Космополит Вассерман. Публикация.

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

http://www.russia.ru/video/diskurs_6347/


Программы › Эксперт › 19.10.2009 › 01:00 › 3902 просмотров


Тэги: Вассерман / Эксперт /


Вся правда о космополитах
Анатолий Вассерман, политический консультант:
Оценить нынешнее отношение к космополитизму можно только после долгого исторического экскурса, начиная с происхождения самого этого слова. Космос – по-гречески это не просто вселенная, а вселенная упорядоченная. Полис – это не просто государство, а именно город самостоятельный. В период появления этого термина Греции, как государства, не было вообще. Она представляла собою совокупность таких вот полисов. И, понятно, при всех местных обычаях и писаных законах, было в этих полисах достаточно много общего, чтобы человек, переезжающий из одного в другой, мог чувствовать себя почти как дома.
Быть космополитом в греческие времена было гораздо легче, чем сейчас, поскольку человек переезжал в пределах одной культуры, в пределах одной традиции и, соответственно, на новом месте осваивался также легко, как на прежнем. Но по мере укрупнения европейских государств, различия между государствами нарастали, потому что, грубо говоря, происходило усреднение обычаев в пределах каждого из этих государств. И различия, которые раньше на границе соседних племен были почти не ощутимы, теперь после усреднения становились очень заметными. Вот.
Соответственно, сейчас быть космополитом намного сложнее. И когда в ходе Великой французской революции был вновь поднят лозунг космополитизма, различий накопилось уже достаточно, чтобы реально воплотить этот лозунг могли тогда очень немногие личности. А сейчас, с одной стороны, в пределах каждого государства усреднение нравов и обычаев намного сильнее, чем было еще во времена Великой французской революции. Потому что тогда не было таких средств массовой информации и такой массовой культуры, как сейчас и, соответственно, степень усреднения была меньшей. Но с другой стороны, та же массовая культура становится трансграничной, т.е. если вы посмотрите, например, конкурс Евровидение, то увидите, что там гораздо чаще побеждают песни на английском языке, чем песни на родных языках исполнителей просто потому, что английский сейчас худо-бедно понимают очень многие. И соответственно человек, поющий по-английски, имеет шансы заинтересовать более массовую аудиторию. А такие вещи, как скажем, гамбургер или пицца и подавно можно найти сейчас во всем мире с практически одинаковым вкусом.
Вот такие вот проявления массовой, т.е. охватывающей всех, культуры действительно становятся все более и более сходны по всему миру. И до тех пор, пока вас устраивает именно массовая культура, вы можете вообще не замечать культурных различий при переездах. Рост культурного и бытового единства в последние полвека изрядно способствует развитию космополитической психологии, поскольку человек на бытовом, так сказать, уровне все меньше сталкивается с нехваткой каких-то привычных ему вещей. Другое дело, что культура в целом не сводится к таким массовым проявления, но тут на выручку приходит туризм. Посетить, допустим, Новгородский Кремль можно с равным успехом стартуя, что их Москвы, что из Варшавы, а если есть деньги, так и вообще из Лос-Анджелеса.
Предпосылок для проявления космополитизма становится все больше и увлекает эта идея все больше народу. Я подробно останавливаюсь на такой массовой и бытовой культуре просто потому, что каждый из нас с нею сталкивается чаще. Но с другой стороны, если человек способен привнести в культуру что-то новое, у него есть хорошие шансы обогатить проявлениями своей родной культуры, культуру того места, куда он приедет. Как скажем, Владимир Набоков в свое время изрядно обогатил культуру англоязычного романа многими нюансами, освоенными им при написании романов русскоязычных. Как Иосиф Бродский стал поэтом-лауреатом Соединенных государств Америки, т.е. было на официальном уровне признано, что он изрядно обогатил политическую культуру.
Вообще, мне уже не раз доводилось говорить о том, что глобализация открывает очень многочисленные возможности для освоения культурного разнообразия. На том же бытовом уровне нам сейчас доступны не только американские гамбургеры, но и японские суси. В этом плане космополитичность не обязательно означает обеднение культуры. Просто, как правило, человеку действительно творческому все-таки легче развиваться в той культуре, в которой он вырос и легче развивать именно эту культуру. Поэтому космополитизм творческого человека, это всегда еще и серьезный риск, потому что никто не может быть уверен, что в новую для себя культуру он впишется так же легко, как в свою родную, соответственно, сможет ее серьезно обогащать. Грубо говоря, на одного Бродского пришлись многие десятки талантливых поэтов, которые на новой Родине не сотворили вообще ничего.
Но сейчас на эти чисто культурные факторы наслоился еще очень мощный фактор экономический, связанный, грубо говоря, с тем, что каждый из нас и производитель, и потребитель. И если потреблять мы можем, в принципе, то, что произведено повсюду, то производителями мы являемся чаще всего все-таки по непосредственному месту жительства. Те виды деятельности, которые проводятся дистанционно, пока еще слишком немногочисленны. Поэтому каждому из нас надо иметь в виду еще и свою роль производителя, а не только потребителя.
Вот я, например, еще в 1994 году получил право перебраться в Соединенные государства Америки, причем перебраться в самом льготном статусе политического беженца, вот. Причем работа у меня в ту пору была вполне международная, я тогда еще был программистом. Но, поскольку я тогда же уже осваивал и журналистскую работу, то я решил, что в качестве журналиста, я не смогу вписаться в тамошнюю реальность. И поэтому, если я хочу не просто развиваться в пределах одной узкой специальности, а охватить как можно лучше специальность пошире, то мне лучше остаться дома. Что я и сделал. Правда, я вскоре после этого переехал из Одессы в Москву, но это, как я уже говорил, в пределах одной культуры.
И, кроме того, на частные предпочтения накладывается еще одна серьезная проблема, которая сейчас с кризисом изрядно обострилась. Эта проблема конкуренции. Если в пределах одного государства наладить разделение труда по регионам еще сравнительно не сложно, то государства, как правило, достаточно велики, чтобы в пределах каждого их них существовали, если не все мыслимые виды деятельности, то, по крайней мере, очень многие. И, соответственно, на уровне государств разделение труда наладить намного сложнее. Вот Европейский Союз пытается как-то наладить разделения между своими членами и то, это плохо получается.
Соответственно, когда вы переезжаете из государства в государство, вы тем самым ослабляете одного конкурента и усиливаете другого. Тому конкуренту, которого вы своим переездом ослабляете, это не нравится. Понятно, что у вас нет прямой обязанности нравится тем, кого вы покидаете, но все-таки не худо бы принимать во внимание и интересы тех людей, с которыми вы выросли, с которыми общались, с которыми имеете общую культуру. Выбирая в рамках космополитизма место жительства, вы тем самым влияете не только на свою судьбу, но и на судьбы множества людей, в том числе и тех, которые вам по разным причинам дороги.




Другие статьи в литературном дневнике: