Известия 29 7 08

Кедров-Челищев: литературный дневник

Советский "гайд-парк" на Маяковке разменял полтинник
Богдан Степовой
В понедельник исполнилось ровно полвека с момента торжественного открытия памятника Владимиру Маяковскому на нынешней Триумфальной площади. Вечером 28 июля 1958 года, когда официальная церемония открытия монумента заканчивалась чтением стихов Маяковского, еще никто не догадывался, что площадка у ног поэта станет советским "гайд-парком" и наряду с Политехническим музеем останется в нашей памяти символом недолгой хрущевской "оттепели".


Бронзовый Маяковский, как и живой, с самого начала не вписывался в ландшафт социалистической Москвы. Известны кадры кинопленки, где на площади Маяковского (так в 1958-1992 годах называлась Триумфальная площадь) возвышаются сразу два силуэта памятника - побольше и поменьше. На самом деле их было даже три, просто кинохроникеры не успели этот момент заснять: примеряли, какая фигура поэта будет соразмерна площади. Выбрали самую большую. Также известно, что скульптор Александр Кибальников хотел запечатлеть поэта без постамента, идущим по мостовой. Но властям такой ход показался слишком революционным. Сейчас, если приглядеться, видно, что бронзовый Маяковский занес ногу, чтобы сделать шаг в пропасть.


- Маяковка в те годы - это глоток свободы, - вспоминает поэт Константин Кедров. - Маяковский нами воспринимался как свободный человек, которого убили. Столичные студенты потянулись сюда стихийно. А куда еще мы могли податься? Я учился на журфаке МГУ, расположенном на Моховой улице, и мимо Маяковского пройти было никак нельзя. Помню, что первые стихи мы начали читать для себя, но тут же вокруг нас собралась толпа людей. Тогда это, видимо, витало в воздухе. Уже позднее я узнал, что в это же время в Риме поэты собирались на Испанской лестнице, а в Париже - рядом с центром Помпиду.


Вслед за поэтами сюда потянулись будущие советские диссиденты, а памятник стал аналогом Лондонского Гайд-парка. У режиссера Владимира Меньшова те шестидесятнические чтения стали одним из самых ярких юношеских воспоминаний о Москве - недаром он включил сцену, где Евгений Евтушенко читает стихи под Маяковским, в свой ставший культовым фильм "Москва слезам не верит".


- Но уже в начале 1960-х наши собрания разгоняла конная милиция, - вспоминает Константин Кедров. - Чтения надо было согласовывать в райкоме комсомола, назначать ответственного, репертуар надо было утвердить - власти не могли такое долго терпеть. Потом последовали репрессии: кого-то лишили стипендии, кого-то упекли в психбольницу. Мне пришлось перевестись в Казанский университет.


Встречи рядом с памятником окончательно прекратились, когда трое активистов Маяковки - Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за антисоветскую пропаганду.


Маяковка сыграла роковую роль и в судьбе фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича". Никита Хрущев, увидев кадры поэтов, читающих стихи на фоне памятника, запретил его прокат. С полки фильм сняли только во время перестройки.


Кстати, близкие к Маяковскому люди к увековечиванию памяти поэта в бронзе относились тогда скептически.


- Лиля Брик на восторженную реплику знакомого "Ну что за глыба получилась!" ответила: "Если бы вы знали, каким он был плаксой!" - рассказывает Кедров. - Антрепренер поэта Павел Лавут мне говорил, что памятников не бывает хороших, но "лучше такой, чем вообще никакого".


И тем не менее именно этот некогда спорный монумент стал символом споров "физиков" и "лириков". Жаль, литературные чтения шестидесятников на Маяковке вряд ли повторятся: поэзия в отличие от попсы давно уже не собирает у нас площади и стадионы.


Вместо "лирики" - подземные парковки


В рамках проекта реконструкции магистрали Тверская улица - Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе (Большая Ленинградка) под Триумфальной площадью построят автомобильную развязку и паркинг. Автостоянка рассчитана на 550 машино-мест. Кроме того, планируется реконструировать здания института Генплана города и надстроить здание Москомархитектуры, выходящие на площадь. А также провести комплексное озеленение.


Контекстная реклама Бегун
Испанский язык.Экспресс-метод!


11:58 29.07.08



Другие статьи в литературном дневнике: