Статья о сценарном ремесле

Влад Льенский: литературный дневник

23 шага в Голливуд
21 Апрель 2010



Что делать начинающему автору, чтобы попасть в киноиндустрию? Самый успешный сценарист Голливуда Терри Россио разработал 23 простых шага, которые помогут превратить идею в сценарий, а творчество — в источник дохода.


Признаюсь, я верю, что автор должен заранее думать о судьбе своего сценария. Сценаристы должны понимать правила киноиндустрии хотя бы потому, что это поможет им сделать творчество своей основной работой.


Мой добрый друг, Стив любит кино и хочет писать сценарии. Он прямо спросил у меня, как прорваться в этот бизнес. Стив — прагматик и хотел получить практичный ответ. Что конкретно нужно сделать, чтобы продать сценарий, который бы позволил ему оставить свою работу — это для него и значило «прорваться в бизнес».


Раньше я никогда не задумывался над этим. Я поделился со Стивом идеей для фильма, которая пришлась ему по душе, и написал письмо — «23 шага: от идеи до продажи». Этот список позволяет по-новому взглянуть на работу: с точки зрения конечной цели — продажи сценария. В то же время, я не считаю, что он умаляет роль творчества. Копия письма приведена ниже.


Подумать только, вы получаете от меня те же советы, что и мои лучшие друзья!


Дорогой Стив,


Как мы и обсуждали, высылаю тебе 23 простых шага, ведущих к продаже твоего первого полнометражного сценария. Тебе потребуется не больше года-двух, чтобы их сделать. Обрати внимание, что некоторые шаги могут выполняться одновременно:


1. Удостоверься, насколько это только возможно, что похожие идеи не разрабатываются в других студиях. Можешь начать с просмотра анонсов фильмов в «Variety». Можно также попросить агента периодически проверять новости — и сообщать нам, если что-то похожее объявится.


2. Просмотри сайты, на которых перечислены фильмы, находящиеся в производстве. Искать нужно все, что похоже на наш проект. Не хотелось бы после года работы сражаться за зрителя с похожим фильмом.


3. Пойми, насколько хорошо ты пишешь. Сравни свои работы с достойными образцами. Мне нужно посмотреть твой последний сценарий и проверить, насколько он соответствует чисто формальным критериям. (Я дам тебе почитать сценарии «Годзиллы», «Зорро», «Синдбада» и «Песочного Человека», чтобы ты смог оценить наш уровень!) Я, посоветовавшись с моим постоянным соавтором Тэдом Эллиоттом подскажу, над чем тебе стоит поработать, укажу на конкретные ошибки, которые ты допускаешь. Самостоятельно можешь сделать следующее: купи несколько хороших сценариев и сравни с ними свой. Возможно, если тебе не хватает понимания техники, потребуется написать один или несколько «промежуточных» сценариев, для развития своего «голоса», понимания формата и т. д., а с нашей идеей повременить.


Тебя запомнят по первой работе. Если сценарий будет написан вместе соавтором, то и следующие заказы вы будете получать на совместную работу.


4. Освой азы. Есть книги, которые должен прочитать любой сценарист, редактор, продюсер. Прочитай их и ты:
– «Приключения в сценарном ремесле» Уильяма Голдмана (Adventures in the Screen Trade by William Goldman)
– «Герой с тысячей лиц» Джозефа Кэмпбелла (Hero with a Thousand Faces by Joseph Campbell)
– «Сценарий» Сида Филда (Screenplay by Syd Field)
– «Искусство создания драматических произведений» Лайоса Эгри (The Art of Dramatic Writing by Lajos Egri)
– «Как сделать хороший сценарий великолепным» Линды Сегер (Making a Good Script Great by Linda Seger)


Кроме этого, есть другие материалы, с которыми я настоятельно рекомендую ознакомиться:
– серия видеокурсов «Из слова в образ»;
– интервью Алана Мура журналу Comics Journal;
– все мои меганаиважнейшие статьи про то, как писать сценарии (их выучи наизусть);
– курс Джона Труби по структуре истории.


Еще так много всего, что можно сделать отдельный список. Ну да ладно — купи пока эти книги. Прочитай. Разберись.


5. Реши, будешь ты работать один или с напарником. Тебя запомнят по первой работе. Если сценарий будет написан вместе соавтором, то и следующие заказы вы будете получать на совместную работу.


6. Давай разберемся с условиями нашего сотрудничества. Я подарю тебе эту идею и помогу разработать сценарий, стану продюсером проекта. Взамен я хочу получить следующее: мы будем всё обсуждать и принимать решения совместно, но в тех редких случаях (Ха!), когда мы не сможем договориться, последнее слово остается за мной. Это касается всего, включая название фильма, персонажей, сюжет, описания сцен, диалоги, стратегию рассылки, и т.д. Почему? Потому что у меня есть опыт. Ты получаешь все деньги от продажи сценария, на нем твое имя, можешь использовать его как пример своего стиля. Если мы не сможем продать сценарий в течение года, он полностью переходит к тебе, как и право «последнего слова» (то есть можешь менять все что хочешь, если чем-то не доволен, а может быть, никогда и не был доволен). Этим мы покрываем тот случай, когда ты говоришь: «Если этот сценарий — пример моего стиля, то пусть он, черт возьми, будет написан по-моему», — или: «Уверен, что мы бы его продали, если бы только Терри поменял это дурацкое название. Никогда оно мне не нравилось!» Пока сценарий жив, я буду считаться его продюсером. И смогу привлекать других продюсеров. Сказка, а не условия!


Твоя цель – написать сценарий, нафаршированный крутыми, смешными идеями и моментами.


7. Исследуй фильмы, которые сняты на подобные темы и в стиле, похожем на то, что мы пытаемся написать. Даже плохое кино стоит вспомнить, чтобы понять, как делать не надо. Обязательно пересмотри и хорошие фильмы. Обрати внимание на стиль, ритм, настроение. Инструкция простая: выбери подходящие фильмы. Купи их. Посмотри их. При необходимости повтори.


8. Исследуй еще: мы должны прочитать как можно больше книг на эту тему. Если нам повезет, то мы найдем книгу, которую можно экранизировать. То есть, произведение, близкое к тому, что мы планировали написать, или даже настолько хорошее, что оно изменит наш взгляд на предмет. Нужно посмотреть в книжных, специализирующихся на детективах и фантастике, позадавать вопросы на форумах, поспрашивать друзей, которые много читают, пообщаться со знатоками жанров, посетить пару конвенций любителей детективов и фантастики и т.д..


9. Исследуй еще: реальные события, относящиеся к нашей идее. Наверняка, было много случаев, когда события, о которых мы пишем, на самом деле случались. Нам нужно их знать, и этот материал, без сомнения, подскажет нам ситуации для сценария. (Спонсирование нашей библиотеки я с удовольствием возьму на себя.)


10. Собирай идеи, анекдоты, информацию, ситуации, относящиеся к теме. Так работали над «Охотниками за Приведениями»: Рэмис, Эйкройд и Мюррей провели несколько месяцев, в поисках шуток и интересных идей на тему охоты на привидений. Они накопили массу оригинального материала, который и использовали в сценарии. (Мне кажется, что твой стиль похож на стиль Эйкройда — садись, выкидывай на бумагу идеи пачками, пусть фильм формируется прямо на странице, потом его отшлифуешь, доведешь до ума.) Твоя цель — написать сценарий, НАФАРШИРОВАННЫЙ (как первый фильм «Назад в Будущее») крутыми, смешными идеями и моментами.


11. Разработка персонажей. Поскольку, скорее всего, мы будем придерживаться большинства правил жанра, нам придется обратить особое внимание на те аспекты фильма, которые выходят за рамки, особенно при разработке персонажей. В фильмах, вроде нашего, зрителям «предлагаются», во-первых, уникальные идеи и ситуации, а во-вторых, уникальные персонажи и их взаимоотношения — не обязательно новые сюжетные повороты. (Другими словами, мы можем, пожалуй, использовать традиционный сюжет, если сделаем это достаточно хорошо или очень смешно.) Примеры — это фильмы типа «Маски» или «Тупой и еще тупее». Построение сюжетов — традиционное, идеи и персонажи — уникальные. Особенно важно развитие историй главных персонажей.


Определи тему сценария – она поможет уловить настроение фильма, облегчит выбор между похожими вариантами развития сюжета, станет своего рода краеугольным камнем.


12. Сюжет. Конечно, к персонажам можно и сюжет классный придумать. Для этого купи пробковую доску и прикрепи к ней листочки с описанием сцен. Может быть, стоит сделать вторую доску с набросками некоторых кадров. Начни с исследования классических фильмов, выбери классическую структуру сценария, поиграй с ней. Например, «Бульвар Сансет» начинается с трупа, плавающего в бассейне, а потом рассказывает историю, как он там оказался. Никто не заставляет нас использовать эту структуру, просто говорю, что иногда нужно знать жанр, понимать его и пытаться интересно реализовать классические поворотные моменты сюжета. Даже если в последний вариант сценария не попадет ни одной классической идеи, полезно знать прошлое, чтобы понимать, что уникально, а что — нет.


13. Тема. Почитай классику, афоризмы, стихи. Четко определи тему сценария — она поможет уловить настроение фильма, облегчит выбор между похожими вариантами развития сюжета, станет своего рода краеугольным камнем. Тема даже может помочь при создании структуры фильма.


14. Отредактируй структуру. Сделай питч структуры, реорганизуй структуру, пересмотри структуру, подвергни ее сомнению, покажи структуру другим, найди слабые места в структуре, переосмысли ее несколько раз, пока не будешь целиком и полностью в ней уверен — иначе, когда будешь писать, потратишь много времени зря. Это подход студии Дисней для работы над полнометражными мультфильмами, который очень нравится Тэду и мне: нам кажется, что, тщательная разработка истории на пробковой доске, позволяет «сэкономить» один-два драфта сценария. Кстати, не все с нами согласятся.


Хороший фильм управляет эмоциями зрителя. Цель этого этапа — определить, что почувствует наша аудитория.


15. Наконец, пришло время НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ. Это твоя работа. Пиши его, как тебе удобно.


Тщательная разработка структуры позволяет «сэкономить» один-два драфта сценария.


16. Определимся со стратегией рассылки. Параллельно с другими этапами будем обсуждать стратегию рассылки сценария, которая чрезвычайно важна с точки зрения бизнеса. По сути, мы должны ответить на следующий вопрос: кто получит наш сценарий на ознакомление и когда. Когда будем привлекать режиссера, актеров на главные роли, продюсера? В этот момент мои цели как продюсера, возможно, разойдутся с твоими желаниями писателя. Грубо говоря, если сценарий великолепен, то лучше к нему никого не прикреплять заранее. (Иногда продюсеры отказываются бороться за сценарий, и, соответственно, повышать его стоимость, если за проектом уже закреплен другой продюсер.) Возможно, чтобы поскорее получить деньги за сценарий или заключить контракт на дальнейшую работу, ты будешь спешить разослать его повсюду. Я же буду больше нацелен на стратегический подход — могу даже отказывать некоторым продюсерам, компаниям, которые только испортят фильм. Другой вопрос: когда сценарий можно использовать для получения агента, какого агента, следовать ли его советам, и когда можно показывать сценарий потенциальным работодателям. В общем, нам будет, о чем поговорить!


17. Выслушай независимое мнение. Никто не говорит, что сценарий нужно разместить на всех сайтах. Это распространенная ошибка, и достаточно серьезная. Ты закончил работу, тебе не терпится всем ее показать. Но, размещая текст на форумах, ты лишаешь себя единственного преимущества, которое есть у начинающих сценаристов по сравнению с опытным — времени. Профессиональным сценаристам на подготовку очередного драфта чаще всего дается несколько недель. Начинающий автор может шлифовать сценарий месяцами. И должен. Только тщательно обрабатывая сценарий, затрачивая на него время и усилия, ты можешь создать что-то выделяющееся на общем фоне. Но комментарии от третьих лиц получить все-таки надо. Мы покажем сценарий только нескольким профи, чьему мнению мы доверяем, и получим комментарии для внесения исправлений. (Например, я уверен, что у Тэда будет много интересных идей.)


18. Перепиши сценарий. После того, как сценарий немного «отлежится», мы к нему вернемся и внесем поправки. Многие из них будут незначительными (выбор слов, стиль, полировка диалога), другие могут быть крупными (удаление сцен, придумывание новых сюжетных ходов и т.д.).


19. Перепиши сценарий еще раз. Мы перечитаем сценарий с точки зрения каждого из персонажей, чтобы убедиться, в том, что история каждого из них логична, у каждого есть свой «голос». Будем искать, какой фрагмент можно вырезать, какой — упростить, какая сцена в сценарии, просто потому что когда-то нам нравилась, но теперь стала лишней. Опять же могут происходить, как маленькие, так и большие изменения. Каждая подобная ревизия может занимать столько же времени, сколько писался первый драфт.


Мы перечитаем сценарий с точки зрения каждого из персонажей, чтобы убедиться, в том, что история каждого из них логична, у каждого есть свой «голос».


20. Отполируй сценарий. Необходимо проверить сценарий на опечатки, грамматические ошибки. Еще подшлифовать диалоги. (По-моему, лучше всего на этом этапе работать с распечатками. Удивительно, сколько новых ошибок можно найти, увидев текст на бумаге.) Мы целиком прочитаем сценарий вслух. Это тоже отличный способ найти кучу ошибок.


21. Окончательно определяем стратегию рассылки. В идеале, у нас к этому моменту будет заинтересованный агент, который запустит «сарафанное радио» в выходные, а паре-тройке «ключевых» людей мы отправим сценарий пораньше (в поисках «опережающей сделки»). Или к тому моменту у нас уже будет заинтересованный продюсер.


22. Разошли сценарий. Просто выполняем то, что придумали по рассылке и надеемся на удачу. (Если убийство не раскрыто в первые сутки, или первые два дня, или в первую неделю, то чем дальше, тем меньше вероятность, что его раскроют. Так же и со сценариями.) Конечно, есть всегда «приз за второе место»: сценарий не продан, но привлекает внимание редакторов, тебя приглашают на встречи, и, может быть, на другие проекты. Или...


23. Мы подписываем контракт на 500 с гаком тысяч долларов, и такой же доплатой после премьеры. Добро пожаловать в Голливуд!


(Статья на английском языке: http: //www. wordplayer.com/columns/wp07.
23.Steps.html)


777777777777777777777777777777777777777777777777777777


Это пример того, как не надо делать. Всяческие поучалки и вказивки на самом деле преследуют одну цель. Увести начинающего в сторону, а лучше в тупик и избавиться таким образом от конкурента на самом начальном этапе. Ибо с матёрым противником гораздо сложнее. Это надо понимать и не бросаться сразу в бой с подсунутым планом. Изучать такие вещички нужно. Ибо хочет написавший статью чел делиться крупицами знаний или не хочет - он из выдаст в той или иной форме.Так что читай и перечитывай, ищи эти крупицы настоящего знания. Это трудно? Сначала- да. Но постепенно навык выработается и мусор будет отлетать при первом же чтении.
И уже не удивят,например, выдаваемые за откровение признания маститого, к примеру -поэта. Приглущённым голосом и оглядываясь, он скажет в телеинтерьвю что писал это стихотворение более месяца. И вам будет понятно, что это ложь. Не может нормальный поэт столько пыхтеть над двумя десятками строк. Но мэтр будет таращить глаза и уверять,что много работал и всё отшлифовал, всё. Но мы догадываемся,что он всего лишь направляет новичка по длинной дороге через дебри, болота и тягучие пески. Зачем ему конкурент? На самом же деле стиш пишется двадцать минут. Да на шлифовку полчаса или немного болше.
Так же и с фильмом. Вы пишете логлайн и его или берут, или не берут. Если берут - пишете синопсис. Заключаете договор. И только тогда пишете "боди", тело сценария. Две- три масштабных правки от режиссёра или от продюсера, как в договоре пропишете заранее. Берёте аванс 30 тысяч долларов для новичка -меньше нельзя, не позволяет гильдия сценаристов - остальные договорые платежи по графику съёмок и после премьеры. Всё, как на железной дороге. Процесс отрегулирован за годы вашими предшественниками. Т.е. единственная реальная проблема - примут ли ваш логлайн. Успехов, друзья!





Другие статьи в литературном дневнике: