В библиотеке.

Валентина Томашевская: литературный дневник

В библиотеке состоялась встреча с поэтессой, пишущей в стиле хайку.
Она рассказала о хайку, прочла свои стихи.
Набрала в поисковике понятие киго: сезонные слова.
Еще раз о хайку прочла.
Хайку не называет, а ПОКАЗЫВАЕТ; не объясняет, а ПЕРЕДАЕТ.
Можно рассматривать каждое трехстишие как незаконченную танку:
как если бы человек хотел показать свои чувства путем
поэтического сравнения, но сказав первую половину танки, решил не
продолжать, не разъяснять то, что и так чувствуется через данный
им образ.


Возможна и такая аналогия: представьте, что вы гуляете
у реки и видите недостроенный мост. Например, он доходит лишь до
середины реки; или несколько свай вбиты в дно; или просто руины -
несколько каменных блоков на этом берегу, и еще пара - на том. В
любом из этих случаев моста нет. Однако вы можете моментально
представить себе этот мост и сказать точно, откуда и куда он
ведет. Примерно так работает поэзия хайку.

Используя эту аналогию, можно рассмотреть некоторые
поэтические приемы, которые РЕДКО или СОВСЕМ НЕ используются в
хайку (в отличие от западной поэзии).

1) Эпитеты ("прекрасный", "скучный") и названия чувств и
ощущений ("любовь", "одиночество", "смерть"). Все эти слова
ИМЕНУЮТ, но не показывают, не передают ощущений, и потому чужды
хайку. Вообще в хороших хайку не происходит никаких "отвлеченных
рассуждений": это - моменты реальной жизни, переданные простыми и
ясными словами.
http://haiku.ru/frog/def.htm



Другие статьи в литературном дневнике: