Иуда, тайная вечеря и причастие

Хьюмэйн
Если по большому счёту, то мессию предал  не  Иуда, его предали все 12 апостолов...

1. ИУДА

Из  всех  последователей  Христа самое, пожалуй, большое внимание писатели и историки уделяют личности Иуды Искариота, предавшего Иисуса за  30  серебряников.  Причина,  вероятно,  в  том,  что до сих пор не раскрыты  до конца мотивы, которые побудили Иуду к этому неблаговидному поступку. Мир до сих пор недоумевает, как могло случиться, что мессию, богочеловека  мог  предать  один из его ближайших сподвижников?! И ещё большее  недоумение  вызывает  поведение  Иисуса  Христа:  как  он мог допустить,  чтобы  его  так подло предали? Ведь от него не были тайной даже мысли окружавших людей.
Впервые  обратить  внимание на эти явные противоречия в поступках как  простого  человека,  так и мессии меня заставила книга Александра Меня "Сын человеческий".  Там он выразил сомнение в том, что Иисус мог приблизить  к  себе  человека  нечестного  и,  тем более, доверить ему деньги  общины.  Однако  дальше  этого  Александр  Мень в той книге  не  пошёл.  О причинах  этого  мы  можем  только  догадываться, хотя дальше в той же книге  он  дает  ключ  к пониманию этих противоречий. Он обращает наше внимание  (и доказывает цитатами из Евангелия) на то, что 12 апостолов до самого последнего момента не понимали своего Учителя, до последнего его  вздоха.

Ведь если говорить по большому счёту, то мессию предал  не  Иуда, его предали все 12 апостолов -  ни  один  из  них  даже  не  попытался организовать   его  освобождение. Трудно представить, что они не смогли бы  собрать  достаточно  добровольцев,  готовых отдать жизнь за своего Учителя. Чего же они ждали?

По  верованиям иудеев, мессия должен был прийти, чтобы освободить их  от  чужеземного  рабства. И вот, когда этот мессия пришёл, что они видят?  Иисус,  доказавший своими чудесными деяниями, что он тот, кого ждали, медлит и говорит о терпении, любви к ближним и всепрощении. Это обязательно должно было сбить с толку людей, убавить число уверовавших в  него.  "Где  же  выход?!  Как  уговорить Учителя возглавить великую освободительную  войну  Иудеев?  Или  он действительно не тот, за кого себя  выдает?" - так или примерно так думали ученики Иисуса - "Если он проявляет  нерешительность в силу природной мягкости своего характера, надо помочь ему принять решение".
Таким   образом,   Иуда   хотел  спровоцировать  Иисуса  на  более решительные действия. Вероятно, из всех двенадцати он больше всех верил в  божественность  учителя,  а  значит и в его неподвластность смерти. Ведь  Он  воскресил  Лазаря.  Если  Он властен над смертью, то как Его могут убить?! При такой попытке Он обязательно должен восторжествовать над насильниками!

Непротивление  злу  - вот камень, о который споткнулись апостолы. Иисусу  пришлось  добровольно  принять  мученическую  смерть, чтобы на личном  примере  убедить их в непререкаемости этого, как и всех других принципов духовного совершенства.

12 только после физической смерти Иисуса смогли, наконец, осмыслить заповедь  о  непротивлении злу. Явившись же к ним в виде Духа святого, Учитель  дал  им  понять,  что простил им их заблуждение, и поручил им продолжить Его дело.


2. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Для меня Иисус Христос реален. Он для меня так же реален, как реален хлеб, который я ем каждый день. Только Он был 2000 лет назад. Так же реальны двенадцать апостолов - двенадцать его лучших учеников. Реален тот обед праздничный, ставший для них последним обедом вместе с их любимым учителем.

То, что апостолов было 12, не значит, что у Него не было больше учеников, кроме этих двенадцати. То, как легко и быстро апостолы смогли найти замену Иуде Искариоту, говорит, что множество умных и образованных людей, считали себя учениками Равви Иисуса. Иисус обошёл все территории, населённые евреями, побывал не по разу в каждой из них и сам выбрал себе 12 учеников. Из всех, желавших быть его последователями, Он выбрал 12 мужчин - наиболее развитых в духовном отношении. В последствии своей подвижнической деятельностью во славу Христа они доказали правильность Его выбора.
***

Я представляю, сколько горечи звучало в голосе Иисуса, когда Он говорил, преломляя хлеб и давая его своим ученикам "примите, едите: сие есть тело моё". Эти люди - цвет нации, 12 лучших представителей нации, выбранных им самим для основания новой церкви, лучших во всех отношениях, так как они были наиболее развиты в духовном отношении, именно они задумали предать его.

Центральным событием празднования пасхи являлся обряд преломления хлебов. Но не надо забывать, что этот обряд - преломление хлебов - в старину совершался каждый день. Два или три раза в день каждая семья собиралась за столом и отец - глава семьи - преломлял хлеб и раздавал его всем, сидящим за столом. Безусловно, преломление хлебов в день празднования пасхи имеет более высокое значение, ибо празднование пасхи - не обычный обед, так как вместе с сидящими за столом незримо присутствовал Бог - Бог, который вывел евреев из египетского плена. Если сидящие за столом вместе с Иисусом в день пасхи приняли хлеб от Иисуса, то это значит, что они признавали Иисуса выше собственных отцов. Принятие хлеба из рук преломившего его в празднование пасхи означало наличие особых отношений между преломившим хлеб и принявшим его.
И эти люди, принимающие хлеб из рук Иисуса, задумали его предать. Вот почему Иисус сказал своим ближайшим ученикам:  "примите, едите: сие есть тело моё" и потом: "... сие есть Кровь Моя нового завета..."

Почему Иоанн - самый младший из апостолов - за пасхальным столом оказался рядом с Иисусом? Ведь его место было в конце стола. Я представляю, как больно Иисус сжал руку Иоанна, чтобы тот молчал, когда молчали старшие 11 апостолов. Стоило Иоанну сказать слово, и этот коллектив, представлявший собой одну монолитную команду, был бы расколот и уже никогда бы не собрался вновь. Иисусу пришлось бы набирать новую команду.

Великий художник ошибся, на тайной вечере не было гневных взглядов, обращённых на Иуду Искариота. Были 12 ближайших учеников Иисуса, боявшихся поднять глаза и взглянуть на него. Иисус прямо указал на Иуду, как на предателя, но не было удивлённых возгласов за столом, никто не предложил никаких действий, чтобы воспрепятствовать исполнению предательского замысла. Не потому ли, что все 12 были заодно за исключением, может быть, Иоанна?
* * *

Даже до самого последнего момента Иисус мог избежать печальной участи, он мог скрыться - скрыться от врагов и друзей, скрыться от преследователей, скрыться от двенадцати апостолов. Ему это было не трудно сделать. Только как бы дальше складывались события? Кто бы тогда поверил ученикам Иисуса, если они сами ему не верили? Когда бы Он смог собрать новую группу не слушателей или жаждущих исцеления, а последователей? И как Он смог бы внушить новым ученикам веру в себя, если бы Он сам однажды струсил?
* * *

На всех богослужениях в христианских церквях не обходятся без возгласа "Господи, помилуй!". Мы привыкли к этому, считаем обязательной частью обряда и вкладываем в эти слова просьбу к Богу простить нас за наши грехи, которые мы совершаем в своей жизни. При этом странным кажется, что просить о помиловании должен даже младенец, не успевший в своей жизни нагрешить. Учёные проповедники говорят, что ничего плохого нет, если безгрешный младенец попросит у Бога прощения за те грехи, которые он, возможно, совершит в будущем.

Между тем, эта просьба, мольба о помиловании появилась у христиан сразу же после воскрешения Христа и явления Его апостолам в виде духа святого. Этот возглас "Господи, помилуй!" тогда имел вполне конкретный смысл. Апостолы, обращаясь к Христу, просили о помиловании за конкретное преступление, которое они совершили перед Христом. Простить можно за проступок, нечаянную ошибку; о помиловании речь заходит в случае доказанного преступления, за которое полагается суровая кара.


3. ПРИЧАСТИЕ

Обычно учёные церковники говорят, что обряд причастия ввёл Иисус на тайной вечере. После тайной вечери впервые обряд причастия апостолы осуществили при принятии в свой коллектив апостола Павла. Именно тогда в причастие был вложен особый смысл.

Когда Савл, назвавшись Павлом, пришёл к двенадцати апостолам просить, чтобы они приняли его в свой коллектив, те потребовали от него совершения обряда причащения. Павел имел свою вину перед Христом, но он был честен во всём – и в ненависти и в любви, он никогда не был предателем. Павел принял причащение и стал, таким образом, причастен ко всем делам апостолов, заодно взял на себя и часть груза ответственности за их предательство.

И поныне христианские священники обряд причащения вменяют в обязанность всем прихожанам (членам церкви). Тот обряд апостолы ввели как эзотерический (тайный) в своей среде. А как иначе? Они всегда хранили от людей тайну о своём коллективном предательстве Христа и не собирались раскрывать перед ними скрытый смысл обряда причастия. Церковники же распространяют этот обряд на всех людей и таким способом существенно разгружают свои плечи от непосильной ноши ответственности за преступление апостолов перед Христом, совершённое без малого две тысячи лет назад. Правильно говорят: мы все не без греха. Только вот такими мы становимся только после принятия обряда причастия, а не из-за первородного греха, которого просто не существует.

18.06.2003

Рекомендую на тему веры и христианства также рецензии в следующих местах:
http://www.stihi.ru/2003/05/17-573
http://www.stihi.ru/2003/06/08-781