Итоги июля. Борис Гринберг

Большой Литературный Конкурс
Искренняя благодарность организаторам конкурса! Раньше, чтобы жюрить «не взирая» на фамилии авторов, приходилось просить вечно занятого сына копировать стихи и пересылать их мне уже без «авторства», а теперь эта работа выполняется заранее*. Спасибо огромное!

Несколько общих слов о подборке в целом. Ни одно стихотворение не вызвало бурного восторга (хотя одно – почти), но и вызывающих ярое неприятие почти нет. То есть, будь я редактором какого-нибудь литературного журнала, большинство работ попало бы «в портфель», но составляй антологию – ни одного бы не взял. Шесть стихотворений после первого же прочтения прошли в десятку. Четыре оставшихся добирал из двух десятков примерно «одного уровня» (имеется в виду не уровень стихов, а уровень их воздействия именно на меня). Итак, начнём:

--------------------------------------------------

ВАДИМ МЕСЯЦ "Сообщение о квиритах"
http://www.stihi.ru/2013/07/01/1558 номинатор Егор Мирный
      
Они не мажут волосы своих жён красной глиной,
а бреют им ноги перламутровыми ножами,
наряжают их в ткани из душистого шёлка
вместо льняной рубахи.
Потому что они — не люди. А так — соседи.

Они не приносят в жертву своих детей,
сжигая их в клетках, сплетённых из прутьев ивы.
Но не потому, что их земля плодородней,
а потому, что они — сердобольны.
Потому что они — не люди. А так — навроде.

У сёдел их лошадей не гремят черепа
поверженных в бою чужеземцев.
Их оружие не имеет имён,
но прозвища всадников длинны и медоточивы...
Когда побываешь, мой друг, и ты за морями —
привези голову их царя мне.
Все равно это не люди. А комья плоти.

Послушай, Хельвиг, они не умеют врать!
О чём же тогда говорить с ними?
Наши бабы не лягут рядом с такими.
Наши коровы станут цветом другими.
Потому что они — не люди. Таких не любят.

Они пьют прозрачные вина вместо сивухи,
прославляя достоинства местного винограда,
но при этом настолько трудолюбивы,
что кажется, что они просто глупы.
Они знают правила жизни, Хельвиг!
От отвращенья тебя бы стошнило!
Потому что они — не люди. Уже не звери.

И даже писать письмена для них не постыдно,
доверяя тайны бумаге как потаскухе,
залапанной пальцами рабов и простолюдинов,
от небесного не отличая земной алфавит!
Они слагают стихи, опасаясь забвенья.
И песни поют не богам, а себе подобным.
Пожалей их, Хельвиг, перед походом.
Потому что они — не люди. А мы бессмертны.

В целом стихотворение весьма симпатичное. Общая картина складывается и запоминается. Правда, мне показалось, что отсутствует единая поступательная динамика.  То есть, за исключением последней строфы, все остальные легко можно менять местами и стихотворение от этого не проигрывает. На мой взгляд, это не есть хорошо, хотя если автор думает иначе, то он конечно же в своём праве. Серьёзные возражения у меня только против третьей строфы. Она явно проигрывает не по замыслу, но «по технике». «У сёдел их лошадей не гремят черепа…» Фраза корявая, поскольку умом понимаю, что предлог «у» употреблён в значении «около», но при чтении первым делом у меня возникло значение «в». «Комья» плоти тоже воспринимаются с натяжкой. Да и «Всё равно» после «головы царя» не звучит убедительно. В общем, я бы посоветовал автору переписать всю строфу.

--------------------------------------------------

МАРИНА РАТНЕР "Песенка"
http://www.stihi.ru/2013/01/21/1012 номинатор Наталья Чекова

В саду разросся виноград -
весёлый менестрель.
Его коленчатый уклад -
и дудка и свирель -
друг с другом встык, друг-другу вслед
прижатые к губам.

Он пел на древнем языке
и почки выдувал.

Семьсот колен, семьсот свечей
плясали на ветру,
и поступь мартовских ночей
отогревала грунт.

А нас скрепляла нитка ссор,
звенел порочный круг.
А виноград заполнил двор
и танцевал вокруг.

В наш дом врастала ночь-лоза
чтоб дни соединить,
и тонкий луч перерезал
натянутую нить.

Чтоб крепче прежнего срослось,
чтоб затвердел сустав.
Чтоб там густел древесный сок,
пульсировать устав.

Огонь к огню, уста к устам,
к нему склонялся свет.
И лист прозрачный трепетал,
а плод - темнел в ответ.

А ночь сжимала нас в горсти,
твердила нам азы:
роди дитя, живи, расти,
держись за нить лозы.

Цепляйся крепче, с нею в лад,
за выщербины стен,
чтоб пел коленчатый уклад
рождений и смертей.

В целом приятное впечатление от «Песенки», хотя показалась слегка затянутой, а «мораль» которую твердила ночь – вообще притянутой за уши. Можно предъявлять так же претензии к рифмовке, но не очень хочется, что уже хорошо. Единственно, что точно надо править это сдвиг «уста кустам», если бы это была составная рифма, то как-то можно было бы оправдать, но тут-то «устам» рифмуется (при прочих точных, зачастую слишком, рифмах)  с «трепетал».

--------------------------------------------------

СЕРГЕЙ КУЗНЕЧИХИН "Жирный кот лежал на одеяле"
http://www.stihi.ru/2013/06/14/4043 номинатор Турунтай

Жирный кот лежал на одеяле
В час послеобеденного сна.
Старшая играла на рояле,
Младшая курила у окна.
Справочников строй на полке ровен,
На стене портрет кинозвезды.
Чересчур классический Бетховен,
Элегантный сигаретный дым.
Портупея и папаха папы,
Мамино манто, бабулин сак.
Четкая резьба на дверцах шкапа,
Под окошком яблоневый сад.
Розовый, как утреннее небо,
Яблонь цвет под аккомпанемент
Осыпался, в чем, конечно, не был
Виноват старинный инструмент —
Гордость дома, да и дом когда-то
Тешил гордость матери с отцом...
Отгорали зори и закаты,
Оседало, горбилось крыльцо.
Кот жирел, с гулянками покончил.
Сад заполонил лихой пырей.
Становилась музыка все громче,
А спина у младшей все прямей.
Яблони старели, вырождались.
Захромала ножка у стола.
У окна, где никого не ждали,
Музыка для музыки плыла.
Соблюдая очередь, сменяли
Лето — осень, а зиму — весна.
Старшая играла на рояле,
Младшая курила у окна.

Ещё одна милая песенка. Точнее романс, а ля Вертинский. В рамках жанра – весьма неплохо. Вот только строка «Лето — осень, а зимУ — весна.» звучит, скажем так, неуместно. Да и над двумя «лл»,  в сочетании «заполонил лихой», возможно стоит подумать.

--------------------------------------------------

АННА ДАРКЕС "Главное..."
http://www.stihi.ru/2012/02/11/1010 номинатор Игорь Гонохов

     "...главное, чтобы не повысился болевой порог"
                В.

К тебе и от тебя.
От гемиол до терций.
Хрустит, как круассан, дорожный поворот.
Грудную клетку вскрой, где раньше было сердце —
там полость, но она по-прежнему поёт.

Так скотчем второпях обмотанные нервы
не пропускают внутрь сладчайшей пустоты.
Мой болевой порог
завышен непомерно...
...и в болевую дверь
проходишь только ты

Жёсткий, плотный, стильный текст. То самое «одно» стихотворение, которое «почти». К сожалению, для меня его практически полностью разрушает одно-единственное слово. «Сладчайшей». Настолько не отсюда, что кажется ЛЮБОЕ другое определение было бы лучше.

--------------------------------------------------

СВЕТА ЧЕРНЫШОВА  "Сквозь стекло"
 http://www.stihi.ru/2013/07/15/4097  квота Главной редакции

Жара. По лавкам - малый, старый.
Двор раскалился добела.
У пункта сдачи стеклотары
Три человека из стекла

Стоят. Сквозь одного с опаской
Гляжу - там зелень-зеленей: 
Зевотный пруд, заросший ряской,
Согбенность пыльных тополей. 

Второго - выдув толстостенный: 
Песок, удар, кипящий йод, 
Саднит разбитое колено,
Ребенок корчится, ревет,

И рысьи, в крапинку, глазища
Полны испуганного зла.
А третий… третья – тоньше, чище
Дождем намытого стекла.

Звенит над скукой тополиной,
Земли раскачивает твердь. 
Я назову её Мариной,
Я буду сквозь неё смотреть,

Как поднимая легкий парус,
И огибая первый лед,
Неизможденная покамест
Пустая лодочка плывет.

Понравилась и задумка, и исполнение, вот только историй «героев» я как-то не увидел, то бишь понимаю, что у первого жисть-тоска, у второго заботы, а третья им как-то противопоставлена светом, лёгкостью… Но как её занесло такую неотягощённую в пункт стеклотары… Но в целом – в десятку.

--------------------------------------------------

ЭПИГОНОВ САША  «Николаич»
http://www.stihi.ru/2013/03/04/9241 отборочный тур

Николаич бьёт кувалдой много лучше, чем профессор
медицины для науки препарирует мышей;
он потомственный рабочий, бригадир и славный слесарь,
мало кто сравниться может с ним из нынешних левшей.
Я просил его недавно объяснить секрет успеха,
чтобы и мои удары стали снайперски точны.
Он, махнув стопарик водки, мне поведал с горьким смехом,
что кувалдой мстит железу за художества жены
и детишек непутёвых, попривыкших деньги клянчить,
втихомолку насмехаясь над мозолями отца;
что ему приносит радость звон кувалды, а иначе
истреблять семью придётся до победного конца.
И сегодня Николаич, осенив могучим взмахом
вдруг заклинивший редуктор, увлечённо бил полдня;
бац! - сынок свалился наземь, бац! - и дочь и дочкин хахаль,
бац! - жена упала рядом, бац! - и сбита шестерня...
Так и терпит пролетарий молча гамлетовы муки,
и пока, подобно принцу, он до ручки не дошёл,
я смотрю, как Николаич долго с мылом моет руки
и отмыть никак не может в кожу въевшийся литол.

Рассказ в стихах. Довольно убедительный. Чуть слишком примитивистский, но концовка просто отличная, у меня картинка смывающего «кровь» Николаича сразу перед глазами нарисовалась. Про технику тут сложно говорить, она тут как бы вторична, но над припенаками бы поработать не мешало. И опять же со сдвигом «избита шестерня» надо что-то делать.

Теперь о стихах которые «добирались» до десятки.

--------------------------------------------------

СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА "Насекомоядное"
http://www.stihi.ru/2013/06/02/37 отборочный тур для резидентов

Бугульма, Белебей – жжет, обуглившись, здешняя речь
Непривычный язык, сокровенную нежную мякоть.
Звук царапает горло – когда немоту не сберечь,
Остается кричать или плакать,

Прорастать в глинозем, минеральную воду глотать,
Ждать рождения слов из набухших бутонов и почек
И смотреть, как на запах ползет насекомая рать
Угловатый обгладывать почерк.

Ты пикируешь вниз. Слюдяная мембрана крыла
Издает задушевное-душное-злое вибрато.
Сочленением фраз отражаюсь в твоих зеркалах,
Истекая шафраном и мятой.

У поддельной любви резковатый химический вкус,
Но надежней и слаще приманки не выдумать, честно.
Ты прилипнешь, едва я губами к тебе прикоснусь –
Исключения мне неизвестны,

Но не бойся: не будет агонии, боли, тоски,
Все случится неспешно, пристойно и даже бескровно.
Я как можно плотнее сомкну над тобой лепестки,
Чтобы вырастить новое слово.

Автор явно сильный, мастеровитый, но само стихотворение показалось мне проходным, не наболевшим что ли. Всё (почти) нормально, всё (почти) на своём месте, хорошо сделано. Но… одноразовое. Перечитывать не тянет.  Уверен, стихотворение для автора не показательное.

--------------------------------------------------

ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ "В белом венчике, или Читая Блока"
http://www.stihi.ru/2011/06/21/5459 номинатор Алексей Абашин

В белом венчике, в добром здравии
ходит-бродит дед по Муравии,
ковыли шумят, да поют ветра,
ищет-мается от добра добра.
У него глаза — будто скомкали,
всюду нехристи с незнакомками
в кабаках бузят — скифы, скифы мы...
В головах у них рецидивы тьмы.

...
что твоё говорит имя
кобылица ковыль вымя
чёрной гривой лежат волосы
подступили к реке половцы
у реки отряд
за рядом ряд
шеломы блестят
мечи начищены
тыщи их
говорит Кончак речь
кто пришёл — голова с плеч
светло-окая светло-русая
не сватья говорит русы нам
стрелы летят
копья стучат
молчит Кончак
жаль степняку Игоря
свата себе выберет

...
Прочти мои книги, в них сказано
простыми понятными фразами
про волю, спасение, хмарь.
Гордиться страна будет скифами,
балетом, ракетами, Склифом и
легендой про ночь и фонарь,
но будут дороги и олухи,
и бой бесконечный, и всполохи
сквозь пыль пробиваться, как встарь.

...
трамтарарам
на холме шатёр
у шатра баран
будет ему кирдык
Тохтамыш Урусу сказал иди
смерть по пятам — дык
не стой на пути
вот Мамай и бежит
земля дрожит
Мамай хитрый
сплёл венок из лжи
на пути Дмитрий
привёл на Непрядву рать
Мамаю плевать
не знает Мамай
трясётся камыш
в камыше караван-сарай
конницу прислал Тохтамыш
молись иуда своим божкам
будет Мамаю секир-башка
Дмитрий глядит соколом
Сергий стоит около

...
В ресторане играют роли
Алкоголиков, нуворишей...
Вы позволите к Вам за столик?
Голос нежен её, чуть слышен,
Вечер ей укрывает плечи,
Словно в чопорной мелодраме...
Он вином заливает вечность
И не рад незнакомой даме.

Это, конечно, не стихотворение, а цикл стихотворений «на тему», что и обозначено в названии. Все по-своему не плохи, а последнее так и просто отличное. Настолько отличное, что по-моему – самодостаточное. Оно и «вывезло» весь цикл в десятку. Резанула строка  «молись иуда своим божкам», как-то божки и иуда, пусть и с маленькой буквы, в одной фразе напрягают.

--------------------------------------------------

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА "Коровы"
http://www.stihi.ru/2013/05/14/984 квота Главной редакции
давно ждал ливня луг махровый
жужжал в ромашке сонный шмель
куда-то вдаль брели коровы
несли в бидонах карамель

синело озеро люцерны
шёл пар от стоптанной земли
коровы были вдохновенны
и всё брели себе, брели

хвосты гоняли стаи мушек
лоснились толстые бока
рога покрепче и поуже
вдруг задевали облака

и облака стекали лужей
на зноем выжженный закат

Стихотворение создало настроение, и настроение очень светлое, радостное. Многовато технической небрежности, что, впрочем, не пересиливает.

ПЕТРИК «Передайте королю…»
http://www.stihi.ru/2004/02/20-1317 номинатор Владислав Сергеев

Передайте королю...
Что настурции завяли.
Перепутали, не знали,
Что его ещё люблю.

Упросите, чтоб не пил,
Не безумствовал в походе.
Справил мантию по моде.
Дух молитвами крепил.

На морозе снегири
И молитва не спасает,
То ли в жар меня бросает, –
Ничего не говори.

Жмутся волны к кораблю.
За соломинку хватаюсь.
Всё забыть его пытаюсь, –
Передайте королю.

Ну и ещё одна «песенка». Милая такая. Третий катрен сильно проигрывает остальным. Во-первых «пустоватый», во-вторых строка «И молитва не спасает» почти сразу после пожелания «Дух молитвами крепить» у меня вызвала ненужную в данном случае улыбку. Я бы это четверостишие либо переделал, либо просто выбросил. Но это я бы.


*Эксперт рассматривал стихи без информации об авторах. Перед публикацией обзора в нем были восстановлены полные ссылки из лонг-листа.