Рецензия на Средневековье. Еврейский погром Е. Лог

Михаил Моставлянский
http://www.stihi.ru/2016/09/16/7297

Дорогая Елена, я уже не в первый раз выражаю Вам свою благодарность за "еврейскую" тему. Это всегда тем более ценно, если к ней обращается человек, не принадлежащий к этому многострадальному народу. Ваш труд в этом смысле я приравниваю к подвигу. Так вышло, что я родился в еврейской семье, и по естественным причинам, на протяжении всей жизни пытался и пытаюсь осмыслить этот вопрос - каковы причины и истоки ненависти других народов к евреям? Кое-что успел написать и на Стихире:
http://www.stihi.ru/2015/04/09/591
http://www.stihi.ru/2014/10/02/997
http://www.stihi.ru/2016/08/12/7159
http://www.stihi.ru/2016/07/01/7325
Вы все это читали - ссылки даю для тех, кого это может заинтересовать...

Трагедии случались и у других народов. Известны монголо-татарское иго России, турецкий геноцид армян, истребление индейцев, турецкое рабство балканских народов, и т.д. Но то, что испытали евреи на протяжении двух тесячелетий рассеяния, не поддается никакому осмыслению - по массовости, жестокости и бессмысленности. Присутствие евреев в Европе как бы катализировало все низменные и животные наклонности, дремавшие у "приютивших" их народов под тонким слоем цивилизованности и культуры. В чем причина? Этим вопросом задавались и задаются многие историки, философы, богословы, социологи, психологи, писатели и публицисты. И когда, казалось бы, выявлены все возможные причины, происходит нечто, что опровергает все предыдущие "находки". "Главная причина" - якобы, распятие Христа, уже давно не выдерживает никакой критики. Но распял его, уж если на то пошло, римлянин Понтий Пилат. Да и сам Иисус был евреем! Даже если Иуда и предал его, отчего народы помнят только зло Иуды и не помнят добра Христа? Ведь его характер, его кротость, его любовь и его Учение выкристаллизовались в недрах иудаизма - как и, впоследствии, Ислам...

Весь период пребывания евреев в Европе был полон трагизма и жестокостей, массовых убийств, преследований и изгнаний. XIV век не явился исключением. На сей раз поводом явилась эпидемия чумы, поразившая Европу...

Тут надо мне на минутку остановиться и сделать маленькое отступление. В формате рецензии сделать его непросто. Дело в том, что в еврейской религии уделяется много внимания - на уровне жесткого диктата - вопросам личной гигиены евреев и законам питания (т.н. "кашруту"). Есть целые трактаты в Вавилонском и Иерусалиском Талмудах, посвященные чистоте тела - в особеннсти женского, когда женщина должна очищаться после месячных в ритуальном бассейне ("микве"), после чего она может вступить в интимную связь с мужем только через семь дней после окончания овуляции. До того оня является для него "запрещенной" ("нида"). Иудеям предписывалось всегда - перед едой или после туалета совершать омовения рук ("нетилат ядаим"). Законы кашрута имеют тоже очень жесткие рамки - как в плане того, какого вида животные и рыбы разрешены в пищу, как и в плане того, в каком состояния здоровья должны находиться эти животные. Если резник заметил, например, пробои в легких убиенной коровы или курицы, то все мясо животного признается негодным в пищу (т.н. "трефное") и подлежит сожжению. Категорически запрещено есть мясо животных, умерших от болезни или по каким-либо другим причинам (т.н. "невела"). (Кстати, и законы убоя скота (т.н. "шхита") также жестко регламнтированы. Резник ("шохет") всегда являлся набожным человеком, ученым, досконально знавшим Тору. Законы "шхиты" требовали, чтобы нож, которым прорезали вену животного, был необычайно чистым, остро заточенным, без зазубрин, чтобы не причинять мучений животному). Запрещается смешивать молоко и мясо, мясо и рыбу, и т.д. Существуют и жесткие правила чистоты посуды из которой едят пищу. Например, посуду, сделанную мастером-неевреем, следует очищать в микве (т.н. "атбала"). Все эти законы описаны в Торе, зафиксированы в "Шулхан Арух", и на протяжении всех веков - до тех пор пока иудеи были верующими, соблюдавшими заповеди Торы - выполнялись неукоснительно. Естественно, что такой подход значительно снижает вероятность всяческих кишечных заболеваний и подверженность эпидемиям.

Поэтому, когда эпидемия Чумы поразила Европу, евреи - изолированные от всех остальных жителей в своих гетто и соблюдавшие описанные законы гигиены и питания, практически не заражались. Что навело христиан на мысль, что они-то, вероятно, и являются причиной эпидемии. Но это, так сказать, рациональное объяснение. Но на самом деле, ненависть к евреям - явление глубоко иррациональное и не поддающееся объяснению в рамках научной, атеистической или материалистической парадигмы.

P.S. Из всех источников по т.н. "еврейскому вопросу" я не нашел более полного, чем знамениетая монография "История Антисемитизма" французского ученого Леона Полякова. Это двухтомник. Наверняка в и-нете можно прочесть оба тома. Я же пока нашел только ссылку на первый том: