Март. БЛК. Лонг-лист. часть три

Доктор Но
АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН «Сосед»
http://www.stihi.ru/2016/11/01/6241 номинатор Ильдар Харисов
Поиск собственного предназначения , рефлексия отношений человека, человечества и себя любимого с Богом - десятки раз транслировались поэтическими гениями, сотни раз талантами, тысячи раз профессионалами и миллионы раз - бездарностями.
Чем этот текст так выделяется на фоне предшественников? Чем, по задумке номинатора,  должен блистать в лонге? Какие-такие откровения несет читателю, утомленному нарзаном и причастием? Боюсь показаться ретроградом, но даже зацикленные в своей стилистике поэтические направления - только тогда являются направлениями,в полном смысле этого слова, когда двигаются  по новому пути, а не топчутся на месте, косметически усложнив тропы. Только в этом случае, читателю захочется посвятить стихотворению хоть какое-то серьезное время и душевные усилия.


АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ «Айболит» 
http://www.stihi.ru/2019/02/19/2667 номинатор Марина Намис
Скрепя сердце - пришлось прочитать десяток стихотворений автора: иначе - невозможно адекватно оценить этот текст. Что сказать? Похоже, что слово "дискотека" - является самым востребованным в лексике поэта.
Если же говорить о месте произведения в мире эклектики, то, в данном случае, становится совершенно ясным понимание эклектики древнегреческими философами, как морального  упадка и интеллектуального бессилия.
Автор, в меру таланта, показывает современнику, читателю  - зеркало. Предлагая убедиться, насколько духовно обнищало общество человеков, если даже: "Тяжелой шторой защитив глаза, вздыхает дом", лишь бы не видеть, как гуманист "Айболит" - превращается в ремесленника "айболита" (с маленькой буквы). А любовь к ближнему и желание уберечь его от смерти - в пошлую коллекцию фоток "на память"  в инстаграмме.
Что касается технической беспомощности и языковых проблем текста - каждый волен решать, что ему важнее: грамотность или смысловая выразительность. 
Лично Доктор - за гармонию во всем, и текст не привел меня в восторг. Но нельзя не признать -  лицом макают читателя " в эти ваши фейсбуки" знатно.
Чтобы  убедиться, достаточно прочитать другое стихотворение автора, которое начинается строками:
"В городке слепом, опасном, 
человек живёт любя. 
По квартире ходит в красном, 
терпит самого себя. 
Сквозь смартфон сияют дали, 
небоскребы, жемчуга - 
ну а здесь ларьки из стали, 
дискотекою пурга. 

Так построена темница..."

АГЛАЯ ПАЮШИНА «Кошка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/4986 номинатор Марина Намис

Всё понимает. Спешит вразвалочку              А когда чуть плелась обратно          
Прямо к реке, где разлив луны...              Слизывая пот с боков,
Там со вчера завелись русалочки               Показался ей месяц над хатой
И полосатые нептуны.                          Одним из ее щенков.

Если кто не узнал, справа - Есенин. Можно долго спорить, повторяется ли история в виде фарса, но дискутировать о том, что "поколение фейсбука" семимильными шагами движется в сторону упрощения, удешевления чувств, слов и поступков - представляется излишним.   Мимишная стилистика, вызывающая невзаправдашние слезы, мелкий психологизм, не наносящий  серьезных ран. Поэзия-лайт для детей и блондинок, когда главное - казаться, а не быть. Ну, что ж - кажется, стихотворение.



УЛЗЫТУЕВ АМАРСАНА «Похороны Эдди»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477 номинатор Диана Рыжакова
Знатная иконография самого себя, представленная на авторской странице, по значительности может быть сопоставима лишь со званием "потомственный поэт".
Что же касается стихотворения, то из национального колорита Доктор смог разглядеть "ничего". Все затмило господство символов западной цивилизации:  "гроб, рыба, музыка сфер, псалмы, черноокая вдова". И российской: "пьянка".
Странное строение предложений - частенько мешает восприятию.  И на поверхности остается только философский экзистенциальный страх смерти, предлагаемый текстом к рефлексии. Вот тут уже можно говорить, что с этим увлекательным занятием произведение более-менее справилось, традиционными, впрочем, средствами, (и довольно прямолинейно,) не чуждыми ни западной культуре, ни африканской с ее вуду. 
Что в итоге? А в итоге - космополитизм чистой воды. О вкусах воды не спорят. Помнится, еще на заре капитализма  Алан Чумак пытался заряжать эту субстанцию и небезуспешно впаривал сие согражданам.


ФАТИМА ПАНФИЛОВА «Билась»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/964 номинатор Диана Рыжакова
Редчайший случай! Доктор согласен считать этот верлибр стихами!  Произведение удачно сочетает два прямых плана восприятия: бессильный мотыльковый и бессильный человеческий. И тот и другой - совершают множество бессмысленных телодвижений в поисках лучшей доли. И тот и другой - ничто по сравнению не только с глубиной Вечности, но даже по сравнению со сроком жизни света ближайшей звезды их привлекающей. Все метания - пустое, даже если сравнить с элементарными ценностями цивилизации, предназначенными для выживания вида: мотыги, серпы, грабельки. Но и эти орудия, и живые существа: человек и мотылек - все будет принесено в жертву земле, во имя рождения новой жизни... и так по кругу.  
Стихотворению, на мой взгляд, удалось создать несколько слоев поэтичности и уберечься при этом от обезличивания, благодаря множеству нюансов выстроенной мизансцены, что, безусловно, является определенной творческой удачей.


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403 номитатор "Термитник поэзии"
Скучная "игра в смерть", а точнее - игрушечная поэтическая забава с игрушечной, поэтической "смертью". Те же инструменты, те же образы, та же патетика - дубль двести двадцать третий. Или десять тысяч двадцать третий?  Не суть.
Выполнено вполне мастеровито, с прилежным фиксированием окончания. Аминь.  
Со стопроцентной гарантией можно предположить, что такой штамп не прошел бы отбор редакторов резидентского тура, что говорит о некоей слабости номинатора. Или человеческой, или поэтической.

С уважением, Доктор.