Леонид Фокин. Экспертный обзор. Март-2019

Большой Литературный Клуб
Проще всего было бы выполнить критический обзор, воспользовавшись формулой Колриджа: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке», оправдать свой субъективный взгляд на представленные в лонг-листе произведения, сославшись на статью Юрия Борева «Общение с искусством как сокровенный личностный процесс», но в то же самое время, упрямо навязывает своё Валери: «критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, – тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован».

На мой взгляд в этом и заключена одна из главных проблем любого литературного обзора наших дней, а именно – отсутствие того читателя, свидетелем коего мог бы быть критик, чье взволнованное состояние он мог бы использовать как некий условный критерий в оценке того или иного произведения. И получается: что всяк здесь пишущий – двуликий янус, бог входов и выходов, дверей в комнатушки, обставленные творческими личностями по своему разумению и вкусу.

Может ли психология творчества и художественное мастерство, выражающееся в способности со-творенного к собственному бытию формировать пострецепционную активность читателя? Не знаю.  Здесь и сейчас я буду говорить не с авторами, а с их текстами.


РЕГИНА СОБОЛЕВА *** ("В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей...")
http://www.stihi.ru/2019/03/06/993 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

В этом, наверное, вся проблема – в отсутствии якорей.
Нет ничего дорогого достойного... верно, нет и людей.

Первые строки стихотворения очень неплохо задают ритм и настрой, желание слушать автора, углубляться с ним в смыслы, переживания...   И очень обидно за то, что уже с третьей строки чуть меняется мелодика и «Я» начинают закрывать от читателя не явные персонажи (подруга, брат, родители)… и почти вырвалось это «Я» из сложно-сочиненного круга, подарив еще один интересный фрагмент…

…не разобраться. Я одна
… хоть вой в ночи.
Ничего, никого. И свитер колючий. И дом молчит.
Книги читаю, телевизор смотрю, хожу, говорю слова.
Что еще надо, чтобы казалось, будто бы я жива?

…который напрочь стирается чуждыми капитаном и командой. Окончание подкачало совсем немного, слабой рифмой – ничего/грачом. Хотелось более точного попадания.

Но нет ничего за душой, а в душе лучше бы не было ничего.
Боль на поля прямо в снег слетает первым весенним грачом.


ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403 номитатор "Термитник поэзии"

...И вновь в осенней маешься тоске,
и мертвый лист летит, сорвавшись, мимо
напомнить – все висит на волоске,
все, что тобой так искренне любимо.

Любопытное стихотворение...  Если первая часть это нечто скроенное по старым лекалам, нет ничего что бы задевало, волновало, увлекало, по-осеннему скучный набор штампов, в который вдруг врезаются ветви вербы и осины, и только в этот момент начинаешь прозревать нечто скрытое и когда это прозрение уверенно подкрепляется следующими строчками, начинаешь думать, что был не прав и чего-то в первых строчках не увидел, не разглядел. Перечитываешь, ан нет, всё то же самое. И хочется вернуться только ко второй части.

Покуда ветры набирают прыть,
трепещешь, словно тонкая осина.
Как в чистом поле ветками укрыть
свой хрупкий космос – женщину и сына?
Таким нездешним холодом сквозит
так горек запах сырости и тленья,
что ныне вся душа твоя – транзит
от Бога до стихотворенья.


ФАТИМА ПАНФИЛОВА «Билась»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/964 номинатор Диана Рыжакова

билась лбом об источник света
думала это и есть счастье
панцирем покрыто
недостижимое

Люблю умный верлибр, люблю его разгадывать, люблю в нем циклические связи и связки, прорисованные опорные образы.  Попытка достойная. У меня как критика замечаний намного меньше, чем у меня как читателя.  Разговор в несколько строк здесь не получится.  Если дать определение несколькими словами: очень линейно с несколько размытыми краями и визуально-чувственно монотонно.  Мне этого было мало.


УЛЗЫТУЕВ АМАРСАНА «Похороны Эдди»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477 номинатор Диана Рыжакова

Гроб, ай да гроб смастерил брат твой Эрик, плотник великий,
Гром тамтамов, музыку сфер, вопль черноокой вдовы
Заслонила огромная рыбина с серебряной чешуей,
Заполонила хижину бедного рыбака.

Шаманят иногда авторы, поют над пойманной в ночи зимней ледяной рыбой, думая о эриках, эдди, (и возможно урсулах), любуясь языками огня. Магия музыки, мистика текста… Правильная нота, точное слово… Не хватило плотности, точнее так: есть смысловые нестыковки, которые раскалывают текст, делают его несколько рыхлым, например:

Баюкают в последний путь… того, кому вдова поет проснись?  (т.е. если баюкают значит не спит // если проснись, значит спит… то что герой мертв данное противоречие не оправдывает)
Или: «нежные речи» это речи голодных детей, которые просят есть?  Или это пьяные друзья, которые понарошку дерутся?..

Эдакое сказание интересно по форме подачи материала. Имеет смысл в этом направлении еще поработать.


АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН «Сосед»
http://www.stihi.ru/2016/11/01/6241 номинатор Ильдар Харисов

…и видишь, как убогая свирель зализывает словом твоим ранку.

Автор умеет работать со словом, автор – умный. Но стихотворение в самом начале и отдельных частях сложно-произносимо, неудобно для чтения. Возможно это сознательная провокация автора…

Размежеваться. // Что там, Боже мой, // сосед, // ты говорил // горящими волнами,
или
с твоим прощением, а что точней – с виной моей. Стыдом в дыхание раздувшись

…и если это для того, чтобы поднапрячь читающего, заставить его настроиться на сложный ритм, а значит проявить читательское усилие и подчиниться автору, то лично я согласен. Это, - характер. 

Но сочетание спозаранку/ранку в окончании стихотворения стерло уже вроде бы и сформировавшееся впечатление от прочитанного. И воскричалось у меня внутри: но почему ты не вышел очень рано и свирель не зализывает словом твои раны?


6. ЕВГЕНИЙ ВОЛЖАНСКИЙ «Мёртвые матросы не спят»
http://www.stihi.ru/2015/08/29/9684 номинатор Евгений Овсянников

Там, где ночь волнами шумит, как море,
и балкон – как поздней надежды мыс,
выходи на край сон-травы и смоли,
зажигай маяк и ищи свой смысл.

По своей сути стихотворение построено на некоем потоке сознания, авторские утверждения как будто плещутся в пограничном состоянии между сном и явью, не совсем понимая где они и что они. При выбранной теме, удивляет размытость визуального ряда обобщающими понятиями и игрой в слова. При профессиональном владении поэтическим ремеслом, при найденной (и можно сказать выверенной) цепочке интересных сравнений стихотворение на мой взгляд не состоялось.


7. ВАСЕЦКИЙ АНТОН * * * ("Только черный костюм...")
http://www.stihi.ru/2019/01/10/360 номинатор Евгений Овсянников

Только черный костюм.
Никакого другого костюма.
Прогуляться к мосту.
Замереть, к огражденьям чугунным
примагнитив больной позвонок
поясничный, как школьник,
что, последний звонок
ожидая, подпер подоконник.

Стихотворение с вкрадчивым звучанием, располагающее к себе более мелодией, нежели смыслом, мной так и осталось не понятым.

Только черный костюм.
Никакого другого костюма. включая сорочку.


8. КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ * * * ("Что остаётся?..")
http://www.stihi.ru/2019/03/13/6383 номитатор "Термитник поэзии"

* * *

Что остаётся? Выкрасть город
из кондуита фонарей…
Как звёздный полог с неба спорот —
лежит на пыльном алтаре,
И время за грудки хватает,
как рыбу, тащит из сетей,
И стены древнего Китая
ещё седее и древней.


Чем-то похоже на предыдущее стихотворение. Хороший ритм и безумный шляпник проходящий копертфильдом через великую китайскую стену прямиком на бульвар капуцинок, жонглируя при этом чашей, трубкой и ботинком, при этом давая понять о том, что ранний Пастернак не забыт.  Данная попытка поразить меня не поразила. Попытки кольнуть автора не было. Все та же проблема, у стихотворения нет адресата, есть поиск автора, который приводит внутрь его самого, в комнатушку, обставленную по своему вкусу.


9. АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ «Айболит»
http://www.stihi.ru/2019/02/19/2667 номинатор Марина Намис

Ветеринар встает, и тишина
вращается вокруг, как дискотека.
В окне дома и льды. Висит весна.
Магаз торгует всем для человека.

И третье к ряду, схожее по своей природе с двумя предыдущими. Изюминка как бы в стебе. Но если даже его принять и заставить себя улыбнуться эдакой пост совковой лимпопо, то не даст это сделать фальшивая нота в предпоследней строке утяжеленная в небрежности на два слога.

________________________________

Возможно здесь следует сделать небольшую паузу.  В первых текстах явна тенденция к авторской небрежности, т.е. при праве автора на публикацию (пусть даже на своей сетевой странице) он становится невнимательным к мелочам. Опубликовал, и ладно. Чуть позже поправлю. Именно мелочи, которые сознательно в большинстве своем опускаю, в итоге все более и более начинают управлять моим читательским мнением.  Каждый автор безусловно творчески одаренная личность. Обладает своим почерком, манерой письма, способностью вокруг себя сформировать свой читательский круг. Но то, что может простить этот читательский круг своему автору, не простит случайный читатель.

Что попытался решить в данной части своего обзора (наглядно продемонстрировать) – сделать читающего свидетелем критика. 

И если вам скучно читать критические посылы, то это всего лишь отражение в его кривых зеркалах представленных текстов. Продолжение обзора в том же направлении,  практически ничего нового не даст.

Лучше, чуть подробнее остановлюсь на стихотворениях, которые считаю достойными быть победителями мартовского отборочного тура.

________________________________

ШОРТ-ЛИСТ

1. АГЛАЯ ПАЮШИНА «Кошка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/4986  номинатор Марина Намис

Вечер. Избу до соринки вымели,
Ходики каждым шажком кряхтят.
Кошка, с тяжёлым молочным выменем,
Ищет, мяуча, своих котят.

Всё понимает. Спешит вразвалочку
Прямо к реке, где разлив луны...
Там со вчера завелись русалочки
И полосатые нептуны.


Ничего выдуманного, никакой игры и заигрывания с читателем, просто и сложно одновременно, легкая визуализация образов и состояний. И я в том вечере могу приласкать кошку с тяжелым молочным выменем и быть одновременно тем, кто сотворил в речном разливе луны русалочек и полосатых нептунов. Автор сумел перенести меня в мир чистой избы и старых ходиков и сделать не свидетелем, а участником развернутого в восьми строчках действа. Очень тонко, нежно и грустно. Спасибо автору. 


2. АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ «Казнь Ивана Ворёнка»
http://www.stihi.ru/2019/02/25/7191  отборочный тур для резидентов БЛК

Зайцем прыгало детское сердце:
Было слышно, как ставят помост.
Помни, Русь, и об этом младенце,
Кому жить три зимы довелось.

Как спустились в подземные ясли,
Кто-то в красном, большой, как пожар,
Вытер снегом гниющие язвы
И к груди, словно сына, прижал.

И в овчинный тулуп, как в пеленку,
Завернул. Вдруг спросило дитя
(Будто речь подарили ягненку):
 – А куда вы несете меня?

– Спать, родимый, на белой перине,
Вдоль Ордынки уж собран народ,
То-то радости маме – Марине:
Новый царь по столице идет!

И пусть мама далёко-далёко,
В крепкой башне над тихой Окой –
Разглядит материнское око,
Как столетья плывут над тобой.

На веревочных крыльях мочальных,
Над Москвою поднимем тебя…
Так и смотрят два лика печальных:
Мать – из башни, из петли – дитя.

Есть ли счастье, безмолвное царство?
Чтоб не ржавели скрепы твои,
Пьёшь без устали это лекарство,
Эту смесь – «Молоко на крови».

Трудно рассказать историю стихами. Удачных аналогичных текстов очень мало. Тем ценнее данная живая-лента-ручеек о смерти юного Ивана.  Удачны и метафорические вкрапления, они не выделяются на фоне повествовательной речи, а служат дополнением. Возможно именно кажущаяся простота стихотворения, чистое изложение события, удачно расставленные смысловые акценты и создают живую ткань этого стихотворения.


3. АНДРЕЙ ПШЕНКО «Я вчера узнал»
http://www.stihi.ru/2014/08/05/2130  номинатор Наташа Дубрау

Я вчера узнал, что смерти нет
От попа в нелепом облаченье,
Там, где купол местного значенья
Отвечает утром за рассвет

Я узнал вчера, что нет её...
Обнимался с Ангелом Печали

Ангелы смеялись и прощали
Дерзкое неверие моё

*****
Помню только белизну снегов
Помню – было холодно в купели
Помню как венчали и  отпели

А потом не помню...
Ничего...


В это «потом не помню» запеленаты и поп в нелепом облаченье, и купол, отвечающий утром за рассвет, и дерзкое неверие, и знание, в которое нет веры. Странное мгновение жизни в узнавании неузнаваемого.


4. ПАФФ ПИФФ (НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ) «Мальчик и Бог»
http://www.stihi.ru/2019/03/07/3188 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

За тёмного леса порогом
Стояли – к напастям спиной –
Малыш, поцелованный Богом,
И Бог, окрылённый весной.

И мальчик, печали итожа,
Расспрашивал Бога: "Скажи –
Когда ты был маленьким – тоже
Не верил в зефирную жизнь?"

И Бог отвечал: "Всё так близко –
Когда я был маленьким, то
Казались прогорклой ириска
И куцым безбожно пальто.

Жизнь – это и раны, и рамки"...
Но после, качнув облака,
Добавил, поправив панамку:
"Не думай об этом пока"...

Диалоги с Богом в стихотворениях. Почему-то сразу вспомнился Мандельштам: «И Батюшкова мне противна спесь:// «который час?» - Его спросили здесь, // А он ответил любопытным: «вечность».  И ещё: «Я познал тебя прежде, нежели Я образовал тебя во чреве...» (Иеремия 1:4-5)… И в итоге: «Ты не был ошибкой...» (Псалом 138:15-16).  Приземление диалога к бытовым понятиям придает ему некую реалистичность. И именно реальность не реального сыграла решающую роль в моем выборе. На чем споткнулся – на зефирной жизни (о других мелочах говорить не интересно). 


5. ЕКАТЕРИНА КАМАЕВА «Покой и тишь»
http://www.stihi.ru/2015/01/19/10412  отборочный тур

         Бегут по небу солнечные стрелки, стекая в гладь заснеженной реки. Поглядывают в прорубь рыбаки. Покой и тишь. А клёв сегодня мелкий. Морозный ветер шаркает пятою об их носы и жилки красных щёк. Но вот, гляди! Приличный окунёк висит, обманут бронзовой блесною.
         Зима – как дева о полста годах. То весела, то чопорно-сурова. Разденет догола и шьёт обновы,
затеривая нить в седых шелках.
         Пойду-ка загляну в её сундук. Меж саванов и платьев подвенечных найду свой старый маленький скворечник.
Внутри него – осока и овсюг. И стану ждать, когда наступит март, взорвутся льды и обнажатся пашни,
пробудится весна в высокой башне и выкупит снесённое в ломбард.
         Бурлит незамерзающий ручей, неся реке холодное дыханье. Ложится дымка выбеленной тканью на мощи прибережных камышей. А солнце добавляет белизны. Скворечник пахнет плесенью и пухом. В сухой траве два пёрышка и муха.
И маленькие куколки весны.

Красивая картинка. Внутри нее мне себя легко и представить, и почувствовать. Раствориться в мире слова и самому стать этим миром.  Этот мир не напрягает, а расслабляет, снимая усталость завершающейся недели, страхи и неудовлетворенность. Дрожащий на леске окунек и дрожащие от ветра осока и овсюг. Мне этого достаточно, без лишних наворотов и изворотов.
) но опять же, мелочи, мелочи, мелочи…  Зачем оставлять растяжку, уж коль все одно система рифмовки меняется, не укротить окончания строк: Морозный ветер шаркает пятой // об их носы и жилки красных щёк. // Но вот, гляди! Приличный окунёк // висит, обманут бронзовой блесной.


6. ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403  номитатор "Термитник поэзии"

...И вновь в осенней маешься тоске,
и мертвый лист летит, сорвавшись, мимо
напомнить - все висит на волоске,
все, что тобой так искренне любимо.
Тебе, тебе который мог посметь
счастливым быть, о прошлом не жалея,
в конверте желтом шлет открытку смерть.
Октябрь, куда ведут твои аллеи?
Покуда ветры набирают прыть,
трепещешь, словно тонкая осина.
Как в чистом поле ветками укрыть
свой хрупкий космос - женщину и сына?
Таким нездешним холодом сквозит
так горек запах сырости и тленья,
что ныне вся душа твоя - транзит
от Бога до стихотворенья.

Об этом стихотворении я уже говорил. Но вторая его часть все одно перевешивает и убеждает меня включить его в число лидеров. 

____________________________________________

И в заключение: У современных авторов должна быть вечная неудовлетворенность собой, это единственный способ творческого роста.  Если не принимаете в качестве критика человека со стороны, вырастите критиков в себе самих.

На БЛК люблю заглядывать. Т.к. считаю, что с авторами надо работать и работать (здесь это есть).