Рецензия на «О литературе живой и мертвой» (Неназначенные Встречи)

Уважаемый Михаил! Литература не является моей профессией. Я научный работник, физик и молекулярный биолог. Я литературу не изучаю, я её потребляю. Для меня есть литература содержательная
по идеям и событиям, и интересная только по литературным приёмам, остроумию, подаче мыслей и т.п.
В обоих случаях существуют крайности и вероятно Вы говорите об отсутствии прогресса в содержании и злоупотрежлении чем-то таким, что можно назвать
"морочить голову". Здесь есть свои гении. Например, с увлечением читая опусы Андрея Битова, я вдруг с удивлением ощущаю, что он так ничего и не сказал. Как гусь Иван Иванович в Каштанке Чехова: Горячо, убедительно и непонятно.
Но что поделаешь? Рынок есть рынок, если такая литература его завоёвывает, ничего не поделаешь.
Но не следует падать духом. По настоящему содержательный и талантливый автор обычно пробивается. Так свидетельствует история.


Денисов Д.А.   11.09.2010 02:59     Заявить о нарушении
Битов, на мой взгляд, просто в свое время продемонстрировал, что можно сделать шаг в сторону от кондовой сов.литературы. Катаев, конечно, показал это гораздо более талантливо. Но Катаев-то был классик, а Битов - нет. За это и получил свою порцию популярности.
Но я, к примеру, не без удовольствия прочел его "Птицы или новые сведения о человеке".

Андрей Пустогаров   12.09.2010 16:33   Заявить о нарушении
Да, Катаев очень талантлив. Как и Олеша. Интересно, что они, пожалуй, не оставили ничего, за что обычно относят к классикам. В отличие от Булгакова, Платонова и, пожалуй, Алексея Толстого.

Кто на горизонте в стране когда-то самых интересных и содержательных писателях в истории?

Денисов Д.А.   12.09.2010 17:28   Заявить о нарушении
Алексей Толстой оставил "Аэлиту" и "Приключения Буратино" - я абсолютно серьезно. Катаев оставил "Белеет парус одинокий" и позднюю прозу. Олеша - "Три толстяка" и "Ни дня без строчки". Все это - несомненная классика.
А, скажем, "Петр Первый" или "Хождение по мукам" - туфта голимая.

Андрей Пустогаров   12.09.2010 17:36   Заявить о нарушении
Если уж составлять список значительных произведений советской прозы, то я бы добавил Бабеля и Пастернака.

Андрей Пустогаров   12.09.2010 17:38   Заявить о нарушении
Алексей Толстй не умел писать плохо, что является приметой незаурядного таланта. Он не мог не внести туфты в свой роман, ему бы этого не простили. Но талант и ум присутствует и в этом наряду, к прискорбию, и с прогрессивным пролетарием "Федькой умойся грязью" )). Но не мог же он игнорировать эпоху "Диктатуры пролетариата"? Талантливый человек, Бабель, до того принял чекистскую идеологию, что его произведения вызывают отторопь.
Я сомневаюсь в том, что он был хорошим и умным человеком. Жаль его, конечно, как и других эпигонов классовой борьбы, получивших пулю от своих же. Я не знаю существуют ли в мире ещё живые классики? )

Денисов Д.А.   12.09.2010 18:36   Заявить о нарушении
На русском после "Доктора Живаго" и Катаева ничего не написано. В других палестинах? На ум приходят поляки - Лем уже умер, Конвицкий, по-моему, еще жив (для Польши по крайней мере, полагаю, "Современный сонник" - это классика). В России в классики прочат Стругацких, но, на мой взгляд, жидковато и несамостоятельно, хотя "Улитка на склоне" - может быть, может быть. Может и "Понедельник..." куда то туда к "Роковым яйцам" и "Собачьим сердцам". Что там в остальном мире? Грем Грин уже помер? "Наш человек в Гаване" и "Тихий американец" - туда же. Вообще, на мой взгляд, в последнее время литература пребывала в кинематографе. Русская так точно. К примеру, Тарковский - это же ответ на вопросы Достоевского, то есть завершение русской классической литературы. Недаром повесть (именно, как литература) Германа и Кармалиты "Хрусталев, машину!" - лучшее, что у нас написано в последнее время.Туда же Сокуров с его трилогией о вождях.Это несомненная литература. Но, похоже, она уходит и из кино.

Андрей Пустогаров   12.09.2010 18:56   Заявить о нарушении
Мне кажется, что книга Хокинга Краткая история времени является лучшим романом нашего времени и бестселлером, да и другие популярные книги о науке это волнующее и увлекательное чтение. Мысль литератора сильно отстаёт от драматических событий 20-21 веков. Литераторы стали казаться мелкотравчатыми и занудливыми. К тому же люди научились спешить Ну, кто сейчас в состоянии следить за всеми перепитиями героев Диккенса, не в обиду его памяти будь сказано, а я когда-то им зачитывался. Нужны новые Рабле и Свифты. Нужны новые открытия в мире уже современного человека.

Денисов Д.А.   13.09.2010 04:51   Заявить о нарушении
По-моему, нет никакого смысла переписывать, скажем, "Войну и мир" применительно ко Второй мировой. Будет тех же щей, да пожиже влей. Что показала, например" "Жизнь и судьба" Гроссмана. Поэтому сейчас или взгляд идет больше внутрь, или, вообще, меняется угол зрения, и такие произведения имеют шанс остаться. Взгляните вот на этой странице http://proza.ru/avtor/ukrsuchlit на переводы рассказов Жадана "Порно", "Специфика контрабанды..." или "Баллада о Билле и Монике", а также "Воццек" и "Двойной Леон" Издрыка, "НепрОсты" Прохасько. По-моему, у этих произведений, как говорящих о нашем времени, есть шанс остаться.

Андрей Пустогаров   13.09.2010 20:25   Заявить о нарушении
Интересно, что на западе повидимому даже научники почти не читают художественной литературы. Они смотрят ТВ и фильмы. На скандальном процессе Клинтон-Моника Ливински в сенате адвокат Билла (дама) сравнивола обвинителя легкомысленного Клинтона с персонажем романа Гюго сыщиком Гавером, неутомимом преследователем Жана Вальжана.
При этом она говорила не о знаменитом романе, а о "муви". Бедный Гюго!
Научно-техническая интелегенция похоже ограничивается фильмами. Не лучше дело и с поэзией. Профессура университета, в к-ром я работал, не имела к ней ни малейшего интереса.
Однажды я попал на собрание поэтической группы Башня, где прочитал свой перевод на английский Зимней дороги Пушкина. Встретили очень тепло.
Каждый читал свои стихи, но ни одно из них не было рифмованным. Наверно это тенденция времени. Но ведь рифма у классиков придает такую замечательную музыкальность!
Но новые формы дают новые ощущения, а для этого и пишут.

Денисов Д.А.   14.09.2010 07:43   Заявить о нарушении
Знаете, для меня все это как-то дико. Как будто беседуешь с искусственным интеллектом. Ну разве искусство исчерпывается мыслями и идеями?
А насчет ослабления интереса к литературе вообще, и поэзии в частности, у меня есть очень простое соображение. Сколько грамотных людей было в России во времена Пушкина, и скольким из них были доступны дорогие книги?
Думаю, значительно меньше, чем сейчас. Сегодня авторов и читателей стало больше, а уж людей и способов себя занять - заметно больше. В итоге, читатели просто не могут найти своих авторов, в море информации.

Неназначенные Встречи   17.09.2010 01:34   Заявить о нарушении
Увы! Я говорю прежде всего о наших с женою боссах.
Первый из них солидный и культурный на вид человек
(сын одарённой художницы), произносивший остроумные и красивые спичи во время вечеринок на научных конференциях. Профессор, конечно. Снабдивший нас Фростом. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что он почти ничего не читал и не читает! Весь багаж это муви по ТиВи. Второй еще молодой и способный профессор, директор департамента в университете, ничего не читает, включает на полную мощность радио и балдеет от роков и репов. Больше всех читают эмигранты из России. Так было и раньше, самые начитанные люди в Россие и эмигранты из России. В одном анекдоте Россию называют "Родиной слонов". Сейчас это родина любителей литературы.

Денисов Д.А.   17.09.2010 17:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Неназначенные Встречи
Перейти к списку рецензий, написанных автором Денисов Д.А.
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.09.2010