Рецензия на «Михаил Лотман. В поисках Сапфического метра» (Рихард Мор 2)

Если у кого-нибудь возникнет шальная мысль выразить свои соображения по поводу и без повода к этому эссе, то, пожалуйста, сделайте это отдельной рецензией, -- под этой, я бы хотел оставить только свои.

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:12     Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

~~~~~

Мало того, что, вот уж действительно пример Тредиаковского, это 6-стопный Хорей с потерей, так сказать, одного слога, в третьей стопе, так нет же ж, надо было обязательно, вслед за Тредиаковским повторить, что это Сапфический метр! Плюс, перейдя на Силлаботонику, -- что уже, мягко говоря... -- но ладно! -- а где же тогда Пиррихии доктор?

Кои подают от тебя успехи -- ?

То есть в этой строке их нет? А почему? Ааа!..

Перейдя на Силлаботонику, мы не заметили, как переподключилися к Силлабометрике -- точнее к схеме Сапфического метра (первой формы); а поскольку в ней нет Стопы Пиррихия, то и у нас её не будет; далее, поскольку в схеме Сапфического метра есть определенно Стопы, то о расположении ударов, конешно же знать не обязательно. А зачем? Таким образом, Сапфический метр (третьей формы), с ударами на 1, 5, 8 и 10 слоге, вдруг обнаруживает у себя ещё и 6 (это ж Тредиаковский сказал!):

12345^67890
1о0о1^1о1о1о

Как раз, для цезуры (по нему же).

Эх, жаль, и второй пример Сапфического метра (в.ф.), не растормошил наши сонные клеточки -- наоборот! -- сразу видно, что наш профессор явно мало знаком с Сапфическим метром. -- отталкиваясь от второй строки Сумарокова, он, зачем-то подрядил Сапфо к 5-стопному Хорею с цезурным наращением -- что возможно только в экстремальном случае, на практике, лично мне, пока не встречавшемся. Ну и соответственно, ещё раз вспомним о принципиальном несоответствии двух типов заимствования... Всё. Всё забыто. А почему? Ну наверное потому, что удобнее интерпретировать Сапфический метр, с позиции Силлаботоники. Что, уже, повторюсь, в корне не верно.

Но, давайте уже посмотрим на примеры:

Х6-КЛАССИКО.

Письмо в бутылке. (Шибко бойко бодрому и возможно уже грамотному маленькому рихорду 250-ей выдержки.)

Силы в серебре всяк скупой не взнае
На исходе жизни поле загибая
Срамно не беда то то ли ещё будет
Старцу тоже в мочь вспахивать верблюдом

В небе солнце свете согревае кость
И от старца в миг убегае злость
Топает ногами кто там разбере
То ли солнце вышло то ль рихорд пое
Вертится по кругу як белка в колесе
Ище где б ему по комфортней всесть

В этом примере классико-Х6, как вы наверное успели почувствовать, есть трохи усечения на цезуре:

Старцу тоже в мочь(?) ^ вспахивать верблюдом
(Старец тоже может ^ взбрыкивать верблюдом)

и одно наращивание после цезуры:

Вертится по кругу ^ ЯК белка в колесе
(Вертится по кругу ^ белкой в колесе)

Как ещё можно дополнить классико-Хорей о шести стопах? Присылайте примеры.

САПФО.

Начнём с Х5 (экстрим-бати):

Сколько звёзд горит на синем небе,
Столько рыб морских и дывчин дивных, --
Столько чудных дев в стране той чудной
Ясной душою
(трохи подхореил Сапфо Гофмана)

Я живу в пустыне {полной} света
Один ветер вольный {там} гуляет
Не нужна мне только {радость} эта
И что делать с нею, {я} не зна{ю}

Плавно переходя на Х6 и так далее...:

1
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
"Сколько рыб морских и фиалок дивных"
Если этот сон мне светит в эту жизнь
Я ещё не жил и ничего не видел
(Рихард Мор)

2
Я живу в пустыне, вдали от света.
Один ветер вольный вокруг гуляет,
Не нужна мне только свобода эта,
И что делать с нею, душа не знает.
(А. Герцык)

3
"
Ей не надо было искать предлога.
Незаметно уйти это данность свыше
И она любила молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем

Палантин полумрака накинув на плечи
"
(Лена Летнова)

4
Мой синдром пустоты состоял из наречий
И протяжно воя он кричал из воды

Зло в нём на изломе злом идёт игра
Кто боится звонит за свои права
За своё бесправие беспределу ша
Беспредельность правит но над всем Душа
(Рихард Мор)

5
"
Теплоты былой похоронен след
в глубине души, болью выжженной.
Притяженья нить – порвала'сь вослед
меж родных сердец, небом сближенных.

И не верится в то, что нас нет вдвоём, –
существуем с тобой по отдельности.
но упрямые губы твердят своё:
"По твоей тоскую я нежности!.."
"
(Елена Ватолина)

6
"
ночь шуршит, шипит, говорит: "шшш!",
мотыльком кружит, фонарем мигает...
и такая синь кругом, такая тишь,
что и ночь сама показалась раем.
будто мир вчера не взорвало к черту,
и никто не умер, не лишился сна.
"
(Регина Соболева)

7
"
Соответствуй, милая, соответствуй,
через раз заглядывая за край.
День немотствуй, потом говори, приветствуй.
В поддавки со смертью всю ночь играй.
Голова покатится – отболится.
Синь язык. На два слова – вжик –
отсекают жизнь или жгут страницу.
Настигает что-то, как тень борзых
русских псовых, летящих над самым лугом.
"
(Мария Маркова)

8
"
Приготовь мне просто тепло в печи,*
потому что земное я есть не стану.**

Я приду, как только встанет река —
Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга, —***
...
До того, как устать всем телом и лечь, {с тобой}
я хотел необычных вещей для мужчины: ****
быть с тобой и укладывать в буквы речь,
что, в итоге, сложилось в одну причину.
"
(Алексей Соломаха)

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:16   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

~~~~~

* Сапфо, м; ХД(4/1) оо1о1оо1о1
Приготовь мне просто тепло в печи

** ХД5(3/2) оо1оо1оо1о1о
потому что земное я есть не стану

+ Призрак, м; ХД (4/1) оо1о1о1оо1
Я приду как только встанет река

*** Х6 1о1о1ооо1о1о
Фрейзер, Свислочь, Мата, Миссиссипи, Волга,

**** Ан4ж оо1оо1оо1оо1о
я хотел необычных вещей для мужчины

0__12345
1__оо1о1оо1о1...
2__оо1оо1оо1о1...
3__оо1о1ооо1о1...
4__оо1оо1оо1оо1...

Так что там куда и откуда усеклось и подрумянилося?

Вот эти два Размера ХД5(3/2) и Х6, что посерёдке, не редкие спутники Сапфо. Причём, если учесть кто больше пользуется её популярностью, то я бы поставил на Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями, -- близкий к Ан4. Не смотря на то, что у Х6 преимущественно два (из трёх) совпадений ударов -- 3 и 5 (1) с Сапфо, тогда как у ХД5, преимущественно, всего один (из двух) -- 3 (1). Странно, да? Ну что, и дальше будем искать взаимодействия Размеров, исключительно, только по схемке, или... как?

1 ХД5(3/2)
"
Август стелется дымом по краю света,
лишь коснёшься крылом обгорелых веток,
появляется — нет, не причина — повод
лапой выправить "кар" и вцепиться в провод.
"
(Анна Даркес)

2 Х6...
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
Сколько рыб морских и фиалок дивных
Если этот сон мне светит в эту жизнь
Я ещё не жил и ничего не видел

Впрочем опять же, ещё раз, где там и что у кого усеклося и подрумянилося? Может быть каждый из представленных Размеров имеет, своё, собственное право на существование?

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:17   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

~~~~~

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

Формы античного происхождения демонстрируют в русской поэзии принципиально различные возможности реализации метрического задания. Общей закономерностью является, однако, несоответствие реальной метрической структуры её теоретическому осмыслению: первая всегда значительно регулярнее и проще последней. Особенно это касается основной -- силлаботонической -- модели. Заимствованная схема выполняет роль первичного, эксплицитного метра, в то время как поэтические тексты, якобы эту схему реализующие, имеют имплицитно структуру подчас совершенно иного свойства.
...
Это же в целом справедливо и в отношении {Сапфического метра}: в основе сапфического 11-сложника лежит силлаботонический двусложник...{ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!..}
По сравнению, например, со схемой, приводимой Смотрицким (1о|11|1оо|1о|1о), содержащей стопы хорея, спондея и дактиля, современное стиховедение даёт более регулярную схему сапфического 11-сложника:

1о1х1оо1о1х

{ну и что это?}

В контексте доминирования силлаботоники в русской поэтической культуре реальная практика вводит этот размер в более привычное русло, сводя его к хореической урегулированности. {АРБАЙТЕН! Да, здравствуют шабашники от Поэзии!..} Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра, стиховедческой теорией не отрефлексированного, но, тем не менее, отчётливо ощущаемого.

4. КОММЕНТАРИИ.

Вообще, конешно, интересный этот язык -- глубокомудрый -- настолько, что и не окопаешься. С одной стороны, "реальная практика" вводит Сапфо к хореической урегулированности, (смотрите, выше, приведённые мной примеры) с другой стороны, "Хорей выступает здесь в роли вторичного, имплицитного метра", не достаточно "отрефлексированного" (вот я смеюсь), но, "отчётливо ощущаемого." Ну, собственно ещё раз (и, как бы подводя итоги), прежде чем дать две строчки Сапфо, я хочу поделиться с вами двумя строчками Х5 и ещё двумя, подстроенными под их ритмику:

Не пугайся бинго не пугайся
Не смотри на эти фонари
Я живу в пустыне {полной} страсти
Сколько звёзд горит от той зари

Сколько звёзд горит на высоком небе
Сколько рыб морских и фиалок мирных

Х5 и Сапфо? Нет? Не подходят друг к другу? Согласен.

Теперь Х6 и Сапфо:

Сколько звёзд на небе сколько разных птиц
Сколько рыб морских и фиалок дивных

Да? Подходят друг к другу? Согласен. Но. Никто никуда не переходит и никто не от кого не происходит. Плюс, пару слов о Х6-классико.

Так вот, тот Х6, который может взаимодействовать с Сапфо, никаким боком не подходит к Х6-классико:

Птичка в небе плачет сколько звёзд горит?
Сколько звёзд на небе сколько разных птиц

И это я ещё дал полноударную версию. Которой никто не пишет целое стихотворение. А надо ли сравнивать Х6-классико с Сапфо? Ну давайте:

Птичка в небе плачет сколько звёзд на небе
Сколько звёзд горит на высоком небе

Понятно, да? Отчего это зависит? Хм, если не вдаваться в детали синтаксиса (в коих я не знаток), то Сапфический метр, осмысленно идёт на всю строку. Даже с ощутимой цезурой. Которая ритмически ощущается по разному. Например:

В невесомом маленьком чёрном платье
Уходила так как уходят женщины
(Л.Л.)

Где здесь цезуры?

Но, как бы там ни было, при ощутимой цезуре Сапфического метра, левое полустишие по смыслу: НЕ ЗАКОНЧЕНО. Например:

Ей не надо было...
И она умела...
И равно встречаю...

Максимум осмысленности имеют такие полустроки, так сказать:

Я живу в пустыне...
Воскресав в душе...
Сколько рыб морских...

Вобщем и целом, Сапфический метр, это ЦЕЛЫЙ СТИХ (правда это не означает что у него нет Стоп). Где лишь для некоего удобства интерпретации принято говорить о двух полустишиях, например с мужской цезурой, это Х3м 1о1о1+2-Я ФОРМА Х3Ж 001о1о.

Плюс. Конешно же, те левые полустроки, которые НИКАК НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ПОЛУСТИШИЯМИ, -- скорей всего, и создают, тот Сапфический метр (если у него вообще была какая-нибудь интерпретация)... Или же такая Сапфо, признак взаимодействия с Анапестом. Но опять же... Впрочем, смотрите сами:

Ей не надо было^искать предлога
Средь лесбосских дев,^безмятежных, чистых,
Запевать в хорах^на пирах весёлых
Где она умела^молчать о многом
А живя в пустыне^вдали от света
Уходила так^как уходят женщины
Чтобы жить на море^чтобы жить на суше
Мозгопудренницей и Русалкой тоже
Ну и да конешно же Анапестовой

Вобщем, возможно. Надо об этом подумать. Хотя... хоть схемка, хоть синтаксис... -- всё ж проверяется на слух.

Но, как бы там ни было, а

В отличие от Сапфо, Х6-классико идёт на строку, с заведомо двумя полустишиями, которые, если разделить, -- может и скажут, вам, спасибо:

Птичка в небе плачет:
Сколько звёзд горит?
Не пугайся мальчик.
ПТЕНЧИК ГОВОРИТ...

Вот они ПЕОНЧАТЫЕ ПОЛУСТИШИЯ, преобладающие в Х6-классико.

С Сапфо, такой номер не прокатит:

Сколько звёзд горит
На высоком небе
Сколько птиц морских
И фиалок мирных

Я живу в пустыне,
Вдали от света.
И мне ветер {стынет
{Шальной кометой}

НИ-КУ-ДА.

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:18   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

~~~~~

Итак, ещё раз о реальной практике Сапфического метра, первой и второй формы. Подводя итог:

Во-первых, Сапфо рулит. Во-вторых, Сапфо взаимодействует:

1 С Двухсложниками.

Сапфо и Х6-не-классико.

1о1о1оо1о1... С1ф
оо1о1оо1о1... С2ф
1о1о1о1о1о1... Х6
оо1о1ооо1о1... Х6

6
Ночь шуршит шипит говорит шшш (Регина Соболева)
http://www.stihi.ru/2014/07/17/887

Первая строка, в этом стихотворении Дробный логаэд 5-стопного Хорея...

2 С Трёхсложниками.

После ХД5(3/2) к Ан4.

1о1о1оо1о1... С1ф
оо1о1оо1о1... С2ф
1о1оо1оо1о1... ХД5
оо1оо1оо101... ХД5
оо1оо1оо10о1... Ан4

3
Немного от... (Лена Летнова)
http://www.stihi.ru/2012/08/19/96

Как видите 0, если отталкиваться от Ан4, то ХД5 это Ан4 с минусом сл0га в 4 стопе. Но я не стал бы серьёзно к этому относится, как впрочем и ко всему характерному для Логаэдов, которых то и время кому-то просто необходимо осиллаботонить. Для удобства? Но, господа, такое удобство в Поэзии, это далеко заведомая ложь. Неужели, вам, до сих пор, этого непонятно?

Впрочем продолжу по пункту 2. Здесь, преобладание ХД5(3/2), порой очевидно. А то и вообще, авторы пишут исключительно ХД5(3/2).

Вывод: Вполне ясно, что Сапфический метр, первой и второй формы, может взаимодействовать, как с Двусложниками -- преимущественно это Х6 без пропуска ударов на 2 и 5 месте; так и с Трёхсложниками -- а именно с 4-стопным Анапестом, через других Логаэдов, а именно -- Призрака, Фалеха -- и особенно через 5-стопный Логаэд с двумя дактилями и тремя хореями -- 1о1оо1оо1о1... .

Отсюда, вполне очевидно, что Сапфический метр, первой и второй формы (да и вообще) не может иметь никакой другой основы, кроме своей собственной -- логаэдической, а значит и Силлабометрической -- тем самым, говорить о Силлаботонике по отношению к Сапфическому метру не вижу никакого смысла, кроме одного -- удобного.

P.S.

5
Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина)
http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667

7
Соответствуй, милая, соответствуй... (Мария Маркова)
http://www.stihi.ru/2010/10/05/136

8
Разожги на окне маячок свечи (Алексей Соломаха)
http://www.stihi.ru/2015/08/31/8359

+
И катись бутылкой по автостраде (Вера Полозкова)
http://www.stihi.ru/2012/07/26/6360

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:19   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Сапфическая строфа.

Пловец. Каролина Павлова.
http://soccult.ru/poem/20898/plovec

Колыхается океан ненастный,
Высь небесную кроет сумрак серый,
Удалой пловец держит путь опасный
С твердою верой.

Хоть бы бури злость пронеслась над бездной,
Хоть бы грянул гром и волна завыла,-
Прочен челн его, верен руль железный,
Крепко ветрило.

Он с враждою волн спорит сильным спором,
Не проглянет ли хоть звезда средь мрака,
Не мелькнет ли где, над морским простором,
Отблеск маяка?

Высота темна, и пространство глухо,
В небе нет звезды, нет вдали светила.
В грудь тоска легла, онемела духа
Гордая сила.

Не найти пути в этой мгле безбрежной,
Не послать к умам существа живого,
Чрез свирепый шум глубины мятежной,
Тщетного зова.

Он напрасную отложил заботу.
Гуще стелются полуночи тени;
Он улегся в челн, уступая гнету
Тягостной лени.

Волны тешатся и, друг другу вторя,
Злую песнь твердят; все темно и дико.
Челн уносится по разливу моря...
Море велико.

_____
Первые три строки каждой строфы написаны Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы)... Заключительная строка каждой строфы, так называемый Адоний -- 2-стопный Дактиль с женским окончанием.

Вторая строка первой строфы -- Фалех.

Колыхается океан ненастный
...
Он напрасную отложил заботу.
...
Гуще стелются полуночи тени;
...
Волны тешатся и, друг другу вторя,
...
Челн уносится по разливу моря...
... --
Все эти строки имеют общую форму -- Сапфо и Фалеха. -- хх1оооо1о1о .
_____

Следующее стихотворение, то ли былина, то ли историческая песня. Автор, Василиса Иванова.
http://www.liveinternet.ru/community/2115022/post67937866

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

Разнесло хазар вдоль засек, застав,
Знать, гнилое семя в пророст пошло,
И средь наших троп, и средь наших трав,
Средь наземных крох вы-та-и-лось зло.
Княже греков бьет, и живится рать,
А ушли мужи, тут и жди гостей -
По селам, заселкам да хуторам
Ходит подлый тать воровать детей.

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

И рабов-то полные корабли,
Что ж хазарским кормчим и ветер свой?
Неужели боги ушли с земли,
Что ж за торги - русою головой?
Где хазары? - в Киеве на пиру -
У князей, вишь, злато лишь на уме.
А по хуторам с горя мамки мрут...
Виноват кто будет? Горыныч Змей!

Тихо. Кони плывут в ковылях.
У дружины полные тулы стрел
Да над степью вкруг сокола летят.
Идет смерть на степь. Только ты - не встреть!

Вилы, копья, луки - со всех сторон,
По былью огонь с хату вышиной.
Скольким встать воколь - на охоту, гон -
Убивать тебя... а ведь ты ж ручной.
Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал,
От степных волков нам коров стерег.
Ты беги, беги, а меня - оставь,
Береги себя, уж таков твой рок
_____
Стихотворение написано Сапфическим метром (преимущественно первой и второй формы), но с мужским окончанием. Первая строка -- 4-стопный ХД-Логаэд, м (2/2) 1о1оо1оо1. -- не путать с 3-стопным Анапестом.

У князей, вишь, злато лишь на уме. -- Призрак.

Змей, мой Змей... да ты и прадеда знал, -- Призрак.

По былью` ого`нь с ХАту_вы`шино`й. -- ритмически читается Сапфическим метром.

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:21   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

~~~~~

САПФО 3-Й ФОРМЫ.

1
ОЛЬГА ХВОРОСТ «Про детей и мам»
http://www.stihi.ru/2013/08/01/8388

За окном дожди поливают утро -
Вымокли качели, столбы, дома,
В комнате спокойно, тепло, уютно
Девочки играют в детей и мам.

-Мама, я тебе принесла цветочки,
-Мама, а какой у слонёнка дом?
-Я сегодня буду любимой дочкой!
-Мама, а когда мы гулять пойдём?

- Мама, я помыла уже посуду,
А теперь нам надо идти к врачу.
-Можно, завтра я нашей мамой буду?
Я ведь тоже мамой побыть хочу!

Дождик по карнизу стучит упрямо,
Во дворе повсюду вода и грязь,
В детском доме дети играют в маму,
В ту, что потерялась - потом нашлась.
--------------------------------------------------------
В стихе любопытный оригинальный ритм.
Логаэд структуры /---/--/-/(-).
Да вот только для данного содержания он как на корове седло. И еще: такой ритм "разгоняет" строку к концу, усиливая акцент на клаузулах. Поэтому, чтобы особенность ритма заиграла в полную силу, под рифмой не должно быть случайных и неважных слов. А здесь их полно.
...
Нормально - только последний катрен.
http://www.stihi.ru/2015/04/08/10493
Тимофей Бондаренко
====================
Во-первых, конешно же в этом стихотворении преобладает 3-я форма Сапфо, но, это не значит, что здесь нет 2-й формы, которую нельзя прочитать как 3-ю*:

-Я сегодня буду любимой дочкой!

А теперь нам надо идти к врачу.
-Можно, завтра я нашей мамой буду?*
Я ведь тоже мамой побыть хочу!

Во дворе повсюду вода и грязь,
В детском доме дети играют в маму,

Из шести строк, только одна такая строка*.

Далее. Странно, что критик не услышал ритмики Х6 в первой строке:

За окном дожди поливают утро
=
За окном дожди
Поливают утро
Ты меня не жди
Встретил камасутру
+
За окном дожди
Поливают
Ты меня не жди
Дорогая

+
За окном дожди ПОЛИВА`ЮТ утро
ВЫ`МОКЛИ... -- НЕУДАЧНЫЕ ОБОРОТЫ, поддержанные уда`рными аллитерациями.

Касательно же слов о Ритме этого стиха, то, мягко говоря, наш критик, опять глубоко не прав. Потому что, Ритмика 3-й формы Сапфо, в принципе тактовиковая, а в данном стихе, мало того также тактовиково заряжает и 2-ю форму Сапфо. -- и всё вместе Ритмика такой Сапфо, вот уж действительно близка к Ритмике Х6-классико, а значит нужно было (в любом случае) учитывать два полустишия. Ну и вообще, разговор о клаузулах (концах) в Сапфическом метре тоже из ряда вон. Потому что Сапфо не Фалех. Раз. Два. Причём здесь проходные окончания? Вобщем и целом, наш критик, гадая на кофейной гуще угадал только последнюю строфу -- она действительно самая удачная. Но, заметьте:

В детском доме дети играют в маму,
В ту, что потерялась - А потом нашлась.

В принципе, автор выдержал ударный объём 2-й и 3-й форм Сапфо, но, -- а стоило ли так?..

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:23   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

~~~~~

2
Теперь, хочется познакомить вас с ещё одним примером Сапфического метра, где преобладает 3-я форма (и *может читаться третьей 2-я форма Сапфо*):

Моя война (Рика Лиль)
http://www.stihi.ru/2010/01/04/7401

Эта остановка – конец пути.
Выход. Королевство кривых зеркал.
Ты им – вечный вызов. Ты – прототип –
Чудик с искрой жизни в окне зрачка.

Тише! Эти чуют чужую боль.
Ах, ты не был сильным? Заткнись, и стань!
Видишь эти стены? Пробей их лбом –
Воля – как и ярость – сминают сталь.

*А на наших стягах – подруга-ночь.
А за нас все кошки – и крепкий ром.
Ты готов сломаться? Могу помочь!
Лучше сразу сдохнуть, чем жить рабом.*

Горький вкус свободы – и пить до дна.
К черту королевство стеклянной лжи.
Гимном возрожденья – моя война:
Только на осколках восходит жизнь.
_____
А вот эти строки:

Горький вкус свободы – и пить до дна.
К черту королевство стеклянной лжи.

в принципе читаются первой и третьей формой без каких-либо нюансов невзаимодействия друг с другом. Хотя конешно 3-й удар на вкусе так и так не слишком акцентирован, нежели 1-й и 5-й, поэтому... ну и хватит об этом.

3
Далее хочется познакомить вас, с тем редким случаем*, когда в доминирующем Х6-классико встречается Сапфо 3-й формы. Но. Интересно. Смеюсь. Ошибка ли это?

*
Девочка из детства (Соэль Карцев)
http://www.stihi.ru/2014/02/08/1661
...
Рута расскажи мне про поля и звуки,
Что над ними вечно в прошлое летят,
Рута протяни мне, ты, родные руки,
Рута, ты пойми, я хочу назад

Там живёшь лишь чувством, крылья из простора,
Папа с мамой вместе и глаза горят
Рута, я ушёл и вернусь нескоро,
Пусть об этом люди долго говорят.
...

=====

Итак, вывод: Совершенно очевидно, что Сапфический метр 3-й формы, предполагает, во-первых, тактовиковый Ритм, во-вторых, вполне себе может взаимодействовать с Х6-классико. Но. На примере "Моей войны" я думаю ясно, что Сапфо 3-й формы, это Сапфо 3-й формы и не о какой хореизации речи быть не может.

Весьма своеобразный Тактовик Асеева "Синие гусары"
http://militera.lib.ru/poetry/russian/aseev/04.html

3

Розовые губы,
витой чубук,
синие гусары -
пытай судьбу!
Вот они, не сгинув, не умирав,
снова собираются в номерах.*
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка, запеньте-ка
полный бокал!**
Нальем и осушим
и станем трезвей:
- За Южное братство,
за юных друзей.***

* -- до этого момента Сапфо... 3-й формы или?

** -- до этого момента Диметр 4-стопного Дактиля..., или?

*** -- до этого момента Диметр 4-стопного Амфибрахия..., или?

Вот таки дела. На этом о Сапфо 3-й формы всё...

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:25   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

РАЗНОСТОПНЫЙ ЛОГАЭД.

1 ПРИМЕР:

Надо мной нещадно куражится... (Елена Ватолина) http://www.stihi.ru/2012/03/24/8667

Надо мной нещадно куражится
грусть-печаль моя – да из ночи в ночь,
напитала душу, и, кажется,
не изгнать тоску – мне из сердца прочь.

Теплоты былой похоронен след
в глубине души, болью выжженной.
Притяженья нить – порвала'сь вослед
меж родных сердец, небом сближенных.

Не поверить в то, что нас нет вдвоём, –
существуем лишь по отдельности,
но упрямо губы твердят своё:
"По твоей тоскую я нежности!.."

Трепеща, шепчу в полутьме слова,
заигравшись, видимо, с разумом,
понимая вряд ли в судьбе едва,
что давно больна вышесказанным…

_____
В первой строфе, нечётные строки -- Пкбс, д; чётные, ритмически, -- Двойной кольцовский пятисложник в одной строке. А так-то -- Сапфо, м.

В остальных строфах, нечётные строки -- Сапфо, м.
Чётные -- Пкбс, д. ;

Во второй строфе, ритмически также ощущается дыхание кольцовсково пятисложника. А заключительные па Пкбс -- он и есть:

...болью выжженной.
...небом сближенных.

и так далее...

Тем самым, влияя на ритмику Сапфического метра. Делая её немного более агрессивной и в тоже время более плавной. Вобщем и целом в Сапфическом метре этого стиха 3 и 8 удары, кое-где сильнее, нежели 5 и 10 удары. Плюс, Пкбс, не мало этому способствует.

2 ПРИМЕР:
кама-с-утра (Наталья Маржан)
http://www.stihi.ru/2008/01/18/548

Одного не хватит… Собьюсь со счета.
У мгновения множество лиц… -
Ты придумал грани, пределы, квоты,
Защищая свой Аустерлиц…

Я вдыхаю ветер и верю слепо,
Что любовь – это лучший связной.
Собираюсь с духом – штурмую крепость
И цитирую осень: «Ты мой!»
( Первый снег, что выпал сегодня утром,
Хоть твердят все кругом: «зима…» )

Если верить нормам твоей Камасутры,
Можно просто лишиться ума…
И вполне логично сдаться без боя,
Не выпрашивать счастье взаймы,
Отменить все «против» и нам с тобою
Перейти наконец-то на «мы»…

И забыть о в небе парящих стерхах,
О соблазнах Мальдив и Багам… -
И не важно, кто из нас будет сверху –
Одинаково близко к богам…

http://www.stihi.ru/rec.html?2008/01/18/918
"
Рецензия

Интересное, но ритмически тяжёлое стихотворение.
Не каждый сразу поймёт, что в нечётных стихах (строках) необходимо две паузных цезуры, которые, по месту расположения, имеют "псевдослучайный" характер.

Из ритмического рисунка произведения "выбились" два стиха:

Хоть твердят все кругом: «зима…»

Если верить нормам твоей Камасутры,

Первый - использованием паузной цезуры, а второй - отсутствием одной цезуры.
С уважением,

Тамара Северцева
"

НЕЧЁТНЫЕ строки -- Сапфо.

Если верить нормам твоей Камасутры, -- оо1о1оо1оо1о -- ХД5(3/2), -- редкий гость. Обычно, как вы наверное уже успели заметить с Сапфо танцует другой ХД5(3/2), -- оо1оо1оо1о1о .

И вполне логично сдаться без боя, -- Призрак.

ЧЁТНЫЕ -- Ан3.

Хоть твердят все кругом: «зима…» -- Гликоней, 1о1оо1о1 .

Касательно критики, то хочется лишь пояснить (ОПЯТЬ И ВНОВЬ. Только уже здесь), что эти строки не ИЗ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА выбились (или "закавычились"), а из МЕТРИЧЕСКОГО. То есть, поскольку ударность Сапфо, это 1, 3, 5, 8* и 10* слоги; а Призрака, -- 1, 3, 5, 7* и 10 слоги; и представленного ХД5(3/2), -- 1, 3, 5, 8 и 11* слоги, то соответственно, если отталкиваться от Хорео-дактилического логаэда, -- шагающего, здесь, преимущественно Сапфическим метром, то в Призраке, попадая на несвойственный ему 7 удар, и в ХД5(3/2) на не свойственный ему 11 удар -- он или парится или нет. Хоть в кавычках, хоть без. Но никак не выпаданием из ритмического рисунка. Потому что рисунок, предполагает слепок, статичность, -- схему, тогда как Ритм, это всегда -- полное движение -- идущее от первой до последней буквы. И вот это, 1о1о1оо1о1о -- не надо называть Ритмикой. А то У Уважаемого читателя может сложиться мнение, что каждый стих состоит из 11 и 9 букв соответственно.:-D

Ну а о цезурах и прочих паузах, -- БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.

P.S.
Для статистики: Защищая свой Аустерлиц… -- обратимая строка.

3 ПРИМЕР:
Вдохновение Севера (Саша Бест)
http://www.stihi.ru/2014/12/07/3736

Я читала линии на ладонях –
Вдохновение Севера.
Я брала чабрец, кардамон и донник,
Чтобы выманить Серого.

Я шептала: «Бабка, бабка сорока,
Напугай, чтоб помучился.
Ты скажи, что сгинет он раньше срока,
Коль со мной не обручится.

Он кивал на бабкины предсказанья,
Я в стороночке слушала.
Чтобы выжить – мужем верным мне станет,
Самым преданным суженным.

Он взглянул: в груди моей солнце село
Предзакатными красками.
«Ты прости, красавица, - молвил Серый, -
Я лишь лесом обласканный»

И ушел, свободный, судьбе навстречу,
Растворяясь в лесной листве.
А за ним спокойно сгущался вечер,
И кукушка кричала вслед.

НЕЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Сапфо;

Я шептала: «Бабка, бабка сорока,

Чтобы выжить – мужем верным мне станет,
--
Призрак.

ЧЁТНЫЕ СТРОКИ -- Ан2; в последней строфе, Гликоней.

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:32   Заявить о нарушении
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

~~~~~

Теперь о практике Сапфо(-пиррихийной) (внутри строки). Вы не поверите, но такая тоже есть. Как пример, её, уже здесь был:

Соответствуй, милая, СООтветствуй,
через раз заглядываЯ ЗА край.

оо1о1оо001о
1о1о1оо001

С одной стороны, да, это Сапфо с Пиррихием 4-стопы (с Пиррихием 1-стопы не в счёт), с другой стороны, пропуск 8 удара предполагает общую форму Сапфического и Призрачного метров, так как, пропуск 7 удара у Призрака означает ту же схемку, что и у Сапфо, -- разница лишь в виде и обозначении. Итак, ещё раз, те же самые строки Сапфо:

Соответствуй, милая, СООтветствуй,
через раз заглядываЯ ЗА край.

оо1о1оо001о
1о1о1оо001

ПХДПХ
ХХДПХм

У Призрака эти строки будут такими:

Соответствуй, милаЯ, СООтветствуй,
через раз заглядывАЯ ЗА край.

оо1о1о0001о
1о1о1о0001

ПХХТХ
ХХХТХм

То есть заместо Пиррихия Сапфо у Призрака существует Трибрахий -- трёхсложная Стопа с тремя не ударами.

Такие формы, по Метру, называются -- общие.

У Сапфо и Призрака, есть ещё одна общая форма, только с двумя пропусками ударов внутри строки:

Раненными крыльями оттолкнусь

1о001оо001 -- С.
1о001о0001 -- П.

Ну и, как пример, такой призрачной Сапфо, стихотворение:

Раненое-раненое небо.. (Яны Мракорис)
http://www.stihi.ru/2010/10/01/8197

В тревоге за наше будущее..

Раненое-раненое небо над головой..
И в плену закрытых оконных рам
Я слежу за парусом над рекой,
Что без сил отдался её волнам..
Крики чаек с берега позовут,
Разрывая лезвием небеса.
Новый день вчерашнему пулю в грудь
И в лицо открытое горсть песка..
Я хочу к нему! Я хочу туда!
Я могу сберечь его и спасти!
Только мне не вырваться из стекла..
Не разбить хрустальные витражи..
Крылья лебединые мне раскрыть
Никогда, наверно, не суждено..
Знаешь, я смогла бы тебя любить.
И ты здесь.. Ты смотришь в моё окно..
Ищешь что-то, вглядываясь в глаза,
В изумрудно-ласковую их глубь..
Просишь у всевышнего волшебства,
Чтоб на миг коснуться моих губ..
Снова в отраженьи кривых зеркал
Резаными крыльями оттолкнусь.
Ты меня такую ещё не знал,
Я умру, но всё же к тебе вернусь..
Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала
Тысячей осколков тщедушных зим!
Я лечу к вам, раненые облака..
Умирая, падаю вслед за ним..
Со всей силы бьюсь о стекло крылом,
Раздирая душу и тело в кровь..
Новый день, укрывшийся под зонтом,
Предъявляет плату мне за любовь..

Раненое-раненое небо над головой,
В красных пятнах розовый горизонт..
И кружатся призраки надо мной,
Бросившейся камнем под небосвод..
и упавшей замертво.
_____
Примечательные моменты:

Никогда`, наве`рно, не суждено`..
Зна`ешь, я смогла` бы тебя` люби`ть.*

Насколько пластична 3-форма* Сапфо в этом стихотворении. И в целом, благодаря формам Сапфо-Призрак и 2-я форма Сапфического метра, вот уж действительно:

Ты меня такую ещё не знал,
Я умру, но всё же к тебе вернусь..
Вот и всё.. Разбейтесь же зеркала
Тысячей осколков тщедушных зим!

Кстати, в этом стихе есть ещё один наш старый знакомый, -- дробный Логаэд 5-стопного Хорея...:

Чтоб на миг коснуться моих губ..

Есть в этом стихе и элемент кольцовского пятисложника:

Я хочу к нему! Я хочу туда!
P.S.

Касательно же других общих форм, то, есть ещё одна (ранее рассмотренная в приложении 5) Сапфо-Фалех, но она, -- скорее исключение, чем правило, её случаи, скорее элементы разнообразить ритмику основных 1 и 2 форм Сапфо и, -- в той или иной степени, мне не встречалось стихотворение, где было бы подавляющее преимущество этой формы Сапфо-Фалех, -- поэтому, как только так сразу.

Всё...

~~~~~

И у меня пока тоже...

Рихард Мор 2   27.09.2015 18:34   Заявить о нарушении
Да, где уж там.. "шальная мысль".. Надо ходить на лекции, сидеть в аудитории, слушать препода, а потом приходить с зачётной книжкой. :)

Сапфический метр. Я думаю, что он возник не у нас, а в Четвёртом Измерении.
До нас дошли лишь отголоски от бывшей великой культуры русских Антов.

К тому. же, русский язык по дьявольски исковеркан реформами русского языка и церковно-славянскими неологизмами.
Как известно, древний русский язык содержал более сотни букв. Каждая исчезнувшая и потерянная буква - это утерянная тропа к "Сапфическому метру".

Оракул Дианы   28.09.2015 06:27   Заявить о нарушении
Честно говоря ничё не пойму. Вот глянул в свидетельство первых пять крыш Хорея, а там: Логаэды. Вариации первых форм, IV крыши Хорея http://www.stihi.ru/2015/06/08/3651

Дорогая, Оракул!:-D

Вот я и сам подумал, а к чему бы это?:-D Да, да, лекции и всё такое, но -- нет ничего более практичнее, чем не знающие закрома Стихирустии.

Кстати, как вы думаете, а древние греки и римляне были птицами, раз они свои стихи пели?:-D

Насчёт букв, позвольте с вами не согласиться. Оставили только нужные. Впрочем, чтобы это знать наверняка, -- надо это знать. А потом доказать. Причём по-русски. Ибо, те, все доказательства, которые мне пришлось прочесть -- для птиц. Вера, ничем не отличающаяся от любой другой.

Рихард Мор 2   28.09.2015 11:43   Заявить о нарушении
Греки - это креги, - смешанная раса.
Римляне-сабиняне - основатели Рима и это те же самые курды, потомки Бога-Всевышнего.

Я тоже читала о пропавших буквах и некоторые исследователи даже смогли восстановить звук. Но, смысл наверно уже восстановить невозможно. Каждая буква - это мысль и знание. Сколько знаний ушло вместе с исчезнувшими буквами и кто сможет это узнать?

Оракул Дианы   28.09.2015 22:14   Заявить о нарушении
Каждая буква это знание? Возможно. А знание, как мы знаем, не только может нести пользу. Отсюда, если кто-то и узнает все эти буквы, то скажет ли о них? Впрочем, опять же, любая буква это своеобразная клетка для Звука. Любая молитва, проверенная временем, сказанная без сердца, так сказать -- ни на что не годна. Так пишут духовидцы многих религий. Так какой смысл от Алфавита, даже от самого-самого, если он достанется чёрствому человеку? Поэтому я и не верю многим этим сказителям проповедникам чистоты и благолепия древнего Алфавита. А их благолепию верю. Потому что лепят красиво.

Рихард Мор 2   29.09.2015 12:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2015