только начинается)

-

Чтоб не мёрзли души,
да будут огню наши строки легки!
(с)

——

Демон когда-нибудь станет Дмитрием,
Кол, как и крест, для иных  в новинку.
Главное, чтобы в финале, титрами
Всех перечислили, под сурдинку.

-

Барабашка! Не подведи меня. Будь мирен.😎

Валерий Новоскольцев   01.11.2019

Марина Сергеева-Новоскольцева   03.11.2023 20:27   Заявить о нарушении
"Мы - мирные люди, но наш бронепоезд
стоит на запасном пути!" 😁

Сетевая Барабашка   03.11.2023 21:33   Заявить о нарушении