Победители конкурса Лучшее стихотворение 2010 года

Творческая Мастерская Ежи
Стихи-победители конкурса "Лучшее стихотворение 2010 года" (http://stihi.ru/2010/02/16/8071


____________________________ СОДЕРЖАНИЕ ____________________________

1. Ян Бруштейн "Туман. Катынь"                http://stihi.ru/2010/05/05/4305
2. Собачья Роза "Над травой"                http://stihi.ru/2010/11/10/4995
3. Пастух Ла "а где-то"                http://www.stihi.ru/2010/06/30/6401

4. Евгения Костюкова "метаморфоза"                http://stihi.ru/2010/02/12/4953
5. Геннадий Руднев "Джебэ"                http://www.stihi.ru/2010/06/13/78
6. Александр Ра 2 "Одиссей не вернулся"                http://www.stihi.ru/2010/08/07/6141
7. Сергей Богомолов "Я не знаю, как там всё у вас     http://stihi.ru/2010/05/21/969
8. Чёрный Георг "Genesis"                http://www.stihi.ru/2010/05/26/7713

Первые три произведения в подборке - призёры (1 - 3 место). С пятого по восьмое - произведения, отмеченные судьями и ведущим.




___________ Туман. Катынь _________
___________  Ян Бруштейн ___________

Польская жесть, флорентийская месть,
Страшно кричат самолеты в тумане.
Что-то такое безбожное есть
В этой земле, на которую тянет
То ли вспахать, подломивши крыло,
То ли припасть к потаенной могиле
В проклятом месте, откуда несло
Запахом боли, неправды и гнили.
Снова мы вместе, и снова мы врозь,
Плоть уязвима, а смерть неустанна...
Кровь голубая и белая кость -
Все полегли за стеною тумана.
Не отзовется живая душа
В этом пространстве, слепом и безлунном:
Как на параде, печатают шаг
Злые уланы, лихие драгуны.
Дышит и чавкает жирная грязь,
Входят в туман  эскадроны и роты,
И салютуют, прощально светясь,
В землю влетающему самолету.




_______________ Над травой ______________
______________ Собачья Роза _____________

                "Зло - это миф, придуманный добрыми людьми,
                чтобы объяснить странную привлекательность всех остальных"
                О. Уайльд

Я просто шла домой – невысоко
внизу сверчало поле овсяное,
в бидоне пело птичье молоко
свежайшего вечернего надоя,
по кровлям разбегались огоньки,
потрескивая крыльями, взлетали
над руслом погасающей реки –
и пропадали где-то в чернотале.

Из монастырских кованых ворот,
в потёмках спотыкаясь об ухабы,
тянулся по дороге крестный ход:
всё больше чернецы, калеки, бабы.
Блаженный щёлкал лыковым бичом
и «цоб-цобе» покрикивал идущим,
не то просящим яростно о чём,
не то кого-то жалобно клянущим…

…Они меня не мучили почти.
До срока затворили в дальней келье,
ржаные просолённые ломти
оставив у соломенной постели.
Придя по следу, ветер ставни рвал,
царапал камень, отгрызал побелку,
котовьим басом в трубах завывал
и жалился бузиновой свирелкой.

Зачем, не зная сами, поутру
на перекрёстке разложив кострище,
они пришли смотреть, как я умру,
во все свои голодные глазища –
как задымится свежая смола,
заговорят еловые побеги,
и косточки поверженного зла
по хатам разнесут на обереги.

Юродивый в огонь подбросил плеть
и загорланил: «гори-гори ясно»…
Какая грусть - для вас дотла сгореть
и знать, что вы по-прежнему несчастны,
и уходить, уже не над травой –
над соснами, берёзами, дубами,
в обнимку с ветром, лёгкой и живой,
овсяный колосок зажав зубами.




_____________ а где-то ___________
____________ Пастух Ла ___________

...а где-то, вдали от земных расстояний,
На третьем пути, у заплёванной урны,
Мой поезд, отставший от всех расписаний,
Давно меня ждёт, терпеливо-понурый.

Там двери открыты для новой посадки,
Там нет проводниц и багажных вагонов.
И запах негромкий и чуточку сладкий
От старых гвоздик, хризантем и пионов.

За пыльными окнами ночь и молчанье.
Ни скрипа, ни вздоха - бездонная кома,
Как будто не действует там изначальный
Закон притяженья земного к земному.




_____________ метаморфоза _____________
__________ Евгения Костюкова __________

жители на этом клочке суши хитрые, низкорослые.   
хижины хилые, цвета осени. клювы у птиц острые.
хвойный лес, словно зверь голодный, которому мясо бросили.
ваня - перво-последний апостол любви на диком острове.
океановерблюд когда-то его выплюнул осторожно
на бронзовый берег. жалкий скелет, обтянутый грубой кожей, -
каторжанин с галеры, для которой дно обернулось ложем.
преступник стал совестью мира. такое случается тоже.
помоги ему боже.




____________ Джебэ ____________
_________ Геннадий Руднев ______

                Виктору Наму

Терпкость, сухость во рту…
Над задымленной степью Ногая
одинокая птица стремится загладить черту
на версту между небом и мной,
в пустоте неземной 
полагая,
что крылу не резон,
прожигая, чернить горизонт.

Конь исдох, у безводья поводья к губному надрыву
до нарыва прорвав… Не ножом, а обломком струны
ковырну ему за ухом, кровь соберу на поживу,
не напьюсь – поклянусь: не оставить от этой страны
ни стены, ни людей, ни скота и ни камня на камне,
белых девок – в полон, баб - в распыл. Гей, славяне, не трусь!
Где же Русь?
Не злодей – не владей. Ваша  вошь от святош – на черта мне?
Где мой кровный улус?
Впрочем, солнце взойдет, разберусь.

Безлошадный  народ жрёт траву как рогатые твари,
тащит в рот корнеплод и себе, и скотине в расход.
Старцы пьют молоко! Дети хлещут компот! Ох, ударю…
Ох, ударю… но -  чем? 
Написать бы письмо государю,
что он правит не тем
и не там, да гонец-скороход
убежал на восток  то ль с доносом, то ль с толстой депешей
про квартальный отчет о победах и списком ****ей
всех мастей.

«Государь, все в измене - и конный, и пеший,
тьмы на две  или три, если пеших считать за людей.

Государь, старый сотник спросил у меня, кровью брызжа:
Что воюем, дружок? Бережок да гнилая река…
Я ему: на века! - прошептал, понимая, что ближе
старику в Забайкалье, чем в Калке валять дурака
перед небом.
Мой хан, ни пространство сие, ни рабыни,
ни рабы, ни земля и ни скот не достойны хвоста
дряхлой клячи обозной, куста помертвевшей полыни,
как талмудят хазары: сует суета, суета…»

Ветер вертит кошму. Не пойму – где тут солнце восходит?
Хан, куда мне податься и драться за что не берусь
догадаться, хоть крови хватило, и на  небосводе
не светило зияет - Ярило  взывает к свободе.
От кого и зачем? Только степи кругом. Где же Русь?




_____________ Одиссей не вернулся _____________
_______________ Александр Ра 2 ________________

Одиссей не вернулся, он просто забыл свое имя
потерял по дороге терпение голову веру
заблудился в зеленом до боли сиреневом синем
стал синдбадом и бладом и веничкой и гулливером

он забыл свое имя в какой-то портовой таверне
променял на тарелку горячей бараньей похлебки
подарил его спьяну джеклондону или жюльверну
просто выдохнул сизым кольцом из прокуренных легких

(в каждом имени дремлет предел и кошмар разночтений
чтобы двигаться надо хотеть и уметь расставаться
превращая врагов и любимых в бессмертные тени
ускользая со сцены от паузы свиста оваций)

он бредет отрешенно в компании белки и стрелки
по безлунной дорожке среди незнакомых созвездий
с недопитым стаканом и мордою в грязной тарелке
Одиссей не вернулся. он так никуда и не ездил




___________ Я не знаю, как там всё у вас _________
________________ Сергей Богомолов ________________

Я не знаю, как там всё у вас,
ну, а мне изволило присниться
то, что лоб мой - это третий глаз
с ультрафиолетовой ресницей,

то, как упоительно легко
проникает взгляд мой в суть предметов,
не вооружаясь молотком,
ятаганом или пистолетом.

Дальше - больше : я увидел, как
начиналось самое начало,
как большое слово "зодиак"
зоосад себе нарисовало,

и пошли оттуда времена,
племена и их крутые нравы,
мысль пошла, что жизнь обречена ;
быть ;
кому - сумой,
кому - забавой.

Я увидел, как любой родник
может появиться и исчезнуть,
изучая тернии, проник
в чёрных дыр зияющие бездны,

там, ползя по кромкам этих дыр,
мне шепнула местная улитка :
"Приходи с улыбкой в этот мир,
а пройдя, покинь его с улыбкой".




________________ Genesis _____________
____________ Трудно Быть Богом _______
               
                В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
                (Иоан. 1, 1)

В Начале было Слово.

Слыша речь,
Он затихал – и мир рождался, в муках, –
в молчащем поле, в небе, во дворе,
в котором тоже не было ни звука...
Он, видимо, хотел создать слова
из самого скупого матерьяла,
какой нельзя ни сшить, ни разорвать,
в котором нет ни складок, ни изъянов.
И вот, представь, нашлась такая ткань.
Но чем её кроить и как торочить?
Он развернул её, и с потолка
упала темнота – и стала Ночью.

Он вдруг увидел: заросли фонем
растут по всей земле, – но кто их сеял?
Зачем они взошли, по чьей вине, –
давно употребляемые всеми?..
И тут Он сам, впервые, осознал,
что нет, да и не может быть, Начала,
как нет его у раковины Сна,
в котором бы Реальность не звучала.
И нет Тебя совсем, и Слова нет,
а если бы и было это Слово,
Ты не пошёл бы с ним встречать рассвет
туда, где океан во льды закован.

Достигнув сокровеннейших глубин,
взметнёшься ввысь, как ворон из колодца,
где Слово-раб, оно же – Господин...
Ты замолчишь – и речь Его польётся, –
затем, чтоб мерой смысла не служить,
не учреждать вмещающие рамки;
затем, чтоб возникающую жизнь
озвучивать и ей служить гарантом;
воссоздавать весь мир, от "аз" до "ять",
и хоронить в молчании, и снова
рождаться, жить, любить и умирать –

на языке, в котором   н е т    н и    с л о в а.