Рецензия на «Техника сочинения трехстиший и хайку черновой вари» (И.А.Шевченко)
Текс был несколько сложен ждя восприятия, так как правильное и не очень правильное постоянно перемежались, так как же правильно-то наконец- мог бы воскликнуть читающий, но не стал... Примеры переводов классиков не утвердили в мысли, что важно соблюдать количество слогов и математич. правильность расстановки ударений. Вопрос; значит, можно не соблюдать либо это касается только переводов? Есть ли такое понятие "хокку по-русски" , когда ряд законов написания хокку по-японски немного видоизменяется, либо все это выдумки русских авторов - ленивых, работать над стихом и образом больше надо? Нет примеров канонических хокку и ЯС, которые прочитав, можно было бы сказать:"Да, есть и сезонное слово, теза-антитеза-катарсис, 1-4-1-4-7-1-4 и 5-7-5, нем личных местоимений, слов , выражающих чувства, афоризмов и проч. Ох, нелегкая это работа - менталитет видоизменять на время :) Валерия Суворова 07.03.2010 14:16 Заявить о нарушении
Действительно, очень трудно формализовать то, что чувствуешь. Трудно обобщать... Однако, когда есть конкретный пример, все становится на свои места.
С уважением И.А.Шевченко 07.03.2010 19:24 Заявить о нарушении
Формальный ответ от Вас получила, но ответа на мои вопросы, к сожалению, - нет :)
Валерия Суворова 07.03.2010 20:55 Заявить о нарушении
Было бы здорово, если бы у Вас нашлось с десяток минут проглядеть Ясы на моей странице, мне было бы понятнее, что делаю не так, все ли они на минус два или еще больший минус? А вдруг не все? Заранее благодарю :)
Валерия Суворова 08.03.2010 11:41 Заявить о нарушении
С праздником Вас!
Однако к сути вопроса. Чтобы не быть формалистом, я и предлагаю разобрать конкретный пример. Предложите мне одно трехстишие (хайку) или ЯС. Свое мнение я изложу. С уважением И.А.Шевченко 08.03.2010 13:00 Заявить о нарушении
Например:
Солнце в зените. Лето внезапно прошло. Нет повторений. Тень от магнолий. Соль не желаю смывать. Греция, где ты? Морем пропахла коса. Вечности чудо - К уху ракушку зачем Вновь прижимаю. Валерия Суворова 09.03.2010 07:49 Заявить о нарушении
Например:
*** Честным быть трудно. Хвост вырастает у лжи. Дьявол хохочет. *** Сказки правдивы. Принцы пришпорят коней. Жизни не жалко. Валерия Суворова 09.03.2010 07:52 Заявить о нарушении
Валерия!
Для начала разберу первое Ваше трехстишие. 1.*** Честным быть трудно. Хвост вырастает у лжи. Дьявол хохочет. Очень хорошая форма 5-7-5. Хорошая постановка строчек - каждая читается вполне самостоятельно. В целом хорошее европейское трехстишие, которое по форме напоминает японское хайку. Почему я не могу это трехстишие отнести к хайку? 1. Хайку вещественны, т. е. в хайку принято говорить об осязаемых предметах и явлениях. Самое простое - говорить о том, что окружает поэта: небо, река, лес, дом и т.д. Давайте проанализируем данное трехстишие на предмет вещественности. "Честность", "трудность", "хвост лжи", "дьявол" - эти слова говорят об абстрактном. Оперировать невещественным в хайку не принято. 2. В хайку не нужно мудрствовать и утверждать истины, как, например: "Честным быть трудно". Видимо потому, что истины не только абстрактны, но и относительны. 3. Хайку композиционны, т. е. обычно состоят из двух взаимодействующих предметных частей. Здесь главное "честность" (абстракция) и обоснование этого. 4. Так как хайку композиционны, то обычно можно выделить две части. Три части, разделенные тремя точками, могут говорить о "конструкторской ошибке". Вам несложно будет писать хайку. Для этого нужно попробовать для начала находить, скажем, ассоциативные связи (похожести) в окружающем материальном мире. Сопоставить их и посмотреть - будет ли появляться из такого сопоставления что-то еще (третье). При этом стремитесь к простоте. Например, снегопад... стою у окна в коридоре во время урока конкурс АиФ-2009 Это образец хорошей техники. Показана картина в настоящем, но можно вариативно представить и то, что было до этого. Можно вариативно осмысливать эту ситуацию. Автор конкретизирует, а не обобщает. Нужно ли анализоровать дальше? С уважением И.А.Шевченко 09.03.2010 15:33 Заявить о нарушении
Да, нужно. Не поняла, где в этом хайку соблюдение математич. составляющих (кол-во слогов и ударения). Почему-то мне такая конкретика предметов, а не передача состояния кажется менее философичной, либо это русская ментальность так меня настраивает. Мое-то мне нравится бооольше :( А про ЯС?
Валерия Суворова 09.03.2010 21:40 Заявить о нарушении
Валерия!
Вы пишете "Почему-то мне такая конкретика предметов, а не передача состояния...", и улавливаете очень важное свойство хайку - через конкретику передавать внутреннее состояние. Прочтем еще раз: снегопад... стою у окна в коридоре во время урока конкурс АиФ-2009 Ребенка выгнали с урока и он смотрит как снежинок выгнали с неба. Да с количеством слогов автор не справился, но это совсем не беда. Если японский язык считать за своего рода камертон, то, другие языки могут лишь стремиться к схеме 5-7-5. Считается вполне допустимым для русского языка некий люфт, скажем, 5(+-2)-7(+-3)-5(+-2). Тональность выстраивается исключительно авторская. Главное - содержание: через внешнее (объективно окружающее человека) передать внутреннее состояние. Но так как Вам пока больше нравится свое, то и пишите трехстишия. Все жанры равны, главное, на мой взгляд, самореализация. С уважением И.А.Шевченко 10.03.2010 01:05 Заявить о нарушении
Про ЯС. Разрешите ли Вы мне написать статейку о Вашем ЯС, так как, чтобы судить о Вашем ЯС нужно выразить мое отношение к ЯС.
И.А.Шевченко 10.03.2010 14:46 Заявить о нарушении
Конечно. Беру уроки в Школе Гайрайго. Только меня не очень ругайте, у меня шкурка тонкая :)
Валерия Суворова 10.03.2010 16:20 Заявить о нарушении
Ок:) Мне наоборот приятно, что Вы интересуетесь такой экзотикой. По мере сил всегда готов отвечать на вопросы, касающиеся "хайку":)
И.А.Шевченко 10.03.2010 17:11 Заявить о нарушении
Посетила Ваш персональный сайт. Там на главной странице есть стихи Басе, слово в первой строчке - надо обязат. исправить падежное окончание (о чем?) об уединении, в уединении (Домик в уединеньи)
Валерия Суворова 10.03.2010 21:43 Заявить о нарушении
Кстати более полезен http://haiku-konkurs.ru/. Там в ЧИТАЛЬНЯХ собран большой материал. Указанный Вами стих в таком виде напечатан в четырех книжках:
Домик в уединенье. Луна… Хризантемы… В придачу к ним Клочок небольшого поля. Басё «Басё. Лирика», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1964 г, с. 82. «Басё, стихи», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1985 г, с 90. «Летние травы», (японские трехстишия), пер. В. Марковой, М.: Толк, 1997 г, с. 78. «Бабочки полет», японские трехстишия, пер. В. Н. Марковой, М.: Летопись», 1998 г, с. 90. Везде написано одинаково, да и у меня как-то окончание не вызывает сомнений. По ЯС статью напишу попозже, так как сегодня-завтра должен поставить статью о твердых формах. С уважением И.А.Шевченко 11.03.2010 12:07 Заявить о нарушении
Каков первоначальный замысел? Домик для уединения души и тела ( в уединение , т. е . для, хотя это стилистически по-русски неверно). Домик в уединении , т. е. вдали от шумной суеты и населенных мест. тогда предложный падеж неизбежен. Где был Басе тогда? Почему по-русски не научился писать в то время, эх...переводчикам только дай волю :))
Валерия Суворова 11.03.2010 14:00 Заявить о нарушении
И все-таки у меня "Домик в уединенье" не вызывает столько чувств:)
Например, есть устаревшее значение слова "уединение" - уединенное, отдаленное, глухое место. "Сие глубокое творенье Завез кочующий купец Однажды к ним в уединенье" А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Иными словами, мы же говорим -"домик в таком-то месте", например, "в уединенье:)) И.А.Шевченко 13.03.2010 20:20 Заявить о нарушении
Просто здесь слово стоит в Винительном падеже ( кого? что?), а в предыдущем примере оно стоит в Предложном падеже (о ком? о чем?), поэтому и разница в окончаниях - просклонять просто это слово по падежам и - истина рядом :)
Валерия Суворова 13.03.2010 21:45 Заявить о нарушении
Удивительно, как мы с Вами друг друга не понимаем. Еще раз: раньше слово "уединенье" - значило "место" (какое не важно). Об этом написано в 4-ом томе "Словаря русского языка" 1961 г АН СССР на странице 644 в сноске 4. Если что-то находится там, то находится в "месте".
Пусть место называется "варенье". Если муха попала в варенье, то мы скажем, что муха (находится) "в варенье", а не в вареньи, поэтому мы напишем: Муха (находится, попала)в варенье. Теперь по аналогии. Место называется "уединенье". Домик попал в уединенье, как муха в варенье, поэтому можно написать: домик (находится, попал) в уединенье. Неужели я не могу убеждать:) А вот в интернете http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/geyne68.html нашел стих Гейне "Лесное уединенье": Тех дней далеких я не забуду — С венком златоцветным ходил я всюду, Венок невиданной красоты, Волшебными были его цветы. Он судьям нравился самым строгим, А я был по нраву очень немногим, — Бежал я от зависти желчной людской, Бежал я, бежал я в приют колдовской. В лесу, в зеленом уединенье, Обрел друзей я в одно мгновенье... Мы видим, что есть доводы в защиту и такого написания:) С уважением Тех дней далеких я не забуду — С венком златоцветным ходил я всюду, Венок невиданной красоты, Волшебными были его цветы. Он судьям нравился самым строгим, А я был по нраву очень немногим, — Бежал я от зависти желчной людской, Бежал я, бежал я в приют колдовской. В лесу, в зеленом уединенье, И.А.Шевченко 13.03.2010 23:52 Заявить о нарушении
Господи, помоги мне заставить И.А.Ш. просклонять два слова по падежам " "уединение" и "варенье":
И.п. кто? что? уединение, варенье Р.П. (кого? чего) уединения, варенья Д.П. (кому? чему?) уединению, варенью В.П. (кого? что?) уединение, варенье Т.п. ( кем? чем? ) уединением, вареньем П.п. (о ком? о чем?) об уединении, о варенье Цитата из учебника: " Склонение существительных: вопросы практики и теории Николенкова Н. В. Сколько склонений у существительных? Это, конечно, знают все! Их три: первое, второе и третье. Только непонятно, почему "о счастьЕ", но "о зданиИ"... "Ко 2 субстантивному склонению относят существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь) и слова среднего рода на –О/-Е (окно, море). Здесь также помимо твердой и мягкой разновидности есть еще группа слов на –j- (по другой терминологии это слова на –ИЙ и –ИЕ). Особенностями при склонении обладают слова с И перед конечной буквой, но не с мягким знаком, то есть гений, здание, но не счастье. Набор окончаний будет выглядеть так: Имен. пад. дом-?, окн-О конь-?, счасть(j)-Е гени(j)- ?, здани(j)-Е Родит.пад дом-А, окн-А кон-Я, счасть(j)-Я гени(j)- Я, здани(j)-Я Дат.пад. дом-У, окн-У кон-Ю, счасть(j)-Ю гени(j)- Ю, здани(j)-Ю Винит.пад. дом-?, окн-О кон-Я, счасть(j)-Е гени(j)- Я, здани(j)-Е Творит.пад. дом-ОМ, окн-ОМ кон-ЁМ, счасть(j)-ЕМ гени(j)- ЕМ, здани(j)-ЕМ Предл.пад. о дом-Е, об окн-Е о кон-Е, счасть(j)-Е о гени(j)- И, о здани(j)-И" В нашем случае "варенье" (счастье- в примере) и уединение"( здание - в примере). Надеюсь, все понятно :) Валерия Суворова 14.03.2010 14:10 Заявить о нарушении
Да, надо сказать, что базовое слово - это "уединение" , а "уединенье"-- это усеченная форма, а вот "варенье"- это основная форма слова, по-другому мы не говорим.
Валерия Суворова 14.03.2010 14:16 Заявить о нарушении
Если сказать точнее - чаще употребляется. В словаре АН СССР 1957 года основное значение стоит: "Варение" и в скобках "(-е).
Впрочем, то же самое можно проделать со словом "соление". "Муха попала(находится) в соленье":) И.А.Шевченко 15.03.2010 01:56 Заявить о нарушении
Я очень ясно написал, что есть устаревшее значение "уединение" - это вид места. Вы путаете действие и предмет.
Именно поэтому в предложном падеже об "уединенье" как о месте, а не об "уединении" как о процессе. Для примера я Вам и привел варенье, так как, если мы говорим о процессе, мы говорим "о варении", например, картошки, а если мы говорим о предмете, мы говорим "о варенье". Вот в чем разница между знанием и пониманием:) И.А.Шевченко 15.03.2010 13:13 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |