Пятиактная парадигма от Рашида Нугманова

Влад Льенский: литературный дневник

>>>>> Завязка


Нужно представить читателю главного героя, дать понять, о чём будет история и какие обстоятельства эту историю окружают. Завязка состоит из трёх ясно различимых частей: первая сцена, отправная сцена и сцена сюжетного вопроса. Задача – показать мир, в который нас забросило, а также определить жанр фильма. Отправная сцена всегда связана с главным героем. Отправная точка, которую она содержит – это первое действие протагониста, после чего немедленно следует сцена вопроса.


>>>>> Интрига


Задавшись вопросом, герой отправляется в путь и неожиданно для себя оказывается в центре интриги. Первый поворот является прямым результатом отправной точки в завязке. Протагонист отправился в путь, не вполне понимая, на что или куда он идет, и теперь перед ним точка, за которой нет возврата. Поворот номер 1 – это ничто другое, как решение главного героя преступить эту черту.


>>>>> Учёба


Герой встречает одно препятствие за другим и попадает не в одну серьёзную переделку. Но это еще не противостояние лицом к лицу с главным врагом. Враг действует через посредников. Это процесс узнавания нового, и герой обязан пройти его, чтобы успешно сразиться со злом в финале. Центральная точка сценария имеет отношение к учебному опыту героя. При этом она случается на его взлёте. Исходя из всего этого, ищите точку там, где герой доволен происходящим или получает какой-то важный урок, который в конце концов приведёт его к победе. Акт завершается сценой, которая даёт понять, что успешная учёба героя заканчивается.


>>>>> Неприятности


Этот акт обычно начинается сценой, в которой даётся иная, негативная оценка достижений героя. С этого момента герой покатится под гору, всё быстрее и быстрее, пока не достигнет самой низкой точки падения во всем сюжете. Здесь он столкнётся с самым крупным препятствием, какое он до сих пор видел. Оно покажется ему непреодолимым. Возможно, он к своему смятению обнаружит, что двигался в неверном направлении. Что бы то ни было, герой испытает самые печальные минуты своей жизни. Все предыдущие усилия покажутся пустыми и тщетными. И вновь появляется альтернатива: сдаться или сделать такое, чего никогда ещё в жизни не делал. Этот выбор станет вторым главным поворотным пунктом сюжета. В этой сцене протагонист оставляет позади все колебания и идёт навстречу главной проблеме (антагонисту).


>>>>> Противостояние (и развязка)


В последнем акте происходит подлинное противостояние. Развязка – это сюжетный поворот в конце акта. Это последнее действие нашего героя: победный удар, финальное открытие, конечная цель. Это ответ на вопрос, который впервые всплыл в завязке. Это последняя точка всей истории. После развязки может последовать завершающая сцена, а может и не последовать. Иногда можно обнаружить отдельную завершающую сцену после развязки. Часто встречаются и фильмы, которые в конце прокладывают мостик к продолжению, по сути предлагают первую сцену нового сюжета.


По времени - Завязка с отправной точкой на 8-9 стр от старта 5-10 страниц.
Интрига с поворотным пунктом на 22- 24 стр от старта 20- 30 страниц.
Учёба с центральной точкой на 45-49 стр от старта 50 -60 страниц.
Неприятности с поворотным пунктом на 73- 74 стр от старта 80-90 страниц.
Противостояние 90 - 120 страниц.



Другие статьи в литературном дневнике: