Стихополотно. Трамвай спешит в дорогу

Ирина Петал
"Из пункта "А" в пункт назначенья "Икс"
Один раз в год идёт "Трамвай желаний".
Приятный пассажиров ждёт сюрприз,
Превосходящий степень ожиданий!

Судьба - кондуктор выдаст им билет,
На чувства так непросто сдать экзамен.
Людей случайных в том трамвае нет,
Расклад светил на небе идеален!

В вагоне половинки собрались,
И пусть нетривиально место встречи,
Но к лучшему изменится их жизнь,
Любовь от одиночества излечит!

Пьянящий воздух головы кружИт,
И взгляд не отвести от глаз бездонных,
Условностей багаж в углу забыт -
И нет преград для двух сердец влюблённых!

Шагнули, взявшись за руки, в весну,
Два человека, верящие в счастье!
И ощутили жизни новизну,
Допущенные к таинству причастья."

Ирина Савельева (изба-читальня)




ОТВЕЗИ МЕНЯ ТРАМВАЙ
(перевод с румынского, песня)

Отвези меня трамвай,
Что ж ты ждешь, скорей давай,
К домику где милаЯ
У калитки ждет меня.

Ночь фонари уже вот зажгла,
На мостовой нет никого,
Лишь в далеке я вижу тебя,
Ждешь у колонки босиком.

Отвези меня трамвай,
Что ж ты ждешь, скорей давай,
К домику где милаЯ
У калитки ждет меня.

(bis)

Ночь фонари уже вот зажгла,
На мостовой нет никого,
Лишь в далеке я вижу тебя,
Ждешь у колонки босиком.

*В оригинале нет слова "босиком".

11.04.2016

Оригинал на румынском (молдавском)

DU-MA ACASA, MAI TRAMVAI,
http://www.youtube.com/watch?v=7GjCg7Jj1v8

Du-ma acasa, mai tramvai,
Du-ma acasa, ce mai stai...
Du-ma la casuta mea,
Cu portita si cismea.

Noaptea se lasa in mahala,
Pe strada noastra e pustiu.
La o portita sta cineva,
Si ma asteapta ca sa vin.

Pai...
Du-ma acasa, mai tramvai,
Du-ma acasa, ce mai stai...
Du-ma la casuta mea,
Cu portita si cismea.


(bis)

Noaptea se lasa in mahala,
Pe strada noastra e pustiu.
La o portita sta cineva,
Si ma asteapta ca sa vin.

Автор перевода: Анатолий Урсу, 2018
Авторская страница: http://www.stihi.ru/avtor/uanatol
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2018/11/27/777


http://www.youtube.com/watch?v=7GjCg7Jj1v8
http://www.youtube.com/watch?v=nRuvY4IMuTs
http://www.youtube.com/watch?v=7v-ULkJIWT0


ПАУЗА (ДЕТСКАЯ)


   Седьмого апреля 1899 года по улицам Москвы проехал первый электрический трамвай. Прошло более ста лет, город рос, сменялись поколения, а трамвай так и остаётся нашим верным другом и помощником.


Автор: Сергей Алексеевич Баруздин
Сказка о трамвае


На окраине столичной
Во дворце из кирпичей
Жил да был трамвай обычный,
Друг надежный москвичей.

И зимой и жарким летом
Просыпался он с рассветом,
С петухами просыпался
В час, когда все люди спят,
Первым делом умывался
С головы до самых пят.

Чистил кресла и подножки,
Мыл стеклянные глаза
И посапывал немножко,
Проверяя тормоза.

Впереди работы много,
И трамвай спешил в дорогу
С гордо вскинутой, тугой
Электрической дугой.

Молодой, веселый, звонкий,
С номерком на голове,
В желто-красной одежонке
Бегал он по всей Москве.

Колесил по всей столице,
Все довольны были им.
Был он самой важной птицей,
Так как был незаменим.

Он один возил весь город,
И, наверно, потому
Все извозчики в ту пору
Уступали путь ему.

x x x

Жил трамвай со всеми в дружбе,
Верно людям он служил.
Он возил людей на службу
И со службы их возил.
Даже "зайцам" на подножке
Он местечко находил.

Он ходил всегда исправно
По блестящим колеям,
Он ходил по самым главным
Улицам и площадям.

С остановки к остановке
По Неглинной, по Покровке,
По Садовой, по Тверской
Колесил он день-деньской.

Был доволен он судьбою.
Он со всей Москвою рос:
Пассажиров стало вдвое,
И тогда он за собою
Прицепной вагон повез.

А потом пора настала -
Двух вагонов стало мало.
Что тут делать? Как тут быть?
Надо третий прицепить.

И опять по рельсам гладким
Заспешил трамвай вперед.
И, казалось, все в порядке,
Раз по рельсам жизнь идет.

x x x

Но не так на деле было.
Незаметно шли года,
И с трамваем приключилась
Настоящая беда.

Он проснулся как-то утром,
Не успевший отдохнуть,
И пошел своим маршрутом,
Направляя к центру путь.

Вдруг на людном перекрестке
Возле старых стен кремлевских -
Светофора красный свет:
"Стоп! Дороги дальше нет!"

Что случилось? Рельсы сняты,
Шпалы сняты с мостовой,
И столбы ушли куда-то,
Провода забрав с собой.

Рот раскрыв от удивленья,
Стал трамвай и зазвонил:
"Кто посмел закрыть движенье?
Кто меня остановил?"

Он железными боками
Загремел что было сил
И, ударив буферами,
Искры по ветру пустил.

"Объясните мне толково,
Где проложен мой маршрут?"
В этот миг автобус новый
Появился тут как тут.

Едким запахом бензина
Он пахнул трамваю в нос
И, осев на мягких шинах,
Речь такую произнес:

"Вы, трамвай, солидный житель,
Для меня вы брат и друг.
Так зачем же вы шумите,
Беспокоя всех вокруг?

Если вы благоразумны,
То сумеете понять:
Я удобный, я бесшумный,
Нелегко меня догнать.

Вам со мною не тягаться -
Я быстрее вас вдвойне.
Лучше в сторону податься,
Уступить дорогу мне!"

x x x

Спорить было бесполезно,
Не пошел трамвай на спор.
Он характером железным
Отличался с давних пор.

Потому без разговоров,
Для порядка дав сигнал,
Застучал трамвай мотором
И обратно побежал.

Он решил: "Пойду к Садовой
Через центр, по Тверской".
Вдруг на площади Свердлова
Снова чей-то голос: "Стой!"

Вновь трамвай остановился,
Снова выключил мотор.
Тут троллейбус появился,
Мчавшийся во весь опор.

Он застыл перед трамваем,
Молод, свеж и обтекаем,
И сказал: "Ну что же, брат,
Поворачивай назад!

Мы с тобой чуть-чуть похожи,
Мы с тобой почти родня,
Но, скажу по чести, все же
Отстаешь ты от меня.

Я без рельс хожу свободно,
Я в пути не грохочу,
Я сверну куда угодно,
Если только захочу!"

Побежал трамвай к Неглинной -
Надо ж где-то путь найти.
Что за странная картина:
На Неглинной нет пути!

Там, где раньше рельсы были,
Где извозчики тряслись,
Там теперь автомобили
По асфальту понеслись.

Побежал трамвай к Волхонке,
Чтобы там продолжить рейс.
А ему кричат вдогонку:
"На Волхонке нету рельс!"

Вот так так! Пришлось трамваю
Призадуматься всерьез.
Жил трамвай не унывая,
А теперь повесил нос:

"Был я раньше важной птицей,
А сейчас - сказать смешно! -
Впору в землю провалиться
Мне с прицепом заодно!"

x x x

Вдруг негаданно-нежданно
Чей-то голос безымянный
Заявил из глубины:
"Под землей вы не нужны!

Здесь лежит моя дорога,
Ну, а вы - жилец земной,
И для вас работы много
На земле, не под землей.

Только, прежде чем трудиться,
Вам полезно отдохнуть.
Вам полезно обновиться
И моложе стать чуть-чуть.

Вас троллейбус обгоняет,
Вас автобус обогнал.
И все реже на трамвае
Едут люди на вокзал.

Посмотрите: с каждым годом
Молодеет все вокруг.
Разве можно с прежним ходом,
С прежним видом жить, мой друг?"

"Что ж, совет у вас толковый, -
Говорит трамвай в ответ. -
Но позвольте:
Где вы? Кто вы?
Если это не секрет.

Или вы - земля сама,
Или я сошел с ума!"
"Я отвечу на вопрос, -
Тот же голос произнес. -

Вы здоровы несомненно.
Я подземный ваш собрат -
Поезд метрополитена,
И, признаться откровенно,
Я знакомству с вами рад".

x x x

На окраине столичной
Во дворце из кирпичей,
Там, где жил трамвай обычный,
Друг старинный москвичей,

Как-то раз поутру рано
Появился невзначай
Новый житель, с виду странный,
Не похожий на трамвай.

Шел автобус - удивился,
Шел троллейбус - сразу стих,
И в метро подземный поезд,
В свой обычный рейс готовясь,
Был смущен не меньше их.

Незнакомец краснокожий
С ярко-желтой полосой,
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий -
Кто же все же он такой?

"Неужели вы забыли? -
Он с обидой им сказал. -
Вы же сами говорили,
Что от жизни я отстал.

По Неглинной, по Тверской
Колесил я день-деньской.
По Покровке, по Садовой
Я ходил десятки лет.
Я трамвай, да только новый, -
Вот, пожалуй, весь секрет.

У меня внутри сиденья -
Как пружинная кровать.
И во время отправленья,
"Зайцам" всем на удивленье,
Стал я двери закрывать.

Обтекаем я снаружи
И красив со всех сторон.
Я теперь ничуть не хуже,
Чем троллейбусный вагон.

У меня мотор отличный,
И скажу вам не тая,
Что теперь вполне приличный
Внешний вид имею я.

Правда, люди мне сказали,
Что бесшумным буду я.
Хоть бесшумен я едва ли,
Все ж колеса меньше стали
Грохотать по колеям.

Был я стареньким трамваем -
Оказался не у дел.
А теперь неузнаваем,
На сто лет помолодел!"

x x x

Над Москвой луна - как блюдце,
Бродят тени облаков...
Но уже успел проснуться
Наш трамвай - и в рейс готов.

Чисто вымытый и свежий,
По земле бросая тень,
Он выходит в путь, как прежде,
Начиная новый день.

Неба краешек искрится,
Шпиль высотный заалел.
Просыпается столица, -
Значит, надо торопиться:
У трамвая много дел.

В пять утра по распорядку
Он на станцию идет.
Сделал первую посадку
И к метро повез народ.

На завод спешит строитель,
Доктор едет в детский сад.
В класс торопится учитель,
А троллейбуса водитель
И автобуса водитель
На трамвае в парк спешат.

В летний зной и на морозе
Он идет путем своим.
Он к метро людей подвозит
И домой с метро развозит,
Если рельсы есть под ним.

Он гремит по рельсам гулко
Вдоль окраин городских
По безвестным переулкам,
Мимо улочек глухих.

Мимо рек и огородов,
Мимо парков и садов
Вдаль уходит с каждым годом
Нить трамвайных проводов.

Но столица вырастает
Не по дням, а по часам,
И автобусы шагают,
И троллейбусы шагают
У трамвая по пятам.

Вот идет он полем ровным,
Миновал лесок и пруд
И в совхозе подмосковном
Завершает свой маршрут.

Стал трамвай, сверкая краской,
У совхозного крыльца.


Ну, а значит, в нашей сказке
Добрались мы до конца.

1956


Волшебный трамвай
Автор: Виктория Дорошенко
Авторская страница: http://stihi.ru/avtor/khmerka


Если ночь опустилась на город щемящей тоскою,
Давят стены домов на бессонниц чужих маету:
Не сдавайся.
Одну тебе тайну открою:
Лунный свет ухвати и скользи по нему, на лету.
Он тебя приведет на одну из загадочных улиц,
Где по рельсам спешит, громыхая, старинный трамвай,
Полный призрачных снов (тех, с которыми мы разминулись)
Увозя из зимы в расцветающий сказочный май.
Мостовая поёт, подвывают коты в подворотне,
В реверансе согнувшись, мигают глазком фонари…
Но становится путь нескончаемой ночи - коротким,
Успевает трамвай в эту ночь нам мечту подарить.


Не пытайся искать этих улиц в тумане рассвета,
Лишь начнет розоветь горизонт полосою вдали -
Растворится трамвай, оставляя тебя без ответа,
Словно не было таинств на этом кусочке земли…
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2013/03/17/3728


Трамваи
Автор: Галина Садовская 2
Авторская страница: http://stihi.ru/avtor/skuns1


В нашем городе трамваи
вымерли,
На дорогах лишь одни автобусы,
А трамваи с улиц словно вымели,
И на рельсах посадили крокусы.

А в депо- теплицы понаставили,
Свежих овощей - на нужды города.
Только мне трамваи больше нравились,
Лучше уж подохнуть всем от голода.

Чем лишиться самого насущного,
Старого, холодного, гремящего,
Хоть, и шатко- валков, но везущего,
И бензинным духом не смердящего

А как солнце рельсы грело вешнее,
Словно пьяный счастьем, - закачаешься!
Ведь трамваи, это как скворечники,
А без них и жить не получается.
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2018/05/28/8590



   Трамвай представляет собой один из видов рельсового, преимущественно городского транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Это старейший вид пассажирского общественного транспорта, появившийся изначально на конной тяге в первой половине XIX столетия. Название произошло от английских слов tram и way, которые переводятся, как вагон и путь. Когда паровозы давно уже мчались по просторам Европы и Северной Америки, жители городов все еще пользовались услугами омнибусов (запряженная лошадьми вместительная карета на 10–16 человек). Тогlа же начали появляться идеи нового вида транспорта на паровой тяге в условиях города с использованием железной дороги.

   Балтимор стал первым американским городом, где в 1828 году появилась первая конка. Изначально рельсы для конок выступали над поверхностью на 15 сантиметров, что мешало беспрепятственному продвижению по улицам. В 1852-м году А. Луба сконструировал систему по которой рельсы «утапливались» в полотно дороги. Изобретенные им рельсы имели желоб для реборды колеса. Рельсы, изобретенные А. Луба используются и сегодня. Конно-железная дорога в Петербурге была построена в 1860 году. Руководил работами инженер Домантович. Скорость нового вида транспорта достигала 8 км в час. Заменить лошадь каким-то механизмом пытались многие изобретатели.

   Практически одновременно, независимо друг от друга, трое ученых в разных уголках земли изобрели электрический трамвай. Ими были: русский ученый Пироцкий Ф.А., американский изобретатель Л. Дафт и немецкий – Сименс. Еще в 1838 г. теоретически были разработаны вопросы относительно электрического транспорта такими известными российскими учеными и изобретателями, как Д.А.Лочинов, В.Н.Чикалев, Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков.  В 1876 г. русский ученый, изобретатель-практик Ф.А.Пироцкий проводил испытания по передаче электроэнергии по рельсам. В августе 1880 г. прошли успешные испытания устройства на электрической тяге. Для опытов был переоборудован коночный вагон, возле линии конки поместили специальный генератор. 22 августа все газеты сообщили о волнующем событии  впервые при помощи электротока был «двинут» по рельсам вагон.

   К сожалению, дальше эксперимента дело не пошло. Первым фактическим изобретателем стал немец Вернер фон Сименс. Компания Сименса первой воплотила в жизнь данное изобретение. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином. Трамвай был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение – 180 вольт. Ток подавался через оба рельса. Сименс не останавливается на достигнутом и в том же году открывает такую же линию во французской столице.

   В Англии первый трамвай начал курсировать в 1885 году.

   Электрический трамвай в США появился 10.08.1885 г., его изобретатель – Лео Дафт. Его предложение об использовании третьего рельса на линии способствовало частым коротким замыканием во время снега, дождя и прочей непогоды. Напряжение в 120 вольт было опасно не только для животных, но небезопасно и для людей. В 1886 г. вместо третьего рельса Дафт использовал двухпроводную контактную сеть. Предложенная изобретателем система стала работоспособной.

   Электрический трамвай в России был впервые пущен не в Санкт-Петербурге, а в Киеве 1.06.1892 года. Строителем трамвайных линий была компания Сименс. Начиная с 1896 г. были пущены трамвайные линии в десяти крупных городах России, в том числе в Москве – в 1899-м. В сентябре 1907 года появилась трамвайная линия в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что здесь уже в 1885 г. курсировал электрический трамвай, только, по замерзшей Неве. Их прозвали «ледовые трамваи».

   Интересные факты:
• Санкт-Петербург – самый крупный трамвайный город в России. Длина трамвайных путей составляет примерно 220 километров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гинесса.
• В австралийском Мельбурне расположена самая крупная трамвайная сеть.
• Единственное село, которое использует трамвай для передвижения в России и странах СНГ — Молочное, недалеко от Евпатории.
• Длиннейший трамвайный маршрут проложен в Бельгии – береговой трамвай. Длина ветки 67 километров. Трамвай останавливается около 60-ти раз.
• В Британии на острове Мэн до сих пор используют трамваи 19-го века. Длина ветки составляет около 30-ти километров.

   Трамвай – особенная техника. Есть в них что-то сказочное и неповторимое. Хочется верить, что на этом история трамваев не закончится, а будет продолжать развиваться и совершенствоваться. Трамвай – один из примеров развития отношения к технике по спирали. В конце XIX века он был символом прогресса, а к середине XX века его стали считать устаревшим и бесперспективным и города начали избавляться от трамвайных линий. Но не прошло и несколько десятков лет, как трамвай обрел новое дыхание: горожане и муниципалитеты вспомнили о его эффективности и высоких экологических характеристиках. И сейчас трамвай переживает настоящий ренессанс.

   Ключевое отличие современных моделей трамваев от прежних – низкий уровень пола. Сейчас низкопольными называют трамваи с высотой пола от земли 300-350 мм. Созданный при участии Porsche design и выпускаемый Siemens трамвай ULF (Ultra low floor — "сверхнизкопольный") может наклоняться на остановках, чтобы дополнительно уменьшить высоту порога до 180-200 мм, то есть высоты тротуара. Это решает вопрос с входом и выходом для пассажиров с ограниченной подвижностью, в том числе на инвалидных креслах, и пассажиров с детскими колясками. Эти трамваи используются в Вене и румынском городе Орадя.

   Понижение пола важно еще и потому, что удобный вход и выход обеспечивают более быструю выгрузку и загрузку вагона, то есть сокращается время остановки, а значит, повышается провозная способность системы в целом. Ради этого приходится идти на усложнение конструкции. На трамваях прежних поколений техническая начинка располагалась под полом. В новейших моделях ради понижения уровня пола все, что только возможно, переносят под крышу и в салон, а внизу остаются только колеса и моторы.

   Привод и колеса для трамваев. Идеальным решением было бы отсутствие колес вообще. Например, в некоторых французских городах есть трамваи системы Translohr на резиновых колесах, единственный рельс в этих системах применяется как направляющее устройство и в отдельных случаях выполняет функцию минусового провода. Основное преимущество такой схемы – отсутствие паутины проводов на улице, снижение расходов на инфраструктуру и возможность проходить кривые с меньшим радиусом, чем у классического трамвая, основной минус – высокая стоимость вагонов такой системы и высокие требования к чистоте трамвайного пути. Сегодня питание трамвая осуществляется чаще всего через контактную воздушную сеть.

   Эволюция трамваев идет по пути повышения комфорта. Общество привыкает к все большему уровню удобства, и пассажиры будут избегать недостаточно комфортабельного транспорта. Ключевая задача общественного транспорта сегодня – создание альтернативы личным автомобилям: для их пользователей именно комфорт автомобиля является одним из аргументов против пересадки в "скотовозы". Поэтому комфорт – обязательная характеристика. Тщательно продуманная компоновка салона, в которой удобно пассажирам всех категорий, – обязательный элемент трамвая будущего.
   
   Независимость как залог скорости. Принципиальное отличие трамвая от троллейбуса и автобуса – наличие рельсовых путей. С одной стороны, они обеспечивают трамваю неоспоримые преимущества: более высокую пассажироперевозочную способность. С другой –зависимость от инфраструктуры ограничивает возможности использования трамвая. Раньше трамвайные пути еще и мешали автомобилям, но теперь рельсы укладывают вровень с дорогой и они не препятствуют движению автомобилей. А в Страсбурге, Дрездене, Ницце и некоторых других европейских и российских городах трамвайную колею засеивают травой. Такое отсечение трамвайных путей от дороги заметно повышает его эффективность: отсутствие конкурентов в виде автомобилей позволяет гарантировать отсутствие пробок. Трамваи могут ходить точно по расписанию и по скорости почти не уступают метрополитену.

   Часто трамвай используется как грузовой транспорт. Например, в Дрездене существует грузовой трамвай, который обслуживает "Стеклянную мануфактуру". Вполне современный транспорт, перевозящий грузы международного интермодального формата (морской контейнер). 60-метровый поезд позволяет за раз перевозить до 65 тонн.

   Появляются все новые виды автоматизированных транспортных систем, и происходит изменение облика и конструкции трамвая, адаптируемого под новые требования общества и городов. Техника к этому готова – вопрос только в людях и их потребностях.






Судьба-трамвай
Автор: Михаил Деденев
Авторская страница:   http://www.stihi.ru/avtor/fersuch


Я ехал в печальном трамвае,

В салоне унылого цвета,

Уставший и незаметный,
               
Был сер, как и всё вокруг,

Я ехал, книгу читая,

О жизни моей беспросветной,

Как будто пытаясь ответить

Той книжкой на что-то, и вдруг…



Влетела в трамвай девчонка,

В оранжевой куртке и джинсах,

Как радуга после ливня,

Как свежий порыв-ветерок,

И стало вдруг шумно в вагоне,

И лица людей осветились,

И жизнь тем наполнилась смыслом,

Что раньше понять я не мог,



И будто не узкий проходик,

А подиум для моделей,

Прошла – не прошла, пролетела,

И села рядом со мной,

О чем–то болтали, вроде,

О чем — да вы что, в самом деле!

Мы просто друг в друга смотрели,

Ведь видеть есть способ иной...

................................

Наш славный трамвай неспешно

Отстукивал рельсов стыки,

Подсказывал песен ритмы,

Что мы сочиним с тобой,

И мы не знали конечно,

Что наша судьба еще выкинет,

Но эти трамвайные рифмы

Придуманы были судьбой.

© Михаил Деденев, 2008
Первоисточник:   http://www.stihi.ru/2008/04/04/1211



*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
из нашей совершенно несекретной переписки
Наталья Глазунова-Моисеева


Трамвай - былое городское чудо,
звенящая шкатулка на колёсах,
волшебный ящик из стекла и меди
с искрящей напряжённою дугою.

Трамвай летучей бабочке подобен:
сломав его, уже не восстановишь,
и только отходя ко сну, считаешь
за горизонт ушедшие трамваи...

Бибр Бибарадум

волшебный ящик из стекла и меди
извозчик улыбается из окон
облитого весенним красным соком
трамвая
мы с тобой в нём едем
смеёмся
радостью угрюмых заражаем
на нас глядит весёлыми глазами
народ
из поездов соседних
а мы, неугомонные всё громче
хохочем
к нам вернулось детство
а мы поём колоколами сердца
мы счастливы с тобою
очень!
очень!

Наталья Глазунова

Я хотел бы проехать всю Русь на трамвае -
бесконечную каторгу складок и трещин,
электрическим звоном народ призывая
по-иному взглянуть на привычные вещи.

Я проделал бы путь от Литвы до Китая
по дремучим лесам и просторам пустынным,
а потом, красно-жёлтый вагон покидая,
за проезд уплатил бы советским алтыном*.

Бибр Бибарадум

я еду в трамвае, ты едешь в своём
когда мы встречаемся,
ветер хохочет
и сердце моё, между прочим,
в своём саркофаге поёт

ты едешь вон в том - красно-жёлтом
я - в этом, что в белых ромашках
твой мой догоняет ты машешь
и даришь мне радости волны

народ суетится, ему не до нас
народу бы хлеба и зрелищ
а мы с тобой в веришь-не-веришь
играем в трамвае сейчас

Наталья Глазунова

Когда из махорки вертели цигарки,
а комнаты с осени грели печами,
как ульи, гудели трамвайные парки,
в которых трамваи роились ночами.

Сменила колёса неверная мода,
вагоновожатых ценить перестали...
Не пейте компот из трамвайного мёда!
Не верьте лопатам из рельсовой стали**!
 
Бибр Бибарадум

как ульи гудели трамвайные парки,
в которых трамваи роились ночами
а мы прикасались друг к другу плечами
от плеч наших было нам жарко

а мы продолжали кататься по кругу
своих неземных ощущений
времён состояний весенних,
когда прилетал ветер с юга

и где-то...за этими снами
и в несохранившихся письмах
ветер оставил нам красные листья
там...
на подножках трамваев...

Наталья Глазунова

http://www.stihi.ru/2020/02/24/8629


© Наталья Глазунова-Моисеева, 2020
Первоисточник:   http://www.stihi.ru/2020/02/26/9162

Авторские страницы: 
Наталья Глазунова-Моисеева - http://www.stihi.ru/avtor/natija
Бибр Бибарадум - http://www.stihi.ru/avtor/bibr



Старенький трамвай
Филимонов Сергей Владимирович

Сотрясало улочку трамваем,
Плыл сирени акварельный дым.
Но уехал он - куда не знаем!
И с тех пор наш город стал пустым.

Старенький трамвай такой уютный,
Громыхает и трясётся весь!
Прозвенел бесцеремонно утром,
А потом исчез куда ни весть.

Мы, наверно, провинились очень,
Что-то в жизни сделали не так.
И, поэтому, однажды ночью
Наш трамвай уковылял во мрак.

Если вы увидите случайно
Место, где под снегом и дождём,
Старые трамвайчики скучают,
Передайте:
       Мы его так ждём!
© Филимонов Сергей Владимирович, 2023
Источник - http://stihi.ru/2023/08/15/2112


Рецензия на «Старенький трамвай» (Филимонов Сергей Владимирович)

Пусть грустное, но всё-таки удачное
стихотворение по уходящему.
Трамвай - метафора, их много и сейчас,
Но век другой, и день другой, и час...

С уважением и ностальгической улыбкой: А. И.
Александр Игринский   20.08.2023 18:46   


Рецензия на «Старенький трамвай» (Филимонов Сергей Владимирович)

Лёгкая ностальгия. Тихая музыка. Трамвай - особенная техника, что-то есть в нём сказочное и неповторимое. Сейчас больше автотехника на дорогах городов, но хочется верить, что история трамваев не закончится, а будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

Всё же, трамвай - один из примеров развития отношения к технике по спирали: в конце XIX века он был символом прогресса, а к середине XX века его стали считать устаревшим и бесперспективным и города начали избавляться от трамвайных линий, но не прошло и несколько десятков лет, как трамвай обрел новое дыхание: горожане и муниципалитеты вспомнили о его эффективности и высоких экологических характеристиках. И сейчас трамвай во многих городах переживает настоящий ренессанс. Может, потому что мы его так ждём! Спасибо, Сергей.

С теплом и надеждой прокатиться в волшебном современном трамвае,
Ирина Петал   18.08.2023 22:31   

Старый трамвай это не то, что современные! Это ушедший от нас образ жизни. Как ушедшее детство. Не даром же кафешки называют - "Старый трамвай".
С теплом. Ф.С.
Филимонов Сергей Владимирович   19.08.2023 09:28   


Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, но жизнь развивается по спирали, и мы проходим периодически одно и то же, только в новом качестве. Касается это всего, в том числе и движения к Себе Новому. А перемены нам даются тяжело, особенно в наш ускоренный век. Когда не успеваешь адаптироваться к новому, а на пороге дня уже другие новшества…

В начале прошлого века у людей были все основания воспринимать этот вид транспорта, как предмет опасный: согласно знаменитому плакату «Помни о колесах!», в 1925 году под трамвай попали 200 человек. Неудивительно, что для русской литературы трамвай оказался чем-то вроде современной лодки Харона (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева и др.).

А нам трамваи были привычны с детства, начиная с детских книжек, и совсем не пугали :).
Ирина Петал   21.08.2023 09:28