Алекс Рудов. Обзор по 3 туру 2013

Литературный Фестиваль Рунета
От редакции ЛФР

Дорогие авторы и "болельщики", нам пришлось заменить и последнего эксперта.

Спасибо Алексу Рудову, написавшему обзор!

На днях подведем итоги последнего тура. Всем желаем хорошего настроения перед Днем влюбленных! 

......................

В литературе мнения субъективны. Почему? Да потому что у людей, авторов или читателей, разный литературный опыт. Срез пластов любого стихотворения и заключается в этом парадоксе. То есть примешивается и научный опыт, и знание религиозных догм, и так далее, и тому подобное. Можно перечислить уйму критериев, но основной, «как не крути», - «начитанность».

Раз взялся судить, я обязан высказать мнение по стихотворениям, которые выбрал. Вполне может быть, что его не разделяют авторы, но тут уж ничего не поделаешь.

Все-таки я не поэт, скорее - писатель, который записывает миниатюры в рифму. Я думал раньше, что хорошо разбираюсь и в технике стихосложения, и в поэзии. Все оказалось совсем не так, как я думал. Сайт невероятно разнообразен по стилям и направлениям поэзии, по подходам. Кстати, именно это и интересно..
Я лично люблю символизм в русской поэзии и раньше очень любил Блока, но потом увлекало многое посложнее. Наверное, это естественно. Люблю Фроста, Блэйка и Басе, из наших - Хлебникова, Мандельштама и Сашу Черного с Пастернаком, хотя они очень разные. И, наверное, люблю концептуальную поэзию. Когда-то увлекался Тарковским, а так же и Гандлевским с Цветковым. То есть у меня своеобразный подход к поэтическим направлениям, пониманию текстов, но я тоже учусь. Просто потому, что только гении не учатся, а в самой жесткой критике можно найти для себя рациональные зерна. А особенно читая хорошие и интересные стихи, развиваешься и сам, а иногда хочется воскликнуть «чьерт подери, это же почти Пушкин, вот ведь сукин сын»...(образно говоря - или Мандельштам, Пастернак, Есенин, как кому угодно).

Для меня стихотворение в первую очередь философский отпечаток автора, техническая составляющая, образность и вкус, хотя, бывает, и без него авторы справляются с интерпретацией мира. Мне интересен контекст в первую очередь, а также и внутренняя логика с ассоциативной образностью автора, это во мне говорит бывший редактор…Я постоянно ищу, кроме версификационных и филологических изысков, в стихотворениях смысл, аллюзии, оттенки поэтического опыта прошлого, грани видения мира человеком и другие миры. Это интересно и познавательно.

Критические разборы вам напишут и в кабинете критики, но если появится желание, пишите, разберу и техническую часть. Я больше все-таки занимался смысловыми категориями и семантическими полями. Поэтому комментарии будут субъективны.

У поэзии есть цель.
В соцреализме считалось, что она заключается в сохранении литературных традиций прошлого. Не думаю. Практически давным-давно известно, что поэзия гораздо более многоплановая и объемная вещь. Поэзия начинается в человеке с лирического высказывания, преображается, и постепенно превращается в форму философии автора. Цель поэзии – в развитии языка, в философском осмыслении мира с помощью художественных образов. А вот что там великое, а что нет, во всем разберется время и без нас с вами, скорее всего.

У человека нет иного литературного опыта, кроме собственного, и он становится для него истиной (перефразируя Леонардо).
Поэтому и не приводил цитат великих авторов прошлого. Просто потому что, как говорит одна моя знакомая, “когда человек цитирует, он использует память, когда говорит сам, он думает”.

1. Алана Эзер "летом ли" http://stihi.ru/2010/02/15/1245
Технически хорошо выполненное стихотворение. Я тоже часто задумывался о смысле узнавания. Даже сказал бы о чувстве “дежа вю”. Вроде и не напрямую, а вскользь о любви, о горечи и утрат, и расставаний, о встречах, о том, что иногда не описать словами, о чувствах. Получилось одновременно просто и объемно.

2. Александр Спарбер "Пётр" http://stihi.ru/2012/10/18/5630
Александру удалось вложить в философскую канву и Мандельштамовского петуха (наука расставаний), и Есенинского черного человека (то ли бес, то ли НКВД-шник). Тонко, грамотно, с привязкой к собственной трактовке Петра. И получилось же. Тоже коротко и объемно.

10. Арина Грачева "Август" http://stihi.ru/2013/08/27/6597
Главное все будет, и об этом говорит стихотворение. Понравилось посылом, светлым посылом в будущее. Все заживет.

13. Bor G "Монада" http://www.stihi.ru/2011/10/10/588
Тут вообще нет смысла разбирать сюжетные линии стихотворения. Оно несет множество ассоциаций, в этом его главный плюс. Философия жизни и смерти. От ерничества до ненависти к Ершалаиму. Все “на вкус и цвет”, но для начитанного читателя множество ассоциаций это плюс.

21. Елена Наильевна "Во мне бормочут города" http://www.stihi.ru/2013/07/18/8258
И мы едим город, и город ест нас. Попытка свести объем города к конкретному человеку. Так есть и будет. Как у Цоя (кто-то лапу сломал – не в счет).

30. Ла Светлана "июнь" http://www.stihi.ru/rec.html?2013/11/13/8226
Не получилась встреча, еще раз разминулись планеты. Грустно, но описание садовых мелочей дает надежду на то, что встреча состоится. Почему? А потому что все происходит не случайно. За разлукой будет встреча. Теплое, лирическое стихотворение.

38. Настя Каменская "Побег из ларца" http://www.stihi.ru/2013/08/09/3525
Понравилось сказочностью повествования. Настя талантливый автор, но и есть куда расти.

39. Ника Невыразимова "На переломе" http://www.stihi.ru/2013/08/13/6781
Очень четкое лирическое высказывание – "она сказала ему «люблю»,
ещё не зная,
что это
правда."
И что тут надо добавлять мне? Я думаю автор все сказал сам.

43. Ольга Домрачева "На кладбище" http://www.stihi.ru/2012/01/24/8807
Да и тут тоже много говорить не буду. Автор смог коротко и точно передать состояние тоски на кладбище. Грустно конечно, но ведь так?

45. Оскар Боэций "В память о ком?" http://www.stihi.ru/2010/06/03/2124
Понравилось экспериментальностью. Хотя смысл там тоже интересный вложен.

46. Очень Добрый "Москва-Новосибирск" http://stihi.ru/2013/08/10/515
Вроде простой с виду стиш, да непростой. Минироман в стиле Ахматовой, с сюжетом. В свой вагон вошла она, помахала из окна (с).

47. Сара Бет Бернар "Жива. A near-death experience" http://stihi.ru/2011/11/03/3839
А не знаю что написать, но это поэзия. Текст течет, как ручей и поет.

51. Чен Ким "Нить" http://stihi.ru/2013/09/01/5974
Автор смог тонко передать нить сюжета двумя мазками (“ладан”, “прохожу сквозь”), давая читателю простор для воображения, тонко совместив потустороннее и реальное. То ли они призраки прошлого, то ли они реально курят в подъезде, и не поймешь. Но чувствуешь, что все не так просто, как написано.

52. Черная Лиса "Сказка о рыбаке и рыбах 1" http://www.stihi.ru/2009/08/12/2236
А это вообще другая реальность. Мир, наложенный на другой мир. Тоже сказать нечего, технически чисто. Правда Бродский кричал “не пишите про рыб”, но это как раз тот случай, как надо писать про рыб.

56. Юлия Белохвостова "В каждом дому по кому" http://www.stihi.ru/2013/10/17/3897
Трогательное стихотворение. Все мы часто живем для кого-то, лишь бы те, для кого живем, не забывали об этом.

Прошу простить меня других авторов лонг-листа. Вообще очень много достойных стихотворений, и я выбрал то, что мне больше понравилось.

Если кому-то интересно мнение о своем стихотворении или разбор, напишите. Обязательно отвечу.
Всем удачи в творчестве.

Алекс Рудов