Рецензия на «Моя новая книга СОЛЬ и МЁД» (Элла Крылова)
Элла Крылова, "Скорбные строфы" Чебоксары, "Новое Время", 2019 "Скорбные строфы" — книга о вечной любви, побеждающей смерть. Стихи, которые писались на протяжении полутора месяцев, практически каждый день после ухода их адресата из жизни, посвящены московской поэтессой Эллой Крыловой горячо любимому и незабвенному мужу Сергею Гремяко, 15 апреля 2019 года ушедшему в Вечность. Это был необыкновенный брак, необыкновенная семья с разницей между супругами в 30 лет, о которой Элла скажет поэтически точно, ритмично и емко: Мы были заметной парой, нас знало все Бирюлёво, здоровались продавщицы, соседи и почтари. Я баловалась гитарой, и жили мы очень клево, исписывала страницы, кружило нас — раз-два-три. И вот — апрель 2019 года, печальный финал, конкретный и жестокий приговор земному существованию, которое влачим все мы: Как не роптать на Бога и судьбу? Я видела любимого в гробу. И образ сей в мозгу запечатлен, должно быть, до скончания времен. "Скорбные строфы" — это книга прежде всего о смерти и связанных с человеческой смертью прочих переживаниях, овеянных Духом и зафиксированных в духовной плоскости. Читая, я ловлю себя на мысли о том, что этой книги покамест лучше бы не было. Лучше бы ее адресат оставался живым, ведь это не так уж и много — 82 года. Мог бы прожить еще пару десятков лет на радость любимой жене и друзьям, устраивая дружеские встречи в уютной квартире, слушая бардов в исполнении Эллы, читая вслух стихи любимых поэтов. Но Богу было угодно распорядиться иначе. Книга "Скорбные строфы" создавалась по как минимум двум причинам: во первых, чтобы оживить в сознании образ ушедшего, воскресить его в памяти силой великой любви и, во вторых, выполнить свой долг перед ним, увековечить его для сочувствующих Элле Крыловой читателей под обложкой хорошо оформленной книги: твердый цветной переплет, фотографии Сергея Гремяко в разные периоды его жизни, а также совместные фотографии Сергея и Эллы. Элла Крылова всегда была поэтом мистическим, и это ее свойство в "Скорбных строфах" проявляется с особой силой, все ее откровения и видения о Сергее растут из твердого убеждения: "Господь тебя, конечно, принял в рай". Поэтому зримо и ярко возникает в стихах образ замечательного райского домика, где ее ждут все дорогие ее сердцу умершие: Домишко этот заселен уже. Серёжа там на первом этаже. А на втором там матушка и брат. Там наши кисы, пруд и пышный сад. ("Post скриптum") А вот одно из главных мистических озарений Эллы, которым питается вся ее книга памяти Сергея: Любовь такая не проходит, а просто в Вечность переходит. Взираешь с Неба ты, любя. Смотрю с любовью на тебя. * * * Утешает чаяние томное: мы с тобою встретимся в раю. Надежда на эту встречу заставляет известную московскую поэтессу продолжать жить во имя Серёжиной памяти и даже — в идеале — сделать музей творчества и настоящей любви из той квартиры, которая являлась их совместным жилищем. Как человек, как женщина Элла Крылова — о том красноречиво свидетельствует ее новая книга! — необычайно сильная. Во всяком случае, именно так я ее воспринимаю. Ведь можно было уйти в запой, сломаться, бросить к черту всякое творчество… Ан нет! Божественному зову творчества даже в этой ужасной ситуации (ведь потеряла она за последние годы и маму, и брата, и любимую кошечку Александру) Элла остается верна. Конечно, книга, вышедшая спустя всего лишь два месяца после смерти Серёжи, окрашена ощущением вселенского одиночества, непроходящей тоски, порою граничащей с отчаянием: И зачем же тянуть мне лямку жизни вдовьей, пустой? Сломали… Да я с радостью в землю лягу! Но обратите внимание, читатели, что, несмотря на эмоциональный разлад, царящий в душе поэтессы, Элле Крыловой свойственна удивительная поэтическая собранность, книга о смерти и связанной со смертью мужа душевной дисгармонией становится удивительно гармоничной как явление литературы, она источает тонкий духовный свет и отличается необыкновенной поэтической цельностью: Пишу, чтоб не сойти с ума, я эти горестные письма, поскольку наступила тьма и в жизни я не вижу смысла. А писанина кровь души пускает, чтоб не так вскипала. И Муза мне велит: пиши, чтоб слезы рукопись вобрала! Маргарита МЫСЛЯКОВА, Запорожье Элла Крылова 31.03.2024 22:15 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |