Рецензия на «Серпантин дорог» (Михаил Грабовский)

Думаю, проблематика глубже, чем Вы описали... Прошло много времени... Народы перемешались давно... А Родина - она там, где человек родился...

А за стих - спасибо.

С уважением,

Кириченко Дмитрий   09.11.2006     Заявить о нарушении
Дмитрий спасибо за отзыв. Очень бы хотелось от вас узнать, в чём же глубина проблематики (на ваш взгляд). Время говорите? Не уважать время -не уважать свою историю и предков. Народы смешались, говорите? Национальное определение каждого человека заключается не в меньшей степени в уважении к истории своего народа. Для малого народа, цепляющегося за любой факт из истории человечества с упоминанием его истоков, прошлое- сквозит настоящим.(пока он существует). Департация малых народов СССР поставила под угрозу само существование этих народов. Исчезло целое поколение оставив внуков без дедов. Деффицит памяти восполняют нынешние поколения. Родина, Дмитрий-это в первую очередь земля твоих предков (менталитет и особености нации закладываются тысячилетиями средой его обитания). Отсюда моё отношение к природе-как к источнику духовности. Та земля, которая взрастила и на которой человек вырос может быть Родиной в одном случае -при духовной близости человека с культурой коренных народов и её природой. Остальное -только название.
У России самый коварный враг -это люди называющие её Родиной(не зависимо от национальности) и использующие её имя, ресурсы, людей только, для собственного обогащения.

Михаил Грабовский   10.11.2006 15:42   Заявить о нарушении
Проблематику Вы в ответе очень хорошо описали. Но в данном стихе "сюжет" забивает смысл. Возможно, это просто мое восприятие такое, но я увидел лишь слабый намек на то, что Вы написали потом "прозой".
А про время... Учитывая количество разных интерпретаций одних и тех же событий... Я не копался в архивах и не возьмусь судить о том, что реально происходило в "основе сюжета". Я просто не имею права судить, не имея разностороннего анализа ситуации. А Вы уверены, что Вы можете? Ведь рассказы друга - это "взгляд с одной стороны"...

Кириченко Дмитрий   29.11.2006 13:23   Заявить о нарушении
Дмитрий, ваши замечания звучат очень странно. "Интерпритация событий"-интерпритаций то никаких нет. А есть реальный сюжет. Тем более нет никаких анализов и выводов-только факты. Теперь, о мнениях. Люди живущие на своей земле её предать не могут по определению. Или вы хотите сказать, что из-за предательства русских, белорусов, украинцев была возможна их департация и весь народ можно было назвать предателями (из-за массовой сдачи в плен -например). Была бы только возможность! Но народы то- большие. Потом, о какой правде речь? Департация целого народа-не имеет оправдания с нравственной точки зрения (её я и рассматриваю). С политической -это на совести правителей. Ещё раз хочу отметить:
1. Департация любого народа со своей земли -безнравственна!
2. Правд может быть много, но нравственная -оснавная.
3. В моем стихе рассмотрен реальный сюжет, а именно-возвращение прошедшего лечение (после ранения) солдата в свой аул, из которого насильственно вывезли в казахстан всех жителей (точнее весь народ со всего Карачая). Дома заселили преимущественно русские. Таких солдат естественно отлавливали.
у вас есть сомнения? Или другая интерпретация событий? Например: карачаевский народ встретил радостно немецкую армию и весь народ, как предателей РОДИНЫ выслали в назидание (естественно на ассимиляцию и вымирание)и это уже после боевых дествий в ставраполье.
Даже, если предположить такое (вот здесь пусть копаются историки), то и в этом случае опрадание департации только политическое, а значит безнравственное.

Михаил Грабовский   30.11.2006 18:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте Дмитрий! Конечно же, Вы правы. Проблематика гораздо глубже, а Михаил лишь чуть-чуть ее коснулся. Спасибо Вам, что не прошли мимо этой темы. Мне понравились Ваши комментарии, сделанные со столь сдержанным достоинством.
Если позволите, приведу всего пару примеров из жизни. Давно это было. Помню себя в младших классах, читающего коротенькие рассказики типа- Маша поехала в гости к бабушке и дедушке и пр. Еще тогда я задавался вопросом, почему у всех книжных героев есть бабушки и дедушки, а из 24 моих одноклассников они имеются только у двоих? Вот недавнее сообщение молодого человека в молодежном карачаево-балкарском форуме «Эльбрусоид»: У меня мать отца не помнит. Он ушёл на фронт и не вернулся. Без вести пропал. И старший брат отца без вести пропал. Он прошёл войну, вернулся домой, не зная, что всех депортировали. Его даже не пустили в родной дом переночевать (по словам соседки - она русская). Остался на ночь в домике рядом со школой (в Сары_тюзе до сих пор этот домик стоит, перед сельским клубом), а на утро он исчез...
Более 20 % всего населения на фронте (не слишком ли много даже для тотальной мобилизации), а остальных депортируют на вымирание. Особенно досталось детям, стариками и семьям фронтовиков. Ни мне, ни этому молодому человеку никакие архивы не нужны.
Земли карачаевцев были разделены между Грузинской ССР, Ставропольским и Краснодарским краями. Грузии достались самые благодатные земли: Архыз, Теберда, Домбай, г. Карачаевск (переименованный в Глухори) со всеми окрестностями. Если бы карачаевцев не вернули, эти земли и сейчас были бы грузинскими, как Крым – украинской. А в самом начале 50-х годов русскоязычное население региона жило в тревожном ожидании передачи Грузии северокавказских и далее земель вплоть до пределов Армавир-Тихорецк-Ростов. Сейчас это может показаться диким вымыслом. А тогда? Кто бы посмел вякнуть против Берии и Сталина? Коммунизм коммунизмом, а «земли грузинские» собирали ...
Извините, я старался быть коротким. С искренним уважением и благодарностью к Вам. Успехов в жизни и творчестве. Кстати, почему вы решили, что героиня Вашей «Межнациональной любви» была еврейкой. Она вполне могла быть и карачаевкой. Они воспитываются в строгости, и не могут просто так принять ухаживания молодого человека, будь он даже карачаевец. Вот и метнулась, бедняжка, испуганной серной…
Хотя, пока меня не было на Вашей страничке, Вам уже сосватали азербайджанку...

Берекет   10.12.2006 15:29   Заявить о нарушении
Во первых, я не оправдываю действия властей тех времен. Не стоит на меня кидаться за это. Во-вторых, я не говорю, что не было того, о чем Вы пишете.
Однако, сейчас на тех территориях родились новые люди. И для них там тоже Родина. И они не виноваты, что их дедов/родителей депортировали на место, где ранее жил другой народ.
Этим летом я отдыхал на Кавказе, не особо далеко от Грузии как раз. Я был там впервые. И знаете что меня поразило? Ненависть. Нет, не ко мне... К гостям там отношение более, чем хорошее. Друг к другу... Там считается нормой, одобряемой обществом, ненависть к соседу только потому что он другой национальности. А ведь там почти все "переселенцы" или "ссыльные".
Я не утверждаю, что как то можно оправдать переселение людей на чужбину. Но это - прошлое. И это прошлое породило новые проблемы. Как бы больно не было - нужно смотреть в будущее... Иначе прошлое нас сломит.

P.S. Прошу не пытаться обосновать мне то, что историю надо знать. Я это отлично понимаю. Надо знать, но для того, чтобы идти вперед, а не топтаться на месте.
P.P.S. В Межнациональной Любви героиня была действительно еврейка. Я это знаю потому что люди, коорые знают и меня и ее, мне потом рассказали о причинах ее реакции. Но для стиха это роли не играет по большому счету.

Кириченко Дмитрий   14.12.2006 21:35   Заявить о нарушении
Извините, что вмешиваюсь, но у меня складывается ощущение, что с логикой Дмитрий, у вас не всё в порядке (а может и с внимательностью). Создаётся ощущение, что вы написали рецензию на другое стихотворение. Вы настойчиво переводите рассуждения на тему не затрагиваемую в данном стихотворении. Национальный вопрос мною не затрагивается. Отношения между народами тоже. В стихотворении описан факт департации. Обычно, такая реакция как у вас, возникает у людей завистливых, которым хоть что-то, но нужно поставить в пику. "Думаю, проблематика глубже, чем Вы описали..."(цитата) О чём речь???? Вы предлагаете написать поэму с перечислением проблем народов населяющих нашу страну?
Я не ставил перед собой такой цели.

Михаил Грабовский   15.12.2006 14:29   Заявить о нарушении
Возможно, Михаил, я действительно не совсем понял о чем именно Вы хотели сказать. Но раз я увидел то, о чем говорю, то наверное и другие тоже увидят это. И то, что вопрос депортации народов Советского Союза вполне логично породил кучу проблем националистического толка - от этого тоже не убежать. Ведь оно все тесно взаимосвязано, когда "чужаков" привозят куда то, где ранее жил родной народ... А потом каются и говорят, мол, не правильно поступили, надо вертать все обратно... Но не задумываются о том, что теперь то, по прошествии такого времени, уже и для "чужаков" та земля стала родной... Говорю достточно путанно, но надеюсь, Вы все таки поймете.

Кириченко Дмитрий   28.12.2006 16:37   Заявить о нарушении
Дмитрий, я вам признателен за внимание к данной теме. Я не сторонник выносить оценки проблемам. Моя цель показать мир таким какой он есть. Я знаю, что малые народы, не имеющие дастаточных сведений о своей истории, чувствуют себя не совсем определённо (нац самоопределение). И поэтому, их сегодняшнее самоопределение завязано на ближайшей истории. Департация была значимым историческим фактом в их истории. И я старался им хоть чуточку помочь создав хоть такой скромный но уже публицистический материал. (Оценка этого факта проведена мною только из-за вашей рецензии).

Михаил Грабовский   29.12.2006 00:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Грабовский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Кириченко Дмитрий
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.11.2006