Итоги февраля. Ольга Чернорицкая

Большой Литературный Конкурс
НА СТРАНИЦЕ http://stihi.ru/2010/02/28/8585 ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ДВЕНАДЦАТОГО (МАРТОВСКОГО) ЦИКЛА БОЛЬШОГО ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА СТИХИ.РУ


При отборе данных стихов использовался метод исключения из мусорной корзины


1. "Петрович и Тьма"
ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ
http://www.stihi.ru/2003/03/14-844

Вообще, метод исключения обычно и есть выбрасывание в корзину. Это вещь забавная, но надежная. Того, что исключено, уже не жалко. Сложнее с тем, что осталось. Ну, что значит, осталось? Не на полку же воздвиглось вместе с классиками?  Как быть? А вот как. Подняла рука лист со стихом, скомкала. И уже сделала было движение в сторону мусорной корзины, как вдруг что-то в голове щелкнуло: «Погоди, как там у него…», и вот листочек приобретает свое первоначальное, пусть слегка пожеванное, горизонтальное положение. Потом он, конечно, снова будет скомкан и пойдет в корзину. Главное здесь – ситуация временной задержки, по которой плачет вечность.

Иной раз это что-то экзистенциальное: 

«и идет к своей подружке бабе Рае, зло храпящей под заштопанной периной. Страшен, будто в дикой чаще, ейный посвист соловьиный!
     Он ложится тихо рядом. Мысли муторны и странны. Под его тяжёлым взглядом подыхают тараканы; муха бьется о гардину хоботатой головой; и - покидая паутину - заползают за обои пауки, которым жутко» .

Родная русскому сердцу, проникнутому Кафкой, бытовая картинка из жизни насекомых больших и маленьких. Стихи про землемера К. уже давно выбросила, лень лезть в корзину рыться и доставать, а то ведь если найдешь, то потом еще доказывай, почему здесь Кафки больше, чем там. И горьковского «Буревестника», впрочем, тоже.  «Петрович – буревестник современного искусства» – как вам?

2. "Повесть временных лет"
МИХАИЛ СВИЩЁВ
http://www.stihi.ru/2009/08/28/4844

Иной раз удивит самоидентификация автора после перехода-смены власти:

И из наших лбов распивали вина,
и черпали воду из нашей речки...
И слепили бога из жёлтой глины,
а из красной глины сложили печку.

Легко ли смириться что гибель народа была потребна для блага потомков? Автор остается с теми, кто повержен, убит, чью глину используют для новых построек и богов. «Нестор» никак себя не отсылает в наши времена, он этнически ТАМ, хотя его повествование ЗДЕСЬ видится воплощенной исторической сдержанностью  и объективностью, усиленной космополитической  бесстрастностью .  То есть получается взгляд на поражение своего этноса издалека, настолько издалека, что точка зрения «древнего» автора становится точкой видения современного читателя.

3. "Бордель не рухнет..."
ДМИТРИЙ АРТИС
http://www.stihi.ru/2009/02/07/4347

Иной раз поразит множественное число наших угодий, впрочем, не все, стоящее во множественном числе является нам во множественном количестве.

Когда в расеях строился бордель…

И еще, простому немасонскому народу странноватое:

то каменщиком с пальцами жида…

4. О летающих ежах
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА
http://www.stihi.ru/2010/01/26/6914

Из корзины вытащенное на минуту  стихотворение о Ежиках поразило постмодернистской наглостью:
Этакое соединение Сергея Козлова, автора «Ёжика в тумане» с мифом об Икаре. Да еще Конфуций с вечной темой возвращения, впрочем, никто никуда не улетал, что герменефтически - забавно, однако имеет отрицательный воспитательный эффект, ведь вы помните, в советское время  миф об Икаре служил молодым людям образцом высоких устремлений человека. А тут, понимаете ли, ежата им помешали. Крылья на ежат – и в небо. А там можно будет проверить, может, они еще и плавают. Икар вот не умел. Но ежик-то совсем другое дело, см. сказку Сергея Козлова. Вот такое нелитературоведческое замечание к стиху, в общем-то, проигрывающему из-за отсутствия  целевой аудитории. Оно и не детское, и не взрослое. Но это не значит, что никакое.

5. "Страница"
ЕЛЕНА МУДРОВА
http://www.stihi.ru/2010/02/09/3147

Иной раз тронет неприкаянность на белом листе полярной лисицы. И рассыпание страницы, подтвержденной на чувственном уровне сыпучестью снега.  И холод, идущий откуда-то из внутренней формы стиха – он же отчуждение, он же бесплодие. 

6. "везу тебя на саночках"
ЕЛЕНА КАСЬЯН
http://www.stihi.ru/2010/02/03/7420

Иногда может задним числом потрясти догадка: так эта игривая песенка  - о покойнике? Поистине, божественное ощущение красивости смерти. Разворачиваешь. Перечитываешь – действительно. А прочие читатели поняли? Или подумали, что им частушки про Масленицу спели? Ведь так легко-играючи (с обращением к усопшему на ты) о смерти мало кто писал. Может, это постмодернизм, а может, лирический герой – проводник в царство мертвых, в любом случае интересно.

Повезу тебя тихонечко, тихонечко,
Ни кровинки в запрокинутом лице.
/…/
Повезу тебя на саночках, на саночках,
Прямо к Богу на крылечко повезу.

7. "Сместилось что-то в этом мире..."
АНАСТАСИЯ СКОРИКОВА
http://www.stihi.ru/2009/12/06/7632

А то вдруг что-то символистски-недоказуемое поразит воображение.
А из земли прогорклой ось
Торчит, как сломанная спица.


8. "Кошкин Дом 2"
НИКОЛА
http://www.stihi.ru/2009/12/26/7959

Пуганет несоответствие заголовка фольклорному содержимому, ведь если убрать первые две строчки, никакого Дома-два, пусть и кошкиного, не обнаружишь, но зато покупаешься в ловких образах апокалипсиса.

плохо копятся богатства
в деревянных теремах.
ходят курица с ухватом,
красный жареный петух -
по накрытым медью хатам
и глотают белых мух.
затихает пепелище,
ах ты гой еси нагой.
кура ищет ратовище,
загребает жар ногой.

9. "Слепое кино"
ВЛ.ЧУГАЕВ
http://stihi.ru/2006/02/06-682

То вдруг порадует, что поэзия – вещь по-прежнему регрессивная. И если прогресс все больше давит на зрение, и слух она делает инстинктивный для искусства откат в сторону:

 Я придумал бы слепое кино,
Где у каждого герои – свои,
Где на ощупь узнают, кто чужой,
Кто влюблен, а кто – с похмелья – остыл,
Где зарежут – так уж честно: ножом,
А не взглядом равнодушно-пустым.

Вообще это было бы слепо-глухо- немое, тактильное  кино, трогательное (от слова трогать), и внеисторически-справедливое, что  не по Гегелю, зато по Марксу (очарованному  утопистами).



10-11. "Баллада о гангрене без адреса или Тимощенке"
OLEG
http://www.stihi.ru/2009/04/10/3031

И вдруг становится ясным, что поэтический опыт, рожденный в момент истины, это «небесный верх», обращенный в «телесный низ», но не ставший от этого ниже. Очень близко к «Буревестнику» (см. Е.Петропавловский и начало обзора), однако  бури мы стыдливо не увидели, а автор нам целомудренно ее не показал, лишь только ее предпосылки и последствия:

она - на кухне заметает куски посуды.

Столь же размашисто писанное, облаченное в броню юмора, стихотворение напоминает монумент браку, именуемому в простонародье гражданским.

10-11."Сумасбродское"
ПЁТР КУРУХУРУ http://www.stihi.ru/2009/07/19/2134

Ну и напоследок исключительно из любви к частушечным почвенническим парадоксам, достаю вот это:

Если выпало в Голландии родиться,
Лучше сразу жить в России некурящим.

Стих помимо прочего представляет собой любопытный  феномен, когда ум от осознания того, что Калинов мост, находящийся на пограничье,  ждет всех и каждого,  приходит в такое возбужденное состояние, что автору прощаются самые невероятные вещи и даже насмешка над тремя богатырями, основанная на знакомой всем с детства игре почти неуловимой  разницы в сочетании звуков бд и бзд:
В чистом поле трое бдят, а им не бдится…
Не хватает только сталкера, а зона, где  все будем, автором четко обозначена.