Средневековая культура и дорога на небеса

Лина Леклер: литературный дневник

Если бы меня попросили охарактеризовать средневекового человека, я бы сказала, что это странник. Вся его недолгая жизнь (редко кто переживал 35-летний рубеж) была дорогой в Вечность. Короли и рыцари, епископы и монахи, торговцы и крестьяне, даже разбойники, промышляющие на торговых путях и пираты на море, были объединены общей и всем понятной целью – достижением райских врат, которые распахнет перед ними святой Петр. И если и в самом деле представить жизнь средневекового человечества как широкую длинную дорогу – что-то вроде пути в Иерусалим – то можно с волнением в сердце увидеть, как медленно текут по ней огромные толпы людей разных званий и состояния, в бархате, мехах, доспехах и рубищах, и исчезают под сияющей вдалеке аркой Вечности. Зрелище в духе средневековых мистерий, которые сейчас, возможно, бы показались бы нас простенькими, но они отражали это неизбывное стремление к Спасению и Свету. Внешняя грубость, грязь и вонь городов, полчища крыс, разносящих заразу, бесконечные войны, когда мечу предавались целые области, голод и нищета только усиливали это влечение к иному миру, где власть меча и суд сеньора сменятся любовью и справедливостью Господа.


Смерть окружала средневекового человека со всех сторон, подстерегала, как хищник, караулила в виде болезней, которые сейчас излечивают за несколько дней и страх перед ней мог обернуться либо безумием, либо религиозным экстазом. Знаменитая пандемия Черной Смерти, выкосившая в XIV веке семьдесят процентов населения Европы, наконец закончившись, вызвала волну бесшабашных карнавалов, главным персонажем которых стала Чума. Пережитый страх требовал выхода. Враг, похитивший родных и соседей, сжигавший в кострах на городских улицах сотни трупов, должен был быть назван по имени и изгнан из сердца. Выжившую молодежь охватила «плясовая эпидемия»: люди танцевали сутками пока не падали замертво. Смерть, придя в ином обличье, снова собирала свою жатву.


Конечно, возвращение в величественные соборы, к святым и алтарям, было неизбежно. Готика – это застывший в камне полет в небо. Башни готических соборов, украшенные ажурной резьбой и окнами-розетками, навсегда парят в небесах, напоминая о тех, кто покинул этот мир с молитвой и надеждой на бессмертие. Древние могилы в церквях и часовнях – свидетельство Вечности. Это не место скорби по земной жизни, а послание адресованное живым. Потемневший от времени камень, выбитый на церковной стене крест и слова латинской молитвы доносят до нас из мира, так часто напоминающего творения Босха и Гойи, нам, сытым, пользующимся всеми благами цивилизации и уверенным в себе, весточку о том, что этой жизнью все не кончается. Хотя уверены ли мы в себе? И уверены ли мы в чем-либо вообще? Возможно, мы сами не понимаем, как нуждаемся в собственной дороге на Небеса, дороге, которая, конечно, будет отличаться от той, что скрылась в тумане времени, но также ведущей в Вечность, к бессмертию, побеждающему любое отчаяние и любой страх.



Другие статьи в литературном дневнике: