Гоголь Белинскому. Неотправленный ответ

Сан-Торас: литературный дневник

Подборка - Жанны Безкорсой.

Из школьного курса литературы все знают, какой уничижительной критике подверг В. Г. Белинский Гоголя за книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Но неотправленный ответ Гоголя почти не известен современному читателю. И не удивительно: это письмо впервые было опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в научной, ни в научно-популярной литературе. Мы решили восполнить этот пробел, опубликовав наиболее значимые выдержки из этого письма.


***

С чего начать мой ответ на ваше письмо? Начну его с ваших же слов: «Опомнитесь, вы стоите на краю бездны!». Как далеко вы сбились с прямого пути, в каком вывороченном виде стали перед вами вещи! В каком грубом, невежественном смысле приняли вы мою книгу! Как вы ее истолковали! О, да внесут святые силы мир в вашу страждущую, измученную душу! Зачем вам было переменять раз выбранную, мирную дорогу? Что могло быть прекраснее, как показывать читателям красоты в твореньях наших писателей, возвышать их душу и силы до пониманья всего прекрасного, наслаждаться трепетом пробужденного в них сочувствия и таким образом прекрасно действовать на их души? Дорога эта привела бы вас к примирению с жизнью, дорога эта заставила бы вас благословлять всё в природе. Что до политических событий, само собою умирилось бы общество, если бы примиренье было в духе тех, которые имеют влияние на общество. А теперь уста ваши дышат желчью и ненавистью. Зачем вам с вашей пылкою душою вдаваться в этот омут политический, в эти мутные события современности, среди которой и твердая осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжете.


***


Своекорыстных же целей я и прежде не имел, когда меня еще несколько занимали соблазны мира, а тем более теперь, когда пора подумать о смерти. Никакого не было у меня своекорыстного умысла. Ничего не хотел я ею выпрашивать. Это и не в моей натуре. Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный чемодан, чтоб легче было расставаться с миром. Вам следовало поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями, какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие?


***


Вы говорите, кстати, будто я спел похвальную песнь нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и составляем правительство. Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это? Не оттого ли эта сложность и чудовищное накопление прав, не оттого ли, что мы все кто в лес, кто по дрова? Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий во Францию…


***


Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же стали ловить его, он и рассыпался.


***


Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь.


***


Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?


***


Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два.


Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его.


***


Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь.


***


Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика, уже довольно образованного, который воспитался и в университете и который всё же, стало быть, уже многое должен чувствовать, или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Да и много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства.


***


Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы говорите: «Я знаю общество наше и дух его», — и ручаетесь в этом. Как можно ручаться за этот ежеминутно меняющийся хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души человека? Прошли ли вы опыт жизни? Живя почти без прикосновенья с людьми и светом, ведя мирную жизнь журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными статьями, как вам иметь понятие об этом громадном страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту ловушку, в которую попадают все молодые писатели, рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся за обществом, то упустим и те и другие так же точно. Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство.


***


Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах, закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая европейская цивилизация?


***


Литератор существует для другого. Он должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть. Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы удалились с легкомыслием юноши. Начните сызнова ученье. Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не может быть иначе. Вспомните, что вы учились кое-как, не кончили даже университетского курса. Вознаградите это чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда.


Печатается по изданию:
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений
в 14 томах. Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952. Том 13, «К № 200», с. 435–446.



Рецензия на «Иосифу Бродскому» (Сан-Торас)


Все пишут, даже те, кто немы,
И те, кто в стороне от дум.


***
А вы блесните как светило!
Но не смотритесь лишь в Луну,
Она вернёт всё, что остыло
Тогда и я с тоской зевну.
Не глупо-ль? - "Голубая кровь
Поэту не даёт покоя!"
Портрет Пруткова Кузи вспоминаю вновь
Сермяжно-воспарённого покроя.


Со знакомством )


Нюансы "дум" не лягут ровно в строчку,
Им в жертву лаконичность отдаём.
И только на трудах поставим точку,
Как все они покроются быльём.
Пусть не дано нам мыслию по древу
Растечься, глубину изобразив,
За красное словцо как дева плеву,
Однажды "дарим миру"
Первый стих.


Фемина Веритас 09.09.2014 18:22 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Привет, Фемина Веритас!
Рад такой славной гостье:))


Ответ обывателю за И.Б. :)


*
Сидит довольный обыватель
На креслах чресла, разложив:
"А ну, давай блесни, писатель!
- Я полистаю оценив!


- Ты не оценишь разговора,
Мир ограничен и весьма
Твоей копейкой кругозора,
Наперстком твоего ума.


Чтоб встретить чей-то светлый гений,
И быть способным понимать -
Без ложных надо самомнений
Своим талантом обладать!



Сан-Торас 09.09.2014 20:17 Заявить о нарушении правил / Удалить
"Не глупо-ль? - "Голубая кровь
Поэту не даёт покоя!" (с)


*
Ведь это зависти уродство
И комплексов предубеждение -
Вас уязвляет благородство
Не вашего происхождения!


*
Известен всем Прудков Козьма
Но я отмечу с сожаленьем
Плоды не Вашего ума
Вы привели в произведенье.


*
Когда б читали Вы Толстого,
То удивились бы - весьма!
Назвал он своего Пруткова
Не Ку, а Ко – читай Козьма.


Сан-Торас 09.09.2014 21:05 Заявить о нарушении правил / Удалить

"Привет, Фемина Веритас!
Рад такой славной гостье:))"
По достоинству оценила вашу издёвку. И совсем не задели вы меня (полагаю, не очень-то и стремились:))
Поясню. Моим бредням "редкая птица" отвечает, "долетев до середины" рецки, по причине как раз "славности" здеся. Но именно как Фемина, имею малую историю, и не стремлюсь. Но Сан-Торес мне интересен некоторой выделенностью и некоторой похожестью моему мировоззрению, судя по переписке и дневнику.
"- Ты не оценишь разговора,
Мир ограничен и весьма
Твоей копейкой кругозора,
Наперстком твоего ума.


Чтоб встретить чей-то светлый гений,
И быть способным понимать -
Без ложных надо самомнений
Своим талантом обладать!"


Чтобы расслышать Баха фуги,
Нам только ушики нужны.


А вот чтобы доказать теорему Ферма, даже таланта маловато (современному человеку).
Человеку даже гениальному не доступен весь спектр знаний и пониманий. Человек ограничен, поскольку он имеет индивидуальность, а не всеобъемлемость. ЛЮБОЙ!
Стоит ли кичиться, что твой напёрсток чуть более объёмен, чем среднестатистический? Да ещё и в ограниченной области ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ знаний и СОВРЕМЕННОГО уровня развития, история которых распространяется лишь на ничтожных 5000 лет исторического самосознания.
А кругозор, так вообще понятие весьма относительное. "Кому-то нравится попадья, а кому-то куриная ножка".
Это же не даёт основания ставить себя выше остальных? А кто сильно заносится, тот весьма в себе ошибается с точностью до наоборот. Вам же не ведомы детали СТО или ОТО на уровне понимания? Или специальная теория полевых структур. И даже если бы и так. Человеческое величие измеряется иными категориями.


С увом. )


Фемина Веритас 09.09.2014 21:41 Заявить о нарушении правил / Удалить
Да вы сноб, Сан-Торас! ))))


"Ку" - специально для вас, для смеха.


Вы меня всё больше разочаровываете. Где же ваша проницательность? Где взгляд "в корень"?


Фемина Веритас 09.09.2014 21:45 Заявить о нарушении правил / Удалить
Плоды не Вашего ума
Вы привели в произведенье.


_
"Если я и видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах титанов"
Мне такая скромность импонирует.


Фемина Веритас 09.09.2014 21:48 Заявить о нарушении правил / Удалить
Ведь это зависти уродство
И комплексов предубеждение -
Вас уязвляет благородство
Не вашего происхождения!


_
Полагаю именно ТО благородство, каковое вы упомянули, подразумевает известную скромность и самовыслеживание собственных пороков, а не гипотетических комплексов собеседника. )


Фемина Веритас 09.09.2014 21:52 Заявить о нарушении правил / Удалить
Вы правы, не стремился задеть - этот ответ - обычная схема - "Поэт и Чернь",
в данном случае обыватель.


Но все же не надо перекладывать с больной головы на здоровую - никто ничем не кичится.
Но если у кого-то вспыхивают комплексы, чешется зависть, свербит желание петушиться, то нелишне предположить, что Вам ответят, по существу задетой темы - это естественно.
Но заметил, что именно драчливые и хамовитые люди ( к Вам это не относится)
с своей персоне особенно трепетны.
Пишите, пж, что Вам угодно - портал и предназначен для самовыражения:)
Рад знакомству.
Санто.


Сан-Торас 09.09.2014 21:54


Нет у меня к вам зависти. При том, что большинство стихов нравится стилем.


Только хочется собеседников интересных. А это уже роскошь сегодня.
А лучший собеседник тот, кто умеет признать нечто ему не вполне очевидное или тщательно от себя скрываемое. Это вызывает уважение.


Фемина Веритас 09.09.2014 22:17 Заявить о нарушении правил / Удалить
Судя по Вашим репликам Вы считает себя психологопророком:
В таком случае объясните мне, почему в моем посвящении поэту
Иосифу Бродскому, Вы выделили двустишие:
_____(с)
Все пишут, даже те, кто немы,
И те, кто в стороне от дум.


И ответили на него, заносчивым уязвленным эксом:
_____(с)


А вы блесните как светило!
Тогда и я с тоской зевну.


_____(с)


Не глупо-ль? - "Голубая кровь
Поэту не даёт покоя!


Вас задели строки о том, что пишут все подряд?
И те, кто в стороне от дум?


Вы равны своим дарование Бродскому? Вам дали Нобеля?
Вы владеете иност. языками, читаете лекции в лучших университетах мира, написали выдающиеся произведения и Вас недооценили?
Что Вас так взбудоражило?
Вы взялись толковать прописные, пионерские истины с позиции ущемленной ущербности.
Если бы Вы знали поэзу Бродского, Вы бы понимали о чем речь, но к сожалению,
Вы далеки от темы.


Сан-Торас 09.09.2014 22:52


1. Во первых, полная цитата, без купюр, такова:
А вы блесните как светило!
Но не смотритесь лишь в Луну,
Она вернёт всё, что остыло
Тогда и я с тоской зевну.


Тогда всё становится на места. Заносчивость - всегда смешна, поэтому по смыслу так: Объёкт - светило, но отражаясь в зеркалах, утрачивает важное качество - теплоту, (а вы способны, как мне видится, не только на язвительность в дневниках и мелочных разборках). Но если человек себя исчерпывает, склоняясь лишь к красивым формам, то все будут зевать, как над моими стишатами (написанными намеренно банально, подражая основной, кстати толпе).


Вот мой призыв и направлен на то - согрейте своим словом живущих.


2. Заметьте, человек, исчерпавший себя (или изначально неглубокий, тогда рано начинает с примазывания к выдающимся или просто тусит в "богемных" кругах, чтобы стать замеченным как можно более часто) быстро переключается на посвящения тем, кто не ответит уже никогда, поскольку физически умер. Иначе говоря, пытается потереться о бок авторитета, пытаясь оторвать удачу (стать помазанником).


Я понимаю при этом, что среди современников вы не видите достойного восхищения и уважения человека, кому вам есть что сказать. И быть услышанным. Ну не до нас смертных им. :)


3. Вы всерьёз утверждаете, что поэты - высшая каста. Это уже психология рабов - придумать себе "особые среди прочих" места на галёрке (да хоть в партере!); особые человеческие качества и "тонкость восприятия". Я именно здесь убедилась, что это далеко не так, и вы, своим ответом мне это лишний раз доказали. Странно было бы если яблоня приписала себе свою урожайность, а не мастерству обрезающего её садовника и почву произрастания (и многие другие, иногда приордные, факторы).


4. Все пишут, даже те, кто немы,
И те, кто в стороне от дум.


О чём же ваши ДУМЫ?
Сегодня чтобы попасть в струю достаточно паразитировать на патриотических темах, их же принято называть резонансными. Это чистейший конформизм.
А вы вслух позволяете себе уважать Бродского. Это то же низкопоклонство, только к нонконформисту, что не меняет сути низкопоклонства. Вам это не претит?


При этом противопоставляете себя остальным, вслух же отмежёвываясь от "черни".


Где здесь ваша снисходительность к чужим грешкам? Вы судья "черни", язвам общества? Вы лишены всего низменного? Откуда такая заносчивость?


Как вы сможете видеть дальше, если ещё не взобрались на плечи титанов?


5. Все пишут, даже те, кто немы,
И те, кто в стороне от дум.


Вы сразу начали писать гладко?
Подозреваю, что некоторым из косноязычных, осмелившихся попробовать себя на поприще поэзии, как раз есть что сказать, но не хватает мастерства и усидчивости. Но есть понимание, что их слова не будут услышаны в бормочащей толпе, которые расшаркали эту трибуну - поэзию до размеров массовости. Вам с ними тесно? Тогда физически отмежуйтесь на личный сайт, а из этого уйдите совсем. Заодно посмотрите многие ли за вами последуют. Или издайте свои труды отдельным томом, заодно выясните истинную заинтересованность читателя - готовность платить за столь редкий товар.


6. Вы забыли упомянуть строчку:
Портрет Пруткова Кузи вспоминаю вновь
Сермяжно-воспарённого покроя.


Это намёк на образ (опять же всем читавшим старые издания). Я его хорошо помню. А вы не углядели намёка на ту же заносчивость в словах. Мудрый человек всё поняв, скорее обратит всё в шутку, сделав выводы. А вы обиделись.
Ах, да! Ваше фото так красиво выглядит! Ничего общего с Кузей. Чехов - идеалист! Ну не балабол же! Вы так же прекрасны изнутри, как снаружи?
Попробуйте почитать Екклесиаста. http://psylib.org.ua/books/bible01/old/21/01.htm
7. Для читателя непредвзятого образ-рифма "дева-плеву" намекнёт на некоторую степень ВОЗМОЖНОГО изначального целомудрия, которое теряется с пробой высказаться публично, да ещё и посредством поэзии, в угоду красному словцу. Уж это-то образ знаком всем русскоязычным - "ради красного словца..."


С уважением и надеждой на мудрое понимание.


Фемина Веритас 10.09.2014 14:40 Заявить о нарушении правил / Удалить
Ваши думы вам ни разу не сказали, что ВОР стала возможной из-за отрыва "голубой крови" от нужд народа его кормящего?


Фемина Веритас 10.09.2014 14:53 Заявить о нарушении правил / Удалить
Посмотрите на себя со строны.
Вдумайтесь.
Я написал посвящение Иосифу Бродскому, о нем речь.
Вы не знаете его поэзии и поэзии вообще.
Видно, что Вы «в искусстве ни бум бум» - это вытекает из ваших рассуждений.
Вам охота выступить? - молодец!
Но, Вы не мой собеседник.
Бог в помощь:)
Удачи на других фронтах.


Сан-Торас 10.09.2014 15:03 Заявить о нарушении правил / Удалить
Для человека думающего ваша капитуляция слишком скора. Я в вас ошиблась как в философе и мудреце.
Как-то у меня был подчинённый по фамилии Говорунов. Он её полностью оправдывал, но все его построения на поверку всегда оказывались шуршащей обёрткой, не более и реакции всегда предсказуемыми - защитными. Он так и не понял, что в нашем коллективе не стоит вокруг себя искать недоумков. Не прижился. Быстро почувствовал себя переоценившим свои способности сказителя.


Фемина Веритас 10.09.2014 15:20 Заявить о нарушении правил / Удалить
Не надоедайте.


До свидания.


Сан-Торас 10.09.2014 15:53


Рецензия на «Хотелось ей исполнить соло» (Сан-Торас)


Весьма прозрачно, Санто, даже без имени.
Скажу лишь, что нет ничего ужасного, imho, в том, что "В стихах ее сплошное тело".
Эротика в поэзии - тоже искусство. Если это не откровенная порнография


Наталья Эль 10.09.2014 16:55 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Милая Натали:)
Рефлекснул экспромтом в силу вот этого факта
http://www.stihi.ru/2014/09/01/6161
Здесь был смешной и остроумный ответ из моей рецензии.
Не терплю сиксотов, более того - презираю.
В отношении: "Эротика в поэзии - тоже искусство" - бесспорно.(безпорно:)
Объект вовсе не бездарен!
Но столь навязчивая телесность в поэте - претит.


Что делала в тумане дней?
- ждала и пела
Так много духа было в ней,
Так мало тела.


Это Марина - Ахматовой.


Не возражаю Вашим вкусам и свои не навязываю.
Раз уж Вы выступили адвокатом, значит Вам это дорого.
Но не беспокойтесь, мой текст и мой рисунок все равно сотрут.


Сан-Торас 10.09.2014 17:43 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Хотел бы я чудес волшебных!» (Сан-Торас)


Привет, Санёк!))И не жди: не скажу, что ты гений(психолог, ты же нонимаешь,
что у меня не все дома...) - другие скажут...,скажу одно, но честно-стихи твои по душе...,понимаешь ведь-ей видней. Да и вобче...,.чтоб ты знал, читают многие твои творения, а высказываются еденицы: не хотят показать свой приниженный уровень,
а может зависть гложет, а сами с удовольствием читают и учатся от тебя чему-то,
раз возвращаются, как я.)))...пациентка Шапоклячка! желаю тебе чудес!)))


Хфулигханга 10.09.2014 16:28 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Знаете, если бы я вдруг забыл, что сейчас полнолуние,
то, судя по последним рецензиям, я бы вспомнил об этом:)
Ибо полнолуние всегда неблагоприятно действует психику,
оно активизирует в людях негативные качества,
растормаживая их сдерживающие центры.
По статистике, в полнолуние повышается рост не мотивированных ссор, преступлений, дорожных происшествий.
Особенно взвинчены неуравновешенные люди.
Это происходит потому, что в полнолуние организм находится на спаде жизненной активности, слабеет иммунитет, появляются сбои в поведении.
_____Без всякого внешнего повода я получил одинаковые по характеру рецензии.
По ним видно - людей мучают комплексы:
уязвленности, зависти, нереализованных амбиций,
а так же претензии и желание петушиться.
Это не удивительно, поскольку полнолуние влияет на Землю, образно говоря, как расширениями и сжатиями грудной клетки при дыхании.
В сутки Земная кора поднимается и опускается на несколько сантиметров. Так под влиянием гравитации "дышит" вся Земля.
В этот период атмосфера вытягивается в сторону Луны на десятки тысяч километров, из-за этого падает барометрическое давление Земли,
изменяется скорость вращения вокруг оси, происходят океанские приливы,
волны достигают высоты 20-ти метров, вулканическая активность провоцирует землетрясения.
Представляете, что творится с людьми?
Пишу Вам это на случай, если и Вы столкнетесь с неадекватными выступлениями, задиристостью и явными глупостями - не обращайте внимания – это полнолуние влияет на некрепшие умы и жидкие души.
Основное человечество с этим явлением справляется спокойно.
Удачи Вам, славная Хфулигханга:)
Берегите себя.


Сан-Торас 10.09.2014 17:23 Заявить о нарушении правил / Удалить
УУх,сколько!...и всё для меня!..Спасибо, Санто.
Ты думаешь пора уже начать себя беречь?!)))
...улыбаюсь тебе, твоей доброте, но для чего себя беречь-не знаю:
чё смерть меня такую не примет?)))


Хфулигханга 10.09.2014 17:32 Заявить о нарушении правил / Удалить
(с) "для чего себя беречь-не знаю"
Не знаете?
Беречь себя не для "чего", а для "кого"
Для тех, кто зависим от Вас, для тех, кого Вы кормите, опекаете.
На мне живут много людей - большая семья, если я кончусь,
им будет тяжко.


Сан-Торас 10.09.2014 17:49


Рецензия на «Хотелось ей исполнить соло» (Сан-Торас)


Весьма прозрачно, Санто, даже без имени.
Скажу лишь, что нет ничего ужасного, imho, в том, что "В стихах ее сплошное тело".
Эротика в поэзии - тоже искусство. Если это не откровенная порнография


Наталья Эль 10.09.2014 16:55 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Милая Натали:)
Рефлекснул экспромтом в силу вот этого факта
http://www.stihi.ru/2014/09/01/6161
Здесь был смешной и остроумный ответ из моей рецензии.
Не терплю сиксотов, более того - презираю.
В отношении: "Эротика в поэзии - тоже искусство" - бесспорно.(безпорно:)
Объект вовсе не бездарен!
Но столь навязчивая телесность в поэте - претит.


Что делала в тумане дней?
- ждала и пела
Так много духа было в ней,
Так мало тела.


Это Марина - Ахматовой.


Не возражаю Вашим вкусам и свои не навязываю.
Раз уж Вы выступили адвокатом, значит Вам это дорого.
Но не беспокойтесь, мой текст и мой рисунок все равно сотрут.


Сан-Торас 10.09.2014 17:43 Заявить о нарушении правил / Удалить
Я люблю Марину, но не очень люблю "Великую" Плакальщицу Анну. Уж простите. Надеюсь, поставленные мной кавычки ничьи чувства не оскорбят.
Как-то слишком часто в последнее время меня стали называть чьим-то адвокатом. Лишь бы не переросло в хронику %-) А я всего лишь чё-т читаю, чё-т думаю о прочитанном, чё-т озвучиваю .
Нет там для меня ничего дорого. Что-то читала, что-то смотрела. Местами было интересно, где-то эпатажно, местаМИ - МИло. Но не ужасно.
Ps Я тоже никому своё мнение не навязываю.
А если удалят - мы их покусаем (-,,,,-)
Нет тут ничего крамольного и криминального - за что удалять?
Санто, а в слове, переводящемся как "один, единственный", прописная буква принципиально не заменима на строчную или всё-таки можно? Со строчной оно как-то нейтральнее.
А рисунок...:) ну, мало ли кто и что видит в рисунках. Каждый видит то, что хочет и может. Как в тесте Роршаха 8-)


Наталья Эль 10.09.2014 18:11 Заявить о нарушении правил / Удалить
Понял Вас:)
Могу сказать, как сам отнесся бы к такой ситуации.
Если б я зашел к автору, который мне небезразличен и увидел его новый рисунок,
его стихо, я бы сначала отметил творчество автора,
потому что считаю, что это соответствует понятию рецензия и понятию вежливость,
а потом выразил бы мнение о другом авторе, если о нем идет речь.
Но можно, канеша, и просто зайти и навтыкать, по-воспитывать.
Это зависит от отношения к человеку.
Не претендую на то, что так правильно, просто я бы так поступил.
А букву уберу или нет - не важно - все равно уберут.
У меня уже целый сборник наз. "Произведение не отображается".


Сан-Торас 10.09.2014 18:42 Заявить о нарушении правил / Удалить
Ну простите за то, что Вы именно так поняли мою "рецензию". В произведениях, в которых никак не отсвечивают другие авторы, я вижу только произведение, его достоинства/огрехи/ и -иногда- автора, написавшего его. А здесь, видимо, образ другого автора как-то неправильно меня ослепил и развёл на такую вот неправильную "рецензию".
И уж тем более у меня не было в мыслях кого-то поучать или воспитывать.
Да, мне уже намекали, что лучше молчать, чем озвучивать своё мненьимение на чужих страницах. Впредь на Вашей так и буду делать.
Удачи. Если захотите - маякните, могу убрать рецензию


Наталья Эль 10.09.2014 19:02 Заявить о нарушении правил / Удалить
Вы сказали, то что думали, я сделал тоже самое, и вот Вы в обиде.
Разве я был неучтив?
И рисунок, и тема - соответствуют жанру сатира.
здорова мы с Вами улыбнулись;
спасибо.
Стирать не надо - ценю свое время и чужое.
Да у меня и без того стирают:)


Сан-Торас 10.09.2014 19:33



Другие статьи в литературном дневнике: