Рецензия на «Основы стихосложения - ритм-2» (Тимофей Бондаренко)

«Есть редкие случаи (…), когда слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные "р" или "л"»
Необязательно "р" или "л". Пример: "Не позволишь жиз(ы)нь скомкати" (Высоцкий)
Кстати, у меня в одном стихотворении встречаются строки, где… нет ни одной гласной! И они рифмуются!
.
«Пушкин редко пропускает второе ударение, и никогда – последнее».
Никогда? А если покажу? Как говорит Задорнов, "Наберите в лёгкие воздуха… Готовы?"

«А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — бог их прости! —
От пятидесяти
На сто…»

(Александр Сергеич, прости…)
.
«В трехсложных размерах пропуски схемных ударений (пиррихии) встречаются редко»
Термин "пиррихий" в русской поэтике распространяется только на ямбические и хореические стихи.
(см., напр., у Квятковского)
.
«В трехсложных размерах --/ лишнее ударение во второй позиции -// гораздо сильнее нарушает ритм, чем лишнее ударение в первой /-/»
Не спорю. Но есть один момент.
Например, такая дактилическая строка: "Дочь моя, ты бесподобна"
Или такая: "Я тебе это сейчас говорю"
"Дочь моя" и "Я тебе" можно прочитать как дактилические окончания и сбоев не будет.
То же самое можно проделать с Вашим примером «…дождь отстучал свои гаммы»: прочитать «отстучал свои» как будто здесь дактилическое окончание, затем добавить «гаммы».
Разумеется, если бы вместо местоимений были существительные, прилагательные, глаголы и т.п. этот номер бы не прошёл…
.
«"Только сердце как ни странно \/ в чудо все же верит..."
"Иногда лишь приходя на \/ этот милый берег..."
В первой из этих строк цезура стоит в нормальной позиции, а во второй строке - очень неудачно»

Да, неудачно. Но тут ещё рифма в стиле Бродского "странно - приходя на", т.е. можно сделать из двух строк четыре и прочесть как разностопный хорей.

Андрей Владимирович Медведев   26.09.2017 14:48     Заявить о нарушении
Набрал воздуха. Но ничего не понял.
Вы о рифме "чАсто-нА сто"?
Если ломать ритмику, то прочитать можно что угодно как угодно.
Подробное разъяснения см. на СЦ в серии статей "ритмическая инерция".

В настоящее время термин "пиррихий" употребляется для обозначения отсутствия схемного ударения.
А первоначально, в греческом означал стопу из двух коротких слогов.
В русском стихосложении стали первоначально этом обозначать "стопу" из двух безударных слогов, что нелогично, т.к. СТОПЫ "--" в русском стихосложении нет. Есть нерегулярные нарушения ритмики.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   26.09.2017 14:53   Заявить о нарушении
В этом слове возникает побочное ударение пятИдесят(И).
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   26.09.2017 15:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимофей Бондаренко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Владимирович Медведев
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.09.2017