Обзор осеннего лонга от Елены Рышковой

Литературный Фестиваль Рунета
Впечатления

Очень трудно выбирать что-то из прекрасного ряда произведений. И это - первое моё впечатление от Лонг-листа конкурса*.
Тут уже не о технике стихосложения говорить приходится, а о внутренних предпочтениях и настроениях самого Читателя, то есть меня)).
А это, согласитесь, далеко не всегда является аргументом для других Читателей, а особо критиков.
Поэтому я должна кое-что объяснить в своём понимании хорошей поэзии.
Меня прекрасный стих должен удивить неожиданным взглядом на мир. Несомненно, при выполнении всех остальных технических условий, как-то рифма, ритм, ets.
Он должен обладать не только лишь замечательными рифмами или метафорами, а именно удивительным и непохожим на другие взглядом на вселенную.
Будь то вселенная материальных или нематериальных вещей.
Т.е. души.
Лучше, если эти две совпадают и пейзажный стих оказывается пейзажем души автора.
Поэтому мой короткий лист конкурса – это стихи, которые меня удивили.
Все остальные произведения Лонг-листа по моему скромному мнению - замечательно техничны, мелодичны, порой даже однообразно-техничны до такой степени, что одно стихотворение представляется продолжением предыдущего, но увы, они для меня неожиданности не содержали. Не удивили.
Поэтому, далее будет лично мой Шорт-лист с кратким впечатлением по содержанию.

2. Дмитрий Близнюк баллада о выстреле
http://www.stihi.ru/2018/01/28/7172

полет пули за секунду до пробуждения.
прожигает пространство раскаленным прутом.
вот скорчится рожица свинца
в момент деформации.
единственная цель, мечта - зарыться в плоть.
вишневой косточкой - во внутренности оленя.
летящая пуля - ей нечего сказать. нет времени.
так смерть делает себе маникюр -
пилочкой подправляет абрис ноготка;
так разум на миг торжествует над всем живым и сущим,
так Слово пожирает самое себя,
отрывается от звука и смысла,
точно почка от почечной ножки.

а пуля знай себе
пульсирует в горячем воздухе,
в собственном маслянистом соку.
прошивает золотые подсолнухи маленький демон Ака,
летит навстречу мужику - слепой питбуль -
по серому запаху страха,
один недомиг - и мгновенно сгорают миры,
несутся в пропасть сани с новогодними оленями,
коллекция марок сына, ошарашенные Дарвин, Иисус,
школьные дни, казенная скука ковчега,
первая любовь и серебряное колечко
на 8 Марта для нее...
сотни далеких предков гаснут, как искры костра.
вселенная испускает кошмарный концентрический крик - 
черный космический кит в звездных язвах.
но - слишком короткий, чтобы вместить в себя
человека,
быстро осевшего мужика в подсолнуховом поле.
еще одна живая башня с призраками
высотою в тысячи лет
рухнула, как столбик пепла с сигареты.
а палец, нажавший курок,
отбрасывается, будто хвост ящерицей.
чернеет в траве, гниет,
и к вечеру прилетает темный ангел
с мелкими зубами во всё лицо - словно острая терка,
пожирает черный комок.
сверкает паутинка в росе -
ниточка слюны - ожерелье.

а где-то она, с колечком, не ведает беды,
незримо наливается вдовством, как томным ядом,
целует пальчики младенцу на пухлых кулачках,
бледно-розовые венчики, семена -
этого кормили,
этого любили...
этого жалели…
ах…

=====

Потрясающее впечатление полноты картины мира.
Картина настолько полна, что выходит далеко за рамки действия.
И это ошарашило меня, как Читателя.
Множество поэтических находок, открывающих вид на событие с помощью философской форточки.
В неё хочется заглянуть вторично и крикнуть – «Какой-такой век у вас там? Безразлично! Верно по умолчанию!»


3. Настя Каменская Стансы
http://www.stihi.ru/2010/03/05/1250

Где чайка припадает на крыло,
где корабли носами режут воду,
роняет ветер, зрея под уклон,
в дороге зародившуюся рвоту.

Внимая придыханию волны,
солёный норд, что белошерстный пудель,
бегущий от бредовых псовых буден,
рычит, как будто просит тишины.

Он рад бы брюху высохшей земли.
С ним с каждым шагом ближе безрассудство
и хлопья придорожной конопли,
рождающей неведомые чувства.

Чем облакo стремлением вольней,
скитаясь, так нащупали пространство
безвременьем взволнованные стансы
запутавшейся юности моей.

Не просто им безумствовать взахлеб -
надежды, вырастая в пилигримов,
от глупых, надоедливых хвалеб
бегут, роняя голос нетерпимый,

туда, где осязаем трепет волн,
где хочется потворствовать полёту,
где ветер зародившуюся рвоту
роняет, созревая под уклон.

=====

Автору удалось поймать меня на крючочек одной-единственной фразы и это ещё раз говорит о моём поэтическом субъективизме).
Вот эта «ветреная рвота» – такая брезгливо-поэтическая и такая осязаемо-правдивая опись состояния ЛГ в стадии постнаркотического опьянения заставила присмотреться к стиху повнимательнее.
Вполне возможно, что я ошибаюсь относительно состояния ЛГ, но моё отношение к метафорическому конструкту от этого не ухудшается и не улучшается.
Настроение схвачено автором точно и юные метания от надоедливых хвалёб до вневременных божественных похвал юным стансам для меня вполне понятны.
Но, не было бы этой ветреной рвоты – и я бы прошла мимо. Сюжет не нов.


7. Арсений Загаевский «Лучшие стихи»
http://www.stihi.ru/2019/06/24/6274

Я думаю, что лучшие стихи
возникнут так: утихнут все хихи -
хаха, а равно - плач и стоны;

и сразу станет ясно, что в стихах,
как в тайском и китайском языках,
важней не лихость слов, а верность тона.

А что до почтальона этих строк,
то будет так: когда закончит рок,
ну, или Бог (всяк кличет как захочет)

всё отнимать, что только мог забрать -
тогда настанет время собирать,
как град, алмазы тех, нездешних строчек.

Не выбирая слов, слогов и рифм,
не так: «тут лучше «ритм» или «творим»?»,
а чтоб хватило на страницу взгляда,

и ты поймешь: то, что обрящешь вне
за житие пропащее твое -
и так уже завышенная плата.

Итак: коль пепелище - твой итог,
лови известный быстрый холодок,
чтоб перешло отчаянье в звучанье

и строфы друг за другом полились...
А, может, выйдет лучше:
белый лист.
Пустой экранчик.
Дивное молчанье.

=====

Браво Автор!
Восхитилась созвучию мыслей и философии понимания поэзии.
Ну, прямо с языка сняли.
Не могла пройти мимо «дивного молчанья» и вот этой строчки –

«то, что обрящешь вне
за житие пропащее твое -
и так уже завышенная плата..»

Воистину.
Аминь!


9. Елена Наильевна Жук-олень
http://www.stihi.ru/2019/06/13/5307

В парке неуклюжих оригами
жук-олень мне угрожал рогами.
Подступая к туфельке смелей,
он тащился с моего смятенья.
Мы стояли, попранные тенью
от пирамидальных тополей.

Поощрял фонтан ребячьи визги,
рядом брызги плюхались на брызги,
вдалеке крутилась карусель,
был адок полуденный в разгаре,
танцевало лето хали-гали
и варило солнечный кисель.

Растеклось мороженое лужей
под шумок истерики белужьей,
что переходила в ультразвук.
Стайка голубиных попрошаек
булочный растаскивала шарик,
ну а мы стояли: я и жук.

Было нам уже не одиноко,
ведь друг друга знали мы немного
в шуме самокатов и ветвей,
в этой человеческой пустыне,
и не я с его дороги, и не
он с моей.

=====

Текст, сверкающий многообразием замечательных поэтических находок, но не в них причина моего выбора.
В иных текстах Лонг-листа находок поболее будет.
А вот за эту замечательную строку:
«…и не я с его дороги, и не
он с моей.»
По мне, так в ней вся суть наших человеческих взаимоотношений
с миром.
Который вокруг нас.
И за ощущение свежести написанного.
Автору всегда удаётся в своих текстах удержаться на линии, тонкой линии, разграничивающей «истинную речь»)), т.е поэтическую и повседневную прозу. И не токмо удержаться, но сделать их равноценными союзниками.
Это всегда придаёт стихам автора очарование, горечь и свежесть, присущие истине.


12. Аня Сироткина Повод быть
http://www.stihi.ru/2019/02/14/8651

Ты ждешь её, а истина проста -
по чопорной шершавости листа
она свои разбрасывает зёрна.
И прорастает иглами травы,
осочьим обрамленьем синевы
на скатерти, где неба гладь озёрна.

Какой бы мы ни выбрали сюжет,
ни прошлого, ни будущего нет,
а есть лишь неизбежное сегодня.
Оно саднит наколотым тату
и чувствовать его невмоготу,
но это всё же повод быть свободней.

Желаний пустота - и блажь, и брешь.
Горят цветные фантики надежд
в закатной полыхающей жаровне.
Блестит на пальце времени кольцо.
До черточки любимое лицо
так близко, что не надо ничего мне.

=====

Очень красивое звучание. Музыкальность пламенного заката.
Иногда хочется только слушать этот рокот слов, даже не вникая в их сущность. Это похоже на волшебство заклинаний, снимающих боль прожитого дня.
Но и смыслом стих не обделён, хотя, если честно, то концовка несколько сбила настроение.
Нет, не тем, что - «до чёртиков», но несоразмерностью моих ожиданий Читателя после crescendo второй строфы со слабым piano завершения:
«До черточки любимое лицо
так близко, что не надо ничего мне»

14.   Андрей Куприянов Старатель Петля любви в прямом эфире
http://www.stihi.ru/2019/07/21/7084

Он сдул рыбёшку лично в океан
с песка, где всех живее – только падаль.
Он снял с “петлёй” замыленный туман
вмиг, прямо на глазах её. И надо ль
кричать о том, что рыбе хорошо:
подсматривает в жизнь и не до смерти;
несётся вслед за сумрачным "Ковшом"
и метко плавниками волны вертит.
Она была верна своим богам.
Вот и сейчас ей кажется, что снова
вернулась к ним… Но что-то тут – не там,
где было с первым крайним её "слово".
Так пропасть лет зовёт самоубийц.
Становится акулой рыбу спасший.
Тельца дрожат от хруста без границ
среди медуз и водорослей спящих…

Однако, вновь ждут ноги, руки, мысль;
душа вмещает миллион сверхновых…
Выходит на песок - и воздух, кисл,
“нерыбой” удивлён, но подневолен.
Та, обернувшись, видит пред собой
косяк необратимых “петель” – мором,
на берег лунной сосланных волной…
и взгляд свой оторвёт ещё не скоро.
Она стоит, неловко смотрит вдаль,
на берег, вдаль, и вновь и вновь на берег.
А облаку над ней безумно жаль,
что лишь ветрам доступны перемены…” - 

закончил дед любви повествовать
и чуть дыша спросил: “ Ну как идея?”
Любовь: “ А ты б хотел той рыбой стать?”
Ответ: “ Я видел... вижу …
                … но уже не верю..."

=====

Прекрасный пример загадочного текста, заставляющий Читателя прищуриться и подумать. Вы полагаете, что я всё разгадала? Ничуть не бывало! Например, «петля» так и осталась для меня загадкой за тремя печатями. Но это лишь подогрело интерес к прочитанному.
Это большое искусство – удержать внимание и не вызвать при этом раздражения от непонимания прочитанного))) И Автору замысел удался в полной мере.
Прямо детектив какой-то!
Пока сообразила про Афродиту…
Пока про Пегаса…
Пока про рыб и Пегаса…
Про петлю – не сообразила, чего снял, как и про то, какое «слово» было у неё с первым крайним)) Неужто…?
Фуф, устала! Браво, думаю далее.

25. Ульяна Валерьевна  Брось меня
http://www.stihi.ru/2019/07/31/8094

Брось меня
майкой на стул в детском саду.
Спи-отдыхай - выпущен из угла, прощен.
Я простая не сложенная вещь,
Сама не уйду.
Я свисаю со стула, испачканная борщом.
А потом,
когда закончится тихий час,
Ты оденешься, скажешь: " Моя, моя".
Будешь во мне. 
Я - как твоя часть.
На нашей общей груди,
гляди,
нарисован маяк.

А после …
ты
меня
перерастёшь.
Маяк погаснет.
Если будет дождь,
мной вытрешь пол
там,
где ты наследил,
когда входил.

=====

Прекрасный стих о любви. Очень честный и мастерски сделанный.
Так мастерски, что забываешь про стих, ритмы, слова и паузы, а видишь лишь ЛГ; себя; женщину; женщин, которые любят и прощают, и жертвуют.
Чем?
Да всем, что их жизнь.

33. Елена Таганова Была бы тебе я дочь
http://stihi.ru/2019/05/20/2182

Была бы тебе я до;чь –
вел бы меня за руку.
Под зонтиком, если дождь,
если июль – на реку.

Была; бы тебе я дочь…

Как гордо бы я шла
по бортику тротуара
от садика до угла
с вывеской «Спорт-то-ва-ры» –
да, я бы сама прочла!

Была бы я вся в тебя –
умница сероглазая.
Журил бы меня любя
и столько всего рассказывал!

В макушку бы целовал
и Машенькой называл.

Читал бы мне Маршака,
а лет через семь – Блока.

Позволил бы взять щенка.

Так трогательно и ловко
косички бы заплетал…

о сыне тайком мечтал.

=====

Ещё один замечательный стих о любви.
О ней столько написано, что и посчитать трудно, а вот эти два Автора – нашли новое в вечной теме.
Причём то, что психологически верно и правдиво.
Стих зацепил точным попаданием в цель. Ну просто по Фрейду.
Когда в любимом видят отца и понимают, что он будет любить сына в тебе.
Спасибо Автору за понимание.

37. Александр Быстров 4 Падают
http://www.stihi.ru/2019/10/08/6460

На реке на Ялике в первый раз, наверное,
Уродились яблоки необыкновенные.
Розовая кожица с бронзовыми нитями,
Сами в миску сложатся, только руку вытяни.
Да поставь на скатерти, наливные, сочные,
Но ворота заперты, окна заколочены.
Ни людей, ни призраков. Не видать, не слышится.
Хлопнет ветер изредка ставнем покосившимся.
 
За глухой оградою звёздами неяркими
Падают и падают с мерным стуком яблоки.
Пропадают гордыми, гибнут обречёнными,
Превращаясь в горькие, превращаясь в чёрные.
И глазами чистыми, кто ещё не умерли,
Как-то смотрят пристально, что-то ищут в сумерках.
На реке на Ялике тихо, друг за дружкою
Умирают яблоки никому не нужные...

=====

Можно много говорить о Конце света.
А можно написать такое вот стихотворение о яблоках, и ты воочию представишь закат страны рождения.
И пускай он будет не Армагеддон, а лишь смерть деревни на реке на Ялике, но какая разница?
Масштабы ничего не определяют.
Это действительно Конец света, которому я поверила.
Спасибо

С огромным уважением и любовью ко всем участникам конкурса и особо к моим избранникам!

Ваша Елена Рышкова

Итак, в ШОРТ-ЛИСТ вошли:


2. Дмитрий Близнюк баллада о выстреле
http://www.stihi.ru/2018/01/28/7172

3. Настя Каменская Стансы
http://www.stihi.ru/2010/03/05/1250

7. Арсений Загаевский «Лучшие стихи»
http://www.stihi.ru/2019/06/24/6274

9. Елена Наильевна Жук-олень
http://www.stihi.ru/2019/06/13/5307

12. Аня Сироткина Повод быть
http://www.stihi.ru/2019/02/14/8651

14.   Андрей Куприянов Старатель Петля любви в прямом эфире
http://www.stihi.ru/2019/07/21/7084

25. Ульяна Валерьевна  Брось меня
http://www.stihi.ru/2019/07/31/8094

33. Елена Таганова Была бы тебе я дочь
http://stihi.ru/2019/05/20/2182

37. Александр Быстров 4 Падают
http://www.stihi.ru/2019/10/08/6460



О нашем эксперте:

ЕЛЕНА РЫШКОВА
Родилась в середине прошлого века в Одессе /24 августа 1951 г./
Поэтический псевдоним Елена Рышкова выбран по фамилии бабушки -
Рышковой Ольги Вячеславовны.
Образование высшее – техническое, юридическое, гуманитарное.
С 1999 года живёт в Германии, является сопредседателем Общества Русско-
немецкой культуры во Франкфурте на
Майне, а также ответственным за его PR-
программы.
Не является членом никаких творческих союзов.
В 2011 году награждена Международной Пушкинской премией за
организационную работу, способствующую объединению
русскоговорящих авторов за рубежом и развитию интереса к русскоязычной
литературе.
Составитель и издатель в Германии 17 антологий русскоязычной
поэзии, в том числе «Поэзия третьего тысячелетия», «Поэзия -
женского рода», «Свiчадо».
Организатор и литературный редактор проектов:
«Русский Автобан», «Литературный конкурс Согласование времён»,
«Антологiя сучасних українських поетiв Свiчадо».
Литературный редактор журналов «Новая Литература», «45-я
параллель», член жюри различных литературных конкурсов, в том
числе постоянный член жюри литературного конкурса «Кубок Мира
по русской поэзии» и «Чемпионат Балтии по русской поэзии».
Стихи публиковались в изданиях: "Литературная газета», «Вечерний
Петербург»; журналах "Золотой Век", "Венский Литератор" (Австрия),
"LiteRarus" (Финляндия); альманахах изд-ва "Эдита" (Германия),
"Пилигрим" (Германия), "Inskriptionen" N3 '2010 (Германия, изд-во ERATO).

* Эксперт работал с анонимным лонг-листом, ссылки восстановлены позднее.