Рецензия на «Черный квадрат» (Геннадий Иваныч)
Стихотворение, конечно, хлёсткое, но не более того. Вот вам цитата, под которой и я бы подписался: "Вы видите только Квадрат - занятие, имхо, не самое интересное. А я вижу Квадрат вместе с реакцией на него - и прихожу к выводу: *так* потрясти основы восприятия (ведь не прошли толпы критиков - апологетов и отрицателей - мимо, как мимо пустого места или мимо случайного пятна на случайном заборе) - работа Гения." <Стрелы Эльфов> http://stihi.ru/rec.html?2009/02/17/9425 (последний топик в теме) Всё необычное и не укладывающееся в привычные представления, вызывает протест у большинства людей. Тот же Лобачевский со своими по-странному параллельными прямыми - конечно же, напридумывал глупостей. Другое дело, что в математике все мы плаваем и судить о ней не берёмся, а вот в литературе или изобразительном искусстве каждый чувствует себя экспертом. Правда в том, что это полотно производит на людей огромное впечатление уже самим своим существованием. Вот и на Вас - произвело! И дело не в плюсе или минусе Ваших по этому поводу эмоций, а в их силе. Кроме всего прочего этот квадрат - одна из самых цитируемых картин. Когда-то - очень давно - моё отношение к ней было похожим на Ваше, пока... пока однажды я не обыграл её на обложке своего сборничка: http://klaviart.ucoz.ru/ka.gif Обычно главное недоумение у зрителей: "Какая же это картина? ведь любой дурак за день штук десять таких же накорябать может? Сам Малевич три штуки состряпал." Путаница в том, что Вы глядите на квадрат именно как на картину. А это скорее стихотворение. Злое, ехидное, яркое и - очень ёмкое. Этакий моностих на холсте. И не важно, плохим или хорошим был Малевич художником (склонен думать, что вполне посредственным). Но его Квадрат - гениален. Уже хотя бы потому, что споры о нём не утихают, и не утихнут никогда. Кстати, развивая так полюбившуюся Вам метафору о голом короле. Портные - авторы королевского наряда - чрезвычайно остроумно показали народу, что их король голый. Вполне возможно, что они были плохими портными. Но - они оказались гениальными поэтами :) Что бы ни намеревался выразить Малевич, какие бы смыслы ни вкладывал в этот холст, но Квадрат уже давно отделился и от автора и от холста, давно и бесповоротно упорхнул куда-то совершенно в метафизику, а сам Малевич стал просто частью заголовка. Прислушайтесь: "Чёрный Квадрат Малевича"!!! Вы думаете, что всё воздействие квадрата - не более чем грамотная раскрутка. Но это - не так. Нарисуй Малевич какой-нибудь зелёный треугольник - ни какая раскрутка бы не помогла, ни кто и внимание не обратил, никаким событием бы зелёный треугольник не стал. Так же как не стали событиями столь часто цитируемые Вами в обсуждении пресловутые кучки - хотя их и пытались таковыми сделать. Я видел картину в Третьяковке. У меня в голове к тому времени этот квадрат уже давно обитал, как отвлеченная идея, как образ, миф, жест, событие. И в своей вещественности он меня тогда ,признаюсь, несколько разочаровал (мифа это не затронуло) Я ожидал увидеть нечто, нарисованное чёрной краской по линейке. А то, что картина именно написана, причём, разными красками - показалось мне "отступлением от сути". Но через несколько лет я снова видел картину и изменил мнение: это просто ещё одна грань, ещё один нюанс в стихотворении. Словно на одном полотне до полного коллапса перемешено неисчислимое множество так и не воплощенных идей и сюжетов. Чёрная дыра! Не призываю Вас менять своё мнение и подозреваю, что каждый - как это всегда бывает - останется при своём. И всё-таки - попробуйте взглянуть на событие, именуемое чёрным квадратом, с другого ракурса. И пусть всё равно не понравится, но чтобы что-то отрицать, нужно сначала попытаться понять. Цахес Цинобер 19.06.2009 16:51 Заявить о нарушении
Не понимаю зачем все это написано...
Что я должен там понять? C тем же успехом можно встать перед пустым холстом и отнести все написанное Вами выше к пустому холсту. Понимаете, сам Малевич не разделял Ваши идеи, явное и абсолютное тому потверждение это то что квадратов НЕСКОЛЬКО, в том числе в конце жизни он "вырос" до цветных квадратов. Не нужно на это отвечать, я с зомби не спорю. У меня СВОИ глаза есть. Геннадий Иваныч 19.06.2009 17:11 Заявить о нарушении
>Не нужно на это отвечать, я с зомби не спорю. У меня СВОИ глаза есть.
Вы ими смотрите не в ту сторону. Вы смотрите на платье короля, не видите его и считаете что Вас хотят обмануть. Вы смотрите на ситуацию глазами обманутого короля, негодуете и радуетесь, что Вас-то обмануть не удалось. Мне же, напротив, кажется зазорным считать себя в этой ситуации на стороне обманываемых. Я вижу, что король голый и вижу это именно благодаря пройдохам-портным. Я нахожу их проделку изящной. Меня не обманули - мне раскрыли глаза. И не важно, какими мотивами руководствовались портные и сколько бобла срубили с короля и прочих "обманутых" и обиженных Вам кажется, что Вы выступаете против квадрата. Но на самом-то деле Вы - и есть тот двигатель, который сделал из простой геометрической фигуры художественное произведение. Если бы Вы и прочие "обманутые" не повелись на эту провокацию, никакого резонанса от картины не получилось бы. Но в том-то и весь фокус, что вы изначально просто не могли не повестись - так же, как не мог не повестись тот король. >C тем же успехом можно встать перед пустым холстом и отнести все написанное Вами выше к пустому холсту. Нельзя. Так же, как нельзя отнести это ни к зеленому треугольнику, ни к кучкам фекалий, ни к красным квадратам "подросшего" Малевича. Впрочем, закругляюсь. Действительно, сложно спорить с зом... с человеком, чьё мнение незыблемо. Цахес Цинобер 19.06.2009 19:11 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |