Читательские заметки. Сентябрь 2015. БЛК

Михаил Фокс
Одно из самых ярких и эстетически выразительных впечатлений августа 2015 года - предрассветный туман и колонны людей с подозрительно одинаковыми рюкзаками, пересекающие бодро и целеустремлённо железнодорожную насыпь...И почему-то вспомнилось:"ди эрстэ колоннэ марширт, ди цвайте колоннэ марширт...", и за этими колоннами "развиднелось" не столько будущее, сколько настоящее, которое показывает нам, что главное в жизни любого события или процесса - это границы. Они конструируют форму происходящего и "насыщают" энергией любое действие. И ярче всего роль и предназначение границ проявляется в их "преодолении", в их отрицании...Нарушители границ делают их "зримыми", энергийно насыщенными. Хотя сами нарушители не всегда подозревают о своих деструктивных действиях, да и история культуры подсказывает нам, что деструктивное в одном отношении часто является(становится) демиургическим в ином варианте разворачивания бытия.
Беженцы, мигранты, контрабандисты, нарушители...Если взять сии термины в кавычки, то они сделают узнаваемыми многие процессы в жизни культуры. И процесс отбора стихов на БЛК не исключение в этом смысле. Но как и в реальной жизни, Карацупы с Индусами не всегда на посту, да и много их не бывает)...Но преграды, которые были поставлены на сентябрьском отборочном туре взыскующим лонга, показали, что есть ещё люди, правильно понимающие суть границ - не всякому дано их преодолеть. И жаль, что на резидентском "пропускном пункте" не поступили схожим образом - половину прошедших можно было и попридержать ещё до следующего контроля. Будущее Европы подскажет нам когда-нибудь, что не всех следует пропускать к щедротам и радостям - не только в малом (БЛК) видится большое (Европа), но и наоборот)...


Ирина Кузнецова 17 "Границы и черты" http://www.stihi.ru/2015/08/27/2042

                Перегородок тонкоребрость
                Пройду насквозь, пройду, как свет,
                Пройду, как образ входит в образ
                И как предмет сечет предмет.
                Б. Пастернак


На перекрестках очертаний,
Где неразборчив силуэт,
Похрустывая кромкой граней,
Предмет вонзается в предмет.

Рассвет уже ведет атаку,
Ночной рассеивая страх,
На сгустки тающего мрака,
Закоченевшего в углах.

Но, с резкостью неимоверной,
Свой путь как будто бы во сне
Диктует линиям неверным
Излом руки на простыне.

Ты помнишь, милая, ты помнишь:
Притормозив привычный бег,
Часы под утро бьют наотмашь,
И в форточку влетает снег.

Томись до тяжести в затылке -
Разбой минут не удержать,
И роза, спящая в бутылке,
Так нерасчетливо свежа.

Но только выправку констебля
Не сохранит цветок до дна:
Изысканно прямого стебля
Черта в воде пресечена.

А мне, без следствий и полиций,
Лицо хранить бы в лепестках
Твоих ладоней, и границы
Пересекать, пересекать...

"И границы пересекать, пересекать..." - вот именно эта фраза вывела сей стих в число первых - "бегущих" и "нарушающих")...Далеко стих, конечно, не убежал. Стилизациям сложно вырваться за пределы круга, очерченного "исходником" - форма диктует условия создания собственного текста, а конгениально соответствовать содержанию, увы, получается очень редко. И это стихотворение границы не пересекло, а скорее, как обычно это и бывает, их только сузило. Пастернаковские глубины остались непознанными. Или, используя строчку из стихотворения Пастернака - не получилось "охулки на руки не класть"( в смысле, без огрехов написать не вышло). "Излом руки" - и странное противопоставление этого образа нарисованной предыдущей картине рассвета и игры теней, и собственно странность самого этого состояния руки (причинение вреда здоровью средней тяжести - ст. 112 УК РФ)). И образ розы в бутылке неприлично долго "топорщится" в стихе, не радуя своей случайностью и искусственностью описания - "черта в воде пресечена". "Без следствий и полиций" - множ. число здесь явно не к месту - полиции много не бывает))...А от следствий - и без следствия понятно - не избавишься). Даже если границы не пересекать...


У Вэй "синдром молчания" http://www.stihi.ru/2015/07/13/2787

 Вспоминается всё не то:
сны из детства, дорога на кладбище,
бревношкурый бабулин дом,
бывший город и бывшая. Та ещё.

И в итоге сидишь тишком
в щедрой на дух и байки компании,
ни о чём молчишь, ни о ком,
умный вид придавая молчанием.

Видно, дедова масть во мне –
находить в безголосом прибежище.
Только дед молчал о войне,
а моё молчание немощно.


"Всё не то...", "ни о чём...", "ни о ком...", "немощно..." - все эти характеристики можно отнести и к самому стихотворению. Намёков много в тексте, но за ними немощь пустоты - и совсем не той, таинственной и дзэнской, а суетно-выморочной, рождённой "духом" и механизмами потребительского общества( концептуальный пафос с моей стороны тут совсем не лишний)). Почему читатель должен решить, что в молчании деда о войне сокрыто нечто очень важное и судьбоносное - текст стиха в этом смысле слишком самонадеян...Возможно, дед был задавлен самой жизнью, безотносительно к воспоминаниям - "бабулин дом"(кто в доме хозяйка?)) именно так можно истолковать, "безголосность" не только ужасами далёкого прошлого формируется, но и реалиями житейских отношений и ситуаций...И, тем более, стихотворный текст о молчании всегда вызывает в памяти знаменитый "Старательский вальсок" А.Галича:

"И не веря ни сердцу,ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против,конечно,а за! "

И разные деды молчали о разном - война чаще не столько величие подвига(для величия и восхищения дистанция нужна), сколько ужас противостояния человеческому. Так что самоуничижение ЛГ не убедило - ни в том, что он немощен по определению, ни в некоем сокровенном знании деда. Ни художественно, ни эстетически.


Писарева "Осталась привычка смотреть на твоё окно" http://www.stihi.ru/2008/09/14/4235

 Осталась привычка смотреть на твое окно.
И пусть между нами дочери, сыновья,
Разбитые судьбы, предательства, одино-
Кие стоим в этом городе заново ты и я.

За окнами вечность: обед, сериал, софа,
Меняются изредка люди, меню и власть.
Терзаешь меня ты за лямочку сарафа…
Нам кануть туда, словно спиться поэту – всласть.

Бранятся соседки, доносятся крик и вой,
В старушечьих пальчиках щелкает домино,
По крышам шатаются ветер и домовой.
А я все стою и смотрю на твое окно.

Напоминает по стилистике и сюжетике предыдущее - воспоминания, реалии быта и жизни, только вместо мифологизированной фигуры деда некий персонаж, спрятавший за намёками автора свою гендерную принадлежность и интересный только героине, потому что читатель, кроме того, что персонажу нравилось терзать лямочку сарафана, более ничего о нём не узнаёт. Хотя в промежутке читатель и постигает правду вечности во всей её неприглядности - "обед", "сериал", "софа", да ещё и знакомится с великими открытиями автора по поводу диалектики бытия - люди, меню и власть меняются, но изредка)..."В старушечьих пальчиках щёлкает домино..." - прямо-таки образ выкидного ножа возникает и ждёшь кровавой развязки, но, увы)...Так что остаётся от стиха только последняя строчка..."А я всё стою и смотрю на твоё окно". Хороший моностих мог получиться)...


Олег Бобров-Южный "Жене Анжелике" http://www.stihi.ru/2015/04/04/2593

 Никогда ни за что не проси, не пытайся разжалобить –
Нет весомых причин для того, чтобы жить суетой.
Пламенеет звезда, и, пока это длится, то , стало быть,
Не окончится жизнь, не окажется смерть пустотой.

Закольцовано всё: времена без конца и начала,
Перемолоты судьбы в одну огневую судьбу.
В час утрат и потерь я хочу, чтобы ты промолчала, -
Разучись горевать , о случившемся плакать забудь.

Ты же знаешь: опять под снегами распустятся вёсны,
Рассыпной звездопад на травинках зажжётся росой,
Тяжело заскрипят над рекою рыбацкие вёсла,
И соседский мальчонка рванёт за калитку босой…

Как пишут порой в рецензиях - "хорошее стихо"), но не "блковское", а скорее этакое "золотопапирусное")...Переполненность штампами не позволяет ему достичь состояния Высокой простоты, которое и есть подлинная поэзия, и остаётся посему набор расхожих образов да незатейливых смыслов. Для таких стихов самое важное, чтобы адресатам нравилось)...


Агата Бахрушина "Сбор урожая" http://www.stihi.ru/2015/08/17/6670

Не ждать, когда жизнь похужает,
и тень упадёт на плетень -
податься на сбор урожая,
в последней рубашке вспотеть,

залезть на гремящую крышу,
пить квас и ногами болтать,
а после ещё помотыжить,
пока не упала фата

тумана на яблок невинность,
на тыкв наливные бока,
на таз, где застыло повидло,
в которое канул закат.

А кот огибает неспешно
ночные владенья свои,
сканируя взглядом нездешним
сезонный налёт персеид.

Пространство между диалектизмом "похужает" и псевдомодным(наукообразным) "сканируя" да ещё плюс постмодернистски ироничный "налёт персеид" предполагает возможность прелюбопытного "заполнения" его [пространства] чем-то неординарным, но, увы, многочисленные "жесты" - "упадёт", "податься", "вспотеть", "залезть", "пить", "болтать", "помотыжить") etc. - никакой динамики по сути в текст не приносят. Всё сводится к неспешному передвижению кота...Три кита современной поэзии - рыбки, птички и котики. В общем, "упала фата тумана"(штампище ещё тот)) на "яблок невинность"(редкая по своей корявости инверсия)...А возможно, всё дело в подмеченной некогда Н.Гумилёвым закономерности:"Стихотворение в четыре строфы - это плохое стихотворение"(цит. по: Л.Гинзбург Литература в поисках реальности Л. 1987. с.157.)...


Александр Василёнок "Монастырское" http://www.stihi.ru/2011/02/02/3071

Время правит меня в монастырь.
Чтоб стоял он в долине Ингури,
Чтоб подальше от фурий и гурий –
Только небо, трава и псалтырь.

Чтобы утром над горной рекой,
Любоваться красавицей Ушбой*,
Чтоб струился церковною службой
Проникающий в душу покой.

Чтобы здесь, меж громад естества,
Слушать гордое пение сванов,
Позабывши о чванстве «иванов»,
До сих пор не познавших родства.

Чтоб шинкуя к обеду шпинат,
Размышлять о причинах причины,
Как когда-то, за день до кончины,
Размышлял сам Фома Аквинат.

Чтоб уйти, не открыв ничего,
Как и он, в заповедные сроки,
Убеждённым: последние строки
Погасили гордыни огонь.

Покой, "струящийся церковной службой" - это смело)...Чтобы кто ни говорил..."Чтобы" и "чтоб" - самые запоминающиеся слова в этом стихотворении. И почему вдруг надлежит католический монастырь [Фома Аквинат] поместить на Кавказе - остаётся неразгаданным. Видимо, чтобы) провести пресловутую "границу" между "сванами"(сельское), обращенными в католичество), и "иванами"(городское), утратившими корни..."Погасили гордыни огонь" - опять-таки псевдопоэтическая инверсия, напоминающая "бессмертные" творения "рейтингистов стихиры".


Олег Паршев "Сентябрызги" http://www.stihi.ru/2015/09/03/7381

Твои каблучки на паркете
Отражаются треугольно.
Осень, забывая об этикете,
Входит запросто, беспарольно;
Разливает ветреный сентябрют. И сентябрызги
Падают то лучами, а то – дождём…
К ноябрю лучи дозреют до виски.
Посидишь тогда со мною на крыше с открытым ртом?..

Прости! Я знаю, шутка вышла не очень…
Сентябритва уже ползёт по закату вниз.
Купол мира сегодня совсем не прочен.
Это – движется сентябриз…

Всякому "овощу" своё время и место. И на каждую "сентябрюкву" можно "посентябрюзжать". Или во всяком случае, "отсентябрить" её. Явно вторичное по этим "сентябрийским" играм, и место ему хорошее на страничке автора, но не на конкурсе, который вроде как выискивает нечто высокохудожественное или, по крайней мере, новаторское...Но "границы" разрушены, точнее размыты и сердобольные "проводники" помогают их преодолеть порой совсем не тому, что хочется увидеть на "обетованной" территории)...


Зиновий Антонов "Сто-лица" http://www.stihi.ru/2015/07/18/3514

о как столицы небеса сложны
и нелегки
и сложены
из отражения асфальтовых пород
машин
людей
из сонных тёмных вод
застрявших в лужах после череды дождей

из суеты и маетности дней
где маятником отбивает счёт времён
любой прохожий топая по ней
моей сто-лице

сотни лиц
так трепетно и девственно глядят
на старый кремль и александров сад
где иглы елей нитью проводов
желают дыры зашивать на всём
продрогшем небе

где я как михалков по ней иду
куда не знаю
в эту чехарду
сменяемых друг друга крыш и стен
проникший в лувр злосчастный бекингем
в свой дом
так словно бы во вражий стан
когда и почему
таким он стал

ни свой и ни чужой
ни житель ни беглец
в незнамый путь
где улиц всех конец
как старый ной
забыв назад взглянуть

А посмотрел ли автор насколько часто встречается в литературе обыгрывание "столицы" и "сотни лиц"? Он мог бы удивиться, что счёт идёт на миллионы)..."Лицо" стихотворения не сложилось, скорее получилась картинка в духе "аналитического кубизма" - много чего вроде "пришилось" в качестве заплаток к тексту, но суета редко когда бывает эстетически привлекательной). И даже трио персонажей (михалков, бекингем, ной), "щедрых" на наборы коннотаций, не спасает стих. От Москвы - Третьего Рима к Москве - Ноеву ковчегу)...Не доплылось)...


Не буду более множить примеры допущенных к благам БЛК "беженцев" поэзии, будем надеяться, что всем хватит места под его солнцем и всем воздастся по словам их). Но упомяну два стихотворения, которые сами строят границы - границы высоких смыслов, ярких образов и "сильных" идей.
Геннадий Акимов «Боязнь сна» http://www.stihi.ru/2014/04/09/5790 и Георгий Яропольский  «Синергия» http://www.stihi.ru/2015/01/07/12457 .
Тут всякий Карацупа приложит правую ладонь к околышу фуражки и проводит почтительным взглядом дорогих гостей для любого лонга, а Индус...А что Индус? Он символических жестов не понимает, а бдительно прислушивается к вновь нарастающему подозрительному шуму в приграничных кустах - границы должны быть на замке...