***

Наталия Крышан: литературный дневник

http://www.newacropol.ru/alexandria/symbols/fish/


Уплотненное сплетение мотивов и стихий в декоре модерна, их ассоциативная концентрация часто создает ощущение цельного образа, зримой картины природы. Степень его конкретности, наглядности, реалистичности варьируется в широких пределах. В большинстве случаев у зрителя возникает образ сада - художественно преображенной природы, стоящей на грани стихии и культуры. Это впечатление создается не только роскошью цветущих растений и организованной симметрией композиций. Большую роль здесь играет череда культурных переживаний, архетипов и ассоциаций.
Декоративная композиция этой эпохи редко сводилась к образу «простого сада» - такому, как реальные парковые сцены в интерьерах дачи Жукова в Форосе или обобщенный античный пейзаж на фасаде московского дома С.У.Соловьева в Хлебном переулке. «Нездешние» переживания требовали возвышенных и идеальных ликов природы. Первой ступенью в их создании стал древний образ райского сада.
Искусство христианского средневековья знало не только развернутые картины Рая, но и их сокращенные варианты - лаконичные иконографические схемы и насыщенные смыслом орнаменты. Райская плодоносящая яблоня; огороженный вертоград; птицы среди виноградных лоз; расположенные среди деревьев фигуры, напоминающие Адама и Еву; фольклорные Сирин и Алконост на своем «ветвистом троне» (слова Блока) - таковы наиболее устоявшиеся изводы, символы райского сада. Орнаментальных способов иносказания о Рае еще больше: процветшие кресты, пышные сплетенные растения-«травы» храмовых росписей и народного искусства, голуби на древе, парные птицы-«оглядышки» у гроздей райского сада, изображения символических или прямо христологических животных - «инрога», льва, оленя, павлина, небесного жителя грифона, совмещенные с растительными мотивами. Все они продолжили свою жизнь в декоре русского модерна.
Новый образ сада рождался из соединения символов и орнаментальных форм. В убранстве абрамцевской церкви много символических изображений: олицетворения евангелистов, рыбка, головы вола и осла в растительном плетении портала, сидящие на ветвях птицы в мозаике пола, райские цветы и плоды. С ними соединяются орнаменты Рая: реалистические и «иконописные» цветущие кустики, мотив цветка в майоликах барабана и цветка-крестика на луковице часовни, окруженный побегами крест, клюющие ягоды павлины на врубелевской печи, извивы цветущих и плодоносящих растений на фасаде. Близки к этим образам и райские птицы с картин Васнецова, оказавшие огромное влияние и на художников (среди которых Врубель и Билибин), и на поэтов, прежде всего на Блока, который превратил райских Сирина, Алконоста и Гамаюна в апокалиптических вестников, «предвечным ужасом объятых». Позже врубелевские фигуры Сирина и Алконоста, выполненные для камина «Микула Селянинович», вернулись в Абрамцево в составной композиции майоликовой садовой скамьи.
Неорусский стиль вызвал к жизни фасадные композиции, варьирующие декор владимиро-суздальских храмов. В украшении ворот Федоровского городка в Царском Селе он воспроизведен почти точно. На боковых стенах нартекса в Покровском храме Марфо-Мариинской обители Щусев помещает как бы случайную мозаику растительных и животных форм: изобразительный ребус Георгиевского собора здесь не просто воссоздан, а превращен в колышущуюся сеть изображений, наполненных сцеплениями и всплесками таинственного смысла. Огромные и забавные процветшие звери на фасаде дома по Чистопрудному бульвару, 14, еще менее похожи на свои прототипы. Их создатель, Сергей Иванович Вашков, прекрасно знал скульптурные образы Владимира и Юрьева-Польского, однако в своем декоре решил придать комичное недоумение мордам оленей и львов, поместить рядом с ними зубастых драконов, уток с процветшими хвостами, убрать из этого стихийного сплетения фигуры святых воинов и Давида Псалмопевца. Такое же сокращение образа мира-сада можно видеть на рельефе доходного дома А.Л.Лишневского по Чкаловскому проспекту, 31, в Петербурге. В извивах цветущих ветвей остались только птицы и фигуры стреляющих в них лучников.
Следующий шаг в сторону от традиции - сокращение и орнаментализация мотивов райского сада. В майоликовом декоре храма-памятника в подмосковном поселке Клязьма Вашков окружает Спаса и ангелов фигурами птиц, тонкие шеи которых сплетаются с растительными и цветочными формами. Спиральные колечки побегов с бутонами и белыми цветами заполняют нимбы на керамической иконе Богородицы с Младенцем, выполненной по эскизу К.С.Петрова-Водкина и помещенной на фасаде петербургского Ортопедического института. Фриз дома по улице Лизы Чайкиной, 18, на Петроградской стороне изображает череду деревьев с сидящими на них парами голубков.
Еще интереснее декоративные символы, не связанные с храмовым ансамблем, но сохраняющие отсвет райского образа. Павлины, сидящие возле гроздей на фронтоне, клюющие виноград во фризе московского дома по Смоленской площади, 1, сходные мотивы в малютинском декоре дома Перцова, дома по улице Городецкого, 17, в Киеве, на погибшем фасаде «Центрального Военторга» - примеры можно было бы умножить. Н.К.Рерих создал для надгробия А.И.Куинджи в Александро-Невской Лавре фольклорно-христианский образ Мирового древа. На золотой мозаике изображены не только ветви, спиральные побеги-усики, плоды и венчающий солнечный цветок дерева-сада - здесь разбросаны холмы, крепости, церкви и другие золотые деревья.
В двойственном миросозерцании символизма рядом с сияющим Эдемом неизбежно возникал теневой образ - сад зловещий, таинственный и гибельный. Запретный, зачарованный, «отравленный сад» (название одной из повестей Ф.Сологуба) стал одним из лейтмотивов литературы символизма. Многие флоральные композиции модерна напоминают не только традиционные образы готики, но и изощренные фантазии «Сада прихотей» Босха. Да и готические стилизации часто перерастали в пугающие, инфернальные образы: монстры, притаившиеся на втором этаже особняка Рябушинского, ящерицы, кишащие в классических каннелюрах киевского дома Городецкого и на фасаде дома по Гусятникову переулку, 11, в Москве, раскрытая подобно адской пасть льва по улице Ярославов вал, 14а, в Киеве. Мрачное настроение могут создавать и обитатели сада, и сами садовые формы.
На фасаде харьковского дома по Клочковской, 3, среди древесных извивов, ветвей и плодов расположен бутон - или кокон, в котором свернулся зубастый, кусающий свой хвост дракон. Драконы и подобные им «гады», хтонические монстры (на фасаде рыбного магазина по переулку Грабовского, 7, в Харькове это пара гигантских тритонов) в декоре модерна нередко соединены с растительными, древесными, садовыми мотивами. Такая комбинация вызывает в памяти древние образы - дракон в лесу, Фафнир, золотое руно, сад Гесперид. В искусстве этой эпохи оживают, мифологизируются даже типичные псевдоготические украшения - драконы-кронштейны и флагодержатели. Зловеще ползет вверх по лестнице особняка Морозовых на Спиридоновке бронзовый шехтелевский дракон, срослось с извивами растительных форм чудовище, держащее в зубах круглый фонарь торгового дома Зингер на Невском проспекте.
Древнюю память современного человека пробуждает и изображение змей в нижней, подземной части флоральных композиций. Пара змей извивается возле мощного цветочного стебля на фасаде московского особняка Н.И.Казакова по Староконюшенному переулку, 23. Еще более сильные ассоциации с архаической структурой мироздания, в подземной части которого - корни мирового древа и кишащие вокруг них «подземные гады», дает декор киевского дома по Большой Житомирской, 34. Две колоссальные змеи, напоминающие о росписях древнеримских ларариев, обвивают хвостами каштановые деревья и «целуют» корни центрального из них. Своеобразие композиции в том, что пресмыкающиеся населяют упорядоченную, насажденную, цветущую и плодоносящую среду, которая ассоциируется с земным, а не подземным миром.
Яркий пример негативного образа, связанного с идеей сада и рождающегося в соединении растительных и человеческих форм - декор харьковского дома по Сумской улице, 96. Змеиные извивы побегов оплетают вход и встречаются наверху, порождая из себя женский бюст. Задумчивое лицо находится в странном контрасте с его обрамлением: вниз свисает шкура неизвестного животного, пустые глаза которого смотрят на нас. У этой композиции (как, вероятно, и у многих других) есть европейский прототип: оформление входа в дом по улице Рапп, 29, в Париже, созданное по проекту Жюля Лавирота. Однако анемичный, условный женский лик и вялый, раздробленный фигурками путти декор по энергии воздействия явно уступают харьковскому варианту.
Сад-символ - это цельный образ, в котором реальность и тайна слиты неразрывно, просвечивают друг через друга и превращают процесс восприятия в путь к глубинным прозрениям, к постижению непостижимого, «несказанного» мира. Архитектурный декор демонстрирует два способа создания такой художественной формы. Первый - это компактный образ, великое в малом: дерево-мир, цветок-растение, соединение растительной и иных стихий. В фасадной пластике доходного дома по Подсосенскому переулку, 18, Георгий Иванович Макаев использует разные формы слияния растительных форм с архитектурными (стебель, растущий из желобка-каннелюры, разрастание стеблей над сводом, вертикальная решетка, на которой растут стриженые кусты). Одновременно происходит отход от реальности, замена законов биологии принципами формообразования: три ствола соединяются в один, три ветви дают один цветок. В извилистых тягах, ползущих по угловой башне, можно угадать намек, декоративное эхо этих тройных стволов, порождающих единую цветочную чашечку. Растительная стихия сливается с архитектурной, создавая одновременно и органический орнамент, и загадочный садовый образ.
Символическим потенциалом обладают многие декоративные формы. На фасаде киевского дома по Большой Житомирской, 23, изображен крупный пучок цветов, который обрамляют тонкие веточки. Но контуры этого декоративного букета уподоблены очертаниям огромного цветка, а части сплочены до неразличимости. Дерево-сад, побеги которого по-матерински обнимают стебли растущих под его кроной лилий, можно видеть на фасаде доходного дома А.Я.Барышникова по улице Марата, 31, в Петербурге.
Многие цветочные разрастания, напоминающие о саде, несут черты агрессивной, хищной, животной жизненности. На углу дома Городецкого помещен пучок стеблей, из которых вырастают цветы, напоминающие каллы. Нижняя часть рельефа уподоблена изогнутым щупальцам или когтям, упирающимся в одну точку.
Второй способ создания сада-символа - введение садовых мотивов в крупную фасадную композицию. Она может быть либо распределенной, либо «стихийной», лепящей разные формы из единого декоративного теста. Образец распределенной композиции дает оформление дома Перцова. В его декоре соединены древнерусские формы флорального декора, птицы-«оглядышки», уподобленные друг другу драконы и побеги, Сирин, пришедший из старообрядческих лубков и сидящий на ветви райского сада, пейзаж с Солнцем и цветущим под его лучами миром. В соединении этих декоративных и образных импульсов рождается образ «духовного вертограда».
Органическая стихия, в волнах которой угадываются растительные мотивы, позволяет архитектору давать садовые образы в становлении, «в зерцале и загадке». Так построены фасадные композиции особняка Миндовского, дома герцога Лейхтенбергского, домов на Лиговском и на Гатчинской, 13. В декоре дома Филатова на Остоженке Валентин Евгеньевич Дубовской использует пластичную материю, из жгутов которой выплетаются и орнаментальные, и изобразительные формы. Замечательная особенность этого ансамбля - показ процесса взаимных превращений, кругооборота узнаваемых, угадываемых и таинственных образов. Цветочные стебли фронтонов окружены комочками, напоминающими розы; более узнаваемые розы на тягах-стебельках, с намеком на пространство сада, изображены в верхних фризах, а часть этих розариев населена крошечными женскими фигурками. На уровне второго этажа жгуты и спирали формируют сюжетную, хотя и таинственную сцену: женская фигура, волосы которой завиваются розовыми бутонами и уходят в орнаментальную гущу, целует в лоб спящего мужчину. Эта малая «принцесса Греза» - олицетворение пространства сна, пространства сада и пространства небесной любви.


Сравнение флоральных мотивов на фасадах русского модерна помогает лучше понять процесс их превращения, путь от обычного узора к живой композиции, к образу сада, зарождающемуся и созревающему подобно плоду. Но этот путь - оживотворение простейших мотивов и сплетение их в сложнейшие, ассоциативно богатые сочетания - свойствен не только архитектуре этой эпохи. Поэзия и проза, театр и музыка символизма строят свои образы по очень близким правилам. Единство образцовых форм, на котором искони строились большие стили, заменяется единством принципов работы с формой - с любой формой. Наверное, поэтому стиль модерн и дал нам столько примеров слияния и взаимного растворения искусств в едином смысловом пространстве - интерьере, театральном действии, садовом ансамбле. Став темой декора, сад подарил ему черты своего сложного и тонкого устройства, создал ситуацию двойного отображения: мир в зеркале сада и сад в зеркале архитектуры



Стремянная, 11


Этот дом можно назвать образцом северного модерна. Главный фасад дома по Стремянной улице проектировал Н. В. Васильев. Трудно сказать, что именно привлекает в этом доме: большое количество сказочных и фольклорных образов, изображений Солнца, ворон, грибков или елочек.


Непонятные существа у входа стали своеобразным символом модерна. В первоначальном проекте авторы хотели разместить здесь изображения, выполненные в натуралистичной манере.
Над проездом во двор из камня высечены две маски.


Изначально в доме были спроектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты. Все квартиры (кроме квартир в 3 комнаты) были с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная была спроектирована над шестым этажом, "так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням". Дровяные подвалы были помещены под двором, приподнятым против уровня улицы.
Колпак для балкона-фонаря в шестом этаже спроектирован из меди, решетки и ворота - железные, кованые.


Уже после того, как здание было построено, архитектор Бубырь приобрел его для себя. Его семья занимала квартиру на шестом этаже. Интересно, что в 1907 году к дому был пристроен еще один трехэтажный флигель - Бубырь сделал в нем гараж для своего "Рено".


В доме проживал Андрей Николаевич Лаврентьев (1882-1935), будущий режиссер БДТ, который переехал сюда с Дмитровского пер., 13.


С 1910 года здесь проживал Лев Александрович Ильин (1880-1942), гражданский инженер, архитектор Ксенинского института. Член Комиссии по постройке больницы Петра Великого. Впоследствии Ильин стал одним из крупных советских градостроителей. В 1925-1928 годах был главным архитектором Ленинграда.




Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века. L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая. Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя.


Дизайн интерьера в стиле Ар–нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Этот стиль приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов. Создается наружная и внутренняя архитектура – мебель, ковры и даже самые второстепенные предметы обихода. Конструктивные элементы стиля оформлены в виде орнаментальных, более того, его постройки представляют собой в идеале синтез чисто орнаментальных форм, которые также могут быть несущими или заполнять свободные плоскости. Особенности ар-нуво, как и модерна, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п.


Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений. Очертания зданий расплываются, амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидные планы или аморфные фигурации, выступающих в самых неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность. Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность Ар-Нуво.



В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы. Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу. «Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.


Как оформить интерьер своего жилища в стиле Ар нуво?


Визиткой этого стиля можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Волнистую линию (удар хлыста) можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Этот рисунок очень характерен для стиля Ар нуво. Цветок можно вышить, например, на подушках. Такую авторскую работу непременно оценят ваши гости.


Поскольку главное в стиле – это вода, в интерьер прекрасно впишется большой аквариум с экзотическими рыбами и волнистыми растениями. Особое внимание – цветовому решению. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. Они должны гармонировать с золотом и серебром (блеск воды на солнце). Для золота хорошо подойдут «цвета болота» – это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). Для серебра можно применить цвета тумана – серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.



Если вы хотите пригласить «солнце» стиля Ар–нуво в свой дом, то необходимо обратиться за помощью к опытному дизайнеру, который сможет создать не распространенный стиль модерн, а всего лишь часть его, самостоятельный стиль Ар–нуво. И обязательно посмотрите картины Альфонса Мухи. Кроме ярчайшего эстетического наслаждения вы еще сможете увидеть и понять этот стиль. Не просто понять, а ощутить и влюбиться в него с первого раза.
Альфонс Муха




Модерн как стиль искусства, интерьера и архитектуры зародился в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Его появление стало переломным моментом в истории развития стилей интерьера. В основе интерьера в стиле модерн лежат плавные, естественные линии, повторяющие очертания природных объектов. Наиболее яркое выражение этот стиль нашел в архитектуре и внутренней отделке загородных домов и таун-хаусов. В таких домах все до мелочей выдержано в едином ключе. Одним из характерных приемов в дизайне является сочетание контрастных фактур и материалов - например, дерева и камня, черепицы и гладкой штукатурки. В современном прочтении модерн – это сочетание типичных форм и линий с высокими технологиями, обеспечивающими удобство и уют. Символом стиля является цветок цикламена – знак новой жизни.


Изысканность интерьеру придают цвета и фактуры облицовок, кованый чугун, оконные и дверные витражи. Витражи – знаковое явление модерна, представляют собой не абстрактную, а фигурную живопись по стеклу.


Для облицовки пола и стен используется керамическая плитка с геометрическим или флористическим орнаментом. Для оформления стен также применяются обои с рисунком (вертикальная полоска), декоративная штукатурка, сочетание шёлка или краски сверху и деревянных панелей снизу.


На пол может настилаться деревянная доска или наборный паркет с характерными изогнутыми элементами. Популярны также многоуровневые полы – с подиумами и ступеньками.


Используемые светильники имеют плафоны в форме раскрывшегося цветка или бутона, потолочные – часто подвешиваются на кованом каркасе, который украшен железными листьями или повителью.


Корпусная мебель, изготовленная из красного дерева, эбена, вишни, декорируется матовым цветным стеклом, резьбой, зеркалами, вставками из слоновой кости, перламутра и т.д. Стулья и кресла – с изогнутыми ножками и спинками с флореальным орнаментом. Для обивки мягкой мебели используется атлас и шёлк.



Цветовое оформление – неяркие приглушённые тона светло-зелёного, лилового, жемчужно-серого и насыщенные золото и охра.





Большое внимание уделяется аксессуарам – именно красивые мелочи придают завершённость стилевому решению интерьера.Модерн – это изысканный стиль для красивой жизни, стиль гармонии, лёгкой недосказанности, асимметрии и мягких изгибов.


В различных странах стиль модерн называется по разному: Франция, Бельгия - Ар Нуво, Англия, Италия - Либерти, Шотландия - Макинтош, Германия - Югендстиль, Австрия - Сецессион, Россия - просто - Русский модерн. Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент "Удар бича", Девиз модерна - "Назад к природе", Признаки - свободная планировка, ассиметрия, единство всех элементов, причудливые "растительные" формы. Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром. Характерная мебельная "фишка" - полки, которыми оснащаются и диваны, и камины и проч. Драппировка окон - ассиметричная.


Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1869) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Наибольшую известность модерн получил на всемирной выставке в Париже (1900). После 1910 значение модерна стало угасать.


Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно-эмоционального и символического смысла.


Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.



Конец XIX века славится тем, что в то время в обществе царили романтические настроения Серебряного века. Серебряный век – это век русской поэзии, которому присущ символизм. Время серебряного века пришлось на конец XIX начало XX века.



Стиль модерн был создан для того, чтобы воплотить утонченную красоту в жизнь. Взлет нового по тем временам стиля модерн пришелся на девяностые годы XIX столетия. Уже на заре своего возникновения стиль модерн приобрел огромную популярность и стал наиболее востребованным, особенно, в аристократических кругах, которые отличались романтическими, утонченными настроениями. Поэтому дизайнеры старались наполнять помещения атмосферой тепла, уюта и романтики. Всем этим был с избытком наделен новый на то время стиль модерн.


Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый архитектурный стиль, получивший название модерн. Одним из главных символов модерна является волнистая линия, украшающая двери, стены, предметы меблировки, а так же сказочные существа – русалки, эльфы, растения и многое другое, что образует плавные линии. Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня. Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида. Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гипс, являющиеся частью природы.



Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло, на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.


Обои, выполненные в стиле модерн, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер. Следует привести несколько примеров, а именно: колокольчик символизировал желание, кувшинка – тревогу. Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои. Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность. Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.


Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления. И тут уж вам решать, что выбрать: тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны, или легкую лепнину, имитирующую ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой.



Интерьер помещения, созданного в данном стиле, представляет собой единое целое – различные узоры повторются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах. Стиль модерн благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.



Модерн (от французского moderne – «современный») появился в конце XIX века. Германия обладала своим вариантом модерна, который получил название «Югенд-стиль», модерн во Франции был образован направлением «Ар-нуво», а в Австрии он получил название «сецессион».
Видные деятели культуры и искусства всего мира пытались найти выход из создавшегося кризиса художественно-промышленного производства. Была необходимость создать стиль, который не заключал бы в себе классических канонов, из-за которых многие в безвыходности обращались к эклектике. Новому стилю была необходима единая пластическая система элементов.
Модерн предстал как смелое разрушение классических традиций и, одновременно с этим, явил стилистическое единство через объединение разнородных по своей природе конструкций и форм путём внешнего воздействия на них текучего обволакивающего орнаментального декора.
Этот декор, близкий к растительным или органическим формам, был способен соединить абсолютно любые формы, на которые он накладывался, в единый, чистый в стилевом отношении ансамбль. Во всём, начиная от полной свободы в пропорциях, проявлялось разрушение классических традиций, якобы и не было веков господства идеальных, выверенных и отработанных правил гармонизации и пропорционирования, до полной асимметрии как в больших формах, чего ещё не было, так и в деталях (чем грешило барокко).
Асимметрия, которая считалась недопустимой в классике, стала главной находкой, можно сказать, визитной карточкой новейшего стиля, который провозгласил свободу от всего сковывающего и мешающего творить то, что заблагорассудится художнику. Однако, как это ни выглядит странно, такое положение вещей не стало анархией. В модерне, как в любом серьёзном стиле, должны также существовать границы. Отсутствие границ, как в эклектике, несомненно, привело бы к упадку. Эта граница существует, однако она не так заметна, как в других стилях. Сложность модерна заключается как раз в его свободе. Даже профессионалы иногда не могут точно определить, где заканчивается модерн, считая модерном то, что им в принципе не является.
Имеет место некоторая путаница в определениях. Очень часто под словом «модерн» подразумевают нечто, не относящееся к стилю. Или, бывает, называют модерном модернизм, обозначающий явление в культуре, которое объединяет все направления, стили и течения, сложившиеся в конце XIX-начале XX века и отрицающие классические каноны и старые традиции. То есть, таким образом, путают частное видовое «модерн» и глобальное понятие «модернизм».
Чтобы понять границы модерна как стиля, лучше всего рассмотреть его крайние проявления: рационализм и декоративизм. Эти названия, конечно, весьма условны, так как модерн не ограничивается только крайними ситуациями – в нём возможно соединение декоративистского и рационального. Но такое обобщение поможет изучить проявление стиля методом анализа, где больше рационалистических тенденций, а где - декоративистских.


• «Декоративизм» - первый тип модерна – это интуитивные, декоративно-изысканные плетения орнаментального декора, который разрушает целостность форм и призван создать ощущение чего-то живого, фантастического, таинственного. При пребывании в пространстве между этими формами может создаться ощущение нахождения в живом организме. Ярким примером воплощения этого типа модерна являются работы великого испанского архитектора Антонио Гауди.
• «Рационализм» - второй тип модерна – характеризуется вниманием к функциональной организации пространства и высокой дисциплиной композиции. Здесь нет случайных элементов, в основном используется небольшое количество декора, который вводится целесообразно и продуманно. При нахождении в пространстве, которое организовано таким образом, появляется ощущение строгой рациональности. В числе сторонников этого типа модерна можно назвать знаменитого шотландского дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша.


Даже, несмотря на такое явное различие между этими типами модерна, они пребывают в относительном согласии, благодаря тому, что являются частью одного стиля.
Необходимо отметить, что в Петербурге существуют давние традиции применения стиля модерн. Модерн хлынул с Запада в конце XIX века и принёс новый культ красоты. На берегах Невы выработался свой собственный северный вариант модерна – изящный, строгий, с удивительно тонкой пластикой форм и содержащий небольшое количество декора.
Модерн в России просуществовал всего около десяти лет. Однако и за это время было сооружено большое количество прекрасных зданий и создано множество великолепных интерьеров.

Особой фишкой модерна являются витражи:

Еще одна из отличителных деталей модерна - это интересные лесницы и ограждения:







Другие статьи в литературном дневнике: