Рецензия на «Основы стихосложения - строфа» (Тимофей Бондаренко)

Неплохо бы сказать и о строфном альтернансе, как в октаве (если первая строфа начинается/заканчивается женской рифмой, то вторая начинается/заканчивается мужской).
.
«Стихи без альтернанса - в которых чередование рифм не сопровождается вариацией в окончаниях строк, встречаются редко и часто производят не очень хорошее впечатление.»
«Обычно альтернанс соблюдается инстинктивно, но все же иногда стихи написанные без альтернанса встречаются.»
По-моему, не "редко" и не "иногда". Конечно, не так часто как стихи и с мужской и с женской рифмой, но – нередко.
Вот если б Вы сказали "иногда и ПОЭМЫ написанные без альтернанса встречаются", было бы точно. Такая поэма (где только мужская рифма) есть…*
.
«Можно только сожалеть, что строфика вообще не в чести в наше время.»
Это для меня (для читателя и сочинителя) самое интересное! Люблю изобретать строфы. Напр., недавно начал писать поэму (философскую сказку для взрослых), для которой придумал строфу из одиннадцати строк.
Твёрдые формы – моя тема. Но далеко не все твёрдые формы мне интересны.
.
«стих автора Svetka "Давай поиграем в любовь..."»
Название - своего рода плагиат. Яак Йоала пел песню с таким названием.
.
«Встречаются изредка попытки (…), когда автор называет свой опус "рондо" или "сонетом", даже и не пытаясь выдержать требуемую форму.»
Опять же, не "изредка". Много раз видел, напр., на нашем сайте в разделе "сонеты…" И у автора данной заметки – тоже. :-)
Кстати, у меня есть стихотворение, где усложнённая рифмовка как в классическом сонете, но я его сонетом не называю, потому что написано не ямбом, а хореем и вместо женских рифм – дактилические.
.
Насчёт «весь стих рассматривается как одна "большая строфа"»
В таких опусах минус в том, что подобные "большие строфы" хороши в объёмных произведениях. А если только одна большая строфа, то нет гармонии: сначала два катрена, затем два терцета, и я, как читатель, хочу продолжения, а его нет. Одна онегинская строфа смотрится как стихотворение с вольной рифмовкой. Одна октава тоже воспринимается не очень гармонично.

У меня есть гипотеза, что итальянский сонет с рифмовкой "abab abab cdc dcd" появился случайно: некий не очень опытный стихотворец писал сицилианой, а со второй строфой не справился, ему не хватило рифм… :-)
.
«Так например октава, которой написана одна из поэм Пушкина имеет схему рифмовки АВАВАВСС.»
А Вы знаете, что в строфе XXXVI другая рифмовка, т.к. в той строфе всего 7 строк? :-)
.
«Меня лично Бог миловал - никогда и не пытался взяться за писание поэм. И в наше время не рекомендую ни начинающим, ни продолжающим. (…) Мой совет таким - остановитесь!»
А меня, слава богу, не миловал. :-) Рахмат за совет, но… недавно Вам говорил, что я ещё даже не начинающий, всего лишь упражняюсь перед тем как "нАчать". В общем, не отношусь ни к начинающим, ни к продолжающим, так что… мне можно. :-)
Кстати, вологодский критик Фаустов однажды сказал на лито примерно следующее: "как вижу (в интернете) поэму, сразу начинаю читать!.." Скорее всего, он шутил, но мне-то это точно неизвестно. Так что один читатель (Фаустов) у меня есть. :-)
(вот чёрт, смайлов понаставил, а ведь не хотел!)
К тому же Вы в данной заметке с сожалением сказали: «А ведь какие возможности - твори, выдумывай, пробуй - упускаются!»
Вот и пробую, ведь «сложная форма строфы требует определенного времени для адаптации читателя, для того чтобы он мог "въехать" в ритм. Что легче сделать в поэме. Но очень трудно - в коротком стихе». Да и поэма небольшая – примерно 14 строф по 11 строк.
.
«Но с другой стороны, и в коротких строфах, как мы видели, скрыт огромный потенциал разнообразия. Нужно только овладеть строфикой»
Порадовали, успокоили…
:-)
_______
* "Мцыри"

Андрей Владимирович Медведев   02.10.2017 11:00     Заявить о нарушении
субъективные качественные оценки вряд ли нужно комментировать.
Про гипотезу ничего не могу сказать. Только то, что в сонете 14 а не 16 строк.

"Встречаются изредка попытки..." - Ну Вы же понимаете, что речь идет не о сознательном и чисто выполненном экспериментировании, а о претензиях, не обеспеченных технической работой.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   02.10.2017 16:33   Заявить о нарушении
"Гипотезу" я сам выдумал.

"в сонете 14 а не 16 строк"
Я о том и сказал: не сумел дописать вторую сицилиану и получился итальянский сонет с рифмовкой abab abab cdc dcd.

Андрей Владимирович Медведев   02.10.2017 16:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимофей Бондаренко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Владимирович Медведев
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.10.2017