Рецензия на «Михаил Лотман. В поисках Сапфического метра» (Рихард Мор 2)
Если у кого-нибудь возникнет шальная мысль выразить свои соображения по поводу и без повода к этому эссе, то, пожалуйста, сделайте это отдельной рецензией, -- под этой, я бы хотел оставить только свои. Рихард Мор 2 27.09.2015 18:12 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
~~~~~ Мало того, что, вот уж действительно пример Тредиаковского, это 6-стопный Хорей с потерей, так сказать, одного слога, в третьей стопе, так нет же ж, надо было обязательно, вслед за Тредиаковским повторить, что это Сапфический метр! Плюс, перейдя на Силлаботонику, -- что уже, мягко говоря... -- но ладно! -- а где же тогда Пиррихии доктор? Кои подают от тебя успехи -- ? То есть в этой строке их нет? А почему? Ааа!.. Перейдя на Силлаботонику, мы не заметили, как переподключилися к Силлабометрике -- точнее к схеме Сапфического метра (первой формы); а поскольку в ней нет Стопы Пиррихия, то и у нас её не будет; далее, поскольку в схеме Сапфического метра есть определенно Стопы, то о расположении ударов, конешно же знать не обязательно. А зачем? Таким образом, Сапфический метр (третьей формы), с ударами на 1, 5, 8 и 10 слоге, вдруг обнаруживает у себя ещё и 6 (это ж Тредиаковский сказал!): 12345^67890 1о0о1^1о1о1о Как раз, для цезуры (по нему же). Эх, жаль, и второй пример Сапфического метра (в.ф.), не растормошил наши сонные клеточки -- наоборот! -- сразу видно, что наш профессор явно мало знаком с Сапфическим метром. -- отталкиваясь от второй строки Сумарокова, он, зачем-то подрядил Сапфо к 5-стопному Хорею с цезурным наращением -- что возможно только в экстремальном случае, на практике, лично мне, пока не встречавшемся. Ну и соответственно, ещё раз вспомним о принципиальном несоответствии двух типов заимствования... Всё. Всё забыто. А почему? Ну наверное потому, что удобнее интерпретировать Сапфический метр, с позиции Силлаботоники. Что, уже, повторюсь, в корне не верно. Но, давайте уже посмотрим на примеры: Х6-КЛАССИКО. Письмо в бутылке. (Шибко бойко бодрому и возможно уже грамотному маленькому рихорду 250-ей выдержки.) Силы в серебре всяк скупой не взнае На исходе жизни поле загибая Срамно не беда то то ли ещё будет Старцу тоже в мочь вспахивать верблюдом В небе солнце свете согревае кость И от старца в миг убегае злость Топает ногами кто там разбере То ли солнце вышло то ль рихорд пое Вертится по кругу як белка в колесе Ище где б ему по комфортней всесть В этом примере классико-Х6, как вы наверное успели почувствовать, есть трохи усечения на цезуре: Старцу тоже в мочь(?) ^ вспахивать верблюдом (Старец тоже может ^ взбрыкивать верблюдом) и одно наращивание после цезуры: Вертится по кругу ^ ЯК белка в колесе (Вертится по кругу ^ белкой в колесе) Как ещё можно дополнить классико-Хорей о шести стопах? Присылайте примеры. САПФО. Начнём с Х5 (экстрим-бати): Сколько звёзд горит на синем небе, Столько рыб морских и дывчин дивных, -- Столько чудных дев в стране той чудной Ясной душою (трохи подхореил Сапфо Гофмана) Я живу в пустыне {полной} света Один ветер вольный {там} гуляет Не нужна мне только {радость} эта И что делать с нею, {я} не зна{ю} Плавно переходя на Х6 и так далее...: 1 Сколько звёзд на небе сколько разных птиц "Сколько рыб морских и фиалок дивных" Если этот сон мне светит в эту жизнь Я ещё не жил и ничего не видел (Рихард Мор) 2 Я живу в пустыне, вдали от света. Один ветер вольный вокруг гуляет, Не нужна мне только свобода эта, И что делать с нею, душа не знает. (А. Герцык) 3 " Ей не надо было искать предлога. Незаметно уйти это данность свыше И она любила молчать о многом В предрассветный час прощаясь с Парижем Палантин полумрака накинув на плечи " (Лена Летнова) 4 Мой синдром пустоты состоял из наречий И протяжно воя он кричал из воды Зло в нём на изломе злом идёт игра Кто боится звонит за свои права За своё бесправие беспределу ша Беспредельность правит но над всем Душа (Рихард Мор) 5 " Теплоты былой похоронен след в глубине души, болью выжженной. Притяженья нить – порвала'сь вослед меж родных сердец, небом сближенных. И не верится в то, что нас нет вдвоём, – существуем с тобой по отдельности. но упрямые губы твердят своё: "По твоей тоскую я нежности!.." " (Елена Ватолина) 6 " ночь шуршит, шипит, говорит: "шшш!", мотыльком кружит, фонарем мигает... и такая синь кругом, такая тишь, что и ночь сама показалась раем. будто мир вчера не взорвало к черту, и никто не умер, не лишился сна. " (Регина Соболева) 7 " Соответствуй, милая, соответствуй, через раз заглядывая за край. День немотствуй, потом говори, приветствуй. В поддавки со смертью всю ночь играй. Голова покатится – отболится. Синь язык. На два слова – вжик – отсекают жизнь или жгут страницу. Настигает что-то, как тень борзых русских псовых, летящих над самым лугом. " (Мария Маркова) 8 " Приготовь мне просто тепло в печи,* потому что земное я есть не стану.** Я приду, как только встанет река — Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга, —*** ... До того, как устать всем телом и лечь, {с тобой} я хотел необычных вещей для мужчины: **** быть с тобой и укладывать в буквы речь, что, в итоге, сложилось в одну причину. " (Алексей Соломаха) Рихард Мор 2 27.09.2015 18:16 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
~~~~~ * Сапфо, м; ХД(4/1) оо1о1оо1о1 Приготовь мне просто тепло в печи ** ХД5(3/2) оо1оо1оо1о1о потому что земное я есть не стану + Призрак, м; ХД (4/1) оо1о1о1оо1 Я приду как только встанет река *** Х6 1о1о1ооо1о1о Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга, **** Ан4ж оо1оо1оо1оо1о я хотел необычных вещей для мужчины 0__12345 1__оо1о1оо1о1... 2__оо1оо1оо1о1... 3__оо1о1ооо1о1... 4__оо1оо1оо1оо1... Так что там куда и откуда усеклось и подрумянилося? Вот эти два Размера ХД5(3/2) и Х6, что посерёдке, не редкие спутники Сапфо. Причём, если учесть кто больше пользуется её популярностью, то я бы поставил на Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями, -- близкий к Ан4. Не смотря на то, что у Х6 преимущественно два (из трёх) совпадений ударов -- 3 и 5 (1) с Сапфо, тогда как у ХД5, преимущественно, всего один (из двух) -- 3 (1). Странно, да? Ну что, и дальше будем искать взаимодействия Размеров, исключительно, только по схемке, или... как? 1 ХД5(3/2) " Август стелется дымом по краю света, лишь коснёшься крылом обгорелых веток, появляется — нет, не причина — повод лапой выправить "кар" и вцепиться в провод. " (Анна Даркес) 2 Х6... Сколько звёзд на небе сколько разных птиц Сколько рыб морских и фиалок дивных Если этот сон мне светит в эту жизнь Я ещё не жил и ничего не видел Впрочем опять же, ещё раз, где там и что у кого усеклося и подрумянилося? Может быть каждый из представленных Размеров имеет, своё, собственное право на существование? Рихард Мор 2 27.09.2015 18:17 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
~~~~~ 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Формы античного происхождения демонстрируют в русской поэзии принципиально различные возможности реализации метрического задания. Общей закономерностью является, однако, несоответствие реальной метрической структуры её теоретическому осмыслению: первая всегда значительно регулярнее и проще последней. Особенно это касается основной -- силлаботонической -- модели. Заимствованная схема выполняет роль первичного, эксплицитного метра, в то время как поэтические тексты, якобы эту схему реализующие, имеют имплицитно структуру подчас совершенно иного свойства. ... Это же в целом справедливо и в отношении {Сапфического метра}: в основе сапфического 11-сложника лежит силлаботонический двусложник...{ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!..} По сравнению, например, со схемой, приводимой Смотрицким (1о|11|1оо|1о|1о), содержащей стопы хорея, спондея и дактиля, современное стиховедение даёт более регулярную схему сапфического 11-сложника: 1о1х1оо1о1х {ну и что это?} В контексте доминирования силлаботоники в русской поэтической культуре реальная практика вводит этот размер в более привычное русло, сводя его к хореической урегулированности. {АРБАЙТЕН! Да, здравствуют шабашники от Поэзии!..} Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра, стиховедческой теорией не отрефлексированного, но, тем не менее, отчётливо ощущаемого. 4. КОММЕНТАРИИ. Вообще, конешно, интересный этот язык -- глубокомудрый -- настолько, что и не окопаешься. С одной стороны, "реальная практика" вводит Сапфо к хореической урегулированности, (смотрите, выше, приведённые мной примеры) с другой стороны, "Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра", не достаточно "отрефлексированного" (вот я смеюсь), но, "отчётливо ощущаемого." Ну, собственно ещё раз (и, как бы подводя итоги), прежде чем дать две строчки Сапфо, я хочу поделиться с вами двумя строчками Х5 и ещё двумя, подстроенными под их ритмику: Не пугайся бинго не пугайся Не смотри на эти фонари Я живу в пустыне {полной} страсти Сколько звёзд горит от той зари Сколько звёзд горит на высоком небе Сколько рыб морских и фиалок мирных Х5 и Сапфо? Нет? Не подходят друг к другу? Согласен. Теперь Х6 и Сапфо: Сколько звёзд на небе сколько разных птиц Сколько рыб морских и фиалок дивных Да? Подходят друг к другу? Согласен. Но. Никто никуда не переходит и никто не от кого не происходит. Плюс, пару слов о Х6-классико. Так вот, тот Х6, который может взаимодействовать с Сапфо, никаким боком не подходит к Х6-классико: Птичка в небе плачет сколько звёзд горит? Сколько звёзд на небе сколько разных птиц И это я ещё дал полноударную версию. Которой никто не пишет целое стихотворение. А надо ли сравнивать Х6-классико с Сапфо? Ну давайте: Птичка в небе плачет сколько звёзд на небе Сколько звёзд горит на высоком небе Понятно, да? Отчего это зависит? Хм, если не вдаваться в детали синтаксиса (в коих я не знаток), то Сапфический метр, осмысленно идёт на всю строку. Даже с ощутимой цезурой. Которая ритмически ощущается по разному. Например: В невесомом маленьком чёрном платье Уходила так как уходят женщины (Л.Л.) Где здесь цезуры? Но, как бы там ни было, при ощутимой цезуре Сапфического метра, левое полустишие по смыслу: НЕ ЗАКОНЧЕНО. Например: Ей не надо было... И она умела... И равно встречаю... Максимум осмысленности имеют такие полустроки, так сказать: Я живу в пустыне... Воскресав в душе... Сколько рыб морских... Вобщем и целом, Сапфический метр, это ЦЕЛЫЙ СТИХ (правда это не означает что у него нет Стоп). Где лишь для некоего удобства интерпретации принято говорить о двух полустишиях, например с мужской цезурой, это Х3м 1о1о1+2-Я ФОРМА Х3Ж 001о1о. Плюс. Конешно же, те левые полустроки, которые НИКАК НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ПОЛУСТИШИЯМИ, -- скорей всего, и создают, тот Сапфический метр (если у него вообще была какая-нибудь интерпретация)... Или же такая Сапфо, признак взаимодействия с Анапестом. Но опять же... Впрочем, смотрите сами: Ей не надо было^искать предлога Средь лесбосских дев,^безмятежных, чистых, Запевать в хорах^на пирах весёлых Где она умела^молчать о многом А живя в пустыне^вдали от света Уходила так^как уходят женщины Чтобы жить на море^чтобы жить на суше Мозгопудренницей и Русалкой тоже Ну и да конешно же Анапестовой Вобщем, возможно. Надо об этом подумать. Хотя... хоть схемка, хоть синтаксис... -- всё ж проверяется на слух. Но, как бы там ни было, а В отличие от Сапфо, Х6-классико идёт на строку, с заведомо двумя полустишиями, которые, если разделить, -- может и скажут, вам, спасибо: Птичка в небе плачет: Сколько звёзд горит? Не пугайся мальчик. ПТЕНЧИК ГОВОРИТ... Вот они ПЕОНЧАТЫЕ ПОЛУСТИШИЯ, преобладающие в Х6-классико. С Сапфо, такой номер не прокатит: Сколько звёзд горит На высоком небе Сколько птиц морских И фиалок мирных Я живу в пустыне, Вдали от света. И мне ветер {стынет {Шальной кометой} НИ-КУ-ДА. Рихард Мор 2 27.09.2015 18:18 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
~~~~~ Итак, ещё раз о реальной практике Сапфического метра, первой и второй формы. Подводя итог: Во-первых, Сапфо рулит. Во-вторых, Сапфо взаимодействует: 1 С Двухсложниками. Сапфо и Х6-не-классико. 1о1о1оо1о1... С1ф оо1о1оо1о1... С2ф 1о1о1о1о1о1... Х6 оо1о1ооо1о1... Х6 6 Ночь шуршит шипит говорит шшш (Регина Соболева) http://www.stihi.ru/2014/07/17/887 Первая строка, в этом стихотворении Дробный логаэд 5-стопного Хорея... 2 С Трёхсложниками. После ХД5(3/2) к Ан4. 1о1о1оо1о1... С1ф оо1о1оо1о1... С2ф 1о1оо1оо1о1... ХД5 оо1оо1оо101... ХД5 оо1оо1оо10о1... Ан4 3 Немного от... (Лена Летнова) http://www.stihi.ru/2012/08/19/96 Как видите 0, если отталкиваться от Ан4, то ХД5 это Ан4 с минусом сл0га в 4 стопе. Но я не стал бы серьёзно к этому относится, как впрочем и ко всему характерному для Логаэдов, которых то и время кому-то просто необходимо осиллаботонить. Для удобства? Но, господа, такое удобство в Поэзии, это далеко заведомая ложь. Неужели, вам, до сих пор, этого непонятно? Впрочем продолжу по пункту 2. Здесь, преобладание ХД5(3/2), порой очевидно. А то и вообще, авторы пишут исключительно ХД5(3/2). Вывод: Вполне ясно, что Сапфический метр, первой и второй формы, может взаимодействовать, как с Двусложниками -- преимущественно это Х6 без пропуска ударов на 2 и 5 месте; так и с Трёхсложниками -- а именно с 4-стопным Анапестом, через других Логаэдов, а именно -- Призрака, Фалеха -- и особенно через 5-стопный Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями -- 1о1оо1оо1о1... . Отсюда, вполне очевидно, что Сапфический метр, первой и второй формы (да и вообще) не может иметь никакой другой основы, кроме своей собственной -- логаэдической, а значит и Силлабометрической -- тем самым, говорить о Силлаботонике по отношению к Сапфическому метру не вижу никакого смысла, кроме одного -- удобного. P.S. 5 Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина) http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667 7 Соответствуй, милая, соответствуй... (Мария Маркова) http://www.stihi.ru/2010/10/05/136 8 Разожги на окне маячок свечи (Алексей Соломаха) http://www.stihi.ru/2015/08/31/8359 + И катись бутылкой по автостраде (Вера Полозкова) http://www.stihi.ru/2012/07/26/6360 Рихард Мор 2 27.09.2015 18:19 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Сапфическая строфа. Пловец. Каролина Павлова. http://soccult.ru/poem/20898/plovec Колыхается океан ненастный, Высь небесную кроет сумрак серый, Удалой пловец держит путь опасный С твердою верой. Хоть бы бури злость пронеслась над бездной, Хоть бы грянул гром и волна завыла,- Прочен челн его, верен руль железный, Крепко ветрило. Он с враждою волн спорит сильным спором, Не проглянет ли хоть звезда средь мрака, Не мелькнет ли где, над морским простором, Отблеск маяка? Высота темна, и пространство глухо, В небе нет звезды, нет вдали светила. В грудь тоска легла, онемела духа Гордая сила. Не найти пути в этой мгле безбрежной, Не послать к умам существа живого, Чрез свирепый шум глубины мятежной, Тщетного зова. Он напрасную отложил заботу. Гуще стелются полуночи тени; Он улегся в челн, уступая гнету Тягостной лени. Волны тешатся и, друг другу вторя, Злую песнь твердят; все темно и дико. Челн уносится по разливу моря... Море велико. _____ Первые три строки каждой строфы написаны Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы)... Заключительная строка каждой строфы, так называемый Адоний -- 2-стопный Дактиль с женским окончанием. Вторая строка первой строфы -- Фалех. Колыхается океан ненастный ... Он напрасную отложил заботу. ... Гуще стелются полуночи тени; ... Волны тешатся и, друг другу вторя, ... Челн уносится по разливу моря... ... -- Все эти строки имеют общую форму -- Сапфо и Фалеха. -- хх1оооо1о1о . _____ Следующее стихотворение, то ли былина, то ли историческая песня. Автор, Василиса Иванова. http://www.liveinternet.ru/community/2115022/post67937866 Тихо. Кони плывут в ковылях. У дружины полные тулы стрел Да над степью вкруг сокола летят. Идет смерть на степь. Только ты - не встреть! Разнесло хазар вдоль засек, застав, Знать, гнилое семя в пророст пошло, И средь наших троп, и средь наших трав, Средь наземных крох вы-та-и-лось зло. Княже греков бьет, и живится рать, А ушли мужи, тут и жди гостей - По селам, заселкам да хуторам Ходит подлый тать воровать детей. Тихо. Кони плывут в ковылях. У дружины полные тулы стрел Да над степью вкруг сокола летят. Идет смерть на степь. Только ты - не встреть! И рабов-то полные корабли, Что ж хазарским кормчим и ветер свой? Неужели боги ушли с земли, Что ж за торги - русою головой? Где хазары? - в Киеве на пиру - У князей, вишь, злато лишь на уме. А по хуторам с горя мамки мрут... Виноват кто будет? Горыныч Змей! Тихо. Кони плывут в ковылях. У дружины полные тулы стрел Да над степью вкруг сокола летят. Идет смерть на степь. Только ты - не встреть! Вилы, копья, луки - со всех сторон, По былью огонь с хату вышиной. Скольким встать воколь - на охоту, гон - Убивать тебя... а ведь ты ж ручной. Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал, От степных волков нам коров стерег. Ты беги, беги, а меня - оставь, Береги себя, уж таков твой рок _____ Стихотворение написано Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы), но с мужским окончанием. Первая строка -- 4-стопный ХД-Логаэд, м (2/2) 1о1оо1оо1. -- не путать с 3-стопным Анапестом. У князей, вишь, злато лишь на уме. -- Призрак. Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал, -- Призрак. По былью` ого`нь с ХАту_вы`шино`й. -- ритмически читается Сапфическим метром. Рихард Мор 2 27.09.2015 18:21 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
~~~~~ САПФО 3-Й ФОРМЫ. 1 ОЛЬГА ХВОРОСТ «Про детей и мам» http://www.stihi.ru/2013/08/01/8388 За окном дожди поливают утро - Вымокли качели, столбы, дома, В комнате спокойно, тепло, уютно Девочки играют в детей и мам. -Мама, я тебе принесла цветочки, -Мама, а какой у слонёнка дом? -Я сегодня буду любимой дочкой! -Мама, а когда мы гулять пойдём? - Мама, я помыла уже посуду, А теперь нам надо идти к врачу. -Можно, завтра я нашей мамой буду? Я ведь тоже мамой побыть хочу! Дождик по карнизу стучит упрямо, Во дворе повсюду вода и грязь, В детском доме дети играют в маму, В ту, что потерялась - потом нашлась. -------------------------------------------------------- В стихе любопытный оригинальный ритм. Логаэд структуры /---/--/-/(-). Да вот только для данного содержания он как на корове седло. И еще: такой ритм "разгоняет" строку к концу, усиливая акцент на клаузулах. Поэтому, чтобы особенность ритма заиграла в полную силу, под рифмой не должно быть случайных и неважных слов. А здесь их полно. ... Нормально - только последний катрен. http://www.stihi.ru/2015/04/08/10493 Тимофей Бондаренко ==================== Во-первых, конешно же в этом стихотворении преобладает 3-я форма Сапфо, но, это не значит, что здесь нет 2-й формы, которую нельзя прочитать как 3-ю*: -Я сегодня буду любимой дочкой! А теперь нам надо идти к врачу. -Можно, завтра я нашей мамой буду?* Я ведь тоже мамой побыть хочу! Во дворе повсюду вода и грязь, В детском доме дети играют в маму, Из шести строк, только одна такая строка*. Далее. Странно, что критик не услышал ритмики Х6 в первой строке: За окном дожди поливают утро = За окном дожди Поливают утро Ты меня не жди Встретил камасутру + За окном дожди Поливают Ты меня не жди Дорогая + За окном дожди ПОЛИВА`ЮТ утро ВЫ`МОКЛИ... -- НЕУДАЧНЫЕ ОБОРОТЫ, поддержанные уда`рными аллитерациями. Касательно же слов о Ритме этого стиха, то, мягко говоря, наш критик, опять глубоко не прав. Потому что, Ритмика 3-й формы Сапфо, в принципе тактовиковая, а в данном стихе, мало того также тактовиково заряжает и 2-ю форму Сапфо. -- и всё вместе Ритмика такой Сапфо, вот уж действительно близка к Ритмике Х6-классико, а значит нужно было (в любом случае) учитывать два полустишия. Ну и вообще, разговор о клаузулах (концах) в Сапфическом метре тоже из ряда вон. Потому что Сапфо не Фалех. Раз. Два. Причём здесь проходные окончания? Вобщем и целом, наш критик, гадая на кофейной гуще угадал только последнюю строфу -- она действительно самая удачная. Но, заметьте: В детском доме дети играют в маму, В ту, что потерялась - А потом нашлась. В принципе, автор выдержал ударный объём 2-й и 3-й форм Сапфо, но, -- а стоило ли так?.. Рихард Мор 2 27.09.2015 18:23 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
~~~~~ 2 Теперь, хочется познакомить вас с ещё одним примером Сапфического метра, где преобладает 3-я форма (и *может читаться третьей 2-я форма Сапфо*): Моя война (Рика Лиль) http://www.stihi.ru/2010/01/04/7401 Эта остановка – конец пути. Выход. Королевство кривых зеркал. Ты им – вечный вызов. Ты – прототип – Чудик с искрой жизни в окне зрачка. Тише! Эти чуют чужую боль. Ах, ты не был сильным? Заткнись, и стань! Видишь эти стены? Пробей их лбом – Воля – как и ярость – сминают сталь. *А на наших стягах – подруга-ночь. А за нас все кошки – и крепкий ром. Ты готов сломаться? Могу помочь! Лучше сразу сдохнуть, чем жить рабом.* Горький вкус свободы – и пить до дна. К черту королевство стеклянной лжи. Гимном возрожденья – моя война: Только на осколках восходит жизнь. _____ А вот эти строки: Горький вкус свободы – и пить до дна. К черту королевство стеклянной лжи. в принципе читаются первой и третьей формой без каких-либо нюансов невзаимодействия друг с другом. Хотя конешно 3-й удар на вкусе так и так не слишком акцентирован, нежели 1-й и 5-й, поэтому... ну и хватит об этом. 3 Далее хочется познакомить вас, с тем редким случаем*, когда в доминирующем Х6-классико встречается Сапфо 3-й формы. Но. Интересно. Смеюсь. Ошибка ли это? * Девочка из детства (Соэль Карцев) http://www.stihi.ru/2014/02/08/1661 ... Рута расскажи мне про поля и звуки, Что над ними вечно в прошлое летят, Рута протяни мне, ты, родные руки, Рута, ты пойми, я хочу назад Там живёшь лишь чувством, крылья из простора, Папа с мамой вместе и глаза горят Рута, я ушёл и вернусь нескоро, Пусть об этом люди долго говорят. ... ===== Итак, вывод: Совершенно очевидно, что Сапфический метр 3-й формы, предполагает, во-первых, тактовиковый Ритм, во-вторых, вполне себе может взаимодействовать с Х6-классико. Но. На примере "Моей войны" я думаю ясно, что Сапфо 3-й формы, это Сапфо 3-й формы и не о какой хореизации речи быть не может. Весьма своеобразный Тактовик Асеева "Синие гусары" http://militera.lib.ru/poetry/russian/aseev/04.html 3 Розовые губы, витой чубук, синие гусары - пытай судьбу! Вот они, не сгинув, не умирав, снова собираются в номерах.* Скинуты ментики, ночь глубока, ну-ка, запеньте-ка полный бокал!** Нальем и осушим и станем трезвей: - За Южное братство, за юных друзей.*** * -- до этого момента Сапфо... 3-й формы или? ** -- до этого момента Диметр 4-стопного Дактиля..., или? *** -- до этого момента Диметр 4-стопного Амфибрахия..., или? Вот таки дела. На этом о Сапфо 3-й формы всё... Рихард Мор 2 27.09.2015 18:25 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
РАЗНОСТОПНЫЙ ЛОГАЭД. 1 ПРИМЕР: Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина) http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667 Надо мной нещадно куражится грусть-печаль моя – да из ночи в ночь, напитала душу, и, кажется, не изгнать тоску – мне из сердца прочь. Теплоты былой похоронен след в глубине души, болью выжженной. Притяженья нить – порвала'сь вослед меж родных сердец, небом сближенных. Не поверить в то, что нас нет вдвоём, – существуем лишь по отдельности, но упрямо губы твердят своё: "По твоей тоскую я нежности!.." Трепеща, шепчу в полутьме слова, заигравшись, видимо, с разумом, понимая вряд ли в судьбе едва, что давно больна вышесказанным… _____ В первой строфе, нечётные строки -- Пкбс, д; чётные, ритмически, -- Двойной кольцовский пятисложник в одной строке. А так-то -- Сапфо, м. В остальных строфах, нечётные строки -- Сапфо, м. Чётные -- Пкбс, д. ; Во второй строфе, ритмически также ощущается дыхание кольцовсково пятисложника. А заключительные па Пкбс -- он и есть: ...болью выжженной. ...небом сближенных. и так далее... Тем самым, влияя на ритмику Сапфического метра. Делая её немного более агрессивной и в тоже время более плавной. Вобщем и целом в Сапфическом метре этого стиха 3 и 8 удары, кое-где сильнее, нежели 5 и 10 удары. Плюс, Пкбс, не мало этому способствует. 2 ПРИМЕР: кама-с-утра (Наталья Маржан) http://www.stihi.ru/2008/01/18/548 Одного не хватит… Собьюсь со счета. У мгновения множество лиц… - Ты придумал грани, пределы, квоты, Защищая свой Аустерлиц… Я вдыхаю ветер и верю слепо, Что любовь – это лучший связной. Собираюсь с духом – штурмую крепость И цитирую осень: «Ты мой!» ( Первый снег, что выпал сегодня утром, Хоть твердят все кругом: «зима…» ) Если верить нормам твоей Камасутры, Можно просто лишиться ума… И вполне логично сдаться без боя, Не выпрашивать счастье взаймы, Отменить все «против» и нам с тобою Перейти наконец-то на «мы»… И забыть о в небе парящих стерхах, О соблазнах Мальдив и Багам… - И не важно, кто из нас будет сверху – Одинаково близко к богам… http://www.stihi.ru/rec.html?2008/01/18/918 " Рецензия Интересное, но ритмически тяжёлое стихотворение. Не каждый сразу поймёт, что в нечётных стихах (строках) необходимо две паузных цезуры, которые, по месту расположения, имеют "псевдослучайный" характер. Из ритмического рисунка произведения "выбились" два стиха: Хоть твердят все кругом: «зима…» Если верить нормам твоей Камасутры, Первый - использованием паузной цезуры, а второй - отсутствием одной цезуры. С уважением, Тамара Северцева " НЕЧЁТНЫЕ строки -- Сапфо. Если верить нормам твоей Камасутры, -- оо1о1оо1оо1о -- ХД5(3/2), -- редкий гость. Обычно, как вы наверное уже успели заметить с Сапфо танцует другой ХД5(3/2), -- оо1оо1оо1о1о . И вполне логично сдаться без боя, -- Призрак. ЧЁТНЫЕ -- Ан3. Хоть твердят все кругом: «зима…» -- Гликоней, 1о1оо1о1 . Касательно критики, то хочется лишь пояснить (ОПЯТЬ И ВНОВЬ. Только уже здесь), что эти строки не ИЗ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА выбились (или "закавычились"), а из МЕТРИЧЕСКОГО. То есть, поскольку ударность Сапфо, это 1, 3, 5, 8* и 10* слоги; а Призрака, -- 1, 3, 5, 7* и 10 слоги; и представленного ХД5(3/2), -- 1, 3, 5, 8 и 11* слоги, то соответственно, если отталкиваться от Хорео-дактилического логаэда, -- шагающего, здесь, преимущественно Сапфическим метром, то в Призраке, попадая на несвойственный ему 7 удар, и в ХД5(3/2) на не свойственный ему 11 удар -- он или парится или нет. Хоть в кавычках, хоть без. Но никак не выпаданием из ритмического рисунка. Потому что рисунок, предполагает слепок, статичность, -- схему, тогда как Ритм, это всегда -- полное движение -- идущее от первой до последней буквы. И вот это, 1о1о1оо1о1о -- не надо называть Ритмикой. А то У Уважаемого читателя может сложиться мнение, что каждый стих состоит из 11 и 9 букв соответственно.:-D Ну а о цезурах и прочих паузах, -- БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. P.S. Для статистики: Защищая свой Аустерлиц… -- обратимая строка. 3 ПРИМЕР: Вдохновение Севера (Саша Бест) http://www.stihi.ru/2014/12/07/3736 Я читала линии на ладонях – Вдохновение Севера. Я брала чабрец, кардамон и донник, Чтобы выманить Серого. Я шептала: «Бабка, бабка сорока, Напугай, чтоб помучился. Ты скажи, что сгинет он раньше срока, Коль со мной не обручится. Он кивал на бабкины предсказанья, Я в стороночке слушала. Чтобы выжить – мужем верным мне станет, Самым преданным суженным. Он взглянул: в груди моей солнце село Предзакатными красками. «Ты прости, красавица, - молвил Серый, - Я лишь лесом обласканный» И ушел, свободный, судьбе навстречу, Растворяясь в лесной листве. А за ним спокойно сгущался вечер, И кукушка кричала вслед. НЕЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Сапфо; Я шептала: «Бабка, бабка сорока, Чтобы выжить – мужем верным мне станет, -- Призрак. ЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Ан2; в последней строфе, Гликоней. Рихард Мор 2 27.09.2015 18:32 Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
~~~~~ Теперь о практике Сапфо(-пиррихийной) (внутри строки). Вы не поверите, но такая тоже есть. Как пример, её, уже здесь был: Соответствуй, милая, СООтветствуй, через раз заглядываЯ ЗА край. оо1о1оо001о 1о1о1оо001 С одной стороны, да, это Сапфо с Пиррихием 4-стопы (с Пиррихием 1-стопы не в счёт), с другой стороны, пропуск 8 удара предполагает общую форму Сапфического и Призрачного метров, так как, пропуск 7 удара у Призрака означает ту же схемку, что и у Сапфо, -- разница лишь в виде и обозначении. Итак, ещё раз, те же самые строки Сапфо: Соответствуй, милая, СООтветствуй, через раз заглядываЯ ЗА край. оо1о1оо001о 1о1о1оо001 ПХДПХ ХХДПХм У Призрака эти строки будут такими: Соответствуй, милаЯ, СООтветствуй, через раз заглядывАЯ ЗА край. оо1о1о0001о 1о1о1о0001 ПХХТХ ХХХТХм То есть заместо Пиррихия Сапфо у Призрака существует Трибрахий -- трёхсложная Стопа с тремя не ударами. Такие формы, по Метру, называются -- общие. У Сапфо и Призрака, есть ещё одна общая форма, только с двумя пропусками ударов внутри строки: Раненными крыльями оттолкнусь 1о001оо001 -- С. 1о001о0001 -- П. Ну и, как пример, такой призрачной Сапфо, стихотворение: Раненое-раненое небо.. (Яны Мракорис) http://www.stihi.ru/2010/10/01/8197 В тревоге за наше будущее.. Раненое-раненое небо над головой.. И в плену закрытых оконных рам Я слежу за парусом над рекой, Что без сил отдался её волнам.. Крики чаек с берега позовут, Разрывая лезвием небеса. Новый день вчерашнему пулю в грудь И в лицо открытое горсть песка.. Я хочу к нему! Я хочу туда! Я могу сберечь его и спасти! Только мне не вырваться из стекла.. Не разбить хрустальные витражи.. Крылья лебединые мне раскрыть Никогда, наверно, не суждено.. Знаешь, я смогла бы тебя любить. И ты здесь.. Ты смотришь в моё окно.. Ищешь что-то, вглядываясь в глаза, В изумрудно-ласковую их глубь.. Просишь у всевышнего волшебства, Чтоб на миг коснуться моих губ.. Снова в отраженьи кривых зеркал Резаными крыльями оттолкнусь. Ты меня такую ещё не знал, Я умру, но всё же к тебе вернусь.. Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала Тысячей осколков тщедушных зим! Я лечу к вам, раненые облака.. Умирая, падаю вслед за ним.. Со всей силы бьюсь о стекло крылом, Раздирая душу и тело в кровь.. Новый день, укрывшийся под зонтом, Предъявляет плату мне за любовь.. Раненое-раненое небо над головой, В красных пятнах розовый горизонт.. И кружатся призраки надо мной, Бросившейся камнем под небосвод.. и упавшей замертво. _____ Примечательные моменты: Никогда`, наве`рно, не суждено`.. Зна`ешь, я смогла` бы тебя` люби`ть.* Насколько пластична 3-форма* Сапфо в этом стихотворении. И в целом, благодаря формам Сапфо-Призрак и 2-я форма Сапфического метра, вот уж действительно: Ты меня такую ещё не знал, Я умру, но всё же к тебе вернусь.. Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала Тысячей осколков тщедушных зим! Кстати, в этом стихе есть ещё один наш старый знакомый, -- дробный Логаэд 5-стопного Хорея...: Чтоб на миг коснуться моих губ.. Есть в этом стихе и элемент кольцовского пятисложника: Я хочу к нему! Я хочу туда! P.S. Касательно же других общих форм, то, есть ещё одна (ранее рассмотренная в приложении 5) Сапфо-Фалех, но она, -- скорее исключение, чем правило, её случаи, скорее элементы разнообразить ритмику основных 1 и 2 форм Сапфо и, -- в той или иной степени, мне не встречалось стихотворение, где было бы подавляющее преимущество этой формы Сапфо-Фалех, -- поэтому, как только так сразу. Всё... ~~~~~ И у меня пока тоже... Рихард Мор 2 27.09.2015 18:34 Заявить о нарушении
Да, где уж там.. "шальная мысль".. Надо ходить на лекции, сидеть в аудитории, слушать препода, а потом приходить с зачётной книжкой. :)
Сапфический метр. Я думаю, что он возник не у нас, а в Четвёртом Измерении. До нас дошли лишь отголоски от бывшей великой культуры русских Антов. К тому. же, русский язык по дьявольски исковеркан реформами русского языка и церковно-славянскими неологизмами. Как известно, древний русский язык содержал более сотни букв. Каждая исчезнувшая и потерянная буква - это утерянная тропа к "Сапфическому метру". Оракул Дианы 28.09.2015 06:27 Заявить о нарушении
Честно говоря ничё не пойму. Вот глянул в свидетельство первых пять крыш Хорея, а там: Логаэды. Вариации первых форм, IV крыши Хорея http://www.stihi.ru/2015/06/08/3651
Дорогая, Оракул!:-D Вот я и сам подумал, а к чему бы это?:-D Да, да, лекции и всё такое, но -- нет ничего более практичнее, чем не знающие закрома Стихирустии. Кстати, как вы думаете, а древние греки и римляне были птицами, раз они свои стихи пели?:-D Насчёт букв, позвольте с вами не согласиться. Оставили только нужные. Впрочем, чтобы это знать наверняка, -- надо это знать. А потом доказать. Причём по-русски. Ибо, те, все доказательства, которые мне пришлось прочесть -- для птиц. Вера, ничем не отличающаяся от любой другой. Рихард Мор 2 28.09.2015 11:43 Заявить о нарушении
Греки - это креги, - смешанная раса.
Римляне-сабиняне - основатели Рима и это те же самые курды, потомки Бога-Всевышнего. Я тоже читала о пропавших буквах и некоторые исследователи даже смогли восстановить звук. Но, смысл наверно уже восстановить невозможно. Каждая буква - это мысль и знание. Сколько знаний ушло вместе с исчезнувшими буквами и кто сможет это узнать? Оракул Дианы 28.09.2015 22:14 Заявить о нарушении
Каждая буква это знание? Возможно. А знание, как мы знаем, не только может нести пользу. Отсюда, если кто-то и узнает все эти буквы, то скажет ли о них? Впрочем, опять же, любая буква это своеобразная клетка для Звука. Любая молитва, проверенная временем, сказанная без сердца, так сказать -- ни на что не годна. Так пишут духовидцы многих религий. Так какой смысл от Алфавита, даже от самого-самого, если он достанется чёрствому человеку? Поэтому я и не верю многим этим сказителям проповедникам чистоты и благолепия древнего Алфавита. А их благолепию верю. Потому что лепят красиво.
Рихард Мор 2 29.09.2015 12:57 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |