Рецензия на «Народное голосование. Март-2015» (Большой Литературный Клуб)

Как всегда, понравилось больше 10-ти. И неоднократные перечитывания вкупе с попытками оценить «извне» или, наоборот, копаниями в собственных ощущениях, не особо сократили мой шорт. Который проще было назвать лонгом. Были три текста-лидера, которых не оставил бы за бортом ни за что, и еще добрая треть лонга, при уполовинивании которой я руководствовался очень важным принципом.

К сожалению, мне неизвестным ))
_________________________________________________________

МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «Воробышек»
http://www.stihi.ru/2014/12/12/680 отборочный тур

БРАЗЕРВИЛЛЬ «Колыбель»
http://www.stihi.ru/2015/03/01/3430  номинатор Татьяна Лернер 

АННА РУБИНШТЕЙН «серое 2»
http://www.stihi.ru/2013/04/28/6772 отборочный тур для резидентов

ЗИНАИДА ПАЛАЙЯ «Аминь!»
http://www.stihi.ru/2015/01/25/7754 отборочный тур для резидентов

ЛАНА СТЕПАНОВА «Кто я?»
http://www.stihi.ru/2015/02/27/3936 отборочный тур для резидентов

ГЕННАДИЙ РЯБОВ «Яблоки»
http://www.stihi.ru/2015/03/15/4841 номинатор "Вечерний гондольер"

ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «Карандаши»
http://www.stihi.ru/2015/03/03/3499 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в феврале-2015)

АГАРА «таксисты»
http://www.stihi.ru/2014/12/06/9407 номинатор Алексей Исхаков

ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Сорок»
http://www.stihi.ru/2014/04/06/4352 номинатор Андрей Моисеев

PLAHOV  «Pater Noster»
http://www.stihi.ru/2015/01/27/5273 номинатор «Термитник поэзии»
_________________________________________________________

Вадим Лиандрес   29.03.2015 13:28     Заявить о нарушении
Ну, и из не попавшего в лонг.

Перечитал весь отбор несколько раз, иногда равнодушно просматривая то, что в прошлый раз понравилось, иногда вчитываясь не на шутку в то, что не оценил ранее. Что-то нравилось в них, что-то нет, что-то запомнилось, что-то выветрилось уже во время перехода на следующую рецензию. Но вот список тех текстов, на которых останавливался на каждом «круге», и которые я не могу не отметить:

_________________________________________________________

Рита Круглякова - "Тима"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/14/5862

стихотворение-душа, в котором абсолютно не ощущается спекулирующей искусственности, свойственной многим текстам на такую тему. Рита не пытается писать в стиле "как бы сказал ребенок", не изображает из себя ни "мир во всем мире", ни всеобщую любовь. Наоборот, она четко выделяет для себя именно Тиму. А остальные - подождут. Никаких рефлексий, только бесконечная, четко направленная симпатия. И легкий налет добродушной иронии, невольно придающий ребенку ту взрослость, к которой он так обычно тянется, говорит намного больше, чем любое сюсюканье. Все это дает не обычные "понимающе-созерцательные" ощущения, а эффект присутствия и участия. Думаю, Рита писала даже не с натуры, а по следам своего личного.
Очень понравился слог.
_________________________________________________________

Алёна Рычкова - "о странностях любви"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/09/8747

(копирую из курилки) Поначалу врезался с разгону в переход на женские рифмы. Слишком силен был разгон, слишком мало места для торможения. Но именно эта остановка дала мне возможность перейти на абсолютно иной оттенок продолжения. Жесткость отсутствия выхода перешла тут в некое понимание, фатализм принятия, что ли. Не новая философия, но как минимум понимание того, что это не быт, не окружающие вещи, каждая из которых давит на психику, заставляя прижимать колени к груди, а переход к чему-то большему.
А вот то, что показалось некстати - это "боже мой". Не помешало, нет, но и не усилило (как, наверное, предполагалось) эмоции или освобождение от них. Когда "боже мой" пролетает незамеченным и не оставившим ничего, оно воспринимается, как междометие. А переход к пониманию круговорота тычинок и пестиков, как по мне, не должен быть легким. Хотя это и добавляет некий элемент внезапности, подчеркивая "это просто Life".
Стихотворение мне понравилось именно контрастностью.
_________________________________________________________

Александр Ра 2 - "О рыбках и птичках"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/07/16103

Все стихи Александра, которые я читал, вызывали во мне стойкую ассоциацию с ручьем. Без порогов, омутов или разливов. Легко, быстро, чисто и прозрачно.
Срабатывает ли прием, или это его естественная поэтическая речь, а не умысел, но пропуск слов, вроде бы необходимых синтаксически, и абсолютно необязательных для осмысления, без которых ручей бежит еще быстрее, а подсознание не должно тормозить, разбирая буковки, освобождает от лишних ограничителей и придает дополнительное ускорение.
Но два момента не дали мне доплыть до конца.

Первый – (видимо, моя личная заморочка) – «вжик да вжик». Да, его можно найти во многих текстах (взять хотя бы анекдотичное «вжик, вжик, и больше не мужик»), но так уж вышло, что «Полковник» - это мое любимое стих-ние Царева. Не могу абстрагироваться от ассоциации. Поэтому в этом месте перестаю видеть данный текст, проваливаясь в совершенно другой:

«А хозяин перышком вжик да вжик»

Потом возвращаюсь, но уже с другим настроем. Еще раз подчеркиваю – лично мои тараканы, но мешает.

И второй – дополнение «невыносимым красноречьем», которое мне показалось приумножением сущностей. Александр, скорее всего, предполагал что-то, само собой разумеющееся, но в моей голове оно родило слишком много ассоциаций и новых точек отсчета, чтобы быть неразвернутым.
_________________________________________________________

Елена Албул - "Памяти Р."
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/04/3686

Абстрагируюсь от мысли, что это посвящение (а значит стих-е является замкнутой системой, в которой читатель обычно априори - тело инородное).
Все стихотворение состоит из краткого, емкого и сильного финала. Но на мой вкус, немного не к месту смотрелись некоторые дополнения, которые воспринялись как излишки раствора в достаточно плотной (по лаконичности) кладке. Например:

1. "что сквозь время я вижу (лишь) контура (самую) малость" ---- на мой взгляд, одного из двух уже достаточно для акцента).

2. "А теперь, когда (книга закрыта) и (жизнь прожита)…
     …когда знаю, что скоро (накроет меня чернота)" ---- сравнение закрытой книги с прожитой жизнью уже само по себе можно причислить к клише, а там дальше еще и накрывающая чернота. Усиление, на мой взгляд, должно идти по нарастающей, а не быть практически синонимичным.
Но, несмотря на "лишние" (для меня) слова, которые, в общем-то, не бросились в глаза при первом прочтении, стихотворение в целом мне понравилось.
_________________________________________________________

Елена Наильевна - "Тягуча леность праздничного дня"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/13534

Вроде бы несложно – расслабься и освободи то, что внутри, но когда мы расслабляемся, почему-то чаще выходят либо накопившиеся грязь и груз, либо наше не всегда уверенное в себе представление о возвышенном, либо кухонная философия. А тут я вижу то, что мы держим внутри, не выпуская, не отпуская, не делясь этим ни с кем и ни за какие коврижки.
Одно то, что Елена способна этим делиться и не жадничать, достойно восхищения, но посмотрите, КАК она это делает. Это искусство не многим дается ))
Да и, судя по репликам, а не только моим ощущениям, стих не оставляет места для равнодушия. Это ли не показатель того, что оно удалось?
_________________________________________________________

Евгения Костюкова - "украденная сила"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/8889

обычно не жалую использование библейских тем, тем более ветхозаветных, так как стало трудно отыскать автора, который хотя бы раз к ним не обращался. Но у Евгении настолько "не об этом", настолько грациозно и непринужденно, что впитывается только личностно-эмоциональное, а инстрУмент остается не отсвечивать на периферии. Стих-эмпат. Ну, а финал меня порадовал отдельно. Я не люблю домысливать "продолжение следует" или наоборот - выискивать в стихотворении подходящее место для точки, и Евгения избавила меня как от первого, так и от второго, "подчеркнув нужное" в финале. Люблю контрастные концовки.
_________________________________________________________

Геннадий Акимов - "Летаргия"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/6509

одно из лучших в туре. Одна большая аллегория-аллюзия, с которой авторы обычно срываются на что-то пафосно-гражданское, надрывы или философскую отсебятину в стиле «думай как я». Геннадий же продержался до самого финала, который и замкнул цепь тропов на одно большое смысловое реле.
_________________________________________________________

Алексей Ефипов - "Технологическое-4"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/3532 

Интересно. Очень часто именно интереса и не хватает при чтении стихов. То тема стара, то инструменты потерты, то не ведет ни к чему. А тут - оч. интрересно. И вещество, пройдя все авторские метаморфозы, возвращающееся к всего лишь веществу, как философия по касательной, и СССР с локтем, как ее аргументация.
Вот только "сос" мне не понравился. И понимаю, что он тут для усиления финала и для подведения к СССР, и понимаю, что место для него самое правильное по звучанию, но то, что, чисто морфологически, он часть "насоса", наводит на крамольные мысли о том, что "сос" возник у Алексея случайно. В процессе, так сказать. И пускай большинство стоящих мыслей и возникают в процессе и случайно, но мешает ощущение подсматривания за "вставлением винтика-шпунтика", за самим процессом написания.
Но это, конечно же, только мое восприятие, да и мелочь на фоне остального.
_________________________________________________________

И зачем полез в отборочный… Теперь приходится не легче, чем при выборе из лонга )) Тем не менее:

Рита Круглякова - "Тима"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/14/5862

Елена Наильевна - "Тягуча леность праздничного дня"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/13534

Геннадий Акимов - "Летаргия"
http://www.stihi.ru/rec.html?2015/03/01/6509

Вадим Лиандрес   29.03.2015 13:28   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой.)
Вот как ты, никто не напишет. Ты крут. Ну ты знаешь)

Елена Наильевна   29.03.2015 13:59   Заявить о нарушении
Вадим, благодарю за то, что не прошли мимо. Поклон.

Геннадий Акимов   29.03.2015 20:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Клуб
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Лиандрес
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.03.2015