Адела Василой, комментарии финальных стихов

Новый Конкурс
После имени автора указано место в финале Нового Конкурса, которое заняло его стихотворение по оценке Аделы Василой. В скобках – сумма баллов, приведены 3 цифры в следующем порядке – техника, содержание, впечатление, соответственно.


Гена Антошкин – 4-7 место (3+4+3=10)
По Валуа – 8 место (3+3+3=9)
Закрома Игоря Гонохова – 1-2 место (4+4+4=12)
Александр Мартынюк – 4-7 место (3+4+3=10)
Крестьянка-Барышня – 1-2 место (4+4+4=12)
Дмитрий Артис – 4-7 место (4+2+4=10)
Парамон Перегрин – 4-7 место (3+4+3=10)
Тиль Уленшпигель – 3 место (3+4+4=11)

Гена Антошкин

Сегодня я покину

Сегодня я покину этот дом,
Последний праздник встречу в одиночку.
Пойду топтать невыгулянный двор,
Где первый снег, острее, чем рокфор,
Пропитывает душу и сорочку.

Пойду один по солнечным лучам,
Утешу сердце этими лучами,
Как дикий зверь, под нос себе фырча,
Зализывая рваную печаль,
Пока другие ей не одичали.

Уже не раскошелясь ни на грош,
Ни на слезу, ни на последний шёпот.
Вернее псов , услужливей вельмож
Пойду куда ты только позовешь,
Душа моя, мой вымазанный хлопок.

Все эти дни, стоящие вверх дном,
Не стоят ни внимания, ни пульса.
Сегодня я покину этот дом,
В котором думал только об одном:
Куда пойти, откуда не вернуться.

http://stihi.ru/2007/11/07/1442
Комментарии. Хорошие рифмы и ритм. Понравился образ «первый снег, острее, чем рокфор, пропитывает душу и сорочку». Есть ещё удачные образы, «работающие на содержание – «как дикий зверь, под нос себе фырча», «не раскошелясь ни на грош, ни на слезу, ни на последний шёпот, вернее псов , услужливей вельмож»...
Однако в этих строчках непонятки с грамматикой (ей не одичали) и с логикой:
 «Зализывая рваную печаль, пока другие ей не одичали»... Что это значит? Может быть, лучше что-то типа «И заливая тёрпким Цинандали»? Это навскидку, возможны ещё варианты, с рифмой «в бокале», к примеру.
Невразумительная метафора: «Душа моя, мой вымазанный хлопок». Хлопок – растение, вата, ткань? Чем душа может напоминать «вымазанный хлопок»? Я бы посоветовала поменять эту строчку на что-нибудь такое: «Душа моя, без оплеух и плёток».
За слабость этих двух строчек, когда автору не удалось «увязать» найденную рифму логически с содержанием, снимаю 1балл за технику. Техника – 3.
Эти же неудачные строчки влияют на впечатление от стихотворения, поэтому за художественное воздействие – тоже 3.
За содержание – тему изжившей себя любви, брака, ставшего тюрьмой, раскрытую достаточно свежо, – 4.

По Валуа

Ты помнишь тот город...

Ты помнишь тот город – рыбацко-кабацкий?
Куда закатился наш месяц медовый…
Мне – двадцать четыре, тебе – восемнадцать.
И быт ещё только готовил оковы…

Ты помнишь фасады, ушедшие в старость?
Кривые балконы, седые фрамуги.
И скверы, в которых так много осталось
Той страсти, что мы открывали друг в друге.

Ты помнишь... объятья заблудшего ветра!
И волн белокрылых красивые ласки!
Немые пространства песочного фетра
И склонов цветущих пьянящие краски.

Ты помнишь, как мы убегали от солнца –
Искали живительной тени повсюду!
…Ах, если б мы знали, что тень к нам вернётся.
И город рассыплется ветхой посудой…

http://www.stihi.ru/2008/09/08/46

Комментарии. Красивые рифмы, безупречный ритм, хороший, естественный слог. Образы в основном банальные «оковы быта», «объятья заблудшего ветра», «белокрылые волны», «немые пространства», «цветущие склоны»... «Красивые ласки» - это как? Тем более – волн? Неудачный эпитет. В последней строке совершенно непонятно, как город может рассыпаться «ветхой посудой», закрадывается подозрение, что посуда здесь ради рифмы... хотя рифма, безусловно, интересная, вот если бы ещё посуда пришлась к месту.
Учитывая всё это - за технику снимаю 1 балл. Итак, техника – 3 балла.
Содержание. Сочетание городской лирики с любовной, ностальгия по ушедшему чувству... В последних строчках делается аллюзия на крах чувства, задавленного «тенью» (чего?), вследствие чего «город» (брак) «рассыпался ветхой посудой». Но попытка весьма слабая, вследствие неудачно выбранной метафоры. Поэтому тема раскрыта с недостаточной ясностью и определённостью. Следственно, снимаю балл, за содержание – 3 балла.
Слабость заключительной части и отмеченная выше банальность образов смазывает впечатление от стихотворения. Таким образом, за художественное воздействие – 3 балла.



Закрома Игоря Гонохова

ЗРЕЛОСТЬ.

жёлтая прядь у берёзы похожа на проседь.
дети разъехались, письма отправлены почтой.
время пришло, наступила спокойная осень.
жаль нам того, что сложилось, но было не прочно.

травы пожухли, китайкой засыпало крышу.
жаль нам прошедшую молодость, чувства былые.
тихо теперь одному, посижу я под вишней.
и… постепенно отпустит меня ностальгия.

птицы летят вдалеке – на краю небосвода.
лишь воробьи облепиху клевать продолжают.
я созерцаю свой путь сквозь минувшие годы.
осень не только прощанье, но сбор урожая.

много плодов непотребных, а добрых не густо.
можно всё это, однако, использовать в дело.
возраст меняется, с ним изменяются чувства,
следуя мудрым законам уставшего тела.

то, что шалело от страсти, сегодня трезвее.
чуть холоднее глядишь на молоденьких граций.
ветер последние листья на сливе развеял.
души рассеяны наши – пора собираться.

лес поредевший, беззвучное поле пустое,
даже друзья, что уже разошлись понемногу
учат нас в сердце своём оставаться с собою,
учат не прятаться впредь от себя и от Бога.

http://www.stihi.ru/2008/05/27/3562

Рифмы в основном достаточно хорошие, но есть и банальные – знаменитая уже «осень-проседь» и «дело-тела». Ритм безупречный, размеренный, «под тему» неторопливых размышлений о жизни, идущей к логическому завершению... одиночества, сопровождающего преклонные годы, ностальгии по юным годам, по ушедшей любви – «сложилось, но было не прочно». Спокойный монолог, сопровождаемый наблюдениями над увядающей осенней природой – «жёлтая прядь у берёзы похожа на проседь», «травы пожухли, китайкой засыпало крышу», «птицы летят вдалеке», «воробьи облепиху клевать продолжают», «ветер последние листья на сливе развеял», «лес поредевший, беззвучное поле пустое» - живописные детали, рисующие осенний пейзаж и служащие фоном для подведения грустных итогов: «дети разъехались», «жаль нам прошедшую молодость, чувства былые» (кстати, почему «нам», а не «мне», раз ЛГ одинок?), «много плодов непотребных, а добрых не густо» и так далее... Образы хорошие, есть и свежие, оригинальные (с китайкой и облепихой;). За технику – 4. Содержание раскрыто полностью, с обилием деталей – тоже 4. Впечатление хорошее, придраться тоже не к чему – тоже 4.

Александр Мартынюк

Побег

Мы долго шли. И долго-долго
Тряслись на стареньком авто,
Чтоб убежать от чувства долга
Туда, где не найдет никто,

Следы запутать, оторваться,
Укрыться от прошедших лет,
Рукой неверной попытаться
Счастливый вытащить билет,

И как бы память ни кричала –
Обратно больше не смотреть,
Попробовав начать сначала
Хотя б оставшуюся треть,

Забыть победы и потери,
Обязанности и права,
И разрешить себе поверить,
Что лишь любовь всегда права,

Прильнув отчаянно друг к другу,
В глазах счастливых утонуть,
Из заколдованного круга
Уже нащупывая путь...

Но в миг, когда сжигает пламя
Тела, и душам горячо,
С ухмылкою жестокой память,
Как конвоир, толкнет в плечо.

http://www.stihi.ru/2008/05/21/3870

Стихотворение с драйвом – энергичный ритм, динамика... рифмы в основном банальные, есть попытки сыграть на одинаковом звучании разных по смыслу и «грамматике» слов – «долго-долга», «права-права», что несколько оживляет «картину». Стихотворение бедно метафорами, по крайней мере такими, о которых стоит упомянуть – могу выделить только «память-конвоир, толкающий в плечо», как оригинальный образ. За технику – 3 балла. Тема – попытка расстаться с прошлой жизнью, сделав ставку на новое, свежее чувство, которая терпит поражение, ибо память «не отпускает» на свободу, не даёт забыть о долге... Тема раскрыта хорошо, заключительная часть сильна благодаря свежей и точной метафоре... 4 балла. Художественное впечатление – 3 балла.


 
Крестьянка-Барышня

Задористое

Поля не паханы
Рассветы брызгами,
Я с первой птахою
Шагну за изгородь.

Воды колодезной
Глотну без страха я,
А мне не боязно,
Сама как птаха я.

Земля холодная
Травой наряжена,
Люблю ладонью я
Её поглаживать.

Соседским шёпотом
Молва расходится,
Вот будет трёпу-то
О том, где бродится

Мне утром во поле
Ветра задористей,
Заветной тропкою
Да с чистой совестью

Вернусь я к матушке
Квашню замешивать,
А станут спрашивать,
Да ну их к лешему.

http://www.stihi.ru/2007/11/01/940

Стихотворение покоряет своей динамикой, темпераментом, настроением, в первую очередь. Энергичный ритм и короткая строка, но несмотря на это – очень интересные, оригинальные неточные рифмы. Хорошая стилизация под фольклорные тексты, напевность. Практически не к чему придраться, есть и интересные образы, несмотря на миниатюрность, вообще говоря, текста. За технику – 4, за содержание – 4 (темы особой нет – есть юношеский задор, стремление к свободе, желание слиться с природой, и этого достаточно, для такого миниатюрного текста, а также бесшабашность и торжество над обывательской моралью). За художественное впечатление – тоже 4 балла.


 
Дмитрий Артис

Хорошо началось…

***

хорошо началось
и не плохо закончится.
наше всё не пойдёт
на заклание склочницам
по накатанным дням,
как вода по излучинам,
даже если у нас
ни черта не получится.

и довольны собой,
и друг другом надкушены.
бесконечен процесс:
от хорошего к лучшему.
на рабочем столе
обновляется зарево,
спотыкается и
обновляется заново.

разбежаться легко
ноготочком по клавишам:
я тебя не люблю,
ты мне даже не нравишься.
как обычно, к банальности
липнет патетика.
в западании клавиш
есть что-то от петтинга.

http://www.stihi.ru/2008/05/22/318

Техника безупречная, интересные современные дактилические рифмы, чёткий ритм. 4 балла. Тема… изложена довольно туманно… если «ты мне даже не нравишься», то о чём речь? Если не о любви, то что хорошего «началось»? Уже в первой строке декларированный оптимизм ЛГ им же ставится под сомнение «даже если у нас ничего не получится». Вторая строфа не проясняет ситуацию – опять все довольны, а мотивы этого вязнут в «зареве», не проясняясь, а третья и вовсе уклончива… говорится о каких-то посторонних вещах, если не считать чёткого признания в нелюбви. В общем, за тему – 2 балла. За художественное впечатление, учитывая мастерство написания и оригинальность рифм – 4 балла

Парамон Перегрин

ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ БЫТИЯ

В бесконечном межзвездном маршруте
Мы летим, к небесам вопия,
И становится ясным до жути
Восхитительный смысл Бытия.

Все отныне и просто и ясно;
Мы летим и “Осанну” поем,
Ибо как это все же прекрасно –
Иногда обладать Бытием!

И в какой-то таинственной точке,
Где сомкнутся Сиянье и Тьма,
Постигается поодиночке
Бытие каждой точкой ума!

В бесконечность летит вереница
Душ и духов, архангелов, Будд…
И не может ничем завершиться
Бытия бесконечный маршрут!

Ибо Вечность не столь бестолкова,
Как ее непомерный объем,
Ибо нет во Вселенной такого,
Что не может не быть Бытием.

Мы дойдем до намеченной цели,
Либо сами ее докуем:
Сквозь ничто нас выводят тоннели
В это все, что зовут Бытием.

http://www.stihi.ru/2006/02/27-2337

За технику снимаю один балл – тут и в самом деле с «бытиём» неладно. Рифмы в основном хорошие, но есть и парочка банальных. Снимаю также один балл за несколько утомительный пафос и архаику. Итого: 3+4+3 = 10.

Тиль Уленшпигель

Непреложные правила

Зреет вопрос в васильковом сиянии глаз,
Чувство во взоре способно расплавить металл.
Что ж Вы, мужчины, – такими – не любите нас,
Предпочитая о чем-то запретном мечтать?

В локонах нежных истома – как медленный яд,
Будучи вколот под сердце – сжигает дотла.
Что ж Вы, мужчины, от нас не отводите взгляд,
Если считаете нас – средоточием зла?

Нежный изгиб – от запястий до линий ключиц –
В вечном стремлении силе придать красоту.
Что ж Вы, мужчины, к замкам подбирая ключи,
После себя оставляете в нас пустоту?

Страсть, словно мёд, привлекает на запах сластён,
Что-то внутри – не расскажешь словами – поёт.
Что ж Вы, мужчины, в себе подавившие стон,
Нам предъявляете свой – неоплаченный – счёт?

Люди живут – как судьбой предначертано им –
Ссорятся, мирятся; но непреложно всегда:
Верность и ум находящихся рядом мужчин
Лучше всего проверяются верностью дам.

http://www.stihi.ru/2008/07/30/3373


Это стихотворение, пожалуй, нравится мне больше всего. Но вынуждена снять один балл за технику, из-за наличия банальных рифм, по сравнению с теми стихами, которые уже получили у меня по 12 баллов. Очень чёткое, динамичное, темпераментное решение темы, сама тема мне, как женщине, очень близка, позиция автора понятна и симпатична. Поэтому и воздействие на меня оно оказало высокое... Оценки: 3, 4, 4, итого – 11 баллов.