Обзор весеннего лонга от Феликса Гойхмана

Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию обзор весеннего лонга от эксперта Феликса Гойхмана.
Произведения рассматривались в анонимном виде, ссылки восстановлены после.

-------------------

5. Светлана Салахова "Вернуться"
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428

Глебово снится. Берег песчаный. Древние скалы.
Мне б возвратиться, веря: печали бренными станут.
Там, на  прожилках тысячелетий, спят аммониты.
Там обнажился, высечен ветром, пласт первобытный.

Местные бухты знают немало тайн и преданий.
Здесь облюбует странник усталый  Камень желаний.
Тот исполином встал под обрывом, смытый навеки
Сходом лавины, талью бурливой – в мир человека.

Молнией бит он, ливнем изранен, людям доверен.
Помнит ли мытарь лик первозданный юной  Пангеи?
Юрким прибоем, солнца лучами память согреет.
Юрское море – зов твой печальный манит сквозь время.

Волны качают чаек на гривах. Небо в зарницах.
Волга… Скучаю… В час сиротливый  Глебово снится.
-------------------
Итак, почему я выбрал это не вполне безукоризненное стихотворение? Добро, сперва объясню, почему небезукоризненное? Прежде всего, из-за рифм: скалы-станут, аммониты-первобытные или согреет-время, в зарницах-снится. Последняя, кстати, получше. Тут вот какое дело, концевая рифма в стихах - это не край света, в том смысле, что стихи обходятся и без рифм. Поэтому, если уж рифмовать, то так чтоб без сучка и задоринки. Что еще? Неточности, типа, печали бренными станут. Бренными, то есть тленными, непрочными, конечными? Но кто сказал, что печали бесконечные? Эта несообразность, недодуманность подрывает доверие и к другим более замысловатым "аллюзиям", типа Юрского моря, и лика юной  Пангеи. И кто такой мытарь, сборщик налогов? Всё  это могло бы существовать, но в каком-то другом тексте, где все до единого концы были бы связаны, как, уверен, связаны они в древнем Волжском селе Глебово
Все так, но тогда, почему я его выбрал? Вы будете смеяться, из-за  камня желаний, не Бог весть что, и скорее всего, уже где-то было, но сказано неплохо, а ведь именно это главное, в стихах.  И мне не важно, что его облюбует, навязший на зубах, странник усталый. Не знаю, стоит ли говорить, но странник усталый, это - в наше время, даже не силуэт,  тень силуэта, напрочь лишенная индивидуальности.  Если же говорить по большому счету, меня подкупила тема стихотворения, тема возвращения. Знаю, что на ней легко спекулировать, как легко спекулировать на любой теме, но ради этого я готов дать имяреку, сочинившему это, второй шанс. 

13. Ольга Флярковская "Стихи без повода"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/3829

Никакого нет повода для стихов.
Сизый дождь над Печорами зарядил...
В бывшем парке — стойбище лопухов
И люпина заросли средь могил.

Всё здесь рядом, рядышком, под рукой:
Супермаркет, кладбище, монастырь...
И в эстонской кирхе застыл покой.
И парковкой служит любой пустырь.

И сияет в славе Успенский храм,
В нём душа не слышит фальшивых нот.
Кто спешит к заутрене в синь и рань,
Кто — спросить копеечку у ворот.

Не сидеть в отеле, пойти пройтись...
Центр паломника, скверик, соседний дом.
Дом такого качества, что держись.
— Так живём мы, доченька, так живём...
На земле — фуражка.
— Возьми, отец.
(Только купишь после — понятно что...)
Помолись...
— Будь милостив к вам Творец!
К октябрю бы надо добыть пальто...
Вы откуда будете?
— Из Москвы...
— Как столица? Держится Пуп земли?..
— Вот опять весною: «Иду на вы!»,
А недавно — пенсии поднялись.

Это дождь над Печорами, просто дождь...
Небо серое. На' сердце пелена.
Здесь стоит нетронутым в парке вождь.
Вот такие, батенька, времена.

— А с работой трудно здесь, не найдёшь...
Попытать удачу — хотя бы в Псков,
И подале тянется молодёжь,
И не слышно свадеб-то на Покров...

 На Покров вернуться бы, говоришь?
— Да...
Зачем — не хочется объяснять.
Просто здесь ночами такая тишь,
И людей пытаешься здесь понять.

Это дождь над Печерами, звон дождя.
Тихий плен, и шелест, и валуны...
Звон обители, кирха, прищур вождя
Суждены мне видимо, суждены.
-------------------
Знаю, совпадение, что тут, в центре композиции еще один Волжский топоним, на этот раз, спальный район в Нижнем Новгороде, Верхние Печеры. Особенность: вместо вкрапления палеозоя, тут другие симптомы древности, православный собор с прихожанами и побирушками, кирха,  нетронутый вождь с извечным своим прищуром и "батенькой". А ещё  запустение, упадок, не слышно свадеб на Покров. И опять же, тема возвращения. Кто-то скажет, поэзия акынов: вижу - пою, если б не эта тема. То же самое можно было сказать и о первом стихе, нет обобщений, нет макрообразов с философской подкладкой, только перебирание знакомых и экзотических элементов. Отчетливо выраженное желание вернуться, вот, что делает эти два стихотворения значимыми. И еще, здесь нет непропеченностей и несуразностей, как в первом стихе, что выдает в авторе доку по части стихотворчества, и рифмовка здесь - на уровне. Считайте это еще одним весомым основанием моего выбора.

15. Александр Спарбер "Этот лепет травы"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

        Там на ином, невнятном языке
                Поёт синклит беззвучных насекомых...
                (Николай Заболоцкий)

Этот лепет травы...это там, под травою - ты слышишь -
удлиняются корни, ломая комочки земли,
в лабиринтах, сопя, бродят сонные тёплые мыши,
и, с работы спеша, всё шуршат и шуршат муравьи.

Эта музыка...Рыла задрав, дуют в трубы и горны
виртуозы-жуки; уховертки поют о любви
и играют на скрипках; а рядом, в пещерах просторных
распевают мокрицы слезливые песни свои.

Там, наверное, и для меня приготовлена полость:
охраняют её до поры муравьиные львы –
чтоб, как время придёт, окончательно вплёлся мой голос
в этот хор земляной и в младенческий лепет травы.
-------------------
Составляя свой шорт, я шел по маршруту безымянного лонга, от первого стихотворения до последнего. Поэтому моя преднамеренность исключена, тем удивительней совпадения. Например, третий по счету выбранный автор, словно услышав невысказанные мои претензии, ввел в текст макрообраз. Даже не ввел, а приставил к тексту  в виде эпиграфа. Что сказать,  Заболоцкий велик, но мне совсем не близка тоска по другой жизни.
...а рядом, в пещерах просторных
распевают мокрицы слезливые песни свои.

Там, наверное, и для меня приготовлена полость:
охраняют её до поры муравьиные львы –
чтоб, как время придёт, окончательно вплёлся мой голос
в этот хор земляной и в младенческий лепет травы.
Разумеется, это – вопрос мировоззрения и темперамента, вкуса, если выразиться одним словом. Мы же говорим о поэзии, и мне кажется, что Заболоцкий с его "мужицкой" натурфилософией тут ни при чем. Для меня это стихотворение рифмуется с текстом Р.Гамзатова в переводе Н.Гребнева, ставшего в 1969-ом году песней, спетой М.Бернесом: и в том строю есть промежуток малый, быть может, это место – для меня. Чувства героя этой песни мне понятны. Чувства ЛГ этого стихотворения мне понятны не вполне, и в этом, полагаю, его (стихотворения) -минус, недостаток органичности, так это называется. Как ни странно, мне кажется, органичность есть дело наживное. Гораздо важнее, чтобы поэт обладал речевым слухом, что, похоже, имеет место быть.

24. Светлана Ник Пешкова "Надо мной - земля"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/5153

Ты меня по имени не зови,
мы с тобой случайные визави –
две беды в простреленной тишине.
...А меня вне города больше нет.
Я дитя его – у него внутри,
и смотрю глазами его витрин
от Базарной площади до пруда.
Я теперь из города – никуда.
От Никольской башенки – до кремля
подо мной – земля,
надо мной – земля.
Я теперь – дыханье крылатых львов,
папиросный дым, перегар дворов,
колокольный звон и колёсный скрип,
я – нектарный флёр златоглавых лип.
У меня в ладонях –
прохлада луж,
у меня в гортани –
сквозняк и сушь.
Ты привык по имени... Ну и что ж!
Отними у памяти, уничтожь,
вырви восемь звуков, сожги, развей,
без любимых слов – забывать быстрей.
Я тебе ни сродница, ни жена,
не тобой наказана-прощена.
Я – вьюнок, примятый твоей ногой,
и трава, и корни, и перегной,
серый мох, крадущий тепло камней...
Ты, когда остынешь, придёшь ко мне.
-------------------
И опять, совпадение: топоним – в центре, что правда, связанный не с Волгой, а с Москва рекой, и опять действие разворачивается под землей, опять важным элементом образа является трава с перегноем, только вместо муравьиных львов на страже стоят львы крылатые. Главным же отличием от предыдущих стихов, могу назвать экстравертность  образа.  О да, это уже не тасование знакомых и экзотичных элементов, хотя самоаттестация еще не страхует от протяжных перечислений, которые могут и заворожить.
Я теперь – дыханье крылатых львов,
папиросный дым, перегар дворов,
колокольный звон и колёсный скрип,
я – нектарный флёр златоглавых лип.
Есть в этом стихотворении и ряд смелых, в хорошем смысле, умозаключений, они касаются отношения к имени.
Ты привык по имени... Ну и что ж!
Отними у памяти, уничтожь…
 Еще я мог бы сказать, что это – сугубо женское стихотворение, если бы не хладнокровие его героини.
Я – вьюнок, примятый твоей ногой,
и трава, и корни, и перегной,
серый мох, крадущий тепло камней...
И это заставляет меня задуматься о провокации, в хорошем смысле этого слова.
 
28. Анна Дэ "грачи"
http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407

потому ли, что память твоя – полынь,
разбазарена нежность из-под полы
за железной дорогой, за камышами -
ни за грош, за серебряное кольцо.
покрывается трещинами лицо.
оловянный солдатик,
стеклянный шарик

и не жалко ни сердца, ни живота,
и больница разинула ворота,
и приносятся люди, как будто в клюве,
в известковый осыпавшийся уют,
в медицину – медовую, цинковую.
пожуёт - и проглотит,
дай боже – сплюнет

потому ли, что время не одолеть,
первоклассники в парке искали медь,
по слогам выговаривали гербарий.
таял саван, в тетради звенел ручей.
где грачи, да не надо уже грачей,
все бригады на фронте и на пожаре.

медсестрица алёнушка, там, в огне,
все становится явственней и нужней.
кто летает в окне, погляди, алёнка.
там соседки летают – чирик и кар,
в чем родились – без трубок и без лекарств,
в только что оперившихся рубашонках.
-------------------
Стихотворение начинается с череды загадок. Почему память, как полынь? Потому что воспоминания горчат, или потому что она растет где ни попадя? Почему нежность разбазарена из-под полы? Потому что это что-то неприличное, или потому что иначе ее не достанешь? Дальше ясности не добавляется, лишь по некоторым приметам понимаешь, что в основном это - обстоятельства места. Определенная ясность приходит, когда возникает силуэт больницы, но тогда родится вопрос, почему нежность, а не жалость, коль скоро речь идет о страдающих людях? Может возникнуть еще один вопрос. Почему я выбрал это стихотворение? Ответ - перед глазами. Потому что автор идёт не путём логических связей, а напротив, связей ассоциативных, и это мне мило. Не удержусь, выражу недоумение. Слово "разинуть" крепко-накрепко связано с идиомой "слушать разинув рот". Замены проблематичны. Можно рот заменить на пасть, но на ворота - едва ли, ведь разинуть и распахнуть - не одно и то же.

33. Алла Арцис "По ту сторону окна"
http://www.stihi.ru/2018/03/28/4374

Она выросла и живет далеко,
Стала настоящей фройляйн.
Переписываемся онлайн –
В рифму – легко.
Для скорости вместо слов
Пишу названия нот,
Например, вот:
«Ты уже до
Или еще на ре?»
(репетиция имеется ввиду)
Она мне: «Иду
Домой.
Ре-бемоль.
Я – в ответ:
«Будет и до-диез,
Дом – дверь – подъезд.
Лифт осиля,
Доберешься до си ля».
А она мне
На той же волне:
«Ми ми ми не забудь!»
Ну, ми-ми-ми – это так,
Вроде условный знак,
Типа «Будь,
Все хор!»

Фа-диез соль-диез ля –
Мелодический ля-минор
Подключается хор –
Звезды, луна, земля,
Весь млечный путь:
«Ми ми ми, не забудь!»

Колыбельная 
Четыре октавы арпеджио,
Гармония запредельная –
Режь ее
На секунды, малые терции –
Квинтэссенция
Вселенского хорала,
Звезды шалые,
Зодиака зверь –
Музыка сфер…

Но с одиннадцати до семи 
Только ми ми ми
И пауза тринадцать минут,
А там ждут –
По ту сторону окна
Ти ши на.
-------------------
Перед нами своеобразное сольфеджио, где названия нот соответствует не звукам разной высоты, а словам различного значения. Другими словами, это - эксперимент, а я падок на вербальные эксперименты. Конечно, не все параллели формально оправданы, так доминирующий тут принцип звукоподражания далеко не везде очевиден, что рождает ощущение искусственности и нарочитости. И еще, не вполне оправдан мотив такой подстановки. Так обоснование, данное автором, "для скорости", не кажется мне особенно убедительным. Думаю, закономернее выглядело бы такое обоснование.
Она выросла и живет далеко,
Стала настоящей фройляйн.
Переписываемся онлайн –
Потому что она забыла родной язык, вместо слов
Пишу названия нот...

42. Александр Быстров 4 "Собираю"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279

Собираю из кусков,
Дней, мелькающих так скоро,
Пустяковых разговоров
И невысказанных слов,
Из намерений благих,
Из надежд, ушедших с ними,
Из потерь невосполнимых
И находок дорогих.

Собираю наугад,
По сомнениям и вере,
По простой и ясной мере,
Данной много лет назад,
По словам и по делам,
По мальчишеским приметам,
По библейскому завету
С материнским пополам.

Собираю, как избу
По сосновым звонким брёвнам,
Как по линиям неровным -
Предречённую судьбу.

Подгоняю и крою,
Как одёжку из мгновений,
Как из строк стихотворенье,
Собираю жизнь свою…
-------------------
Известно, что к жизни можно относиться всяко. Можно ее узнавать, принимать и приветствовать. Можно, напротив, жаждать иного. Счастлив, кто падает вниз головой: Мир для него хоть на миг - а иной. (Ходасевич). Можно страшиться этого. Малютка-жизнь, дыши, Возьми мои последние гроши, Не отпускай меня вниз головою В пространство мировое, шаровое! (Тарковский). Можно к жизни относиться, как к тяготе, как к восхождению, наконец, как к подвигу. Прочтя это стихотворение, я понял, к жизни можно относиться, как к собирательству. Почему я его выбрал? Потому что ни мне, и похоже, никому другому раньше это в голову не приходило.

43. Ульяна Валерьевна "Детективная история"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/2871

Здравствуйте, я - Ева, живу на Пресне. Со мной - кот и дракон. Они любят мёд с молоком, я - двойной эспрессо. Когда я остаюсь дома, находит такая лень, что хожу голой целый день, пью кофе, по телу - истома. Можно сесть на пол, сутулясь, одежду оставив на стуле, прислушиваясь к сытому урчанию.
Но по совпадению /совершенно случайному/
тадам!
Приходит Адам,
приносит "Агдам"
и на закуску "Маасдам".
Говорит:-"Прикройся, Петрова! Расселась коровой, всегда и везде говоришь о еде, придумываешь животных,а настоящее -  вон тут. Смотри сюда, и сюда, вот сюда! - кроссы родной "adidas" изгадил блохастый..."
Да. Господин судья,
Убила Адама я.
В портвейн добавила яд.
Кот убежал, а змея и не было, говорят.
-------------------
Перед нами вольное, с феминистским уклоном, переложение библейской истории. Почему я его выбрал в топ? Потому что, и на мой вкус брюзгливый мужчина значительно хуже придирчивой женщины. Что еще? Не очень понятно, как дракон превратился в змея? И это - вопрос отнюдь не праздный. Дело в том, что дракон ассоциируется с огнём,  а змей - с ядом. И правда, откуда взялось бы снадобье для Адама, если бы вместо змея в Эдеме находился дракон?

44. Даша Якутия "В белом"
http://www.stihi.ru/2017/01/14/8685

Этот мир – словно шар из цветного стекла и стали,
утонувший в холодной сияющей белизне...

Жизнь и смерть – части пазла,
как их ни меняй местами.
В тот безоблачный день,
в который меня не станет –
смотри на снег.

Представляй себя в белом...
ведь нет никакой потери.
Я и не был твоим. Извечный обман зимы.
Иллюзорности "нас" до конца оставался верен,
но предчувствовал миг, когда распахнутся двери
земной тюрьмы.

И теперь всё другое,
и время идёт на убыль.
Угасающий свет... молчаливая скорбь икон.

Жизнь сплетает венок, наполняет нектаром кубок...
Вечно юная смерть, улыбаясь, целует в губы...

И так легко –

отпускать твою руку,
чуть слышно шепнув "До встречи",
отделять свою суть от ненужной плаценты слов.

Я иду вдоль реки... и струится июльский вечер.
Слышу песню воды... на нездешнем слепом наречьи.

И мне – светло...
-------------------
Я не открою Америки, если скажу, что это стихотворение о белом цвете и смерти. Что ж белое соответствует физической смерти в культуре многих народов, и это тоже не секрет. Мне показалось любопытной другая не вполне очевидная аллюзия.
... И теперь мне снится Под яблонями белая больница, И белая под горлом простыня, И белый доктор смотрит на меня, И белая в ногах стоит сестрица, И крыльями поводит,  И остались... (А. Тарковский). И теперь вопрос. С этим стихотворением я познакомился более сорока лет назад. Что было бы, если бы тогда я прочёл не Тарковского, а "В белом", и напротив, с Тарковским познакомился лишь сейчас, вспомнил бы я о "В белом"? Возможно, не исключено, ведь и в нём  что-то есть, что-то живое.

47. Анна Красницкая "2018.Аполлония"
http://www.stihi.ru/2018/02/23/874

Аполлония варит варенье из ковыля
приходила соседка и просила просила просила
принесла придорожной травы извиняй мол
больше нет ничего пять оболтусов по лавкам
и шестой в остерии последние заплаты протирает

Аполлония варит варенье из камней
Пьетро опустошил заначку из бабкиного сундука
и гуляет на последние сольдо купил забористой граппы
вылакал в одно рыло двухлитровую бутыль
только не плакать варенье испортится
слезы удел аристократочек

Аполлония варит варенье из васильков
Ей ходить за коровой ходить за лежачей свекровью
а старая то вот брюзга дребезжит и дребезжит
и ничего не объяснишь ей болезной

Аполлония варит варенье из хлебных корочек
надо бы дочке послать чем питается то в городах своих
ишь чего вздумала учиться ей забздилось
не женское это дело буквы разбирать

Аполлония варит варенье из крапивы
сахара ни крошечки и банка из под меда пустая
Аполлония смотрит на закат и думает
Завтра будет новый день все как у всех по кругу
Соседка хвалилась пустым животом
Говорила что ела мясное рагу

Аполлония завтра будет варить варенье
что принесут из того и сварит
а получится пальцы оближешь
даже варенье из гвоздей удалось
хорошая она баба эта Аполлония
-------------------
Ну вот, пришел черед последнего текста моего топа, Аполлония.  Здесь я просто обязан заявить о существовании одноименного текста у Джанни Родари. Разумеется, автор стихотворения прекрасно знает об этом, ибо позаимствовал у Родари не только одноименную мастерицу варить варенье из чего угодно, но и оригинальную композицию итальянца, в чём может убедиться любой желающий. Что правда, интрига в первоисточнике другая, излюбленная интрига Родари,  где хлебнувший унизительных горестей от произвола разномастных сеньоров Помидоров, народ берет над ними верх. У нашего автора классовой борьбой даже не пахнет. Более того, у него и интриги нет. Действие у него разворачивается рекуррентно. Вот, почему финальный возглас хорошая она баба эта Аполлония смотрится искусственным. Это неизбежное следствие рекуррентности. Так кульминация у Родари начинается с мухи, которую обнаруживает в варении решивший полакомиться король. У нашего же автора, если бы кто-то нашел муху в варении, то убедился, что А. сварила варенье из мух. И все-таки я выбрал этот стих в топ. Почему? Потому что, несмотря на рекуррентность, исключающую как бы не только фабулу, но и пробуждаемые в людях добрые чувства, автор, возможно невольно прихватил у Родари его фирменный гуманизм с легким марксистским душком,  и это меня тронуло.
Аполлония варит варенье из камней
Пьетро опустошил заначку из бабкиного сундука
и гуляет на последние сольдо купил забористой граппы
вылакал в одно рыло двухлитровую бутыль
только не плакать варенье испортится
слезы удел аристократочек

-------------------
Итак, в ШОРТ-ЛИСТ Феликса Гойхмана вошли:

5. Светлана Салахова "Вернуться"
http://www.stihi.ru/2018/02/28/4428

13. Ольга Флярковская "Стихи без повода"
http://www.stihi.ru/2016/08/09/3829

15. Александр Спарбер "Этот лепет травы"
http://www.stihi.ru/2017/10/19/4085

24. Светлана Ник Пешкова "Надо мной - земля"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/5153

28. Анна Дэ "грачи"
http://www.stihi.ru/2018/01/04/6407

33. Алла Арцис "По ту сторону окна"
http://www.stihi.ru/2018/03/28/4374

42. Александр Быстров 4 "Собираю"
http://www.stihi.ru/2018/03/07/279

43. Ульяна Валерьевна "Детективная история"
http://www.stihi.ru/2018/01/23/2871

44. Даша Якутия "В белом"
http://www.stihi.ru/2017/01/14/8685