Рецензии на произведение «Техника сочинения трехстиший и хайку черновой вари»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Почти год приглядывалась к хайку - откровенно не понимая. Решила подойти поближе, но вблизи деталей не рассмотришь. Прочла статью. Решила: хочу познать, попробовать, подышать одним воздухом с теми, кто так пишет. На долю процента приблизилась к цели. Триолеты и японские сонеты выложены на моей страничке. Плохо ли, хорошо ли, но их читают и ...
Можно я попробую "похайкать"
Взор тускло-серый,
Чайник без дела ворчит,
Сгорблены плечи.
===
Мрамор в узоре -
Традесканция вьется.
Сердце забилось
===
Зеркало, треснув,
Спрятало тайну в груди.
Шрамы без боли.
===
Есть надежда, что мы пообщаемся. С глубочайшим уважением к Вашим знаниям
о твердых формах. С теплом своей души к Вам. Галина
Галина Гагалева 23.11.2013 10:53 Заявить о нарушении
Буду разбирать схематично, насколько будет хватать времени. Для начала написано неплохо. Видно стремление к рисунку, а это главное для техники. Трёхстишия я делю на 4 категории: хайку, сенрю, женские и просто трёхстишия. Самые жёсткие требования предъявляются к хайку.
С точки зрения техники самым слабым из трёх является последнее.
"Зеркало спрятало в груди" - олицетворение, "тайну" - невещественное. Трудно перейти из привычной поэзии в мир хайку. В хайку не восхищаются олицетворением. Вероятно, это происходит из очевидности, что всё вокруг - живое. Наделять живую сущность чужими свойствами это всё равно, что обзываться словно малыши. Может зеркалу вовсе нет дела до наших страстей, может, оно занято рождением новых отражённых миров.
Пока, всё))
С уважением,
И.А.Шевченко 24.11.2013 00:30 Заявить о нарушении
Зеркало в доме.
Бусы на женской груди.
Шрамы без боли.
Спасибо за ответ с советами и наставлениями. Усвою ли урок? До новой встречи. Галина.
Галина Гагалева 24.11.2013 02:05 Заявить о нарушении
Мне угодить очень тяжело)) Исправления делу не помогут. Менять нужно мышление. Поставьте себя на место скептически настроенного читателя, который чувствует избыточные слова и омонимию. Итак, он читает:
Зеркало в доме.
Бусы на женской груди.
Шрамы без боли.
А бывают ли бусы на мужской груди? А если на женской, то на какой:
левой или правой?
Лучше не употреблять невещественные слова типа "боль", а также отрицания "без", "не" и т. п.
С уважением,
И.А.Шевченко 27.11.2013 01:57 Заявить о нарушении
Главное отличие мышления хайдзина в том, что "я" находится не внутри, а вовне. Поэтому стих:
Мрамор в узоре -
Традесканция вьется.
Сердце забилось
хайдзин "по духу" вполне может понять, что речь идёт об успешной реанимации. О себе, о своих переживаниях говорить в хайку не принято. Проверяйте себя рисованием. Попытайтесь нарисовать фразу "сердце забилось" и Вы поймёте, что кроме операционной или опытов Павлова мало что пригодно для этой цели.
С уважением,
И.А.Шевченко 28.11.2013 00:05 Заявить о нарушении
Галина Гагалева 28.11.2013 11:11 Заявить о нарушении
Мрамор в узоре -
Традесканция вьется.
Сердце забилось
Конструкция первой строчки такова, что можно понять, что мрамор взял и вошёл в узор, хорошо, что не в туалет. А, может, туалет был закрыт, поэтому "мрамор в узоре".
"Традесканция вьется" - сомнительно, что "вьётся" даёт новую информацию. Это слово подразумевается уже при одном слове "традесканция".
Во всём видно стремление к внешней красивости. Это противно духу хайку. Здесь должна быть красота правды. Но к этому наши поэты непривычны. Они думают, если не они украсят нашу жизнь, то кто же ещё? Однако, есть вероятность, что жизнь украсили до нас. И вполне может так быть, что на порядок лучше чем мы думаем.
Как сопрягается мрамор и комнатное растение с реанимацией? Просто, ведь клиническая смерть может наступить и в офисе, и в школе, и дома, на мраморном полу, у мраморной колонны, с мраморной пепельницей в руках и т. д. и т. д.
Надеюсь, я приоткрыл своё видение этого жанра. Впрочем, школ много. Вероятно, будет и такая, в которой Ваши трёхстишия будут лучшими. Извините за определённую грубость.
С уважением,
И.А.Шевченко 30.11.2013 16:03 Заявить о нарушении
Спасибо очень статья интересная и познавательная. Но даже в ваших примерах формат 5-7-5 не соблюдается.Так надо ли ему точно следовать? Я думала раньше, что надо?
Елена Жукова-Желенина 07.11.2013 09:41 Заявить о нарушении
Спасибо)) Да, я думаю, что важнее дух лаконизма, проявлением которого в японском языке и является форма 5-7-5. В нашем языке 5-7-5 - это, вероятно, предел, к которому стремятся лаконичные формы. Т. е. я спокойно отношусь к отклонениям, так как форма отражает суть, и поэтому (форма) не может быть выше содержания.
С уважением,
И.А.Шевченко 08.11.2013 02:14 Заявить о нарушении
Елена Жукова-Желенина 08.11.2013 11:40 Заявить о нарушении
Спасибо, хорошая статья.
В своё время тоже спорил со своим учителем, что переведённые хокку не имеют классического требования - 5-7-5 и поэтому эту твёрдую форму можно писать , как нам угодно. Если, как угодно, то это будет, что угодно, но не хокку... Три года уже нахожусь на пути учения, но до конца ещё далеко: в первую очередь надо сломать европейское отношение к стихам - не жевать смысл, а ловить чувства)))))
В ответ вашему оппоненту:
Честным быть трудно.
Хвост вырастает у лжи.
Дьявол хохочет.
============================================
пасквиль крапаю
с треском сломалось перо
кляксы на пальцах
Если искусством повара в Японии овладевают 25 лет, то искусством поэта необходимо начать овладевать в утробе матери.
*
кляксы на пальцах
в синих разводах еда
в горле булыжник
укороченный вариант))))))
*
в горле булыжник
белые нитки их швов
пасквиль крапаю
Роман Артман Швец 01.06.2013 09:52 Заявить о нарушении
Хорошее слово "ловить". Вероятно, самое ценное то, что "словлено"))
С уважением,
И.А.Шевченко 01.06.2013 11:22 Заявить о нарушении
Текс был несколько сложен ждя восприятия, так как правильное и не очень правильное постоянно перемежались, так как же правильно-то наконец- мог бы воскликнуть читающий, но не стал... Примеры переводов классиков не утвердили в мысли, что важно соблюдать количество слогов и математич. правильность расстановки ударений. Вопрос; значит, можно не соблюдать либо это касается только переводов? Есть ли такое понятие "хокку по-русски" , когда ряд законов написания хокку по-японски немного видоизменяется, либо все это выдумки русских авторов - ленивых, работать над стихом и образом больше надо? Нет примеров канонических хокку и ЯС, которые прочитав, можно было бы сказать:"Да, есть и сезонное слово, теза-антитеза-катарсис, 1-4-1-4-7-1-4 и 5-7-5, нем личных местоимений, слов , выражающих чувства, афоризмов и проч. Ох, нелегкая это работа - менталитет видоизменять на время :)
Валерия Суворова 07.03.2010 14:16 Заявить о нарушении
С уважением
И.А.Шевченко 07.03.2010 19:24 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 07.03.2010 20:55 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 08.03.2010 11:41 Заявить о нарушении
Однако к сути вопроса. Чтобы не быть формалистом, я и предлагаю разобрать конкретный пример. Предложите мне одно трехстишие (хайку) или ЯС. Свое мнение я изложу.
С уважением
И.А.Шевченко 08.03.2010 13:00 Заявить о нарушении
Солнце в зените.
Лето внезапно прошло.
Нет повторений.
Тень от магнолий.
Соль не желаю смывать.
Греция, где ты?
Морем пропахла коса.
Вечности чудо -
К уху ракушку зачем
Вновь прижимаю.
Валерия Суворова 09.03.2010 07:49 Заявить о нарушении
***
Честным быть трудно.
Хвост вырастает у лжи.
Дьявол хохочет.
***
Сказки правдивы.
Принцы пришпорят коней.
Жизни не жалко.
Валерия Суворова 09.03.2010 07:52 Заявить о нарушении
Для начала разберу первое Ваше трехстишие.
1.***
Честным быть трудно.
Хвост вырастает у лжи.
Дьявол хохочет.
Очень хорошая форма 5-7-5. Хорошая постановка строчек - каждая читается вполне самостоятельно. В целом хорошее европейское трехстишие, которое по форме напоминает японское хайку.
Почему я не могу это трехстишие отнести к хайку?
1. Хайку вещественны, т. е. в хайку принято говорить об осязаемых предметах и явлениях. Самое простое - говорить о том, что окружает поэта: небо, река, лес, дом и т.д.
Давайте проанализируем данное трехстишие на предмет вещественности.
"Честность", "трудность", "хвост лжи", "дьявол" - эти слова говорят об абстрактном. Оперировать невещественным в хайку не принято.
2. В хайку не нужно мудрствовать и утверждать истины, как, например: "Честным быть трудно". Видимо потому, что истины не только абстрактны, но и относительны.
3. Хайку композиционны, т. е. обычно состоят из двух взаимодействующих предметных частей. Здесь главное "честность" (абстракция) и обоснование этого.
4. Так как хайку композиционны, то обычно можно выделить две части. Три части, разделенные тремя точками, могут говорить о "конструкторской ошибке".
Вам несложно будет писать хайку. Для этого нужно попробовать для начала находить, скажем, ассоциативные связи (похожести) в окружающем материальном мире. Сопоставить их и посмотреть - будет ли появляться из такого сопоставления что-то еще (третье). При этом стремитесь к простоте. Например,
снегопад...
стою у окна в коридоре
во время урока
конкурс АиФ-2009
Это образец хорошей техники. Показана картина в настоящем, но можно вариативно представить и то, что было до этого. Можно вариативно осмысливать эту ситуацию. Автор конкретизирует, а не обобщает.
Нужно ли анализоровать дальше?
С уважением
И.А.Шевченко 09.03.2010 15:33 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 09.03.2010 21:40 Заявить о нарушении
Вы пишете "Почему-то мне такая конкретика предметов, а не передача состояния...", и улавливаете очень важное свойство хайку - через конкретику передавать внутреннее состояние. Прочтем еще раз:
снегопад...
стою у окна в коридоре
во время урока
конкурс АиФ-2009
Ребенка выгнали с урока и он смотрит как снежинок выгнали с неба.
Да с количеством слогов автор не справился, но это совсем не беда. Если японский язык считать за своего рода камертон, то, другие языки могут лишь стремиться к схеме 5-7-5. Считается вполне допустимым для русского языка некий люфт, скажем, 5(+-2)-7(+-3)-5(+-2). Тональность выстраивается исключительно авторская.
Главное - содержание: через внешнее (объективно окружающее человека) передать внутреннее состояние.
Но так как Вам пока больше нравится свое, то и пишите трехстишия. Все жанры равны, главное, на мой взгляд, самореализация.
С уважением
И.А.Шевченко 10.03.2010 01:05 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 10.03.2010 14:46 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 10.03.2010 16:20 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 10.03.2010 17:11 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 10.03.2010 21:43 Заявить о нарушении
Домик в уединенье.
Луна… Хризантемы… В придачу к ним
Клочок небольшого поля.
Басё
«Басё. Лирика», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1964 г, с. 82.
«Басё, стихи», пер. В. Марковой, М.: Худ. лит-ра, 1985 г, с 90.
«Летние травы», (японские трехстишия), пер. В. Марковой, М.: Толк, 1997 г, с. 78.
«Бабочки полет», японские трехстишия, пер. В. Н. Марковой, М.: Летопись», 1998 г, с. 90.
Везде написано одинаково, да и у меня как-то окончание не вызывает сомнений.
По ЯС статью напишу попозже, так как сегодня-завтра должен поставить статью о твердых формах.
С уважением
И.А.Шевченко 11.03.2010 12:07 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 11.03.2010 14:00 Заявить о нарушении
Например, есть устаревшее значение слова "уединение" - уединенное, отдаленное, глухое место.
"Сие глубокое творенье
Завез кочующий купец
Однажды к ним в уединенье"
А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
Иными словами, мы же говорим -"домик в таком-то месте", например, "в уединенье:))
И.А.Шевченко 13.03.2010 20:20 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 13.03.2010 21:45 Заявить о нарушении
Пусть место называется "варенье". Если муха попала в варенье, то мы скажем, что муха (находится) "в варенье", а не в вареньи, поэтому мы напишем:
Муха (находится, попала)в варенье.
Теперь по аналогии. Место называется "уединенье". Домик попал в уединенье, как муха в варенье, поэтому можно написать:
домик (находится, попал) в уединенье.
Неужели я не могу убеждать:)
А вот в интернете http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/geyne68.html нашел стих Гейне "Лесное уединенье":
Тех дней далеких я не забуду —
С венком златоцветным ходил я всюду,
Венок невиданной красоты,
Волшебными были его цветы.
Он судьям нравился самым строгим,
А я был по нраву очень немногим, —
Бежал я от зависти желчной людской,
Бежал я, бежал я в приют колдовской.
В лесу, в зеленом уединенье,
Обрел друзей я в одно мгновенье...
Мы видим, что есть доводы в защиту и такого написания:)
С уважением
Тех дней далеких я не забуду —
С венком златоцветным ходил я всюду,
Венок невиданной красоты,
Волшебными были его цветы.
Он судьям нравился самым строгим,
А я был по нраву очень немногим, —
Бежал я от зависти желчной людской,
Бежал я, бежал я в приют колдовской.
В лесу, в зеленом уединенье,
И.А.Шевченко 13.03.2010 23:52 Заявить о нарушении
И.п. кто? что? уединение, варенье
Р.П. (кого? чего) уединения, варенья
Д.П. (кому? чему?) уединению, варенью
В.П. (кого? что?) уединение, варенье
Т.п. ( кем? чем? ) уединением, вареньем
П.п. (о ком? о чем?) об уединении, о варенье
Цитата из учебника: " Склонение существительных: вопросы практики и теории
Николенкова Н. В.
Сколько склонений у существительных? Это, конечно, знают все! Их три: первое, второе и третье. Только непонятно, почему "о счастьЕ", но "о зданиИ"...
"Ко 2 субстантивному склонению относят существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь) и слова среднего рода на –О/-Е (окно, море). Здесь также помимо твердой и мягкой разновидности есть еще группа слов на –j- (по другой терминологии это слова на –ИЙ и –ИЕ). Особенностями при склонении обладают слова с И перед конечной буквой, но не с мягким знаком, то есть гений, здание, но не счастье. Набор окончаний будет выглядеть так:
Имен. пад. дом-?, окн-О конь-?, счасть(j)-Е гени(j)- ?, здани(j)-Е
Родит.пад дом-А, окн-А кон-Я, счасть(j)-Я гени(j)- Я, здани(j)-Я
Дат.пад. дом-У, окн-У кон-Ю, счасть(j)-Ю гени(j)- Ю, здани(j)-Ю
Винит.пад. дом-?, окн-О кон-Я, счасть(j)-Е гени(j)- Я, здани(j)-Е
Творит.пад. дом-ОМ, окн-ОМ кон-ЁМ, счасть(j)-ЕМ гени(j)- ЕМ, здани(j)-ЕМ
Предл.пад. о дом-Е, об окн-Е о кон-Е, счасть(j)-Е о гени(j)- И, о здани(j)-И"
В нашем случае "варенье" (счастье- в примере) и уединение"( здание - в примере).
Надеюсь, все понятно :)
Валерия Суворова 14.03.2010 14:10 Заявить о нарушении
Валерия Суворова 14.03.2010 14:16 Заявить о нарушении
Впрочем, то же самое можно проделать со словом "соление".
"Муха попала(находится) в соленье":)
И.А.Шевченко 15.03.2010 01:56 Заявить о нарушении
Именно поэтому в предложном падеже об "уединенье" как о месте, а не об "уединении" как о процессе.
Для примера я Вам и привел варенье, так как, если мы говорим о процессе, мы говорим "о варении", например, картошки, а если мы говорим о предмете, мы говорим "о варенье".
Вот в чем разница между знанием и пониманием:)
И.А.Шевченко 15.03.2010 13:13 Заявить о нарушении
Очень неприятный осадок оставляет эта работа...Такое ощущение, что авторы считают своё мнение - истиной в последней инстанции. Мне кажется, что читать и брать "на вооружение" эти рекомендации особенно вредно для начинающих! Лучше взять форму ( корректно изложенную на страничке Интли) и не нужно думать, чтобы быть "как" кто-то...не нужно никому подражать...( девиз "Делай как мы" - это не сделает поэтический мир богаче) Каждый автор - это индивидуальность и в подборе слов, и в выражении мыслей, чувств, эмоций....Насколько они яркие, насколько они поэтичны, зависит от самого автора в большей степени....Нельзя по заказу сделать человека поэтом и уж тем более нельзя "вывернуть" мысли и ассоциации поэта, они станут кургузыми и скомканными!!! Чувство силы слова приходит, конечно, и твёрдые формы способствуют этому...Хорошо помогают в этом игры...общение способных и мыслящих людей обогащает наше восприятие! А вот к различным конкурсам нужно относиться осторожно....Практически все они организованы группами людей, желающими в первую очередь показать свою значимость и доказать, что они - лучшие....Остальные - массовка...:))) Вот прочитав эту работу, я и сама НИКОГДА не стану принимать участие в этих конкурсах, и никому не советую... Потому что не верю людям, которые знают, "каким должно быть" наше слово ....
Юля Акатова Восточное 10.01.2009 13:10 Заявить о нарушении
Сергей Шпиченко 10.01.2009 16:57 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 12.01.2009 00:04 Заявить о нарушении
камнем спит гора
а вокруг камней горы
камни спят горой
Игорь Шевченко
то мне кажется, что о красоте и силе слова, о мудрости говорить бесполезно...
Юля Акатова Восточное 12.01.2009 00:47 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 12.01.2009 10:17 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/avtor/Sanders
И вот мне один очень хороший специалист объяснил два года назад, что хайку - это план... и этот план, если хорошо написан, должен вызвать в мыслях читателя большое, красивое, многообразное произведение...На каждую строчку можно написать в мыслях отдельное сочинение, и потом их соединить... Твёрдые формы должны воспитывать культуру выражения мыслей, культуру речи, а не быть разбросанным экстравагантым набором слов...А завуалированность выражения чувств, сдержанность - это часть японской культуры...Но вовсе не означает, что взяв форму, мы станем внедрять и повторять ИХ обычаи и нравы...Глубокое знание их традиций и языка важно только для переводчиков....
Юля Акатова Восточное 12.01.2009 12:23 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 12.01.2009 19:28 Заявить о нарушении
Юля Акатова Восточное 12.01.2009 22:44 Заявить о нарушении
книжная полка,
нэцке - знакомый поэт
больше не пишет
:)
..........так.. экспромт..
статья интересная, обязательно перечитаю (что-то смущает)
.
с улыбкой,
i..
Интли 07.01.2009 23:50 Заявить о нарушении
И.А.Шевченко 08.01.2009 02:30 Заявить о нарушении
общается по телефону
никто не подсмотрит
;-))
Аристова Нина 08.01.2009 05:05 Заявить о нарушении
Не расслабляйтесь! Идет конкурс АиФ:)
http://www.aif.ru/dosug/article/23723
И.А.Шевченко 08.01.2009 15:48 Заявить о нарушении
Это интересно, но время ещё есть -
не буду торопиться - надо хорошо подумать :))
После прочтения статьи о хороших (и иных) хайку,
мысли разбежались - никак не соберу их :))
Спасибо, что подсказали про конкурс.
С Уважением.
Аристова Нина 12.01.2009 03:54 Заявить о нарушении