Андрей Корсаров - написанные рецензии

Рецензия на «Конец февраля» (Яна Кане)

Февраль - достать чернил и плакать... :)

Цепляет нас, творческих, этот финал зимы, ведь темнее всего - перед рассветом.

Меня тоже "февральнуло", а как же :)

Созвучно ли? Скорее, нет, но точно - со-эмоционально :)

http://stihi.ru/2019/01/07/4392

Спасибо, Яна! За стихи и за то приглашение в достойную компанию под одной обложкой!
:)

Андрей Корсаров   14.08.2021 22:56     Заявить о нарушении
Адрей,

Рада весточке от Вас. Ваше стихотворение мне по душе.

Странно теперь обернуться на тот февраль, когда моё стихотворение было написано (за несколько дней до того, когда пандемия встала перед нами во весь рост) и на тот февраль, когда я выложила это стихотврение здесь (когда казалось, что возвращение "нормальности" не за горами).

Яна

Яна Кане   24.08.2021 18:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Декабрь» (Андрей Корсаров)

В духе великой русской поэзии: величаво и торжественно, блестяще и отточено, нарядно и прекрасно, как заснеженные поля, как кипенно-белые одежды, укутавшие деревья в лесу. Наслаждение для воображения и ума, Андрей! Ваша поэзия потрясающе проста для прочтения и очень красива. Умная красота!
Рая Лехтик, Фейсбук 27.12.2020.

Андрей Корсаров   04.01.2021 00:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Творец» (Яна Кане)

Очень понравилось, Яна, спасибо! Созвучно:

"Всё со временем будет забыто —
Лишь творения нить бесконечна..."

С теплом, АнКор.

Андрей Корсаров   19.10.2020 01:59     Заявить о нарушении
Андрей, здравствуйте.
Рада весточке от Вас.

Ваш взгляд более оптимистичен. Так что надеюсь, что он и больше соответствует реальности.

Яна

Яна Кане   19.10.2020 04:09   Заявить о нарушении
Взаимно рад, Яна! Это я позволил себе цитату "из себя" :))

http://stihi.ru/2013/07/23/565

Андрей Корсаров   19.10.2020 04:55   Заявить о нарушении
Андрей,

Да, да, я поняла, что это строчка из Вашего стихотворения. Я его прочла, и именно на него отозвалась, выразив надежу, что Ваш взгляд (более, как мне кажется, оптимистичный) соответствует <<реальности>>. (Я взяла за рабочую гипотезу, что есть нечто вне нас, содержащее всех нас, что имеет смысл именовать <<реальностью>> и пытаться познавать и обсуждать.)

Мне всегда очень интересно узнавать, как разные люди воспринимают и ощущают творчество.

И кроме того, это Ваше стихотворение мне понравилось как литературный текст.

Яна

Яна Кане   20.10.2020 18:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кантата» (Яна Кане)

Очень пришлось по душе. Но почему же Творца нет? Ведь и мы творим, тогда и нас нет? :)

Андрей Корсаров   17.01.2020 17:22     Заявить о нарушении
Андрей,
Спасибо большое.

Я написала более длинный ответ, но мне не удаётся его разместить.

Яна

Яна Кане   17.01.2020 18:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Круг» (Яна Кане)

Прекрасное, светлое, живое...
Любовь это такое странное чувство: мы испытываем его, а оно - нас.
Спасибо!
:)

Андрей Корсаров   17.01.2020 17:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Август» (Яна Кане)

Понравилось! Спасибо, Яна! Августа у меня до сих пор не стихосложилось, да и ни одного летнего месяца, а у вас он такой прямо настоящий. :)

Андрей Корсаров   17.01.2020 17:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Голосование - 38. Рейтинг-турнир. Февраль. 2018» (Поэтический Клуб Золотой Папирус)

ПЕРВАЯ ЛИГА

1. 23. Сергей Чел. "Тень на стене". Проникновенно, есть настроение, дыхание – цельная вещь.
2. 14. Лала Сычева. "Пустынник". Насыщено смыслами, увлекает, хороший слог.
3. 21. Алисса Росс. "testimonium paupertatis" Понравилась мелодика стиха, совпали душевные вибрации.
4. 17. Елена Чернышова Щербакова. "Море". Хорошо передана атмосфера, напомнило «Счастье» Чеслава Милоша, которое довелось переводить.
5. 12. Алексей Востоков 2. "Парадоксы времени и бесконечности". Человек живёт в Космосе и Космос живёт в человеке. Философия близка.
6. 09. Савельева Василиса Александровна. "Фанат..." Обнимает, погружает в себя, плюс созвучно мироощущение.
7. 13. Борис Балицкий. "такое". Хорошо написано, пусть и грустно, хотя о чём уж так печалиться – все мы здесь временно.
8. 16. Нелли Беляева. "Банально". Город как человек в этакой «литературно-петербургской» атмосфере – тем и понравилось.
9. 20. Екатерина Медикова. "Одиночество в толпе". Люблю Раневскую, её вечную грусть в глазах - это хорошо прочувствовано и донесено до читателя.
10. 19. Сергей Андропов. "На вечности божественной платформе!" Снова космический житель и снова созвучно. Взлетаем!
--------------------------------------------
11. 18. Ольга Новодворская. "Струя раздумий у фонтана". Струится жизнь -- лови мгновения и фиксируй резонансы своей творческой души.
12. 15. Vyacheslav. "Похороны хомячка". Заметил, не прошёл мимо, поделился переживаниями – неравнодушный человек – это и есть поэт.
13. 11. Лара Филиппова. "Рок". От судьбы не уйдёшь, однако, в данном случае, рок несколько тяжеловат для меня.
14. 24. Александр Кременьч. "Не случится никогда". «Разброд и помутнение» удалось передать качественно, даже перечитывать боязно.

Андрей Корсаров   18.03.2018 22:10     Заявить о нарушении
✔ - 18.03.2018 22:10 • засчитано. Благодарю Вас, Андрей. / см. п. 2.3., ПУГ. - на будущее...)

Поэтический Клуб Золотой Папирус   19.03.2018 00:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вдохновение» (Андрей Корсаров)

Обзор от Сансана, судьи на конкурсе "О любви не говори" 11.02.2018.

"Формально стихотворение состоит из восьми двустиший, но де-факто из четырёх, поскольку местами встречается обычная перекрёстная рифма. А местами – не встречается (не считать же рифмами пары: «Вселенную – мгновение», «счастливо – Мастера»). Да и многие остальные рифмы носят «приблизительный» характер. В шестом двустишии автор не справился с длиной чётной строки. По содержанию и прилагаемой иллюстрации, насколько я понял, в стихотворении проводится параллель между возможным слиянием двух светил во Вселенной и слиянием двух сердец или того (не будем уточнять), что порождает новую жизнь на Земле. Красивая метафора почему-то названа АТТРАКЦИОНОМ (я не понял почему). Прошу автора пояснить.

Андрей Корсаров   14.03.2018 23:28     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый СанСаныч, за подробный разбор.

Аттракцион — потому что встретить свою родную душу (притянуться друг к другу) в огромной Вселенной — это редкая удача, главная интрига жизни, что в ней и привлекает (слово "аттракцион" образовано от "притягивать, привлекать").
Ведь сначала из необозримого количества душ во Вселенной, всего семь миллиардов должны одновременно оказаться на Земле (а сто лет назад это было и вовсе менее двух миллиардов).
Русский язык и культура — остаётся миллионов 200 всего.
Встречаешь ты за жизнь тысяч 100, не больше, а за период молодости-зрелости это тысяч 30.
Половина не твоего пола — осталось 15 тысяч.
По возрасту тебе подходит примерно треть — 5 тысяч.
По характеру, мироощущению — десятая часть, это 500.
Шанс, что с кем-то из них вспыхнет взаимная любовь — одна сотая или всего пять вариантов.
Вероятность, что создадите семью и счастливо проживёте всю жизнь — процентов двадцать от оставшихся — или всего ОДИН шанс на семь миллиардов душ на Земле, не считая мириады душ вне её.

Вот и выходит — две пылинки, хаотически перемещающиеся среди мириадов других внутри бескрайней космической мельницы, должны встретиться и составить своё единственное и уникальное счастье, что бы ни обобщал уважаемый мэтр Толстой.
Попробуй-ка, поймай свою удачу с такими шансами! Чем не аттракцион?
:)

А то, что строки и рифмы (в данном конкретном произведении) не соответствуют "стандартным" рамкам и правилам стихосложения, так, во-первых, и правила эти весьма условны, а, в-главных, этим лишь подчёркивается, что таинство любви никаким правилам, стандартам и формулам неподвластно.

Ведь любовь, как и стихотворение, либо случается, либо нет — "как там лягут у Мастера Тень и Свет..."
:)

Андрей Корсаров   14.03.2018 23:29   Заявить о нарушении
СанСан:
Признателен Вам, Андрей, за столь подробный ответ. Безусловно, Ваше видение я приму во внимание.

Андрей Корсаров   14.03.2018 23:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интересно...» (Андрей Корсаров)

Обзор от И.Т. Капелюшного, судьи на "Конкурсе Памяти Андрея Головина" 12.03.2018.

Андрей Корсаров «Интересно»

С этим стихотворением все проще. И бесконечно сложнее. Стихотворение написано «чисто». Это та самая простота, которая уже не примитив, но одна из граней настоящей поэзии. Но… Наверное, эталоном такой простоты являются лучшие стихи Есенина. И если мы вспомним их, то увидим, что эта простота очень и очень хорошо сделана: во-первых, в ней нет ни единого слова, которое можно было бы беспрепятственно выкинуть или заменить. Именно поэтому самые обычные слова там не вызывают чувства «замыленности». Здесь же… Возьмем хотя бы первое четверостишие: «Нам всем приходится проститься, / Когда окончен путь земной, / Когда дописана страница / Уже нетвёрдою рукой...» - да, стилистика простоты требует здесь «пути земного» и «нетвёрдой руки». Но, не знаю, согласитесь Вы со мной или нет, есть здесь, в этих строках, какая-то легкая необязательность, что-то недошлифованное. Почему-то кажется, что возможны варианты: «уже слабеющей рукой», «нетвердой старческой рукой» - это из самого примитива, можно и получше чего-нибудь предложить. Но вот ощущения цельности и незаменимости, невозможности «выкинуть слово из песни», у меня нет…
А во-вторых… В лучших стихах Есенина кристальную простоту всегда оттеняет какой-нибудь красивый образ: ну ведь должна же красивая простота куда-то смотреться и видеть свое прекрасное отражение? И такого вот красивого образа мне в стихотворении Андрея очень не хватает.
И если бы у меня было право голоса, я бы очень посоветовал автору еще немножко поработать с этим стихом: дошлифовать его так, чтобы стыков вообще не было заметно и чем-нибудь украсить. Конечно, проще сказать, чем сделать это, но мы-то потенциал автора знаем…

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:25     Заявить о нарушении
Благодарю за подробный и вдумчивый разбор, уважаемый Иван Терентьевич!
Мои ответы:

1. "Уже нетвёрдою рукой" нельзя заменить на «уже слабеющей рукой». "Уже слабой" или "уже ослабшей" -- можно было бы, по смыслу, но не подходит по размеру и по звучанию. Звук "с" тут был бы лишним. Ведь, кроме ритма и рифмы, стихотворение должно звучать. Тема философско-умиротворённая и я хотел, чтобы звучание было плавным, как спокойное дыхание. А две буквы "с" рядом: "страница" и "слабеющей" эту плавность нарушат. Напомню, что Довлатов, к примеру, избегая подобного нарушения созвучий, которые он "слышал" в своей строке, даже заменил одно географическое название на другое (пойдя против факта), чтобы строка звучала "нормально", согласно его авторскому ощущению. И это -- в прозе! И для меня, как автора, в данной последовательности "звучит" именно такое, выбранное мной, сочетание звуков.
Для большей наглядности, представим себе вариант: "Когда дописана страница Уже ослабшею рукой" -- и по размеру бы подошло, и по смыслу, но вот звукоряд -- совершенно диссонирующий -- всё вдруг засвистело-зашипело, сами послушайте: с - ж - с - ш. В варианте с "уже слабеющей" получается ещё хуже: с - ж - с - щ. Надеюсь, мне удалось донести разницу.

2. Также нельзя заменить эту строку на «нетвердой старческой рукой». Без "уже" меняются оттенки -- УЖЕ нетвёрдою: было -- стало, завершение процесса, жизнь заканчивается, п о д х о д и т к концу.
А в варианте с просто "нетвёрдой" процесса нет, лишь "механическая" констатация факта - приехали, освободите вагоны! Это совсем другое ощущение.

К тому же, умирают не только в старости -- снова неподходящее слово "старческой". Неслучайно во всём стихотворении нет ни слова о возрасте.

Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, "выкинуть" или заменить в этой строфе (как и во всём стихотворении) ничего нельзя без нарушения смысла, звучания, настроения.
Высоцкий однажды заметил, что писать простыми словами -- это очень непростое дело, и я с ним солидарен в этом. Если же ставить замены "навскидку", исходя лишь из размера и приблизительного смыслового подобия, стихотворение из цельного превратиться в некий несообразный набор слов на заданную тему, что лишит его поэзии. Ведь для поэзии стихов недостаточно.
По моим рассуждениям и подробной аргументации Вы можете видеть, что "шлифовке" текста я посвятил немало времени. Вы, конечно, правы, что можно было бы ещё и ещё пошлифовать, но ведь нам с Вами, как людям творческим, хорошо известно, что идеал недостижим, а лучшее часто становится врагом хорошего.

3. Про "красивый образ" -- так вот же он: "По серебру холодных бликов -- В просвет загадочной луны, Её пятно -- манящий выход -- Порог невидимой страны". Разве не красиво? Даже картинку подходящую добавил, чтобы образ стал более явным, чтобы помочь это представить. А по такой красоте и "уходить" уже не боязно, и даже сама смерть не так страшна, как и н т е р е с н а -- а что же там, за тем порогом? За той загадочной Луной? И что там думают те, кто ушёл до нас? А ведь они и есть о т р а ж е н и е нашего мира, всех нас -- разве нет?

Так что, как мне кажется, есть тут и красивый образ, и отражение нас, живущих до момента, пока не допишем свою последнюю страницу...

Отдельная благодарность -- за приятные слова об авторском потенциале -- ведь это значит, что лучшее твоё стихотворение -- всегда впереди, что и окрыляет, и вдохновляет на новое творчество :) Спасибо Вам, Иван Терентьевич!

Андрей Корсаров   14.03.2018 23:27   Заявить о нарушении
Обзор от Шефа, судьи на "Конкурсе Памяти Андрея Головина" 18.03.2018.

www.litsovet.ru/index.php/litobzor.view?litobzor_id=10662

Мне нравится – книжное такое стихотворение для «книжных» людей (снова ВСВ вспоминается). Спокойное, без надрыва – дай бог каждому так уйти, не суетясь. И всё ещё сохраняя любопытство – к этой Земле, и к тому, что про неё «говорят»…
«Лунная дорожка» булгаковская не нова? Так и что ж? Это кесарю кесарево, а литератору – литераторово, заимствованное. Половина европейской литературы состоит из заимствований сочинителей друг у дружки, да ещё и 90 процентов всего этого «взаимозачёта» – из Библии… понатырили (в хорошем смысле этого слова).
Я, кстати прочитал отзыв Капелюшного, не заранее, а вот прямо сейчас, в процессе написания отзыва своего. Впечатление схожее – огонька мне тоже не хватило, слишком всё гладко. Как там у М.Булгакова то… «Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс» - пёс, понимаете ли – как атрибут, как символ, как связующее звено персонажа с читателем и мира литературного произведения с миром реальным, а также и нашего земного мира с тем миром, «залунным». Пёс это всё вышеперечисленное связывает воедино по магически мастерской воле автора, а также оживляет литературного героя, своего хозяина, ставит его на одну доску с нами. В результате мы живём вместе с ним(и), читая.
Здесь же вместо пса бесконечное любопытство – такой вот спутник в последний путь…
Человеку в силу особенностей восприятия и мышления очень трудно представить себе что либо бесконечное и в то же время реально существующее. Возникает холодность отношения и даже недоверие к этому образу-словосочетанию – «бесконечное любопытство»… ну, да, мол – рассказывай, автор, сказки… бесконечное, как же.
Это я не к тому, конечно, чтоб сюда собачку в стих вставить, или черепашку :)
Так – чтоб пояснить свою мысль.
Стих примерно на 7-8 в свете вышеизложенного, по прочтении всех уточню и определюсь точнее.
А практически поправить в данном конкретном тексте, не меняя его кардинально (что ни к чему, да и невозможно) я бы порекомендовал две вещи: убрать многоточия в окончании катренов и «ж» из последней строки – «что там про землю говорят». Это придаст цельности восприятию произведения – нечего тут особо размазывать задумчивостью и снижать градус разговорным этим «ж», уверенность и серьёзность пойдут на пользу, ИМХО.

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Шеф, благодарю за такой подробный и прочувствованный обзор!

Согласен практически со всеми замечаниями. Многоточиями грешу, есть такое дело, и не только в этом стихе, надо как-то с этим бороться. По поводу последней строчки тоже Вы правы, убрал эту жужжащую букву -- зазвучало по-другому и на слух и на ощущение.
Вот "про черепашку" такие мысли: сущность человеческая -- это познание, на моё ИМХО, и движет нами, по большому счёту, именно любопытство. Поэтому, пройдя известный нам мир и покидая его, человеку (мне -- определённо) интересно -- а что там в следующем мире, за порогом этого? За всех говорить не могу, но моё ощущение и моя философия -- нет страха смерти, есть интерес -- что же дальше? И поэтому для меня это не последний путь, но -- предыдущий, скорее. И -- да, именно бесконечно интересно :) Ведь после того мира будет ещё какой-то? Или -- раз нас кто-то создал, то кто создал нашего создателя? А кто создал создателя создателя, et cetera?

Это любопытство не оставляет меня, писал и раньше на эту тему: стих "В ТЕМНОТЕ", например:

http://www.stihi.ru/2015/04/05/11939

Перестаёшь познавать -- перестаёшь быть собой, такое кредо.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути..."
Для красоты, "для литературы", тут, наверное, нужна "черепашка", но на деле по лунной дорожке каждому из нас уходить в одиночестве. (усилием воли удержал себя от многоточия :) )

Спасибо Вам ещё раз!

Андрей Корсаров   18.03.2018 20:28   Заявить о нарушении
ВСЁ - СОН?

Куда-то вбок катилось солнце...
Зачем-то вниз неслась река...
Каких-то несчастливых горцев
Влекла лавина свысока...

Ах, суета какая, право!
Ведь я собрался отдыхать,
А тут — налево и направо —
Совсем не божья благодать!

Галдят и гадят злые птицы
И не желают есть из рук...
Вот переходит все границы
Изрядно выпивший физрук...

Два убелённых шахматиста
Уснули, разыграв дебют,
Внося художественным свистом
Какой-то старческий уют...

Ну, ладно — хватит расслабляться!
Пора, пожалуй, начинать!
В руке приклад — руко-прикладство —
И ты уже — величина!

Увы вам, мелкие людишки!..
Вдруг что-то рвёт аорты нить —
Короткий блеск далёкой вспышки
Не успевает удивить...

И в затянувшемся паденьи
Вдруг просыпаешься в поту...
Как странно... После пробужденья
Ты ощущаешь пустоту:

Что знаем мы о тайнах смысла?
Где сон, где явь — не разобрать...
Что если жизнь нам просто снится,
А просыпаться — умирать?

* * *

Однажды дремлющий философ,
Увидев бабочку во сне,
Оставил нам вопрос вопросов:
"А может мир приснился в с е м ?" *
© Aндрей Корсаров

-----------------
* Знаменитый сон древнекитайского философа Чжуан-цзы,
который побудил его к созданию своей концепции — даосизма.
Однажды Чжуан-цзы заснул и ему приснилось, что он бабочка,
которой снится, что она Чжуан-цзы.
Проснувшись, философ долго не мог понять, кто же он — Чжуан-цзы,
которому снилось, что он бабочка или бабочка, которой снилось, что она Чжуан-цзы.

* "Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т. д. — все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога. Но настанет час и Бог проснётся, протрёт заспанные глаза, усмехнется — и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе."
/Генрих Гейне/

Андрей Корсаров   17.02.2018 09:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей.
✔ - 02. Андрей Корсаров. "Всё - сон?" = http://www.stihi.ru/2010/12/04/797 - принято.
Удачи! С уважением, -

Поэтический Клуб Золотой Папирус   15.03.2018 11:40   Заявить о нарушении
Благодарю за доверие! Мне надо что-то делать далее?

Андрей Корсаров   15.03.2018 14:23   Заявить о нарушении
* см. Голосование. "Февраль. 2018. Квалификационный Рейтинг-турнир. Стихи.ру" = http://www.stihi.ru/2018/03/15/606

Поэтический Клуб Золотой Папирус   15.03.2018 16:34   Заявить о нарушении