Рецензия на «Чёрный шар, белый шар. Новый конкурс - 2» (Голоса)

Ладно, воспользуюсь ещё одним клоном...
Это довольно старая вещь, написанная (как практически всё у меня) на блице.
Но недавно я её немного подправил, теперь вот неплохо было бы "выгулять", т.е. "проветрить"...

------------------------------------

Ключ к двери

......Дверь. Заколоченная криво, как будто гроб в чумном бараке. Над лестницей стенное чтиво привычно кроется во мраке. Иду, ступени расчленяя на до и после вечеринки. Скрежещут вычурно трамваи на повороте у тропинки, ведущей к парку вдоль аллеи, где темнота друг молодёжи, но кадры хроники не склеить, и мы хронически итожим одни отчаянные грёзы и все отпетые куплеты, не распрямляя сколиозы в горячке брошенных ответов на суету немых вопросов без продолжения и веры. Дверь, заколоченная косо. Как кошки, ластятся химеры...

......Ключ. На брелке из ожиданий в скрипичный не успел свернуться. В пылу лихих самокопаний извёлся весь, как вошь на блюдце. Он подходил, намереваясь, но не втыкал в глубины сути, и возвращался, нарываясь, блеснув зловещей твёрдой ртутью пред очи тех, кто был причастен, но для причастия не годен. Он был искусен, даже страстен... в секунды, что бывал на взводе. Но взвод подходов и открытий извечно нежил в самоволке неосвящённую обитель с дверями, сбитыми без толку, а также глухо, криво, косо – с пути, где истина в финале. Ключ, цвета слизи абрикоса, был белым, но его обгадить смогла легко, без напряженья товарищей прилежных стая. И не выводит отраженья вода, которая стекает...

......Ключ от дверей. Подходы эти знакомы издавна, до боли. По операм мы те сюжеты проходим судьбами как в школе. Два оборота – нет, не аксель, и не тулуп, лишь телогрейка, в которой был какой-то Вася с тобою рядом на скамейке. С пол-оборота – и затменье. Дрянная, мерзкая погода. Потом настало воскресенье. Христово. Кажется. Сквозь годы. Что пронеслись бесповоротно. Я это вынес, чтоб вернуться... Надежды сводятся поротно. И та же дрожь, и то же блюдце. И тот же я, хоть постаревший и потерявший зубы, веру. Косяк, до срока окосевший. Пролёт, свою познавший меру. И мы с тобой, как ключ и дверца, как два начала: пень, колода. Ключ, ни от мира, ни от сердца. Дверь, без замка и без прохода...

......И всё забито, скрыто, пошло, и всё путём под стать бредущим. Звенят ключами в мутном прошлом во славу темноты в грядущем. Расправив плечи, плечевые разносят сказы и капризы. И все вопросы – ключевые, а ключницы – в исконных ризах... Печальней повести не сыщешь. Ключ заржавел. Дверь не сдержалась. И растворилась – только мыши. И пустота. И бьёт на жалость безвременье круговорота ключей в замках, дверей на петлях. Подъезд, стена в цветах болота. Лишь ночь скрипит по воле ветра...

......Никчемный ключ в проём швыряю, как будто в прорубь на Крещенье. Ушли последние трамваи. В парк отрешённых возвращений...

http://www.stihi.ru/2008/04/29/1224

Тень Бор Га   22.07.2015 00:08     Заявить о нарушении
Подтверждаю, это мой клон.

Bor G   22.07.2015 00:08   Заявить о нарушении
Как всегда, великолепно. Кидаю 3 белых шара.
Но должна сказать, что мне совсем не нравятся последние две фразы второго абзаца. А зачем они вообще нужны?

Электрическая Ящерка   22.07.2015 01:07   Заявить о нарушении
Я не совсем понял, о каких двух фразах идёт речь и что понимать под абзацами. Но на вопрос "зачем они нужны" (безотносительно к конкретике) даже теряюсь в возможных ответах :). Варианты "нужны", "да", "в увязке на различных слоях представления" (нужное подчеркнуть).

Bor G   22.07.2015 01:18   Заявить о нарушении
Цинично, но умно.
3 БШ.

Семён Кац   22.07.2015 04:27   Заявить о нарушении
Классно, Борис! На одном дыхании... 3БШ

Ольга Хворост   22.07.2015 08:46   Заявить о нарушении
3бш. Стильно и сильно.

Змей Горыныч 3   22.07.2015 09:33   Заявить о нарушении
Я имела в виду эти строчки: "Ключ, цвета слизи абрикоса, был белым, но его обгадить смогла легко, без напряженья товарищей прилежных стая. И не выводит отраженья вода, которая стекает..."

Электрическая Ящерка   22.07.2015 10:09   Заявить о нарушении
Один Белый Шар за великолепную третью строфу (ой, то есть абзац)

Олег Долгин   22.07.2015 10:22   Заявить о нарушении
Без шаров пройду

Ольга Найденко   22.07.2015 10:34   Заявить о нарушении
2 белых
желание поиграть словами иногда ухудшает картинку
многие образы - вещь в себе/для себя :)
/но режиссеру виднее ))/

Елька22   22.07.2015 11:04   Заявить о нарушении
Автор безусловно безупречно владеет техникой, у него развито чувство слова, метафорическое мышление, им создана многогранная система образов, но мне совсем не близко то, о чем тут написано, ну не нравится мне "гроб в чумном бараке", цвет слизи абрикоса... Я бы не стала перечитывать это стихотворение - какое-то неприятное послевкусие у меня, простите.

без шаров

Конечная Остановка   22.07.2015 12:07   Заявить о нарушении
техническая рецензия
====================
18 БШ, 0 ЧШ

Светлана Князева 1   22.07.2015 13:43   Заявить о нарушении
Да, не всегда приятные строки. Но тут талант автора ясно виден и заставляет перечитать, чтобы понять то, что ускользнуло при первом прочтении. Многословно, но многогранно.
2 белых.

Влад Деми   22.07.2015 14:23   Заявить о нарушении
мастер есть мастер
3 белых

Соэль Карцев   22.07.2015 15:54   Заявить о нарушении
2 больших белых шара.

Любовь Левитина   22.07.2015 16:02   Заявить о нарушении
Здорово! Малость затянуто:), кое-что кажется не столь уж и обязательным... Но здорово:)

3 белых

Валерий Пестин   22.07.2015 16:23   Заявить о нарушении
3 белых шара.

Юрий Колобов   22.07.2015 21:14   Заявить о нарушении
два-БЕЛ

Лина Жемчуг   23.07.2015 09:01   Заявить о нарушении
3 Альбиносных Шара!

Ксения Бранец   23.07.2015 15:02   Заявить о нарушении
3 Белых шара

Ядреный Хвост   23.07.2015 15:10   Заявить о нарушении
техническая рецензия
====================
46 БШ, 0 ЧШ

Светлана Князева 1   23.07.2015 20:46   Заявить о нарушении
НЕРЕАЛЬНО КРУТО!!!!

3 БЕЛЫХ ШАРА!

Марго Сергеева   24.07.2015 05:23   Заявить о нарушении
2 светлых

Хазрат   24.07.2015 15:29   Заявить о нарушении
"Проветрить" сие "ключное", "ключевое" ли, смогу только я)), Борис. Все вокруг стесняются резать правду - произведение-то, чуть не эпическое)) Что ж, прошу прощения заранее. Ой, как много ветра запускаю - сквозняк просто!

На мой взгляд, здесь "где темнота друг молодёжи" нужно тире "темнота - друг".
Борис, лично я легче принимаю два стопных ударения в слове,(как тЕмнотА) чем одно неточное: "но его обгадить смогла легко, без напряженья товарищЕй прилежных стая.", если слово заменить? "Его друзей", типа и проч. Тут же "По оперАм мы те сюжеты"...
Опять же, не могу привязать к опере "аксель и тулуп"... Грустно, однако.

Далее понятно, что автор "точками" итожит "Потом настало воскресенье. Христово. Кажется. Сквозь годы. Что пронеслись бесповоротно." А у меня "не ложится" на душу.
Если бы парочку точечных знаков убрать? Бывает ведь, в знакомое себе творение автор не "окунается".

А это - мои любимые "коньки":
"над лестницЕй", "в скрипичный нЕ успел свернуться", "в мутном прошлом во славу тЕмноты", "а ключницЫ – в исконных ризах", "И бьёт на жалость безвременьЕ круговорота".

"И растворилась – только мыши." - здесь было бы желательно уточнить, где они,
мыши. Ведь в контексте нет указаний, что за дверью. Я всего лишь о верном построении предложения "проясняю" мысль. "Дверь не сдержалась. Итог(пинок) – за нею только мыши.". Если бы можно было "растворилась" вместо "не сдержалась", но за последним глаголом - рифма - "жалость".

Увы, вот такое я...

Всегда волновало отношение к слову брелок, вернее, к его склонению. И вот нам:

http://www.rg.ru/2013/07/11/brelok.html
"Текст: Марина Королева (блог автора) (сайт) (зам. главного редактора "Эха Москвы")
11.07.2013, 00:20

До недавнего времени двух мнений быть не могло: два брелока, пять брелоков и так далее, словом, если их много, то все они брелоки! Слово по происхождению французское, breloque, и означает в точности то, что мы себе и представляем...

В общем, брелок, брелоки... у вас есть связка ключей без брелОка, а теперь она стала элегантной, с брелОком.

Именно так все и было в словарях еще совсем недавно, надо было всего лишь только иметь в виду, что при склонении слова "брелок" буква О (и, соответственно, звук О) никуда не девается: брелок, брелока, брелоку... А во множественном числе, соответственно - брелоки, брелоков, брелокам и т.д.

При этом мы ежедневно, как ни странно, слышали, как вокруг нас вышеуказанный "брелок" бодро склоняется совсем иначе: брелка, брелку, брелком... Нормативные словари долго стояли насмерть, но, наконец, и они стали потихоньку сдаваться. И вот уже Большой толковый словарь упоминает форму "брелка" (без буквы "о") как разговорную, то есть вполне пригодную к произнесению в неформальной обстановке. А самый большой по объему из современных русских орфографических словарей Орфографический словарь Лопатина так и вовсе ставит формы "брелока" и "брелка" в один ряд.

Интересно, конечно же, что будет происходить с этим словом с течением времени, но уже сейчас приходится признать: брелок становится все менее французским. Обрусел наш "брелок".
"Российская газета" - Неделя №6126 (150)

Так что, к "брелкам" я нынче - без претензий.

Яленка   25.07.2015 15:39   Заявить о нарушении
"Сквозняк" по объёму "удался" на славу, в смысле объёма))
Но без шаров не могу!
Ван вайт, то есть, БЕЛЫЙ 1.

Яленка   25.07.2015 15:46   Заявить о нарушении
3 беленьких шара

Ольга Найденко   25.07.2015 17:35   Заявить о нарушении
техническая рецензия
====================
56 БШ, 0 ЧШ

Светлана Князева 1   25.07.2015 19:39   Заявить о нарушении
Белый шар

Мурашко Андрей   25.07.2015 20:23   Заявить о нарушении
от меня 2БШ

Ольга Домрачева   26.07.2015 12:30   Заявить о нарушении
Написано мастерски.
А перечитывать почему-то не хочется.
При всем уважении к автору - без шаров.

Алёна Лёшина   27.07.2015 04:36   Заявить о нарушении
техническая рецензия
====================
59 БШ, 0 ЧШ

Светлана Илларионова   27.07.2015 11:51   Заявить о нарушении
_Яленка

Лена, ну, тут как бы тоже ничего не ограничивается самым первым слоем восприятия. Этих слоёв значительно больше...
Но по порядку, в соответствии с написанным Вами.

"Темнота друг молодёжи" - это идиоматическое выражение, довольно известное, хоть и относящееся скорее к "городскому фольклору". Если поставить тире, то оно будет выпирать как тире, разделяющее собственно текст всего стиха и накладывать фиктивные смысловые связи. А если поставить кавычки и тире - то намеренно зауживается поле восприятия, акцентируется на этой идиоматичности, а это здесь - не единственный смысловой слой. Поэтому мне показалось, что такая запись является оптимальной.

Теперь ударения. А точнее - ритимический рисунок. Для стиха, записанного в "формате А4", очень важны: соблюдение строгого ритмического рисунка и сильная рифмовука. Иначе стих начнёт "разваливаться", от чего могла бы частично спасти формальная разбивка на строки при обычной записи. Причём в "формате А4" желательно использовать достаточно стандартные размеры и стопы, хотя здесь возможны и исключения. Соответственно у меня здесь - классический четырёхстопный ямб со строго женской рифмовкой во всех строках:
-!-!-!-!-
-!-!-!-!-
-!-!-!-!-
-!-!-!-!-

И подходы к ударным/безударным слогам - как у упомянутого классического ямба. Соответственно:
- Где тЕмнотА друг мОлодЁжи
- Был бЕлым нО егО обгАдить
СмоглА легкО без нАпряжЕнья
ТовАрищЕй прилЕжных стАя
- По ОперАм мы тЕ сюжЕты

Все остальные, как Вы пишете, "коньки" можете сами проверить таким же способом. С ударениями, размером и рифмами (уж поверьте) здесь всё в порядке. Стих "вылизывался" неоднократно.

Кстати, насчёт оперы, к которой Вы пытаетесь что-то привязать. Я, вот, не знаю, тут речь идёт о музыкальном произведении соответствующего жанра или же о герое другого известного идиоматического выражения из "городского фольклора" - "билеты в оперу распространял оперуполномоченный". И подчёркнутая ямбом двойственность ударения как бы подчёркивает и на семантическом уровне этот некий дуализм. А перед "акселем и тулупом" там ещё "два оборота" имеется.

И там не "точками итожит". Там просто по архитектонике стиха такая себе промежуточная кода. Где идёт отрывистое, буквально по слову, изложение. И под стать - грамматическая запись. Тоже один из элементов содержательной палитры.

Да, и там совсем не надо уточнять, где мыши. Вроде должны быть за дверью, которая растворилась (опять же в любом смысле этого слова, а не только в качестве синонима слова "открылась"). Но мыши - они ведь по сути везде. До которых уже. Которые заполнили. И это тоже один из смысловых слоёв...

Да, насчёт "брелка" и его склонений. Тут можно долго дискутировать, но прооще просто заглянуть в соответствующие словари и убедиться, что такая форма вполне допустима и стабильно используется. А если хочется обоснование - то в качестве лучшего источника, на мой взгляд, могу рекомендовать вот эту книгу: Валгина Н.С. "Активные процессы в современном русском языке"
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/index.html

Bor G   27.07.2015 15:58   Заявить о нарушении
техническая рецензия
====================
61 БШ, 0 ЧШ

Светлана Илларионова   30.07.2015 11:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Голоса
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тень Бор Га
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.07.2015