Наталья Захарцева

Ирина Черняховская: литературный дневник

Старик, живущий сразу под холмом, считался магом низшего разряда. Возможно, деда сглазила наяда. Скорее, правда, что-то в нём самом сложилось чародейству вопреки, поскольку бытие определяло, зато не отменяло танец яла на безмятежной плоскости реки, зелёный шум, осиновый настил, дубовый веник. По закону дышл в углу возился постоянный Мышел. Из круга вечный Шишел выходил, а водяной топил за красоту кувшинки. Красота спасает, кстати. На финише, в конечном результате. Понятно пню, доходчиво кусту.


Рискну отметить — чаще чудеса случались смехотворного пошиба. Плыла неисполнительная рыба, катилась нехрустальная слеза, что капала то в кофе, то в «Агдам», то на письмо царя Сарданапала. Ножи тупились. Серость наступала по грозным климатическим фронтам. Но магия, туды её в мифрил, — помощник даже в каверзных вопросах. Волшебник взял достал из шкафа посох. Из серости Собаку сотворил. Сонливую, как память сундука. Лохматую, как пыль из-под кровати. Ленивую, как водонагреватель. Большую, как вселенская тоска. Такого раньше не было нигде. В честь праздника сварили гномы брагу, поскольку меньше на одну Собаку расстройства в окружающей среде. Харон — в сердцах отрёкся от весла — катал детей в коляске мотоцикла. Собака улыбнулась и привыкла, за ветром побежала, весела. Кошмарно подорвав авторитет, чудовище сплясало буги-вуги. Кого пугать? Вот запахи, вот звуки, вот с пяток до ушей прекрасный дед.


Старик, сидящий прямо на холме, глядел, как с неба машет гуманоид. Всё думал: хорошо, сустав не ноет. Старинная подруга в Костроме. Колдунья. Ведьма. Статус невысок, и зелье с явным привкусом укропа. Начну сначала. Почитаю Проппа. Куплю цветы. Заштопаю носок. Воздам по лету должное возне жуков в саду приветливого пака.
Под боком на холме спала собака, подрагивая лапами во сне. И сказочник устраивал привал, и пастырь клал под голову солому. И человечность как-то по-другому творец того холма не толковал.


Резная Свирель



Кот Басё


Радость моя, происходит какая-то ерунда. Мы с тобой, не любившие никогда, умеющие наотмашь и от винта, каждую ночь выходим теперь летать. Поднимаемся над горами, над морем заходим на первый круг, звезды во мне сгорают, штурвал выбрасывает из рук, крылья царапают спину неба, оно выгибается надо мной, я чувствую млечным нервом, как в недрах твоих темно. Звездный дождь начинается и пламя в ладони льёт, мы же были случайными, бредущими над землёй, мы, привычные к радарам и позывным, отключили их — сердцам они не нужны. Мы нигде не отмечены — без приборов, сигналов, карт, там, внизу, диспетчеры получают второй инфаркт, нами полнится воздух, сводки и выпуски новостей, мы проходим насквозь — в облаках не бывает стен. Радость моя, происходит что-то огромное, как закат. Мы уходим из дома, ищем небесные берега, поднимаемся выше и выше — дыши, дыши.
Господь говорит, что так начинают жить.


З1 января 1933 года, в Одессе родилась Рената Григорьевна Муха. Очень трудно остановиться, выбирая её стихи, "не хотелось, а пришлось"...


"Герои моих стихов - звери, птицы, насекомые, дожди и лужи, шкафы и кровати, но детским поэтом я себя не считаю. Мне легче считать себя переводчиком с птичьего, кошачьего, крокодильего, туфельного, с языка дождей и калош, фруктов и овощей. А на вопрос, кому я адресую свои стихи, отвечаю: - Пишу до востребования".


Жил в квартире Таракан,
В щели у порога.
Никого он не кусал,
Никого не трогал,
Не царапал никого,
Не щипал, Не жалил,
И домашние его
Очень уважали.
Так бы прожил Таракан
Жизнь со всеми в мире.
Только люди завелись
У него в квартире.


*


Я с ними делила и радость и горе.
Зачем же такое писать на заборе?
А если для них я действительно злая,
Я больше не буду. Пусть сами — и лают.


*


Вчера Крокодил улыбнулся так злобно,
Что мне до сих пор за него неудобно.


*


А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?


*


Мы с мамой в Африке живём,
А в джунглях жизнь — не шутка:
Там страшно ночью,
Страшно днём,
А в промежутках Ж у т к о.


*


Наверное, я Молоко обижала.
С чего бы оно из кастрюли сбежало?


*


«Едят ли Дятлы Червяков?» –
Спросил Червяк. И был таков.


*


Жил человек полнеющий,
А так вообще вполне ещё.


*


Всю ночь, с темноты до рассвета,
На ветке сидела Сова.
И песню сложила про это.
А утром забыла слова.


*


Говорит Яйцо Яйцу:
«Не судите по лицу!»


*


Когда вам гадит Троглодит,
Ведь что-то им руководит?


*


«Ну дела, – подумал Лось, –
Не хотелось.
А пришлось».


*


Преувеличивать всё – глупо, –
Сказала Микроскопу Лупа.


*


Нам приходится порою
Есть на Первое Второе.


*


Как жаль, что в дубраве замолк Соловей
И трели его не слышны средь ветвей. –
Ну, это как раз – небольшая потеря, –
Заметила с ветки Глухая Тетеря.


*


Простое Предложение
Лежало без движения,
И ждали продолжения
Внизу пустые строчки. –
Какое продолжение? –
Сказало Предложение. –
Вы что, не понимаете,
Что я дошло до точки?


*


Дождик тянется за Тучкой
И канючит на ходу:
«Мама, скучно,
Мама, скучно,
Мама, можно
Я пойду?»


*


Жизнь в пруду скучна у Жабы.
Запустить туда Ужа бы...


*


Не трудно убеждать ослов –
Нам просто не хватает слов.


*


«По-моему, уже не та я», –
Сосулька прошептала, тая.


*


Сказала летом Роща Чаще:
«Ты одеваешься кричаще».
«И пусть, – сказала Чаща Роще. –
Придёт зима – оденусь проще».


*


Сегодня до вечера Солнце светило.
На большее, видно, его не хватило.


*


В семье Осьминогов ужасная драма:
За завтраком ссорятся Папа и Мама,
А бедные Детки стоят на пороге
И просят родителей взять себя в ноги.


*


Мама – Зебра, папа – Лось.
Как им это удалось?


*


За окошком ночь настала,
Где-то вспыхнули зарницы,
Книжка за день так устала,
Что слипаются страницы.
Засыпают понемножку
Предложенья и слова,
И на твёрдую обложку
Опускается глава.
Восклицательные знаки
Что-то шепчут в тишине,
И кавычки по привычке
Раскрываются во сне.
А в углу, в конце страницы,
Перенос повесил нос —
Он разлуку с третьим слогом
Очень плохо перенёс.
Недосказаны рассказы,
Недоеден пир горой.
Не дойдя до этой фразы,
На ходу заснул герой.
Перестало даже пламя
Полыхать в полночном мраке,
Где дракон с одной драконшей
Состоит в законной драке.
Никого теперь не встретишь
На страницах спящей книги,
Только медленно плетутся
Полусонные интриги.
Дремлет юная невеста
По дороге под венец,
И заснули
середина,
И
начало
и
КОНЕЦ.(с)



Другие статьи в литературном дневнике: