Итоги июня. Михаил Свищёв

Большой Литературный Конкурс
О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной...
К. Батюшков

Потому что водораздел и вправду лежит где-то здесь, между сердцем и жёстким диском серого вещества. И если друг друга мы видим не иначе, как покрытыми слоем прошлых, отмерших клеток, которые и образуют кожный эпителий, то самих себя – покрытыми слоями отмершего времени. Но есть какая-то иная память, какое-то другое зеркало для себя – там, за стеклом, как в темно-зеленом аквариуме, это самое время продолжает жить, вилять плавниками и напоминать, что мы не только жили, но и живы. И таким стеклом, которое не только разделяет, но и позволяет увидеть, порой становится речь.

Я не нашел в июньском лонге ни одного стихотворения, которое бы прямо не относилось к этой теме. Что значительно упростило задачу – координаты оказались заданы, осталось только определиться с приоритетами. Но и здесь всё уже сделал за меня прекрасный Батюшков. Сильнее – то, что помнит сердце, печальный рассудок слишком часто врёт, твердя «оно было», и замалчивая, что «оно есть». Потому что поэзия и есть то самое сплошное настоящее, которое Клайв Льюис почитал привилегией Бога.
Но это и наша с вами привилегия.

1. Итак, конечно "Дельфины" ЕГОРА МИРНОГО

http://www.stihi.ru/2011/03/07/3115 отборочный тур БЛК

То, что мы любим, всегда с нами, но чтобы воспользоваться этим, иногда нужно нырнуть так глубоко, что заботиться о запасе воздуха в легких на всплытие уже не  придется. У автора этот глубокий вдох получился. Здесь – фильмы. Здесь – дельфины, с одним из которых я когда-то в детстве надеялся подружиться. Здесь мои любимые чёрные дыры, в которые падая, никогда не знаешь, куда упадешь, и тем более –  чем станешь, пока будешь падать. Но главное всё-таки, чтобы там были дельфины. И чтобы хватило воздуха хотя бы в один конец. У автора – хватило.
 

 Смирившись с тем, что "влюблён" - это статус, а молоко бывает птичьим,
 пересмотрев в сотый раз "Бездну" и другие любимые фильмы,
 погружаешься в пучину фантастического безразличия,
 а там - дельфины.

 И так они ластятся к тебе, так пробуют тебя на запах,
 словно выясняют, сколько в тебе рассеяно пыльцы света,
 а ты не помнишь себя от счастья, потому что не будет уже никакого "завтра",
 будет - вера

 в то, что нет ничего разумного, есть только смерть и танцы,
 не захочется больше выяснять, какими чувствами ты болен:
 чувствам бесполезно сообщать, как они называются,
 болезням - тем более.

 Дельфины подбрасывают тебя в тёплый космос, курлычат что-то, наверное, радуются.
 привыкаешь к невесомости, к мягким плавникам, а вдалеке сквозь рыхлый пар виднеются
 твои детские книжки, утонувший брат, любимая девушка под капельницей,
 фабрика Уолта Диснея.


2. МАКС СТАВРОС "Влюбленность девочки"

http://www.stihi.ru/2008/11/27/9 номинатор Пастух Ла

«Что б было вспомнить что…» Пока живешь, вариантов «зачем» почти так же много, как и причин полагать время от времени, что незачем. Возможно, под конец своей или чужой – подумается как раз это «чтобы было что вспомнить». Мне так не думается. Но этот вариант слишком похож на правду, чтобы о нём не думать вовсе. И простой мотивчик здесь прост, как мои рассуждения на полях, но куда более уместен, оттого что совсем не отвлекает от главной мысли.
 
Она была похожа на
 птенца нескладного:
 чуть-чуть не доросла весна
 до перекладины.
 Так, полу-дество – полу-блажь…
 Влюблённость девочки…
 Наивный маленький коллаж
 забавной мелочи…
 Я без труда её читал.
 Мне было весело
 смотреть, как мечется мечта
 по небу с песенкой,
 и на рассвете находить
 на подоконнике
 её внимания следы –
 охапки донника.
 Всему свой срок, своя пора.
 И всё кончается.
 Прощание, никчёмность фраз,
 её отчаянье,
 усталый медленный ветряк
 и сойка вздорная.
 Писала бабка мне: «Твоя
 ходила чёрная.
 Боялись, тронется умом.
 Водили к знахарке.
 Сдался ж усатый старый сом
 девчонке махонькой!
 Ей нагадали в Рождество
 старухи странника -
 обычный бабий пустозвон,
 а сердце ранили.
 Вам, мужикам, всё трын-трава.
 А ты б тихонечко
 разок её поцеловал,
 чтоб было вспомнить что…»

3. ОЛИНКА "про икру"

http://www.stihi.ru/2011/06/03/7879 номинатор Геннадий Руднев

Любите ли вы Есенина, как люблю его я? Вопрос без ответа – никто не скажет, как именно он любит Есенина, если любит, конечно. Очень скользкая тема, деревенская поэзия. Очень легко оступиться и попасть городским туфельком в коровью лепешку. И потом – всё уже как бы сказано. Но всё ли? Не все. Я вспомнил, что не всё, когда прочитал этот стих. Потому что он тоже о памяти. И тоже – сердца, рассудок таких кукунОв просто не запомнит.


 в одуванных лёгоньких баюкалках,
 в зыбках из пухового стекла,
 подрастая, травяные куколки
 слышат под землёй колокола,
 ведают: на солнечное маслице
 станут стряпки горние скупы,
 камочек утащат в Ирий ластицы,
 мальчуков – щевронки и серпы.

 а покуда стадо справно доится,
 на волошках нагуляв бока,
 и Маринке девки шьют на Троицу
 сарафан из алого платка,
 оставляют в потаённой хижинке,
 где одни клопы да мураши,
 уходя трапезничать яишенкой
 за помин кукушечьей души.

 по цветочным слёзкам именинницы
 прорицает луговая мышь:
 «быть сынку, коль корень долгий вынется,
 если круглый – доченьку родишь».
 важная ворона-протопопица
 каркнула, рассевшись под окном:
 слышишь – поезд свадебный торопится
 обвенчать кукушку с кукуном.

 принесу в корзинке лета кошьего –
 не бывает слаще и свежей –
 ягодками лакомить хорошего
 до грядущих ласток и стрижей,
  и, перемежая мясопустами
 мышеядства сытную пору,
 яблоками звонкими похрустывать,
 на блинах предчувствуя икру.


4.  КЛЕР "Власть несбывшегося"

http://stihi.ru/2008/05/13/4545 номинатор Павел Самсонов

Как раз тот самый случай, когда вопрос «чтобы было что вспомнить?» ставиться ребром. И на нём же зависает под самыми немыслимыми с точки зрения мирового тяготения углами. Любой перебор, любая длиннота этакий стоячий пятак немедленно завалят на орёл или решку (что в нашем случае одинаково скучно). Ан нет же, стоит себе ребром у автора, колышется в «дыме дум», но не падает. И пусть стоит – хорошо ведь стоит, а?    

 «иногда я думаю: слава богу
 кончилась история, трупов нет.
 пронесло-проехало мимо, боком.
 обошлось без глупостей и - привет.

 а потом я думаю: стало скучно.
 есть кувшин - а толку-то, три - не три.
 ни словечек ласковых - внутриушно,
 ни улыбок солнечных - изнутри

 лучше бы не думала - думать вредно,
 цвет лица теряется в дыме дум.
 кухня, дети, церковь - хотя б к обедне...
 бум здоровы, барышни, бум-бум-бум»


5. Ю.ЦЫГАНКОВ "Футбол"

http://www.stihi.ru/2006/08/20-685 номинатор Андрей Федосеев

Почему-то этот футбол представляется черно-белым. Фотопластинка, царапанные ли 24 кадра – все равно без цветов. Но не потому, что не веришь. Потому что очень документально. Потому что рассудок запомнил бы всё в цвете. И не запомнил бы ничего.
Два фильма, которые встали у меня перед глазами – известный всем «Зеленый фургон» и «Первые ласточки». Нет, там напрягались. Но автору удалось передать этот самый потный азарт как светотень, где уже нет никаких усилий, где уже память. А потому ненапряжно и не больно. Матч давно проигран или выигран, и игроки это знают еще до свистка. И живут в сплошном настоящем строк.

 нападающие вяло нападали,
 огрызалась нехотя защита,
 полузащищалися хавбеки,
 полунападая иногда...

 вратари не напрягались, зная:
 всё, что не возьмут, то не берётся,
 и судья не напрягался тоже -
 а ему-то, собственно, с чего?..

 на трибунах было в меру пьяно
 и болеть не то чтобы болело -
 так... все знали: здесь они бессильны
 и не очень, в принципе, нужны...

 лишь один мордастый грубый тренер,
 жизнь проживший всю свою в футболе,
 вдруг затосковал - противно стало
 и обидно за себя, хоть вой...


6. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН "дрын-дрын-дрын"

http://www.stihi.ru/2011/05/30/1408 отборочный тур БЛК(Квота Максима Корсакова)

 А у меня тоже была красная чешская Ява. И тоже почти с лихуем назад. И тоже завидовал, когда её не было. И тоже очень трудно было поставить цель. Почти также трудно, как сейчас. Получилось – сердцем, в смысле. Ведь сейчас овальные сигареты – если только из заднего кармана джинсов. А тогда взаправду были, с завода.

 "дрын-дрын-дрын" - заводит мотоциклет
 распоясавшийся сосед, в сверкающем гермошлеме гад...
 тридцать с лихуем лет назад

 у меня на носу экзамены и прыщи (не сдашь - попадёшь в ПТУ, потом не пищи)
 надо взяться за ум и поставить цель, а смотрю в балконную щель
 на щель между нинкиными буферами, на светкин зад...
 тридцать с лихуем лет назад

 Миха рассказывал, что блатная Метелина, она же Швабра, она же Метла
 ему за коробку "птичьего молока" дала... дела...
 ожерелье на шее наколото у неё, и она чиканутая в смысле "ё"...

 я завидую Михе, что там триппер и бати апартеид
 (спионеришь овальную сигаретку, пока он спит,
 в ней табак, что дрова трещит, что самосад)
 тридцать с лихуем лет назад

 "дрын-дрын-дрын" - это красная чешская "Ява"
 встаёт на дыбы и летит красяво, выёживается гад...


7. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "По ночам"

http://stihi.ru/2011/02/25/2558 квота Главной редакции

Куда еще смотреть ночью, иначе как в себя? Больше-то ничего не видно. По правде, не люблю подобных занятий. Но здесь как-то интересно смотреть, потому что у лирического героя «было что». Вот он и вспоминает, и трещины на потолке – хорошее подспорье. И он еще жив пока. Оттого и интересно.

 А по ночам он смотрит в потолок
 на паутинки и узоры трещин
 и видит силуэты бывших женщин
 (с ним бывших) и других, с какими мог,

 но не случилось. Капает вода
 из крана, дождь торопится по крышам
 машин и гаражей, но он не слышит,
 давно не слышит, кажется, всегда

 И медленно ползёт издалека
 какая-то невнятная тревога
 и плещется у самого порога
 угрюмая бетонная река

 И вот уже тяжелою волной
 она идёт наверх и тени катит
 перед собой... касается кровати...
 пока не накрывает с головой.

8. ЛЮДМИЛА ЛУРЬЕ "У нее серебристые пряди..."

http://www.stihi.ru/2011/02/18/7560 номинатор Пастух Ла
 
В лонге много стихов, какие могли бы стать просто рассказами, но не стихами. Читаешь с интересом, потому что все по делу, а потом думаешь – а почему стихи? Этот похож на известный рассказ Кафки про маленькую чудную зверушку. Особенно – концовкой. Но то, что он про человека, делает его стихом.

 У нее серебристые пряди в густых смоляных  волосах
 И испуганный взгляд потерявшего маму ребенка,
 Голосок по щенячьи смешной неестественно тонкий,
 И трехзначная цифра венчает ее на весах.

 У нее не забытый еще присоветский диплом медсестры,
 И она попадает, как снайпер, в тончайшую вену,
 Но обидеться может на вас горячо и мгновенно,
 Даже если вы были милы и предельно добры.

 Она книги читает без выбора все, что дадут,
 И одна, на свои, с пяти месяцев пестует дочку,
 На квартиру с балконом хватило б, наверно, в рассрочку,
 Но не верит, что это написано ей на роду.

 Ты звонишь ей от силы раз в месяц, ну, может быть, два,
 И готовишься к встрече заране, однажды в сезоне,
 Приглашаешь в кафе, обиходишь, как куст на газоне,
 Где ее же слезами обильно полита трава.

 На вопросы свои ты навряд ли получишь ответ,
 Ощутишь отдаленность от мира тушканчика в норке,
 Что живет с ощущеньем  вины на душе и в подкорке
 Лишь за то, что вообще, как на зло, уродилась на свет.

 И однажды ты спросишь: "K чему эта вся карусель -               
 Понимать и кормить, наполнять и теплом и участьем.
 Ну не должен же кто-то из нас умереть в одночасье,
 Чтобы ниточку эту однажды порвать насовсем?"


9. НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Погрешности"

http://www.stihi.ru/2011/04/15/327 отборочный тур БЛК

Смерть красивая худая – так, по моему, и рекламировал этот стих номинатор. И в случае со мной реклама удалась на все сто. Правда ведь, красивая и худая. Больше худая, но ведь и красивая же.
 
 Если немоты не соблюдая,
 Лепетать о том, что не сбылось,
 Выйдет смерть, красивая, худая.
 Ткнет в тебя невидимую трость.

 Станешь завещать себя повсюду,
 Письмецо слезливое писать.
 Ей кричать заученное – буду
 Дочь, сестра, любовница и мать.

 Сдвинет брови ласково и строго,
 Волосы за ушко отведет.
 Скажет - успокойся ради Бога!
 И рукой закроет лживый рот.


10. СЕРГЕЙ ПАГЫН "Память словно старуха, выжившая из ума"

http://www.stihi.ru/2009/08/10/2029  номинатор Владимир Мялин.

Мне не нравятся перечни, кроме разве Большой элегии Джону Донну. Но здесь кроме перечня есть коготки и чешуйки, которые говорят, что на самом деле мы живы, а колесики – просто способ существования белковых тел. Ага, это и есть вызов смерти. Потому что на самом деле никакой смерти нет, что бы я не писал про предыдущее стихотворение Натальи Чековой:) И если бы не «стынущий любви ожёг», этот стих опровергал бы меня  еще более убедительно.

 Память – словно старуха, выжившая из ума,
 или развеет прахом, или снесет в чулан
 все, что считал я главным…Заштопанная сума,
 в бледный цветочек узел, оттянутый вниз карман

 сохранят лишь безделицу: колесико от часов,
 коготь птичий, железку с пружиной в ней,
 маковую головку, ржавый дверной засов,
 сморщенный терна плод, рассыпавшийся репей.

 Гаснут беда и нежность…Стынет любви ожог…
 Но во мне проступают, будто из-под воды,
 крошечный вызов смерти, тоненький голосок –
 птичий коготь,
 чешуйка сияющая слюды...


P.S.

Я не читал обзор Михаэля Щерба до того, как сделать свой выбор. Из справедливости. Потому что он тоже мой не смотрел:) Правда, Дельфинов я всё-таки успел у него украсть и очень этим горд, хотя они и так бы не проплыли мимо. Я читал его потом, чтобы что-то не пропустить. Мне тоже сначала хотелось выбрать пять, а потом три. Потому что чем меньше выберешь, тем лучше промолчишь про оставшиеся – дескать, всё неплохо, но вот запали эти три, и точка, а ваши другим западут. Но выбрал десять, а если бы по условиям конкурса нужно было бы представить свою двадцатку или пятидесятку – выбрал бы еще десять или сорок. Потому что каждый стих заслуживает обзора, если он стих. Просто иногда что-то ему мешает проявить свои стихотворные качества. Очень хорошо, например, смотрелся бы в моей десятке «Весенний разговор» Даны Курской. Её героиня жива, но она выбрала не совсем подходящего собеседника. «Спросим – будет знамя красное над землей алеть всегда? Наши дети станут счастливы? И судьба ответит – да!»
Любопытен и прототип патефона Ачагова. На мой вкус, он лишь слишком фонетичен.
А увлекательная «Группа продленного лета» показалось чересчур переполненной участниками.
Но всё это – стихи, всё – память, всё – чья-то жизнь. Поэтому я очень хочу, чтобы моё огромное спасибо всем авторам лонга не выглядело простой вежливостью. Я правда рад, что мы с вами живы, пишем и, значит – живём сплошным настоящим.

С благодарностью,
Михаил Свищёв