Исключительная Сова. И граней стекло разрезало

Кшесинская Деметра: литературный дневник

https://stihi.ru/2002/10/17-130
Валюта времени


Есть эмоции генеральные, а есть побочные, сопутствующие, мелкие ручейки крупного потока, вызванного внутренним геомагнитным возмущением, которое есть внутри человека чувствующего, как бы оппонирующего человеку мыслящему. Первое лучше удается женщинам, второе — царство мужчин.


Стихотворение как разбитая фреска или диафильм, оборванный в начале, первые строки — уже чуть ли не кульминация, никакой подготовки, экспозиции, развития сюжета, читателя с первой строки окунают в два хрестоматийных переживания, на которых держится все искусство и религия...Это чувство любви и вины. Их союз скорее всего не случаен. Они и в жизни как бы взаимообусловлены, одно усиливает другое. Оба двусторонни, как жилеты, которые можно вывернуть, если надоела одна сторона или ее текстура. Можно любить или быть любимым, в редком опасном идеале, это чувство имеет две полосы движения. Можно быть виноватым или обвинять. Здесь взаимопроникновение бывает еще реже, чем с предыдущим энергетическим потоком.
Их взаимозависимость, если любишь, то чувство вины обостряется, реакции обвинений нивелируются, если любим (назойливо и не нужно) чувство вины в этой проекции бывает двояко - бывает неосознанное глубинное неоправданное чувство вины за собственное равнодушие, но когда объект достает, это быстро проходит. Если дожились до взаимности, обострено чувство вины с двух сторон, это ситуация легковоспламеняющегося средства. Поэтому чувство взаимности при всем его миролюбии очень часто смахивает на хорошо законспирированный военный опыт.


Зачем автор в начале стихотворения, почти экспромтом, блицем, не давая времени на раздумья читателю, как выстрелом, останавливает его сознание этим коротким диалогом? Это маркетинговый ход лирического героя...Эти две эмоции настолько сильны, что теперь все внимание читателя будет направлено только на один вектор, найти ответ на этот вопрос. По какой причине возник этот вопрос...
Он звучит не как требование, не как альтернатива, а как разговор с самим собой или внутренний монолог, сводящийся к тому, что проявление этих проблем и есть обратная сторона такого явления как полет. Внутренний полет или как любят его называть душелюбы, полет души.
"Простить?...
Прости.
Любить...
В Любви...
а нет
так нет
все крыльев бред"


Следующая строка говорит о событиях, развитие которых предполагает завязку. И если соотнести начало и продолжение, то перед воображением рисуется картинка раздора, размолвки, какого-то напряженного состояния внутреннего противоборства и скрежет разлуки, вызванной конфликтом, отягощенное чувством вины...Если принять во внимание начальное рассуждение, то скоре всего перед нами любящая лирическая героиня, которая ведет заочный разговор или трансцендентальную беседу со своим героем после произошедшей размолвки.


О напряженности внутренних переживаний говорит настойчивое повторение и возникновение образа окна и состояние пассивного влечения и безучастного притяжения к близкому человеку. Образ холодного ветра, который устремляет к дорогому окну, свидетель того, что ситуация является не только внутренней проекцией переживаний, но имеет и фактическое отражение в мире реальном, не теневом. В нем, трансмиссия сильной эмоции в состоянии разбудить и ветер, и холод, и тепло, и горение..И как бы подтверждая эту мысль, автор обобщает свое переживание, выводя его на уровень мира. Маленького частного внутреннего мира. В котором в темном распахнутом окне живет желание быть рядом. Зная, что это рядом сулит и боль, и переживание.


По ходу анализа у рецензента возникает вполне трагическая картинка, связанная с распахнутым окном...Она может быть фоновым значением, передающим силу переживаний. Через несколько строк тема продолжится еще одним болевым образом, связанным с ним, это стекло, разрезавшее сердце...Лирическая героиня вуалирует свое желание быть рядом, так, как это делают те, кто находится в активной фазе глубокой сильной симпатии. И вместо того, чтобы возлагать надежды на возможность быть вместе, или, что еще хуже, требовать этой возможности, героиня просто переделывает свой мир.


Фраза "Мы не расстались — в мире нет
Ни встреч, ни расставаний..." убирает из сознания героини саму мысль о том, что в чувствах есть какие-то законы, основанные на чужом частотном опыте. И здесь очень серьезное понимание психики человека и особенностей управления его энергетическими потоками. Разлука болезненна именно осознанием, фиксацией внимания на том, что с одной стороны за канат тянет желание быть рядом, с другой ему противоречит отсутствие такой возможности. И если раньше возможность существовала, то расставание еще болезненней, потому что к процессу переживаний подключается услужливая память, которая нарисует тысячу вариаций на тему "как счастливы мы были"...Если новую аксиому про отсутствие разлук и встреч хорошо проинтегрировать во внутренний мир, переживания постепенно станут тише. Но не от того, что боль ушла, нет, потому что она вышла за пределы трафарета переживания таких ситуаций остальными.


Почему именно любящий человек, будучи оторван от объекта своих переживаний, так остро чувствительно настроен на эту эмоцию вынужденного одиночества.Потому что фраза про "свет клином" это отнюдь не метафора, а почти математическая формула оптических явлений, которые происходят в таких взаимоотношениях. Человек любимый становится краном, точкой сборки, переходником между миром и тем, кто не может себе позволить "бред крыльев" в холодное тянущее окно. Это не только моральная боль, сейчас, это очень сильно связано и с физиологией, и с ментальностью.
В финальной части стихотворения появляется глубокая по осознанию и цельности фраза, напоминающая знаменитое выражение "дорогу осилит идущий". В авторском исполнении она звучит очень креативно и эмоционально в трансформации к проблеме времени "Мы будем вместе. Будем врозь. Осилит время ждущий..."


После всех градаций чувства от холода к пробитому сердцу, от изменения парадигмы "встреча-разлука", автор обращается к понятию, являющемуся ключевым в человеческих взаимоотношениях. Любая сильная эмоция нуждается в фиксации в тоннеле времени. Это можно делать по-разному: писать стихи, оставляя внизу дату, считать дни, часы, минуты и годы, ощущать время физически, многие помнят это болотистое переживание, когда кажется, что смоль времени тянется пространством через все твои жилы.


Это ощущение, связанное с хроносом, редко кто описывает или разбирает как значительную эмоцию. У нее всегда гриф сопутствия, она не является основной, но без нее почти никогда нет настоящих ощущений ни в одном из главных сенситивных проявлений. Без нее нет любви, страха, радости, горя, удивления, разочарования...Это эмоция ожидания. Наверное, если бы пришлось определять, в каких единицах без учета чисел можно еще измерять время, чтобы его ощущение было понятно другим, то наверное тема "ожидания" стала бы самой уместной для такого отражения.


Ждать, это платить валютой эмоций за счастье/несчастье любить. Ждать, это оставлять в мире мыслей расчищенное от снега пространства для того, о ком скучаешь. Ждать, это оставаться рядом, даже когда тебя нет и ты не нужен. Ждать, это звонить тому, кто распахнул окно уже давно и в последний раз...
Ждать , это не верить людям и в бога...Такая монета времени, почти не заметна. Но миллионы выживают и живут, только благодаря тому, что где-то кто-то кого-то безропотно и безответно ждет...


После стихотворения остается послевкусие. Неразгаданность зачина, про любовь и вину...Хитрая и понятная психологическая уловка и самообман про встречи и разлуки...И тихая сопричастность о силе ждущего человека...



Другие статьи в литературном дневнике: