Рецензия на «Основы стихосложения - о мозготрахалках» (Тимофей Бондаренко)

С мозготрахалками я не раз сталкивался на авангардных лито, которые посещал. Тогда же - лет шесть назад - впервые услышал этот термин ("мозготрахалка") от ведущего лито - критика Фаустова, который говорил, что критика выродилась как жанр и современные критики не знают как критиковать и говорят кратко...
Теперь понятно, откуда эта "мозготрахалка".
Однажды я провёл эксперимент: специально сочинил стихотворение, в котором... нет смысла (но об этом я умолчал), и с серьёзным видом прочитал его на одном авангардном лито. Как и ожидал, нашлись те, кто узрел в моих строках какой-то смысл. Тут, как говорится, без комментариев. Что и требовалось доказать...
Самая главная мозготрахалка, т.н. икона авангардистов, отметившая в прошлом году столетие, это "Чёрный квадрат" Малевича. Но Малевич, в отличие от других мозготрахальщиков, честно сказал (причём дважды: на полотне и в названии), что он изобразил. А дураки головы ломают.
Вспомнились строки Игоря Северянина: "Чем бестолковее стихотворенье, тем глубже смысл находит в нём простак". Увы, часто это именно так.
Кстати, Альфонс Алле, который за несколько лет до Малевича изобразил и чёрный прямоугольник, и белый и др., назвал свои полотна "Битва негров в пещере глубокой ночью", "Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору"... То есть, сделал примерно то, чем занимаются поэты-мозготрахальщики, утверждающие, что в их сочинениях есть смысл. Но Альфонс Алле был юмористом...
Вы правы, что, говоря об авангардистах, заключили их в кавычки. Никакие они не авангардисты, т.к. многие плохо знают теорию (не раз в этом убеждался) или не знают её вообще. Чтобы нарушать правила, их нужно знать. А если даже выдержать ритм для них проблема (написать по заданию стихи в традиционном стиле), то ни о каком авангарде и речи быть не может. Но это другая тема...
Передо мной сейчас лежит книга "Клуб 12 стульев", антология сатиры и юмора России ХХ века (2001), цитирую из неё Давида Самойлова:

"Из Ионы Нежданова.

За последнее время у некоторых поэтов обозначилась тяга к абракадабре. Механизм её прост: к подлежащему можно прилепить любое сказуемое, к любому существительному - любое определение.
Смысл образуется сам собой или вовсе не образуется. Я изобрёл поэта-абсурдиста, от имени которого написал несколько стихотворений вышеозначенным способом.
Советую всем!

Твоей сплавной любви троякость,
В которой плюсованья дикость,
Зонтам кубическим не в тягость,
Вшумевшимся в равновеликость.
Разлуки встреч не равнозначны,
А в клочьях клекоты полночны,
Объятья звучны или жвачны,
И поцелуи позвоночны..."
и т.п.

Андрей Владимирович Медведев   09.06.2016 05:15     Заявить о нарушении
Давно уже попадались несколько программ - автоматических сочинителей стихов, пишущих в примерно таком же стиле.
Где-то в семидесятые в Германии проводили эксперимент, опубликовав такое компьютерное "творчество". И там нашлись читатели, усматривающие в словесной окрошке какой-то смысл...
Кстати подобный сюжет был давно использован Лемом в дневниках Йона Тихого. Там компьютер, быстро научившись писать хрень - заткнул за пояс живого мозготрахальщика. И оскорбленный пиит решил изничтожить киберсоперника...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   09.06.2016 10:04   Заявить о нарушении
Твоей сплавной любви троякость,
В которой плюсованья дикость,
Зонтам кубическим не в тягость,
Вшумевшимся в равновеликость.
Разлуки встреч не равнозначны,
А в клочьях клекоты полночны,
Объятья звучны или жвачны,
И поцелуи позвоночны..."

А вот смысл:

В тебе я вижу сплав любви земной с небесной
Ты муж, отец, и сын от Бога бестелесный
Плюю на тех кому сравненье это в дикость
Я буду плюсовать любви разновеликость!
Разлуки встреч не равнозначны- очевидно
Но так же от любви и больно и обидно
Когда застав тебя в объятиях подруги
Тебе я вырву позвоночник без натуги
И зацелую хвост красивый и упругий

написала за 5 минут, если бы постаралась- откопала бы более глубокий месседж))

Марина Капуста   11.11.2016 17:23   Заявить о нарушении
Это не смысл, а одна белиберда на тему другой белиберды.
И Вы правы - такие "Объяснения" можно сочинять левой пяткой тоннами.
И к искусству это не имеет никакого отношения.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   11.11.2016 19:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимофей Бондаренко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Владимирович Медведев
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.06.2016