Новогоднее слово 1 января 1918 года.

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

БЛАГОСЛОВИ ВЕНЕЦъ ЛЕТА БЛАГОСТИ ТВОЕЯ!


Свт. Тихонъ исповедникъ, патр. Московскій († 1925 г.).


Минувшій годъ былъ годомъ строительства Россійской Державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ Вавилонскаго строительства?


На всей земле былъ одинъ языкъ и одно наречіе. И сказали люди: построимъ себе городъ и башню высотою до небесъ, и сделаемъ себе имя, прежде нежели разсеемся по лицу всей земли. И сошелъ Господь посмотреть городъ, и башню, которую строили сыны челов;ческіе. И сказалъ Господь: Сойдемъ и см;шаемъ тамъ языкъ ихъ такъ, чтобы одинъ не понималъ р;чи другого. И разс;ялъ ихъ Господь оттуда по всей земл; (Быт. 11, 1. 4-5. 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планамъ Божественнаго домостроительства. «Сотворимъ себ; имя», — не напоминаетъ ли это желаніе нашихъ прародителей быть яко боги (Быт. 3, 5); и единый дотол; языкъ см;шался въ разныя нар;чія и единый народъ разд;лился на разныя племена, враждебныя другъ другу и истреблявшія одно другое.


Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіе его, напрасно рано встаютъ и поздно просиживаютъ (Псал. 126, 1-2). Это исполнилось въ древности на Вавилонскихъ строителяхъ. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желаютъ сотворить себ; имя, своими реформами и декретами облагод;тельствовать не только несчастный русскій народъ, но и весь міръ, и даже народы гораздо бол;е насъ культурные. И эту высоком;рную зат;ю ихъ постигаетъ та же участь, что и замыслы Вавилонянъ: вм;сто блага приносится горькое разочарованіе. Желая сд;лать насъ богатыми и ни въ чемъ не им;ющими нужды, они на самомъ д;л; превращаютъ насъ въ несчастныхъ, жалкихъ, нищихъ и нагихъ (Апок. 3, 17). Вм;сто такъ еще недавно великой, могучей, страшной врагамъ и сильной Россіи, они сд;лали изъ нея одно жалкое имя, пустое м;сто, разбивъ ее на части, пожирающія въ междоусобной войн; одна другую. Когда читаешь «Плачь Іереміи», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.


Какъ Господь повергъ на землю красу нашу, какъ разрушилъ укр;пленія, какъ отвергъ царей и князей нашихъ. Страна, н;когда многолюдная, стала одинока какъ вдова, великій между народами, князь надъ областями д;лается данникомъ. Горько плачетъ онъ, и слезы на ланитахъ его, и н;тъ у него ут;шителя. Враги его стали во глав;, непріятели благоденствуютъ, и врагъ простеръ руку на самое драгоц;нное у него. Воззри, Господи, и посмотри, какъ мы унижены, и есть ли бол;знь, какъ наша, какая постигла насъ. Весь народъ вздыхаетъ, ища хл;ба, отдаетъ драгоц;нности свои за пищу, дрова достаетъ за большія деньги и насл;діе наше переходитъ къ чужимъ. Д;ти просятъ хл;ба и никто не подаетъ имъ. ;вшіе сладкое истаеваютъ на улицахъ и воспитанные на багряниц; жмутся къ навозу (Пл. Іер. 2, 1-2; 1, 1-2. 5. 10-12; 4, 4-5; 5, 2-4). И это въ стран;, бывшей житницею ц;лой Европы и славившейся своими богатствами.


И вся эта разруха и недостатки оттого, что безъ Бога строится нын; Русское Государство. Разв; слышали мы изъ устъ нашихъ правителей святое имя Господне въ нашихъ многочисленныхъ сов;тахъ, парламентахъ, предпарламентахъ? Н;тъ, они полагаются только на свои силы, желаютъ сд;лать имя себ;, а не такъ, какъ наши благочестивые предки, которые не себ;, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышній посм;ется планамъ нашимъ и разрушитъ сов;ты наши. Подлинно праведенъ Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его (Пл. Іер. 1, 18).


Забыли мы Господа! Бросились за новымъ счастьемъ, стали б;гать за обманчивыми т;нями, прильнули къ земл;, хл;бу, къ деньгамъ, упились виномъ свободы, — и такъ, чтобы всего этого достать какъ можно больше, взяли именно себ;, чтобы другимъ не оставалось. Заботимся о томъ, что преходитъ, — прилежати же о душ; вещи безсмертн;й совс;мъ забываемъ. Оттого и наши заботы о созданіи «храминъ и житницъ» постигаетъ неудача. Церковь осуждаетъ такое наше строительство, и мы р;шательно предупреждаемъ, что усп;ха у насъ не будетъ никакого до т;хъ поръ, пока не вспомнимъ о Бог;, безъ Котораго ничего добраго не можетъ быть сд;лано (Іоан. 15, 5), пока не обратимся къ Нему вс;мъ сердцемъ и вс;мъ помышленіемъ своимъ (Мат;. 22, 38). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительныя потуги, которыми мы были такъ богаты въ мимошедшее л;то, спасутъ Россію, а только чудо, — если мы будемъ достойны этого.


Будемъ же молить Господа, чтобы Онъ благословилъ в;нецъ наступающаго л;та Своею благостію и да будетъ оно для Россіи л;то Господне, благопріятное (Ис. 61, 2).


Патріархъ Тихонъ.
Января 1 дня 1918 г.


Москва.


Источникъ: Патріархъ Тихонъ. Новогоднее слово. // Прибавленія къ Церковнымъ в;домостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Ежен;дельное изданіе. № 1. — 5 января 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 1-3.


Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918



Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)


Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ.
Слово на Новый 1908-й годъ.


(Вы должны) отложить прежній образъ жизни ветхаго челов;ка, истл;вающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, а обновиться духомъ ума вашего, и облечься въ новаго челов;ка, созданнаго по Богу (по образу Божію) въ праведности и святости истины (Ефес. 4, 22-24).


Съ Новымъ годомъ, дорогіе братія.
Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Слова и поучения, произнесенные в разных местах служения в 1907-1908 гг. СПб., 1908Еще міръ стоитъ, не одряхл;лъ совершенно, и не рушится отъ гр;ховъ нашихъ; еще дается намъ новый но числу годъ. Но если бы нын;шніе люди управляли міромъ, какъ н;которые хот;ли бы управлять русскимъ государствомъ и если бы имъ дано было разрушить, хотя мал;йшую часть міра — ибо гд; имъ червякамъ, разрушить весь міръ, они несомн;нно разрушили бы, какъ разрушаютъ частныя или общественныя зданія, пом;стья, города и ц;лыя царства чрезъ войну. Но бодливому животному, Богъ не далъ роговъ, по пословиц;.


Челов;къ крайне самъ ограниченъ, хотя въ злоб; своей можетъ много напакостить, по допущенію Божію, и самъ бываетъ удобно сокрушенъ и лишенъ жизни.


И такъ міръ стоитъ твердо досел;, потому что находится въ кр;пкихъ рукахъ Творца Всемогущаго, создавшаго все для блага тварей.


А кругомъ насъ — увы! — разрушеніе и пагуба; люди падаютъ какъ колосья подъ рукою жнеца: всюду убійства. Н;тъ безопасности ни для кого. Злыя времена! Люди обратились въ зв;рей, — даже хуже — въ злыхъ духовъ. Причина — безв;ріе, анархія, данная свобода, ложно понятая, надежда ненаказанности или укрывательства отъ правосудія. Въ какія времена мы живемъ? Во времена ли языческихъ Нероновъ, Домиціановъ, Діоклитіановъ и другихъ мучителей христіанскаго народа? Н;тъ, — мы живемъ во времена христіанства, христіанскихъ царей, во времена возникновенія всюду великол;пныхъ христіанскихъ храмовъ. Ослаб;ла власть; она сама ложно поняла свободу, которую дала народу; сама помрачилась умомъ и народу не дала яснаго пониманія свободы. Но кому дано много, съ того много и взыщется.


И такъ, новый годъ, а безпорядки — старые; старая свобода всякихъ союзовъ, собраній (особенно университетскихъ), свобода в;роиспов;данія, т. е. живи по вел;нію своей извращенной сов;сти безбожной; свобода расколовъ и перехода въ какую хочешь в;ру.


Обратимся къ чтенію Апостола — что онъ говоритъ? Онъ говоритъ сл;дующее: вы должны отложить прежній образъ жизни ветхаго челов;ка, истл;вающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, а обновиться духомъ ума вашего и облечься въ новаго челов;ка, созданнаго по Богу въ правд; и святости истины (Ефес. 4, 22-24).


Обязательны для насъ эти слова или н;тъ?


Или мы освободили себя и отъ послушанія св. писанію и не считаемъ себя обязанными исполнять его? Какъ разъ мы поступаемъ вопреки ученію Апостола. Мы живемъ, т. е. большинство людей живетъ по вождел;ніямъ ветхаго челов;ка, по желанію б;совскому, и творимъ усердно волю злыхъ духовъ, а не по Божію повел;нію. Люди предались злому началу, потому что отпали отъ Бога, отъ в;ры, отъ Церкви, отъ сов;сти, здраваго смысла и идутъ гибельною стезею, быстро приближаясь къ в;чной пропасти.


Братія, слушайте еще краткое слово св. Апостола и исполняйте его. Вы должны отложить прежній образъ жизни ветхаго челов;ка, истл;вающаго въ обольстительныхъ похотяхъ, а обновиться духомъ ума вашего и облечься въ новаго челов;ка (Ефес. 4, 22-23) или облечься во Христа, въ Его спасительную в;ру, въ святость, правду, простоту, кротость, смиреніе, послушаніе, воздержаніе, терп;ніе, милосердіе и отложить нев;ріе, гордость, любостяжаніе, злобу, пьянство, блудъ, нечистоту ветхаго челов;ка.


Только тогда, когда вы хотя начатки будете им;ть этихъ доброд;телей и упражняться въ нихъ, можно васъ будетъ прив;тствовать съ новымъ годомъ, или лучше съ новымъ духомъ, съ новымъ сердцемъ, съ обновленною жизнію, а безъ этой перем;ны духовной мы вс; старые гр;шники, съ старой закваской всякихъ страстей и противны Богу, Творцу нашему. Аминь.


Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ м;стахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 68-70.



Другие статьи в литературном дневнике: