Дьявольский Роман - полученные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
В общем и целом примерно так.
Емельянов-Философов 10.01.2024 00:34 Заявить о нарушении
Ты Рюхин, гений
Сергей Лубинец 12.02.2022 12:58 Заявить о нарушении
Читаю и понимаю, что требование 4-хкомнатной квартиры не только не скромно, но и нагло по отношению к другим братьям по перу, проживающих в более жалких квартирах. Да...однако...
Татьяна Малышева 5 23.04.2021 21:56 Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю Вас за исследовательский труд о М.А. Булгакове.
Татьяна Малышева 5 23.04.2021 21:41 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 13.06.2021 19:42 Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное за такой труд о Михаиле Булгакове, читаю с удовольствием.
Татьяна Малышева 5 23.04.2021 21:26 Заявить о нарушении
Держись покрепче за метлу
Владимир Орныш-Полонский
Когда блином из серебра
Луна светилa,
Она шептала: "Мне пора,
Отпустишь милый?"...
И он распахивал окно -
Проём портала.
А там серебряным блином
Луна блистала.
И ей, шагнувшей в пустоту,
Шутил вдогонку:
"Не смей светиться на свету
В сорочке тонкой"...
"Она летала по ночам" Виктор Плешаков Ёж
Когда блином из серебра
Луна в ночи блеснула,
Она шепнула: "Мне пора
На бал у Вельзевула..."
Он ей, шагнувшей в пустоту,
Кричал в проем портала:
"Держись покрепче за метлу,
Чтоб не упала..."
Владимир Орныш-Полонский 23.12.2020 20:47 Заявить о нарушении
Кирпич подкрался незаметно,
(Хоть виден был издалека)...
Вероника Лаврентьева 18.03.2020 08:37 Заявить о нарушении
Не так уж важно, насколько точно Автор привязал по времени реальные события к событиям, описанным в романе, но важен тот смысл, - зачем же эти описания Он внедрил в текст романа!
Казаков Юрий Валентинович 27.12.2019 18:53 Заявить о нарушении
Вы знаете , "Фима", я прочитал навскидку несколько ваших эссе, связанных с булгаковским романом и вот что хочу сказать по этому поводу.
Всё это очень интересно, достаточно глубоко, по-своему мотивированно, познавательно, литературно отделано и проч., но у меня возникает суммарный вопрос: "А зачем это всё?".
Поясню вопрос.
Ну, скажем археолога или историка интересуют: документы, атрибуты быта, одежды, посуды, оружия, инструментов и проч. для научной идентификации эпохи и осмысления или ретроспекции, для лучшего и более полного и достоверного понимания ТЕХ событий.
Другими словами, историческая картина прошлого состоит из фрагментов полу стёршихся или вовсе утраченных "пазлов" и задача учёных восстановить (насколько это возможно) недостающие фрагменты полотна.
Но роман Булгакова - это не более, чем художественный вымысел, пуст даже и базирующийся на вполне конкретных временных пластах и событиях.
И мне, как читателю (средне-статистическому потребителю печатной продукции)не так уж и интересны все эти детали о том: в какие именно годы существовали в Москве киоски "Пиво-воды", как именно хоронили покойников в 20-ые и 30-тые, сколько трамваев существовало на линии вдоль Патриарших и проч., проч., проч.
Мне, как дилетанту, видятся 2 узловые точки в романе, два фокуса, две квинтэссенции, на которых, собственно, и покоится вся эта морально-этическая и литературно-художественная "туша" повествования.
1. Это риторический вопрос Воланда (разумеется, с подачи автора)во время сеанса в варьете о том: а что же происходит с людьми (если вообще что-либо происходит) в плане изменений нравственных устоев , как функции времени?!
2. Попытка осознать и сформулировать следующий постулат:
При любых взаимодействиях мира реального с потусторонним, добра со злом, света с тенью, Пилата с Иегошуа и проч., остаётся всегда незыблемой некая "константа" - НИКОГДА НЕ ВЫСЫХАЮЩАЯ КРОВАВАЯ ЛУЖА и то, что остро отточенный нож , украденный для высокой (с точки зрения Левия Матвея) цели из хлебной лавки на заре христианства, во времена существования Второго Храма в Иерусалиме и не теряет своих функциональных свойств и прекрасно и ловко срезает шкуру с лососины в торгсине, спустя почти два тысячелетия в Москве, в пору варварского разрушения Храма Христа Спасителя.
Понимаете, какая штука, "Фима", меня давно уже мучает вопрос:
Почему Осип Эмильевич Мандельштам, человек фантастического таланта, достаточно замкнутый, боязливый, нервный, тонкий , эмоциональный, тем не менее написал в 1933 году стишок в котором без тени сомнений и рефлексии "забил приговорные гвозди" в тело сталинского режима, отчётливо осознавая чем это всё для него обернётся, а Михаил Булгаков, писатель огромного сатирического дара, автор "Собачьего сердца" и "Роковых яиц", "Ханского огня" и "Морфия", провидец и отчасти пророк, блестящий стилист, раболепно (босиком, по холодному полу) мчится к высочайшей телефонной трубке, чтобы расписаться в собственном человеческом ничтожестве и писательском униженном чванстве...
Почему никто не исследует этот феномен?
Ведь есть вещи , лежащие на поверхности: хронологические рамки написания романа обозначены - 1928 - 1940.
Это тот элементарный ключ к пониманию многих вещей, коллизий, фактов, намёков, тенденций (в том числе и в изменении авторских "векторов").
Менялось время, а вместе с ним и психология и некие нравственно-этические устои самого Булгакова.
...Бегемот энное кол-во дней питался в пустыне (Иудейской!) мясом УБИТОГО ИМ тигра.
Кошачье питается кошачьим - это редкость в живой природе.
Львы "заточенные" на убийство гиен и их детёнышей в редчайших случаях (безвыходных, при угрозе голодной смерти, но и то, с отвращением , поедают себе подобных).
Но метафорически всё ясно: мы живём (жили и будем жить?!) в обществе, где править бал станет лишь инстинкт самосохранения, попирая любые иные устои, соображения и сентенции.
Олег Стоеросов 22.08.2019 11:04 Заявить о нарушении
Ведь тоже интересно знать, почему? И многое другое. Вообще читать роман с комментариями - это особое, огромное удовольствие. У меня дилогия Ильфа и петрова с комментариями Юрия Щеглова, там комменты занимают вдвое больше места, чем сам роман :). И какое это сумасшедшее наслаждение - просто купаться в них, это реально расширяет рамки романа!
Что касается отношения Булгакова к Сталину. Да ведь Булгаков НЕ БЫЛ АНТИСТАЛИНИСТОМ. Он вполне серьёзно считал, что Сталин полезен для России, что вождь делает великое дело, сравнивал его с Иваном Грозным, роль которого тоже оценивал положительно. Кстати, и многие белые эмигранты так считали. И это я рассматриваю в своих очерках. И проблему добра и зла, и многое другое. По сути, я мог бы издать несколько томов, безумно интересных и увлекательных :). Безумно!
И на многое в романе Вы бы взглянули другими глазами.
Фима Жиганец 13.09.2019 20:54 Заявить о нарушении
Помните у Паустовского, в "Золотой розе", эти "вторые производные" на устные байки-фантазии Булгакова (они частично и в булгаковских "Похождениях Чичикова " фигурируют)о том, как якобы Сталин приглашает Булгакова к себе в Кремль и они ведут задушевные беседы и тот распоряжается одеть и обуть писателя и сетует на то, что мол де все вокруг кричат ему (Сталину) - гений, гений, а рюмку коньяку выпить не с кем?!
Трёп - да, ёрничество - безусловно, но если серьёзно, то это всё та же иллюзия того, что Понтий Пилат не только на этом, но и на том свете будет мучиться оттого, что казнил безвинного философа , и что господь его всё же простит, ибо даст ему возможность вести нескончаемые, очищающие душу и успокаивающие исколотую память, беседы с бродячим врачевателем душ...
Я разделяю позицию Дм. Быкова о том, что всем своим романом Булгаков словно говорил Сталину: "Да, ты жесток и наверно неоправданно жесток, но мы, интеллигенты, инженеры человеческих душ, готовы простить тебе эту жестокость , если ты только по-человечески, с пониманием отнесёшься нам и не дашь всуе сгореть рукописям".
Олег Стоеросов 13.09.2019 21:30 Заявить о нарушении
Он превратился в одержимого, бесноватого апологета своего кумира, в его тень, единственного, но верного ученика и последователя?!
И потом, он ведь только формально нарушил заповедь "Не укради" (нож), он посягнул , но господь не дал ему возможность преступить (совершить убийство и нарушить заповедь - не убий)...
И ещё, ведь именно Левий просит Воланда устроить судьбу Мастера!
Он просит об этом у Сатаны, но не у Бога, но при этом он груб с Воландом и Воланд называет его старым софистом...
А в итоге, Левий превратился в конформиста, пошёл на своего рода сделку с Пилатом (относительно хартии своего учителя)…
Много, много путаницы в этом АМБИВАЛЕНТНОМ пространстве романа...
Олег Стоеросов 13.09.2019 21:48 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 28.10.2019 18:14 Заявить о нарушении
Более того, и сам роман был написан с божьей помощью.
Олег Стоеросов 28.10.2019 18:43 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 28.10.2019 18:50 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 28.10.2019 18:55 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 28.10.2019 19:25 Заявить о нарушении
Сперва мне казалось, что Булгакову удалось воплотить массу отдельных векторов-сентенций и мыслей в один , цельный и гомогенный , текст, в котором всё изумительно "ладно скроено и крепко сшито", в котором всё выплеснуто на одном затяжном и едином романном дыхании, для которого (для романа) характерен особый ритм, но со временем я стал замечать всё больше и больше "гетерогенностей", слабинок, недоработок и проч.
Во-первых: вся линия отношений Мастера и Маргариты, как история любви - слабовата и неубедительна, а во-вторых: образ Мастера с художественной точки зрения - вяловатый, размытый и быть может даже (замахнусь на крамолу) второстепенный.
А чем он , в сущности , отличается от другого второстепенного персонажа: жильца квартиры на Садовой с утраченной фамилией? Мастер ведь тоже с утраченной фамилией!
Автор сочинил два, переплетённых между собой романа, плавно перетекающих один в другой и наоборот.
Первый - это условно говоря, апокрифическое евангелие от Булгакова (пятое или шестое с учётом евангелия от Иуды?!), а второй - некое евангелие - перевёртыш начала 20-го века, насмешка над самим собой (ну, что-то вроде :" Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила., но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!").
И этот второй роман, как попытка переосмыслить первый и увязать с ним новые исторические реалии, не вполне удачная.
Но это так - общие мысли, которые требуют более глубоких и тщательных раскрытия и воплощения.
Олег Стоеросов 29.10.2019 13:52 Заявить о нарушении