Сад Мучений. От А до Я.

Джинн Толик: литературный дневник

Публикуется дополнением к "Манифесту". Поэт онлайн: чудом сохранившийся полный цикл создания нового произведения - от импульса до финальной реализации.



http://www.stihi.ru/2016/11/21/10034



####: А что ты про мой "сад" промолчал?
Я: "Ароматом зловонным губит мечту,
Всех несчастных грешных и безвинных" (несч, греш, безвинных - зачем там "и", ломающая мелодику?)
####: Как зачем? Потому что на казнь отправляли и тех, кого признали виновными, и тех кто мог быть не виновен, но осужден.
Я: Сад-склевав - хороший рифмак. Выбрось "и" нарушает ритм, что не видно?
Я: "Грозный колокол будто уснул,
Ночной сон получив как награду,
Он часами из жертвы тянул
Дух измученных.. к вратам ада"
Я: Все хорошо, потом ху*к: "к вратам ада" – банально!
Я: "Нем и зритель мучительных ласк,
В иступленье застыв, словно идол,
Тщетно силится снять с сухих глаз
Вуаль ужаса, сад тот покинув..."
Я: Здесь хорошо, кроме "сад тот", обычно так пишут новички.
####: А куда тогда дух уходит? В чистилище у христиан.
Я: Слово "тот" – мусорная заглушка.
####: В ад – грешники.
Я: Да придумай что угодно другое.. затр*хали ваши ады уже!
Я: У каждого поэта адики, у меня Адольф!
####: Спасибо за отзыв.. Да, я новичок.
Я: Эпитеты, прилагательные, значащие частицы речи! Никаких "тех", "что-то", "только", "лишь", "уж", "вот", "еще" – все это мусор. Мы и так видим сад. Почему ты говоришь "тот сад"? Я знаю, что это тот, а не другой! Зафигачь слово, которое даст Саду окраску. Ты просила разбора, я тебе даю. Построчник - тоже работа, между прочим.
Я: Вот стих про зиму дай-ка сюда его, он почти идеал для тебя по чистоте. Получилось сделать как надо:
####: "Тонким шлейфом сокрыла зима задубевшую кожу земли,
Королевской походкой взошла на трон власти до самой весны,
Проявление жизни любой вызывают в душе ее гнев.."
Я: Во, ни одного мусора, и сразу звучит и рисует стих гораздо внушительнее!
Я: 5 мин дай.
Я: По сюжету "Сад" хороший, я узнал свою книгу, увидел героя, который смотрел пытки среди цветов и павлинов. Павлины - классный штрих. Книга очень красива. Ужасно красива в прямом смысле. Поэт гнилого мяса же вообще вершина! А я такой ребенок, но Клару - возбуждает!
Я: Ужас Ада вплетается в сад.. вот честно. Ад это собирательный образ боли и ужаса, и он нифига не раскрывает сути.. мы здесь в реальности на земле, где искусный палач терзает жертву, не давая ей умереть, это пострашнее ада, пожалуй.
Я: "Даже ласки искусниц ночных".. хорошая строка, но ты ловишь себя в капкан. Знаешь чем? Ставишь слово "ночных" в конец, а потом не можешь найти к нему рифмы. Что говорил Мэд Дог? Ставь в конец самое яркое слово. Какое здесь? "Искусниц" самое яркое. И при выписке формулируй так, чтобы оно оказалось в конце, а потом добудь интересную рифму.
Я: Я тоже не мастер, и мне тоже трудновато такую строку перестроить, еще бы и выбросив "даже", щас подумаю.
####: Грубо будет звучать "искусниц" в конце и выбьется из общей картины.. Тогда весь стих придется переписывать.
Я: Может быть.. тогда искать замену "ночных"
####: В стихах есть музыка.. У меня она лиричная, а у тебя бьют обычно бубны и барабаны.
####: Искусниц любви слишком банально и прямолинейно.. Страстей грубо..
####: Просто тебе не нра моя мелодия, ты ее не улавливаешь.
Я: Например: ласки льнущих искусниц чумных. Мелодия останется, но экспрессии стало больше. Теперь надо небанально зарифмовать..
####: Чумных - очень не красивое слово.. Больные они что ли?
Я: Тихо, дай додумать.
####: И ты опять искустниц ставишь не в конец..
Я: Понимаешь, мой вариант тебе никогда не прокатит, я пишу совсем по другому.
Я: Вот так примерно -
Я: Ласки льнущих искусниц влачу,
околдованный видом агоний,
опий в полночь течет из лачуг,
заменяя мне дым благовоний.
####: Это уже от мужского лица уже получается.. А я хотела передать мысль почему Клара опять и опять возвращается в этот сад.. О чем речь шла в последней главе помнишь? Ее пьянит вид мучительной смерти.
Я: Ласки льнущих искусниц - в огонь, то есть отвергаю. Люблю писать сам, а не пытаться редактировать чужое. Никогда не умел сохранять чужое. Мне только дай, я все переломаю и выпишу как я обычно это делаю.
####: Да отвергаешь.. И упиваешься опиумом как благовониями.. Но где идея, что вид смерти пьянит как опиум? Желание все время зреть эти ужасы? Ведь вся книга подводит к этой мысли.. Почему ее тянет в этот сад?
####: Ты можешь написать свою версию стихотворения.
Я: Можно эту мысль пустить следующим куплетом. Не надо пытаться всунуть много мысли в один катрен, для этого можно написать другой.
Я: "Лачуг" хорошая рифма на "влачу", мне нра..
####: Но тебе так и не удалось искусниц сунуть в конец строки!
Я: Могу всунуть.. просто инспирейшена нет. Пытаюсь что-то чудить, но не сочиняется. Просто знаю как надо и все, а если не идет как надо - выкинуть это в помойку и забыть! На самом деле, тут вид будет такой, типа: Обезумев от ласк и искусниц (ритм сохранен, слово "обезумев" думаю не катит)


Одурманенный лаской искусниц,
чьи ладони плывут под парчу,
зельем опия вьющихся улиц
избегаю под крышей лачуг.


Я: Вот поэзия! Динамика. Видишь, ее руки стали ласкать, они плывут под одеждой, а улицы вьются, как дым опия!
####: Красиво.. Продолжай. Добавь драмы..
####: "Образ нежный разбавленный страстью
Уплывает в кромешную даль,
Свое тело отдав похоти власти
Утоляют любви печаль"
Я: Тяжко что-то идет.
Я: Но эти 4 строки мне нра, хорошо вышло.
####: Ну.. Как-нибудь допишешь.. Это будет уже другая история.
Я: Да, надо поработать, может и сделаю.
Я: Колокол у тебя классный, это очень сильно, но как бы еще сильнее сказать.. и павлины.. я бы взял слово "Павлиний", хвост например, и рифманул бы на что-нибудь интересное, как горечь "полыни". Обычно я перед сочинением собираю всякие слова и наметки, а потом уже начинаю с ними работать. Надо представлять себе эти сцены, и делать пометки.
####: Я уверена, что ты сделаешь лучше меня. Ночью все улягутся спать, можно будет поэтить без помех.
Я: Половине – павлиний, вот моя рифма, а уж как и к чему ее тянуть после подумаю, с чем можно сравнить пыточные среди цветов?
Я: Как называется болезнь колосьев ржи, когда черные такие точки на колосе? Спорынья, черт, не годится сюда.. а жаль. А может и впишется.. какие-нибудь плотоядные цветы. Напомни, где действие происходит - город или как назывался этот сад? Там были осужденные за мелкие кражи, а посмотреть на их пытки собирались аристократы, верно?
Я: Нужен материал.


(через 30 минут готовы "Озарёнки":)


Я: "Половине-павлиний
неуместны цветы где агонии звуки
спорынья росянка
посреди садов и мучений, крови и цветов
на мой рот без улыбки
очаровательный и мучительный ад
восклицали собаки
запах плоти гниющей и мух (мук)
колокол, голодные каркающие птицы
клубились маревом.. молочко мака
тисовые ткани, лаковые вещи
изящные фиалки
веселых виселиц плевок, шелка и вазы
агония мучений
как наслаждение мучением увечных я нахожу чудовищно смешным (а вот и строка!)
Я: И умер колокол,
И душу грязную клюют колокола,
И гулом колокола склеван догола
Я: Гримасой мучимых закат кровавит поле.. магнолии агонии
Я: Хм, неплохо, надо поработать..
Я: Мук дьявольских в папирусы цветов
Казненный жемчуг, думать о душе ли? (бижутерий)
Пионы власти, опьяненные от крови
И красным мясом, содранным с кости
Гирлянды гноя, цветы резни, земля забулькала
Октав мирбо, октава


Я: Охренеть, если все это увязать - получится нех*евый стих.
Я: Все, ушёл писать.


(через 3 часа):


Я: БОГИ! БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ Я КАЖЕТСЯ ВЫДАЛ ШЕДЕВР текущего момента! Бл*дь! Я тащусь! Давай, комменть сначала ты, может быть, еще буду править! БЛ*ДЬ, В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ РЕМБО, ССУКА, ПОЛУЧИЛОСЬ!
Я: Еще и вплел ОКТАВ.. октав мирбо..
Я: Черт, все-таки хорошая книга всегда источник хорошего вдохновения, почему я сразу не написал, когда ее читал? Уф, 3 часа уху*якал. 30 минут подбор материала, час писал, полтора часа правил.
####: И чет там в последнем четверостишье у тебя не гладко.
Я: В последнем гладко, не гладко в предпоследнем, и еще в одном месте. Думаю пока о вариантах.
Я: Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасой мученика мгла покроет поле,
И колокол звенящий обнажил, язык металла песней пыточной юдоли
Я: Песней пыточной юдоли.. сбой ритма. Надо рихтовать.
Я: В усладе ласк искусницы потом, ладони чьи вплывают под парчу мне
Ни на миг не покинуть сад, цветущий гнильём, и лачуга греха дна не чует!
Я: Ни на миг не покинуть.. сбой ритма.
Я: Там еще и размер нарушен во втором случае, пара слогов лишних.
Я: Но атмосферу передал сказочно, будто продолжение книги. Кое-какие еще недочеты есть и недоделки. Да, хороший стих с дристка не напишешь. А у тебя "сад" опубликован?


(на следующий день)


Я: Переписал "сад", там еще ожидаются правки, но и сделанных немало, можешь посмотреть. А особливо же надо последние 2 строки допилить, Ф***** права - там все не так (это потому что я пытался павлина во что бы то ни стало сунуть). Прочитал я собственную работу на свежую голову - ну реально стих маньяка - злом заскорузл аж!
Я:
#1
Грязных улиц узлы извивались как дым, подобный длинной пуповине
Гроздь грязных улиц, прокуренных в дым, длиной поспорить должный с пуповиной
Гроздь грязных улиц гоню с головы, как моль одряхлев в нафталине
По улицам мрачным, шатаясь, я плыл никакой не заботясь причиной
Холодным дождём как ребенок заныл, позабыв, что являюсь мужчиной
Сад мучений открыт пылу черных чернил
Проклиная судьбу зачумленных чернил, пролившихся неуловимо
Мимо-неуловимой-поправимо
#2
Грязных улиц узор вплетен в опийный дым, подобный длиной пуповине
Я: Главное павлина сохранить, кровь из носа – вые*нуться, но сохранить.
Я:
#1
Платок прижав не поднял я ресниц, и рвота слов моих на платье протекла,
Посредь голодных, каркающих лиц, резвилась ты - мила и весела.
#2
Платок прижав не поднял я ресниц, и рвота слов на платье протекла,
"Корми голодных, каркающих птиц!", - резвилась ты - мила и весела
#3
Платок прижав, не поднял я ресниц, и рвота слов моих на платье задрожала,
"Корми голодных каркающих птиц!", - резвилась ты запущенным кинжалом.
Я: Конец интересный. Клара мечется между пыточными как метательный нож. Вот только боюсь формулировка оставляет желать лучшего.
####: Да и кстати, Клара не птиц кормила.. А людей в клетках.. Там был один поэт.. Ее любовник.. Она его навещала.
Я: Знаю! Неважно, поэт не следует первоисточнику, его мысль простирается дальше. И клетка с поэтом не в саду, а в подземелье, так что протест отклонен!
####: Как можно так писать? Корми и резвилась.. Кормила и резвилась я понимаю..
Я: Про поэта гнилого мяса я делал вырезку в дневник.
####: Не следуешь логике..
Я: Прямая речь, ты что не видишь? Все логично. Она герою в повелительном наклонении говорит.
Я: Ладно, подумаю сам, все равно один поэт другому никогда помочь не сможет


(вечером)


Я:
#1
Пионы власти всосаной крови, земля забулькала, и в смрад заволокла,
Флаг красных мяс, ободранных с кости, несущихся до адова котла. (сам баналю!)
#2
Пионы власти всосаной крови, земля забулькала, и в смрад заволокла нас,
Флаг красных мяс, ободранных с кости - к нему лишь равнодушье прикасалось.
#1
Одурманенный лаской искусниц потом, чьи ладони плывут под парчу мне,
Ни на миг не покинуть сад, цветущий гнильем, и лачуга греха дна не чует!
в забвенье пасть, цветущее гнильём
по плечу им
и в лачуге любовь не ночует
#2
В усладе ласк искусницы потом, ладони чьи вплывают под парчу мне,
Попав во влажный мерзостный проём - лачуга похоти, любви и не ищу я..
#1
Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасой мученика мгла покроет поле,
И колокол звенящий обнажил, язык металла песней пыточной юдоли (произволе-глаголит)
Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасы мучимых ужасней чем апачи
Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасы мучимых, которые незрячи -
И колокол опять ожил, язык металла вывесив собачий.
#2
Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасы мучимых, которые незрячи -
Звенящий колокол опять оповестил, язык металла его патокой намащен.
Я: Разве второй не намного лу?
####: Намащен.. Звучит не очень
Я: А я целый час драл ж*опу, чтобы найти именно это слово!
Я: У меня сейчас такой период, что я как возьмусь редактировать - разрушаю все напрочь, может даже хуже делаю.. Но по смыслу лу мне кажется.
####: Тогда отложи.. Пусть остынет.


Люди говорят - писать легко, писать просто.. сел и зачирикал. Как быть, когда стих притягивает снова и снова своими недочётами, которые переправляются многократно? Привет. Переписал "Сад Мучений", но попал в затык, хочу посоветоваться и спросить - как бы написал ты??? ВСЕГО ОДНУ СТРОКУ (двумя опоясывающими !! я выделил не подлежащее изменению и вариант, который считаю лучшим в собственном переборе):


!!Клубились маревом магнолии агоний, кромсали\ласкали шёлк шипы мятежных роз!!
(дальше не продолжаю, чтобы у тебя сохранился свежий взгляд)


Итак, перед нами набившая оскомину задача найти интересную рифму на миллиард раз встававшее под рифму слово "роз" (и вот я решил - сдохну, но зарифмую!). Чтобы вдохнуть в строки жизнь, необходимо кровь из носа отыскать небанальную рифму, подходящую по контексту и правильно построить мысль о том, что казненный с упрёком глядит на нас в последние свои мгновения. Перебор по памяти и словарю буквосочетаний "рос лос ёз моз оз лоз кос" даёт нам рифмы:


Банальные:


ос, слёз, звёзд, грёз, мороз, прост, проз, пёс, паровоз, при-рост, коз, пере-кос, воз, бос, засос, мимоз, угроз, волос, пост, по-мост, полос, покос, розг, христос, угроз, раскос, торос, наркоз, дорос, некроз, про-принёс, холост, зарос, купорос, вёз, морс, поз, ось, колёс, об-рос, грозн, горсть


Обычные:


целлюлоз, овёс, папирос, многоголос, колосс, мопс, кокос, всерьёз, абрикос, цирроз, митоз, метаморфоз, анабиоз, апофеоз, компост, гост, алконост, вёсн, погост


Интересные:


микрокосм, наискось, курьёз, одиозн, корост, безкостн, холокост, киоск, лаос, сёстр, остр (коли остр), морз (азбукою морз), гроздь


И ничего не подходит! Ничего! Контекст не позволяет, или не позволяет куцый мозг, не могущий найти нужную для мысли форму. Подохну в борозде!


!!Клубились маревом магнолии агоний, кромсали\ласкали шёлк шипы мятежных роз!!
Но взгляд живой, окованный покоем, казнённый оброняет\устремляет наискось.
Но взгляд живой, окованный покоем, казнённый исторгал многоголос.
Живым глазам представилось\почудилось, что кроме, казнённых цвет кровавый не курьёзн.
Но взгляд живой, мятущийся - огромен, собою заполняя микрокосм.
Вздымал на дыбе взгляды исподлобья и пытка принималась не всерьёз.
Вздымал на дыбе взгляды исподлобья и проницал мучителей насквозь.
Как лепестки, зажатые в ладони, минуты облетали на помост.
Но взгляд живой потянется, иконен - к мадонне не покинувшей свой холст.
Но взгляд живой прикован на иконе, мадонне дар замученный принёс.
!!Но взгляд казнённых попрекает - неуёмен, молчанием очей многоголос!!


#1
Как наслаждение мучением увечных я нахожу чудовищно смешным?
Китайский сад зацвел недолговечный, пыльцою плоти, пришлый - подыши!


Октавы мук, звучащие сопрано, веселых виселиц обугленный плевок.
Оживший колокол окатит панораму гниющим мясом, вырванным как клок.


Клубились маревом магнолии агоний, шелка скользили по бутонам роз -
О, запах плоти слаще благовоний, струится по аллеям их наркоз.


Шелка и вазы, лаковые вещи, посредь безудержных забав для палачей,
И крики пыточных разносятся зловеще посредь цветов и праздных богачей.


Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасой мученика мгла покроет поле,
И колокол звенящий обнажил, язык металла пыточной юдоли.


Взращенный сад на сукровице мук, глухой к призыву милости прощенья -
Здесь смех похож на жирных гадких мух, роящихся на трупах извращенья!


Пионы власти всосаной крови, земля забулькала, и в смрад заволокла нас,
Флаг красных мяс, ободранных с кости - к нему лишь равнодушье прикасалось.


Платок прижав не поднял я ресниц, и рвота слов моих на платье протекла,
Посредь голодных, каркающих лиц, резвилась ты - мила и весела.


Послушай, Клара, умоляю - уведи, и дай забыться в опийном дурмане,
Исторгнув отвращенье из груди, охваченный безумьем, лёг я камнем.


В усладе ласк искусницы потом, чьи ладони плывут под парчу мне
Не покинуть на миг сад, цветущий гнильем, и лачуга греха дна не чует!


Грязных улиц узор вплетен в опийный дым, подобный длиной пуповине -
Холодным дождём пойду проливным, по перьям стекая павлиньим.


#2
Как наслаждение мучением увечных я нахожу чудовищно смешным?
Китайский сад зацвел недолговечный, пыльцою плоти, пришлый - подыши!


Октавы мук, звучащие сопрано, веселых виселиц обугленный плевок.
Оживший колокол окатит панораму знобящим гулом, выдранным как клок.


Клубились маревом магнолии агоний, шелка скользили по бутонам роз -
О, запах плоти слаще благовоний, струится по аллеям их наркоз.


Шелка и вазы, лаковые вещи, посредь безудержных забав для палачей,
И крики пыточных разносятся зловеще вокруг цветов и праздных богачей.


Гирлянды гноя, льющиеся с жил, гримасы мучимых, которые незрячи -
Звенящий колокол опять оповестил, язык металла его патокой намащен.


Взращенный сад - диковинный паук, глухой к призыву милости прощенья -
Здесь смех похож на жирных гадких мух, роящихся на трупах извращенья!


Пионы власти, пьяных на крови, земля забулькала, и в смрад заволокла нас,
Флаг красных мяс, ободранных с кости - к нему лишь равнодушье прикасалось.


Платок прижав не поднял я ресниц, и рвота слов моих на платье задрожала,
"Корми голодных, каркающих птиц!", - резвилась ты, метаясь к ним кинжалом.


Послушай, Клара, умоляю - уведи, и дай забыться в опийном дурмане,
Исторгнув отвращенье из груди, охваченный безумьем, лёг я камнем.


В усладе ласк искусницы потом, ладони чьи вплывают под парчу мне,
Попав во влажный мерзостный проём - лачуга похоти, любви и не ищу я..


Грязных улиц узлы извивались как дым, подобный длиной пуповине -
Пусть холодным дождём я пойду проливным, по перьям стекая павлиньим.


#3
Как наслаждение мучением увечных я нахожу чудовищно смешным?
Китайский сад зацвёл недолговечный, пыльцою плоти, пришлый - подыши!


Октавы мук, звучащие сопрано, весёлых виселиц обугленный плевок.
Оживший колокол окатит панораму знобящим гулом, выдранным как клок.


Клубились маревом магнолии агоний, ласкали шёлк шипы мятежных роз,
И взгляд живой, уподоблён иконе, казнь принимал почти что не всерьёз.


Хрусталь и вазы, лаковые вещи среди забав для праздничных повес,
Из пыточных опять разносится зловеще: "цветущий сад - не лучшее из мест."


Гирлянды гноя льются с рваных жил, гримасой мучимые корчатся незряче..
Звенящий колокол о чём оповестил? - окончена их пытка в настоящем!


Сад мертвецов невыносим на дух, он глух призывам к милости, к прощенью,
И смех, жирнее вездесущий мух, роится над покинутой мощею.


Пионам власти пьяными цвести: земля забулькала, и в смрад заволокла нас,
Шмат красных мяс, ободранных с кости.. к нему лишь равнодушье прикасалось.


Платок прижав, не поднял я ресниц, но рвота слов моих на платье побежала,
"Корми же хищных и невзрачных птиц, их пища - узники, которых навещала!"


Послушай, Клара, умоляю, уведи, и дай забыться в опийном дурмане,
Исторгнув отвращенье из груди, охваченный безумьем, лёг я камнем.


В усладе ласк искусницы потом, ладони чьи вплывают под парчу мне,
Попав во влажный, мерзостный проём - лачуга похоти, любви и не ищу я..


Грязных улиц узор - наркотический дым.. из ламп, начадивших в курильне,
Пусть холодным дождём я пойду проливным, по перьям стекая павлиньим.



Другие статьи в литературном дневнике: