Герои поэмы без героя - птицы Козлоногой

Михаил Просперо
http://www.stihi.ru/2019/06/06/6372 заметка 9


О. танцевала «La dance russe revee par Debussy», как сказал о ней в 1913 К.Вл., потом какой-то танец в шубке, с большой муфтой, как на картине С.Судейкина в «Русском Музее» в костюме Путаницы, руководила трагической кадрилью («вижу танец придворных костей»), безумствовала «Козлоногой», «Коломбиной 10-х годов» и, конечно, со своими вечными партнерами демоническим Арлекином и дежурным Пьеро (мнимое благополучие).
Потом сбросила все и оказалась Психеей с нелетными крылышками и в густом теплом желтом сиянии [Победа жизни].
(Ахматова, пометки в "Поэме без героя")

*
Победа жизни с нелётными крылышками? Точкой помечена судьба третьего угла любовного треугольника Анна-Артур-Ольга?

На треть умереть,  на две трети стать матерью белых птиц
И в утреннем рыжем Париже глотать трагический кофе.
Убить нельзя постареть. Опять это снится
Комическая кадриль бесстыжих на Русской Голгофе.

Метели затеяли бал ещё затемно,  бал с кучерами,
Колумб ни к чему Коломбине, на Острова есть извозчик.
Убить нельзя постареть. Разве можно такое даме?
Какая жуткая гиль, какой неразборчивый почерк.

Упала бомба, убила всех белых птиц.
Парижу теперь на метель Петербуржскую не быть похожим.
Убить нельзя постареть. Опять это снится
«Чин-чин!» - так стучат копытца, Господи-Боже…

Упала бомба. И как же, зачем же жить дальше?
Как долго птичьи пёрышки на облаках висят.
Убить нельзя постареть. Драгун был умнейший мальчик.
Он ждёт меня. Примет ли? Мне уж под 60...

Пожалуй, эти мои краткие пометки требуют пояснения, насколько это возможно не особо тревожа то, что имеет отношение не столь к литературе, сколь просто к отношениям. Они жили трио, Ахматова — Глебова-Судейкина — Лурье, филолог Александр Жолковский (имеющий репутацию ниспровергателя Ахматовой) полагает, что мужчина не был главным в этом любовном тройственном союзе, что, в общем-то и подтверждено развитием событий. Тогда это было не то что модно, много более того - это была революционная религиозная идея. А именно - в основе общества будущего должна быть новая ячейка семейных отношений, триумвират «тройственного устройства мира» — так называемого Царства Третьего Завета, которое должно вскоре прийти на смену христианству. В общем, как в народе говорят "Бог любит троицу", мы это принимаем, но в приближенном к Парижу смысле. И мы здесь ни в коем случае никого не ниспровергаем, прошло это всё вместе со свободой на изломе века, и Слава Богу.

Сей тройственный союз никак не обозначен в "Поэме без героя", да и распался он легко и самопроизвольно с отъездом Артура из Советской России, подруги остались вместе, однако за ним уехала лишь Ольга, а Анна вполне разумно расценила, что там мы никому не нужны. Так известно из жизни, вот и Сергей Есенин в Париже был мужем Айседоры, что его не обрадовало. Но Ольга решилась, однако Париж без мужских денег для женщины игрушка не по карману. Подробности её выживания не имеют значения в цепочке нашего повествования, но меня поразил финальный аккорд её жизни. В Париже бывшая Коломбина была известна под прозвищем «La Dame aux oiseaux» — «Дама с птицами»: в тесных, съемных комнатах она содержала множество пернатых существ, — «от парижского воробья до самых экзотических видов», чувствуя мистическое, символическое родство с подопечными, которые «танцевали и пели, как она сама». И когда в 1944-м бомба попала в её квартирку, все птицы погибли, их она ведь не могла забирать с собой в бомбоубежище. И смерть этих птичек просто не пережила.

Может быть это было просто возрастное? В молодости она не принимала близко к сердцу смерть даже очень близкого человека. Когда после похорон Блока в 1921-м году Ольга и Анна искали могилку похороненного неподалеку Всеволода Князева, они так её и не нашли. То есть - не очень переживали и после похорон Драгуна ни разу не посетили место упокоения. Может быть с возрастом приходит понимание значимости, даже знаковости потери? Очень выпукло показаны Драгун и Арлекин в "Поэме без героя", при этом Арлекин (Михаил Кузмин) упоминается Ахматовой как убийца. Как утверждают источники, Судейкина отбила двадцатилетнего Князева у искушенного Кузмина, и исключительно за то, что сам Кузмин своим сожительством с художником Судейкиным расстроил её счастливый брак.

Князев же воспринял эту игру очень серьёзно, "дежурный Пьеро" влюбился по-настоящему безумно и написал великолепные строки о своей страсти:

Я целовал «врата Дамаска»,
Врата с щитом, увитым в мех,
И пусть теперь надета маска
На мне, счастливейшем из всех!

И застрелился Драгун вскоре после публикации обессмертивших его имя строк, в марте 1913 года, в возрасте 22 лет. На похоронах его мать сказала Ольге, что "за его смерть ответят виновные", но боль материнского сердца не есть факт для включения в обвинительный акт. Впрочем, мы с вами как-то уже незаметно вышли из "Тени" и входим в другую интермедию - "Два моста":
*
Арапчата приготовляют просцениум. Цветы — Коломбине. (Хор страшный в капюшонах, в масках, с зелеными свечами в руках, как при Auto dа fe.). На просцениум выходит первая Коломбина в виде Козлоногой.
 Голос за сценой поет. II Драгун. III Ковчег.
Хор за сценой:

И с ухватками византийца
С ними там Арлекин-убийца
А по-здешнему — мэтр и друг...
Он глядит как будто с картины,
А под пальцами клавесины,
И безмерный уют вокруг.

Все трое танцуют. Остальные встают, пытаясь выразить восхищение. Кажется, что над ними кружатся черные птицы и они отделены от мира траурными вуалями.

Автор показывает на них:

Ту полночную Гофманиану
Разглашать я по свету не стану
И других бы просила... (Шуршание. Сплетни)
*
Да, пожалуй лучше сделать небольшой антракт в нашей репетиции, пусть публика пошуршит, пусть сплетни плетут венки славы. Отметим здесь только несколько забавное прочтение современниками темы Врат Дамаска на телеканале "Дождь", в передачу 01 октября 2015 «Наш путь в Дамаск!», Сирия в стихах великих русских поэтов, включено и выше цитируемое стихотворение Князева. Ну уж не знаю, как это стыкуется в политическом смысле...


http://www.stihi.ru/2019/06/11/732 заметка 11