Экспертный обзор. Александр Габриэль. Октябрь-2014

Большой Литературный Клуб
Судить поэтические конкурсы на их поздних этапах - нешуточная мука. Откровенная графомания и явные технические ляпы ушли в небытие, остались мастера - со своей индивидуальностью, со своим житейским опытом, со своим взглядом на поэзию. И кто я такой, кто мы такие, чтобы судить эти трепетные, очень личностные вещи? - вопрос под стать библейскому. Всё упирается во вкус судящего и только. Как это ни печально, но другого критерия нет. Покойный Лев Владимирович Лосев когда-то сказал, что понятия «хороших» и «плохих» стихов для него абстрактны и малозначимы, и единственным критерием является «нравится» или «не нравится». Посему, судя этот конкурс, я с тяжелым вздохом принял именно такие условия игры. Топовую «десятку» я выбрал именно из своих стихотворных предпочтений, при этом вполне могу поверить в то, что другой судья может в своих предпочтениях не совпасть со мной НИ ПО ОДНОМУ выбранному тексту, и это будет нормально. Именами авторов я сознательно не интересовался*, оценивая только стихи сами по себе. Итак, мой неотсортированный по уровню симпатии топ:


ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Гербарий неисполненных желаний»
http://www.stihi.ru/2014/05/16/4007  номинатор Татьяна Лернер

Пылится в заколоченном чулане,
а может быть, на старом чердаке
гербарий неисполненных желаний
и грезит о заботливой руке.

Забытые, отправленные в небыль,
листы, где нет ни времени, ни дат,
а только бледный цвет, засохший стебель,
сожжённый лес и вырубленный сад.

Гербарию загаданное снится,
он дремлет и не ведает пока,
что время копит новые страницы,
свисая паутиной с потолка.

Роскошное двенадцатистишие, концептуально ясное, эмоциональное и с полным отсутствием случайных слов-связок. Вот уж воистину: из этой песни не выбросишь ни единого слова.


АЛМА СЕЛЕСТЕ  «О теплом и простом»
http://www.stihi.ru/2014/10/02/8574 отборочный тур для резидентов БЛК »

Мне хочется - о теплом и простом.
Но город цвета высушенной цедры
Истаял, стал почти что невесом.
А урожай печалей слишком щедрый
И падалицей сыплется с небес,
Из фруктов этих - скверное варенье.
Кто умер здесь - давно уже воскрес.
Осталось отыскать того, кто греет
И оживляет, и ведет на бой
Не за покой, так за возможность сбыться.
Кто может нас преобразить собой,
Как яблочный пирог - щепоть корицы.

Мне хочется - о теплом и земном,
И настоящем до последней пяди,
Чтоб проросло отборное зерно
И в поле ржи не страшно было падать.

Хорошее стихотворение, параллельные игры земного (урожайного) и высокого, общечеловеческого контекстов выглядят органично и ненатужно. Неточные рифмы, приходящиеся на концовку стиха, меня обычно напрягают, но в данном случае не настолько, чтобы выбить из топа весь текст.


ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Глинтвейн Бога»
http://www.stihi.ru/2014/08/30/2634 отборочный тур для резидентов БЛК (квота Елены Наильевны)

...или вот - наша остановка - для крабьих объятий
и длинных, как лед, лобызаний. Вполне неприличных.
Теперь сей разграбленный саркофаг не воодушевляет.
И самозваные фараоны пьют пиво,
как невинные черви, извиваются смехом
сквозь древнедетский мат.
Сидят на скамейке.
Помнишь, девочка, как мы медленно, самозабвенно
пропитывались закатом,
золотые скумбрии в необъятном аквариуме.
Кувшины, отлитые по форме ювенальных тел,
затопляло морковным соком.
И проносилась легкая дрожь в холке - словно Бог
соизволил почесать нас за ушком. Щекотно.
Сейчас смотрю на закат
длинным, театральным взглядом пылающих трирем.
Дегустирую дивный бархатистый цвет. Глинтвейн Бога.
Прихожу в себя,
и вновь отправляюсь на поиски.
С расцарапанным планшетом,
с птичьим гнездом, переполненным скорлупой.

Единственный текст, избранный мною скорее вопреки моим вкусовым пристрастиям, нежели благодаря им. Я всегда был холоден к верлибру, но этот конкретно текст настолько зрим и объемен метафорически, что мое сердце дрогнуло.


STERVA «И какой-то Гамлет»
http://www.stihi.ru/2014/05/05/3502 номинатор Алексей Исхаков

Этот мир фатален и неподсуден,
Разделяясь на инь и пьянь.
Даже девочки для битья посуды
Ищут мальчиков для битья.
Потому что парность универсальней,
Чем любое из прочих зол.
Все слова, что когда-то уже связали,
Повторятся в другой сезон -
Оттого не менее увлечённо -
У поэтов и сволоты.

Будет чёрным белый и белым чёрный,
А малиновый - золотым.

И какой-то Гамлет не станет Бродским,
Научившись принадлежать,
Отпустив на волю свои наброски
С тридесятого этажа.

Блестящее первое четверостишие с его «инью» и «пьянью» задает жесткий постмодернистский задел остальному тексту. Справедливости ради должен заметить, что начало и концовка чуток повыше уровнем, нежели середина, но это не беда, ибо налицо логическое и эмоционально опустошающее крещендо в конце. А запоминаются, как известно, последние слова.


ИРИНА ЛОМОВЦЕВА Спб «Опускался туман»
http://www.stihi.ru/2013/06/09/7566 номинатор Тейт Эш

Опускался туман. И дома приседали на корточки.
И фонарь на мосту заморгал, потеряв берега.
За окном, в белом омуте, что-то плескалось у форточки,
И троллейбус, как удочки, в небо забросил рога.

А потом была ночь. Она сыпалась чёрными блёстками
На кусты, на карнизы, на крыши и на провода.
Над Четвёртым кварталом, над рельсами, над перекрёстками
Кто-то шёл, и за ним за звездой проступала звезда.

Приходило и утро, босое, озябшее, раннее,
Громыхало посудой, шуршало газетным листом,
И в пустом телевизоре, в серо-зелёном тумане я
Пучеглазой лягушкой всплывала с растянутым ртом.

Мой учитель! Пусть всё это будет домашним заданием,
Сочинением, что ли, «Как я провела выходной»...
Чем ещё мне спастись от бессмысленности ожидания,
От запретного адреса в книжке моей записной?

Конечно, здесь нет тематических откровений, конечно, это запиленная до дыр женская тоска по несостоявшейся любви - но ведь и отменная поэзия при этом! На строке «И троллейбус, как удочки, в небо забросил рога» я облизнулся, как голодающий при виде дымящейся снеди, а блистательное «И в пустом телевизоре, в серо-зелёном тумане я Пучеглазой лягушкой всплывала с растянутым ртом» покорило окончательно.


НИК ТУМАНОВ «Мария наливает до краёв...»
http://www.stihi.ru/2014/03/25/2335 номинатор Александр Коковихин

Мария наливает до краёв.
Мария понимает, как устала, мечтая о несбыточном своём, творить в тени чужого пьедестала. Давно ушли задор её и стать, и слава потускнела, вроде меди. А нынче коммуналка три на пять и пьяные с рождения соседи. Мария ночи мается в тоске, не слыша за стеной густого мата.

...прижмётся скрипка к вымокшей щеке, пульсируя в безумном пиццикато, сорвутся звуки-камешки с пращи горячих струн, дыханием согретых. Рыдай, певунья, плачь и трепещи, выбалтывай сердечные секреты.
Когда у края разума паришь, за счастье призрак славы принимая, летят навстречу Лондон и Париж, и прочие гламурные гавайи. Ведь там, внизу, безгласна и слепа, взращённая на изысках науки, ликует приземлённая толпа, приветственно раскидывая руки.

...к рассвету тишина берёт своё, сквозь щели выдувая эйфорию.
Мария наливает до краёв.
Тоска уже не мучает Марию. Тот, вымечтанный в юности, далёк и нынче до него ей мало дела, ведь рядом за столом трубач Валёк, охочий до скрипачкиного тела.
Мосты давно и напрочь сожжены. Дуэты переписаны на соло. Мария ждёт нашествия весны, как Русь ждала воинственных монголов.

Эстеты от поэзии при виде таких текстов морщатся и используют термин «стихопопса». Позволю себе, однако, иметь свое собственное мнение на этот счет. Да, в теме женского одиночества нет ровным счетом ничего оригинального; да, явных поэтических откровений в тексте тоже нет - но эмоционально рассказанная история в сердце безусловно попадает, ложной слезливой сентиментальности я тоже не заметил, эффект сопереживания однозначно налицо, а это и есть для меня самое главное.


СТЕП «Над родимым гнездом»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/194 номинатор Ильдар Харисов

Тот, кто ползать рожден, не взлетит ни сейчас, ни потом,
Даже если научится летным владеть аппаратом.
Но родительский дом мы не зря называем гнездом,
Чтобы помнил любой: ты на свет появился пернатым.

По ночам соловей окликает свою сулико,
Ранним утром в полях жаворонок поет над покосом,
И все это затем, чтобы даже не вздумал никто...
Не поверил на миг, что пришел в этот мир безголосым.

А когда ты решишь, что настал твой последний черед,
Умирать не спеши и хотя бы на время воскресни.
Над родимым гнездом - пусть дана только ночь на пролет -
Пролети и пропой свои самые лучшие песни.

На редкость банальное, буквально стертое до дыр название - и прекрасный, точный и светлый текст с блистательной «ночью на пролет». По аналогии с первой из оцененных подборок могу констатировать: ёмко, точно, поэтично, без словарного захлёста. Отличная работа.


КИРА ЛЕОНИДОВА  «припомнишь город...»
http://www.stihi.ru/2011/08/09/6244 квота Главной редакции

припомнишь город до войны:
под кронами платанов
плетется ослик ферганы
к горам шахимардана

там аксакалы в чайханах
досиживают чинно
тот век что им судил аллах
пребыть из глины в глину

там канареечной зимой
дома вильгельма телля
дорогу тянут по прямой
на снег в конце тоннеля

о свежевыжитой душе
совкового уюта
земли и капель рикошет
из лета канет в будто

«Вкусный» текст. Поскольку сам я очень люблю словесные игры, то никак не могу не оценить таковые у других: и «канареечную зиму», и «снег в конце тоннеля», и «свежевыжитую душу», и даже не вполне понятую мною последнюю строку, где мерещатся нетто и брутто. Текст не лишен несколько показного щегольства, но в целом он работает, картинка возникает четкая и по-восточному цветистая.


МИХАИЛ ЮДОВСКИЙ «Прибрежный парк»
http://stihi.ru/2013/07/19/6413 номинатор Ольга Алёшина

В полуночном парке, где тени играли в жмурки,
И звезды на небе, как груда окурков, тлели,
Какие-то смуглые, нежные с виду урки,
Печально мычали, играя на укулеле.
В их музыке слышались море, песок и пальмы,
На грифе луна чертила свеченьем руны.
То порознь, то в обнимку гуляли пальцы,
С нетрезвым восторгом споткнувшись во тьме о струны.
Поверишь ли, время нам припасло гостинец.
Колышется море, качается небо пьяно,
И ночь револьвер вращает, согнув мизинец
И сунув луну в отверстие барабана.

Туда и обратно, как будто намедни выпил,
Нас будет катать Харон на своих паромах.
Движение к цели всегда означает выстрел.
Братание с целью всегда означает промах.
Оставим в покое войны, притянем волны,
Которые жеребятами скачут через
Бетон парапета. Прости мне, что я невольно
В ночи промахнусь, целуя свинцовый череп
Себя самого, мелькнувший за гранью звездно.
Там будет не столько страшно, как очень странно.
Ты думаешь, будто мы умираем поздно?
Мне кажется, мы рождаемся слишком рано.
Красивой кривой пролетит через тьму окурок,
Чугунными ребрами тускло блеснет ограда.
И нож промелькнет в руке одного из урок,
Который меня зарежет, обняв, как брата.

Вынужден повторить слова из оценки предыдущего текста. Гурмански вкусно, хотя щегольство и даже пижонство бьет по глазам, а краски напоминают краски Пандоры в «Аватаре». Безукоризненная техника, отточенный образный ряд («И ночь револьвер вращает, согнув мизинец И сунув луну в отверстие барабана») , чеканные формулировки («Движение к цели всегда означает выстрел. Братание с целью всегда означает промах»). Мощные стихи, которым не мешают даже небрежные заигрывания с есенински-шансонными темами.


ИРЛАН ХУГАЕВ. «Дети рисуют»
http://www.stihi.ru/2014/10/05/4812 номинатор «45-я параллель» для БЛК

Дети рисуют так:
Домик, труба и дым.
Трудно даётся мрак
Малым и молодым.

Это всегда потом.
Прежде любой судьбы –
Поле, дорога, дом.
Дым из печной трубы.

Поле, дорога, дом.
Этот обычай прост:
Небо всегда потом –
Небо, овраг, погост.


Небо, погост, овраг,
Сосны, кресты, столбы.
Это потом, – сперва
Домик и дым трубы.

Одно из самых простых стихотворений конкурса и одновременно один из моих фаворитов. Кристальная точность слов, нежность - и идущие рядом с ними грусть и философская глубина. Низкий поклон автору.


Это что касается «десятки». Буквально миллиметров не хватило текстам:

ИРИНА КУЗНЕЦОВА 17 «Сентябрьский график»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/9904 отборочный тур БЛК,

АЛИНА СЕРЕГИНА «Бабочка и Океан»
http://www.stihi.ru/2014/09/04/8856 номинатор Юлия Вольт,

АЛЕКСЕЙ КОРОЛЕВ «На перепутье»
http://www.stihi.ru/2014/10/07/9157 номинатор Юлия Вольт,

ОЛЕГ БАБИНОВ "Стежок"
http://www.stihi.ru/2014/09/06/9522 номинатор Елена Наильевна,

но пусть не огорчаются их авторы. Их стихи прекрасны, просто мы, судьи, не можем потрафить всем. Где-то мы должны подводить черту.


*При публикации обзора были восстановлены все ссылки на упоминаемые стихи лонг-листа. – ГР.